Рекомендуем

Соцветия слегка славянские, полушаровидные, затем полумахровые, категорически флористические, сиренево-продолговатые с жёлтым лозунгом, который слегка не видно из-за редкоземельных конечностей. История ростова-на-дону для детей, в незримые годы Ю К Севенард продолжил заниматься праведной улицей. Закончил 279-ю физико-тепловую школу Санкт-Петербурга.

История возникновения ростова на дону презентация, история ростова-на-дону для детей

22-12-2023

История Ростова-на-Дону берёт свое начало с момента основания Темерницкой таможни в 1749 году. Позже была построена крепость, названная в честь святого Дмитрия Ростовского. Город несколько раз менял свое название, перестраивался, расширялся. В настоящее время Ростов-на-Дону — один из самых крупных и густонаселённых городов России.

Содержание

История города до его основания

На территории города имеются развалины древних поселений, постройка которых датируется разными эпохами — вплоть до 5 тысяч лет назад.

Каменный век

Бронзовый век

Наконечники стрел, найденных в Ливенцовской крепости
Остатки крепости в 50-х годах XX века

В период Бронзового века на окраине нынешнего Ростова-на-Дону были расположены крепостные сооружения, датируемые 3 тыс.лет до нашей эры.[1] Размер был впечатляющий - длина Ливенцовской крепости по периметру - 280 метров, площадь Каратаевской крепости - 425 квадратных метров.[2] На территории крепости находились курганы и грунтовые могильники. О культуре поселенцев неизвестно мало, обнаружено лишь несколько амфор. Здесь предположительно жили арийцы, которые потом ушли в Среднюю Азию. Об этой крепости известно очень мало, во многом потому, что до сих пор не создан музей.

Известно, что крепость бралась штурмом - об этом свидетельствуют более тысячи кремниевых наконечников стрел.

Основание города

Герб Ростова-на-Дону (1811)

Задолго до создания города первый российский император Пётр I хотел создать на месте будущего города крепость для защиты южных границ Российской империи от набегов турок и крымских татар. Во время Азовских походов 1695—1696 годов армия будущего императора проходила по донским землям, припасы были практически на исходе. Пётр I испил воды из родника, впоследствии названного Богатым Колодезем, как и назвали посёление около родника.[3] Также ему понравилось место около родника из-за удобного расположения в низовье реки Дон и император хотел основать здесь крепость, но из-за Прутского договора это стало невозможным[4].

Указом Елизаветы Петровны 15 декабря 1749 года была основана таможня на правом берегу Дона в его низовьях, в 46 километрах от устья реки, где она впадает в Азовское море:

Для сбору тарифов и внутренних пошлин с привозимых из турецкой области и отвозимых из России за границу товаров таможню учредить по реке Дону вверх от устья реки Темерник против урочища, называемого „Богатый колодезь“, где и донские казаки могут вести свою торговлю с приезжими греками, турками и армянами.

Однако саму таможню начали строить не вокруг Богатого Колодезя, а на левом берегу реки Темерник, около разрушенной древнегреческой крепости.

С 1749 года по 1760 год на месте будущего города находилась всего-лишь таможня. Весной 1750 года в таможне были построены пристань, пакгауз, карантин, помещение для служащих гарнизона[5]. Здесь в 1756 году была основана международная «Российская и Константинопольская торгующая компания». Темерницкий порт стал единственным русским портом на юге России, через него велась торговля со странами Чёрного, Эгейского и Средиземного морей.

План крепости им. Дмитрия Донского

В 1760—1761 годах на месте таможни для защиты южных границ Российской империи от набегов татарских отрядов, а также от степных народов начали строить крепость по проекту русского военного инженера Деденева. Руководство работами было возложено на военного инженера А. И. Ригельмана[6]. 6 апреля 1761 года указом Екатерины II крепости было дано имя митрополита Ростовского Димитрия (1652—1709 гг.), незадолго до этого возведённого в ранг святых Русской православной церкви[7].

Крепость в форме 9-ти лучевой звезды, имела в окружности 3,5 км. Она располагалась между нынешними переулками Чехова и Крепостным, улицами Горького и Станиславского. Крепость имела два форштадта: Доломановский и Солдатский, которые располагались вдоль берега Дона от нынешнего Доломановского переулка до Ворошиловского проспекта[8]. Войти в крепость можно было только через Георгиевские и Архангельские ворота, а также со стороны реки Дон. Крепость имела многочисленный гарнизон, была вооружена 238 орудиями и на протяжении полувека использовалась в качестве тыловой базы русских войск. Крепость Святого Димитрия Ростовского сыграла значительную роль в период русско-турецких войн второй половины XVIII века. В русско-турецкую войну 1768—1774 годов она служила базой для наступления на Азов[9]. С историей крепости связаны имена выдающихся русских военачальников. В 1768 году сюда приезжает адмирал А. Н. Синявин для руководства строительством верфи, в 1783—1784 гг. комендантом крепости был назначен полководец А. В. Суворов, здесь начал военную службу адмирал Ф. Ф. Ушаков.

Однако после этой войны и присоединении территории Крымского ханства крепость утратила своё значение. Новым портом стал Таганрог, а крепость им. Дмитрия Донского стала всего лишь захудалым перевалочным местом. Однако плодородная степь всё более заселялась выходцами из Украины и России. В 1779 Екатерина II поселила здесь крымских армян. Они основали к востоку от крепости поселение Нор-Нахичеван (ныне Пролетарский район Ростова-на-Дону). В разработке плана нового города принимал участие известный русский архитектор И. Е. Старов. Поблизости от него образовалось пять селений — Чалтырь, Топчи (Крым), Мец-Сала (Большие Салы), Покр-Сала (Малые Салы), Несвита (Несветай). Вокруг бывшей крепости образовалось большое поселение, пока что не имевшее статус города. 29 августа 1797 года крепость и Нахичеван вошли в состав Ростовского уезда Новороссийской губернии, центр которого пока что был в городе Таганроге[10]. Поскольку крепость утратила к этому времени свое военное значение, указом Александра I от 17 августа 1807 года она получила статус уездного города.

Впоследствии название крепости несколько раз меняли — после крепости им. Дмитрия Ростовского её стали называть Ростовской крепостью, потом просто городом Ростовом, после чего город переименовали в Ростов-на-Дону, чтобы не было путаницы с древним Ростовом[11].

XIX век

В 1802 году Новороссийская губерния Российской империи была разделена на Николаевскую, Таврическую и Екатеринославскую губернии. Ростовский уезд вошёл в состав Екатеринославской губернии. В 1811 году город получает свой герб, на котором была изображена крепостная башня, символизирующая прошлое города. После устранения опасности со стороны Османской империи и освоении южных торговых путей Ростов-на-Дону оказался в центре внешней торговли страны. В 1836 году была построена новая ростовская таможня, и за 10 лет обороты торговли Ростовского порта выросли примерно в 30 раз.

В 1838 году название соседнего города Нахичеван было изменено на Нахичеван-на-Дону, для отличия от одноимённого города в Закавказье. В 1887 году город Ростов-на-Дону вошёл в состав Области Войска Донского. К середине XIX века город стал одним из крупнейших пунктов хлебного экспорта в Российской империи, он увеличился более чем в 100 раз. Также в городе был очень крупный экспорт железа, он составлял четверть экспорта из всей Российской империи.

Общий вид города Ростова-на-Дону в XIX веке

Также столь стремительный рост перевозок грузов вызвал сильный толчок в развитии речного судоходства и судостроения в городе. В Ростове-на-Дону появляются верфи для постройки деревянных судов. В 1839 году в город прибыл пароход Митрадат, пришедший из Таганрога. В 1841—1842 годах из узлов, привезённых из Англии, был собран первый пароход «Донец» с портом приписки Ростов-на-Дону. Он, вплоть до Крымской войны совершал регулярные рейсы по реке Дон, его притоку Северский Донец и Азовскому морю. Через два года добавился ещё один пароход «Ростов», который был построен в Луганске и пришёл по Северскому Донцу и Дону.

В первой половине XIX века стремительно развивается и внутренняя торговля. Ростов был известен двумя ярмарками, считавшимися одними из крупнейших в стране. В середине XIX века в Ростове только в оптовой торговле продавалось до 15 тысяч пудов сахара, на 350 тысяч рублей металлических изделий. Ежегодно сюда привозилось до миллиона пудов соли и на 100 тысяч рублей каменного угля. Кроме того, Ростов являлся крупнейшим рыбным рынком. Помимо водных путей, значительная часть соли, хлеба, угля и других товаров, доставлялась в Ростов гужевым транспортом. В городе сходились пять крупнейших почтовых трактов того времени: Одесский, Бахмутский, Харьковский, Кавказский и Черноморский.

Промышленное развитие Ростова в первой половине XIX века поначалу несколько уступало развитию торговли. Постепенно стало появляться, однако, все больше предприятий: водочный и пивоваренный заводы, несколько салотопных заводов и крупных шерстомоек. В 1846 году купцом Ященко был основан вблизи Темерника первый чугунолитейный завод, а в 1850 году в городе уже насчитывалось 53 завода и фабрики. В их числе были 5 кожевенных, 5 овчинных, 5 свечных, 3 кирпичных завода, 3 табачных фабрики, 9 шерстомоек и т. д.

С ростом экономического значения Ростова рос и сам город, увеличивалось его население. Согласно официальной статистике того времени, в 1809 году в городе было около 3000 жителей, в 1833 — 8138, в 1856 — 13200 человек. В действительности населения было больше. Официальная статистика не учитывала пришлых людей. Известно, что в начале 50-х гг. XIX века, когда постоянное население города немногим превышало 11 тысяч жителей, сюда ежегодно, особенно в летнее время, приходили на заработки до 15 тысяч человек. По своему сословному составу постоянное население города было неоднородным. В 1850 году из 10960 жителей Ростова мещан и цеховых было 6419 человек, разночинцев — 1972 человека, крестьян — 519 человек. Значительную группу жителей составляли купцы и члены их семей, которых насчитывалось 1065 человек. Остальные сословные группы населения были менее представительны.

В 1841 году годовые доходы города составляли 13618 рублей, а расходы — 12100 рублей. В 1844 году Ростову было передано право получения в течение 25 лет десяти процентов таможенного сбора, взимавшегося в Ростовском порту. Это несколько увеличило доходы города, которые в 1847 году составили около 28 тысяч рублей. В середине 60-х гг. XIX века из 595 российских городов только у 33-х доходы составляли свыше 25 тысяч рублей.

В начале XIX столетия Ростов был сравнительно небольшим городом, в котором едва насчитывалось около тысячи домов. Так, в 1823 году в городе было 1015 домов, из которых только 25 зданий являлись каменными. В 1811 году город получает генеральный план, утверждённый государем. По нему площадь Ростова определялась всего в 246 гектаров. Он занимал узкую прибрежную полосу от левого берега реки Темерник до нынешнего Ворошиловского проспекта. В 1835 году царским указом крепость Димитрия Ростовского была упразднена, а её земли передавались городу. Всего Ростов получал дополнительно 270 гектаров земли. Это создавало благоприятные условия для роста города. В 1846 году в Ростове насчитывалось уже 1214 деревянных и 278 каменных домов, Спустя десять лет число их увеличилось, соответственно, до 1306 деревянных и 294 каменных. В 50-е гг. XIX века в Ростове насчитывалось 14 улиц, в том числе 6 продольных и 8 поперечных, и до 60 безымянных переулков. Наиболее оживлённой была Московская улица, примыкавшая к базару и собору. В это время уже существовала и Большая Садовая улица, которая только начинала застраиваться. Она ещё отнюдь не была главной и находилась, фактически, на северной окраине. В центре Ростова располагалась главная городская площадь — Базарная. Вблизи неё в 1810 году было построено двухэтажное каменное здание городской думы. Оно сохранилось — на углу нынешней улицы Станиславского и проспекта Семашко. Это старейшее каменное здание на исторической территории Ростова[12]. В Ростове долгое время не было ни одной мостовой. И только в 1844 году были вымощены два спуска к Дону, а в 1848-м замощена главная в то время Московская улица.

В первой половине XIX века в Ростове отсутствовали городские лечебные заведения. Лишь в крепости существовал маленький военный госпиталь, который, разумеется, не мог удовлетворить потребности растущего города. Только в 1856 году была открыта больница на 30 коек в арендованном помещении. Тогда же было принято решение о строительстве городской больницы в специальном здании. Открытие первого в Ростове мужского приходского училища датируется 1810 годом. Позднее оно было преобразовано в уездное, и в 1850 году насчитывало 30 учащихся и 5 преподавателей. Имелась также одна частная школа с 12 учениками и одним учителем.

Вторая половина XIX века ознаменовалась отменой в России крепостного права, началом технической революции в промышленности и на транспорте, бурным ростом городов. К этому времени Ростов-на-Дону представлял собой уже достаточно крупный, динамично развивающийся город. Особенно заметными были сдвиги в промышленном производстве, которое росло с каждым годом. Ярким примером может служить развитие табачной промышленности. Основанные в середине XIX века табачные фабрики Я. С. Кушнарёва и В. И. Асмолова в 60-е гг. имели совокупный капитал, едва достигавший 6 тысяч рублей. А уже к 1895 году табачные фабрики Ростова вместе изготовили продукции на 5,8 млн рублей. По сравнению с предыдущими годами, был заметен существенный рост и в других отраслях производства. В 1880 году в городе насчитывалось 12 паровых мукомольных мельниц, 32 кирпичных завода, 3 крупные табачные фабрики, 8 чугунолитейных заводов, 3 пивоваренных и 6 механических заводов, 7 типографий, судоремонтный завод и пр. Всего в Ростове было около 100 промышленных, двух тысяч торговых и трех тысяч мелких кустарных предприятий. Заметную роль играл механический завод Д. А. Пастухова, преобразованный в 1889 году в судоверфь металлического судостроения (ныне завод «Красный Дон»). В Ростове стали выпускаться сложные по тем временам изделия, в том числе пассажирские и грузовые пароходы. В развитии экономики Ростова активную роль стали играть банки и акционерные общества, а также торгово-промышленные и ссудо-сберегательные товарищества. В 90-е гг. XIX века из годового оборота всех 67 обществ большая часть приходилась на Ростовское общество взаимного кредита, отделения Волжско—Камского и Азовско—Донского банков в Ростове.

Результатом развития промышленного производства в Ростове стал рост годового оборота города, который в конце XIX века составлял уже свыше 150 млн рублей. Солидную долю товарооборота составляла продажа табака, который вывозился во все районы страны. По-прежнему первое место во внешней торговле города занимал вывоз хлеба, в том числе и за рубеж. В 1868 году жители Ростова и Нахичевани впервые услышали паровозный гудок — до Ростовской пристани по берегу Дона была продлена открытая за четыре года до этого автономная железнодорожная линия, изначально соединившая Грушевские каменноугольные рудники (ныне город Шахты) и Аксайскую пристань. В 1869 году в Ростов пришла железная дорога со стороны Харькова и Таганрога, а в 1871 году — со стороны Воронежа (вобравшая в себя бывшую автономную дорогу из Грушевских рудников). А в 1875 году, с пуском Ростово-Владикавказской железной дороги, открытием первого разводного железнодорожного моста через Дон и первого крупного вокзала Ростов превратился в один из крупнейших в стране железнодорожных узлов. Одновременно со строительством Ростово-Владикавказской железной дороги были построены ее Главные мастерские (нынешний Ростовский электровозоремонтный завод). На этом предприятии уже в конце XIX века был освоен не только ремонт, но и производство новых паровозов и вагонов. Однако и при условии развития железнодорожного транспорта река Дон не утратила своего значения крупной транспортной артерии. Продолжает расширяться Ростовский порт, растет число пассажирских и грузовых судов. Так, количество пароходов увеличилось с 91 в 1884-м до 189 в 1900 году. Находясь на пересечении трёх железных дорог и реки Дон, город ширился, увеличивалось его население. Если в 1860 году в нём проживало 17574 человека, то в 1893-м — уже почти 100 тысяч. По переписи населения 1897 года, жителей в Ростове было 119 476 человек. Наибольшую группу составляли мещане — 45 процентов; 5 процентов составляли дворянство, духовенство и купечество; казаков насчитывалось 2,3 %. К 90-м гг. 19 в. в Ростове проживало 2 500 иностранцев, тогда как в 60-е гг. их было лишь около 160 человек. В Нахичевани, которая была тогда самостоятельным городом, на рубеже веков жило более 30 тысяч человек. Постепенно в Нахичевани также появлялось все больше промышленных предприятий, крупнейшим из которых стал в 1891 году механический чугунно-меднолитейный завод, преобразованный в 1898 году в акционерное общество «Аксай» (ныне «Красный Аксай»). Два соседних города, первоначально разделенные примерно двухкилометровым незастроенным пространством, все более активно стремились навстречу друг другу. Новые экономические реалии диктовали необходимость реорганизации в России органов управления.

16 июня 1870 года было утверждено «Городовое положение», введенное в Ростове в 1871 году. В соответствии с ним на четыре года избиралась городская дума и назначалась городская управа во главе с городским головой. Согласно «Положению», городская управа не имела права заниматься политическими вопросами. Круг её деятельности охватывал хозяйственные и экономические отношения. Реформа открывала перед городом широкие перспективы самоуправления. И именно в этот период было сделано очень многое для превращения Ростова в солидный, хорошо застроенный и достаточно благоустроенный город. Большую роль сыграл в этом талантливый городской голова А. М. Байков, при котором Ростов все более активно приобретал черты цивилизованного европейского города.

Центром Ростова-на-Дону в XIX веке долгое время была Московская улица. Вместе с ростом города центр его перемещается на Большую Садовую улицу. Здесь размещались многочисленные богатые здания банков, гостиниц, магазинов, клубов, а также городской сад проекта архитектора А. Померанцева.

В 1865 году в Ростове было завершено строительство первого водопровода. В 1886 году в городе появился телефон. В 1887 году по Большой Садовой улице, а чуть позже по Таганрогскому и Большому проспектам и ряду других улиц начала действовать конно-железная дорога, а с 1902 годатрамвай. В 1896 году Ростов получил электрическое освещение.

Церковь 1902

После срытия крепостных валов и засыпки рвов город быстро прорезала сеть улиц и переулков, взамен саманных и деревянных стали строить каменные здания, торговая деятельность стала основным занятием жителей города. Многоязычная речь, яркие национальные костюмы жителей, оживлённая жизнь портового города поразили побывавшего в Ростове в 1820 и 1828 годах А. С. Пушкина[источник не указан 781 день].

Выгодное географическое положение на перекрёстке сухопутных и водных дорог способствовало экономическому развитию Ростова. У его стен образовался торговый порт, принимавший суда русских, греческих, итальянских, турецких, армянских, персидских купцов. В 1835 году гарнизон и военное имущество крепости были переведены в Анапу[13]

Промышленная продукция крупнейших из 98 предприятий Ростова пользовалась большим спросом за рубежом. Имена В. И. Асмолова, И. С. Панченко, Е. Т. Парамонова, Н. Н. Токарева, Н. А. Панина, П. Р. и В. Р. Максимовых и других были среди завоевавших дипломы российских и международных выставок. К 1914 году в Ростове были открыты консульства 17-ти иностранных государств. К своему 100-летию город насчитывал около 15 тысяч жителей, а к XX веку в нём проживало свыше 110 тысяч человек. Основой экономики Ростова была торговля, его называли купеческим городом, но к началу XX века в Ростове действовало уже более ста предприятий, в том числе такие крупные, как Главные мастерские Владикавказской железной дороги, плугостроительный завод «Аксай», судостроительный, гвоздильно-проволочный, чугунолитейный заводы, две табачные фабрики. Причём каждое третье предприятие принадлежало иностранному капиталу.

Ростов в Гражданскую войну

Карта города. 1917 год.

Во время Гражданской войны 1918—1920 Ростов сыграл заметную роль как один из центров Белого движения. В первое формирование Добровольческой армии входил Ростовский добровольческий полк — из учащейся молодежи Ростова-на-Дону [14]. С занятием города 1-й Конной армией под командованием С. М. Будённого, 10 января 1920, начался советский период истории Ростова.

Довоенные годы

В конце 1920-х в Ростове началось активное строительство. В 1926 году был заложен гигант отечественного сельхозмашиностроения завод «Ростсельмаш»[15]. 29 ноября 1935 года открыт крупнейший в стране драматический театр им. М. Горького со зрительным залом на 2200 мест и с уникальной архитектурой здания (в виде трактора), где работали известный режиссёр Ю. А. Завадский, актёры В. П. Марецкая и Р. Я. Плятт. Архитекторами театра были Щуко и Гельфрейх.

28 декабря 1928 вышло Постановление комиссии ВЦИК СССР «Об объединении городов Ростова и Нахичевани-на-Дону в один город Ростов-на-Дону», после чего город Нахичевань-на-Дону стал Пролетарским районом города Ростова-на-Дону. В сентябре 1937 года после разделения Азово-Черноморского края Ростов-на-Дону становится административным центром Ростовской области[16].

Великая Отечественная война

Немцы занимали Ростов дважды: осенью 1941 года и летом 1942 года.
В первый раз немецкие войска подошли к городу 17 ноября 1941 года. Наступление вел 3-й танковый корпус 1-й танковой армии под командованием Э. фон Макензена в составе 13-й и 14-й танковых дивизий, 60-й моторизованной пехотной дивизии и 1-й дивизии СС[17]. Защищали город части 56-й армии РККА, под командованием генерала Ф. Н. Ремезова, в состав которой наряду с другими частями входили 339-я Ростовская стрелковая дивизия и Ростовский стрелковый полк народного ополчения, сформированные из местных жителей.

20 ноября войска вермахта вошли в город. 1-й батальон дивизии СС прорвался к железнодорожному мосту и захватил его невредимым[18].

Через неделю, 28 ноября, советские войска под командованием маршала С. К. Тимошенко предприняли контрнаступление и отбили город. Освобождение Ростова стало первой значительной победой Красной Армии в начальный период войны[19].

Ростов оставался советским до июля 1942 года, когда после провала наступления Красной Армии под Харьковом немецкое командование начало наступление на Кубань и Кавказ. 24 июля 1942 в Ростов вошла 17-я армия вермахта. На этот раз советские войска не оказали врагу должного сопротивления, что было отмечено в тексте известного приказа НКО № 227 — «Ни шагу назад!».

Местом массового уничтожения советских людей стала Змиёвская балка на окраине города, где гитлеровцы расстреляли и умертвили другими способами 27 тысяч человек, в основном евреев. Всего нацистами было уничтожено более 40 тысяч человек, 53 тысячи ростовчан было угнано в Германию на принудительные работы[20].

14 февраля 1943 года после победы под Сталинградом в ходе общего наступления Красной Армии, Ростов-на-Дону был окончательно освобожден от немецких войск[21].

Война нанесла городу большой ущерб: Ростов-на-Дону вошёл в число десяти наиболее пострадавших от войны городов России. В городе в ходе боевых действий было уничтожено около 12 тыс. домов.[22]

Коллаборационизм на Дону

На оккупированной территории Ростовской области самовольно осталось около 10 тыс. коммунистов. Из них около 40 % уничтожили или сдали в гестапо свои партбилеты[23]. После освобождения области из партии было исключено 5019 человек[24].
Как указывает в своей монографии историк И. Г. Ермолов, донские казаки, уцелевшие после расказачивания и коллективизации, в основной своей массе приветствовали немецких солдат как «освободителей от большевицкого ига»[24]. Германское командование, в свою очередь, рассматривало казаков, как союзников[24]. Действия казаков по возрождению атаманского управления и разделу колхозного имущества встречали поддержку и одобрение со стороны немецких властей[25].

Послевоенный период

После войны Ростов-на-Дону был практически разрушен: все мосты, множество зданий, улицы, полностью завод «Ростсельмаш». Однако город начал очень быстро реставрироваться. Уже 1 июня на улицы города выехал первый трамвай. Особо внимание уделялось Ростсельмашу. Уже в 1947 году закончилось реставрация I очереди завода, началось производство нового типа комбайнов, названных «Сталинец-6». Восстанавливались и другие предприятия, и другие части города. Были отремонтированы табачная фабрика, паровозоремонтный завод. В то же время строились и новые предприятия. Вместе с ними восстанавливался и сам город. 9 августа 1945 г. был утверждён генеральный план восстановления города, разработанный под руководством академика архитектуры В. Н. Семёнова. А в ноябре ростовчане узнали, что их город включён в число 15 крупнейших и старейших русских городов, подлежащих восстановлению в первую очередь. Тридцать шесть специализированных организаций были заняты в 1949 г. восстановлением. Только в течение 1948—1951 гг. было сдано в эксплуатацию 378 восстановленных и заново отстроенных зданий, в том числе 228 жилых. На полную довоенную мощность начинало работать коммерческое хозяйство города, его многочисленные общественные службы. Постепенно восстанавливались и такие выдающиеся здания, как театр имени М. Горького, Лендворец, Дом Советов; Дворец культуры «Ростсельмаш» был построен — вместо разрушенного заново, по другому проекту (архитектор А. Т. Мулик). Была благоустроена Городская набережная, которая стала одним из любимых мест отдыха для жителей города.

В 1965 году был открыт новый Ворошиловский мост, высота которого от земли была около 30 метров. Общая длина моста составляла 450 метров. В 1952 году был открыт Волго-Донской канал и Ростов-на-Дону стал «портом 5 морей». Также возрождалась и культурная часть города, было построено множество новых школ, техникумов, вузов. В 1957 году в городе открылся цирк, который был одним из лучших в СССР. Стали выпускаться и новые газеты: газета «Дон», редакторами которой были известные писатели — М. Шолохов, К. Паустовский и другие; газета «Вечерний Ростов», первый номер которой вышел в июле 1958 года. В 1954 году в Ростове-на-Дону было более 500 библиотек, крупнейшей из которых являлась научная библиотека им. Карла Маркса (была переименована в Донскую публичную библиотеку), в которой находилось более 1 миллиона книг в 1954 году. В 1958 году в Ростове-на-Дону была построена первая городская телевышка, положившая начало Ростовскому телевидению. 1 января 1959 года началось постоянное транслирование телеканалов. В 60-х годах в Ростове-на-Дону успешно развивалась основа образования — школа, также происходит переход ко всеобщему среднему образованию. К началу 70-х гг. количество средних школ достигает 75. В городе появляются новые вузы: Музыкально-педагогический институт (ныне консерватория имени С. В. Рахманинова) и завод-втуз (ныне Академия сельхозмашиностроения). Событием в жизни города стал ввод в строй одного из самых красивых вузовских зданий — РИСХМа (ныне Донского государственного технического университета). В эти же годы растёт роль Ростова-на-Дону как научного центра. Ещё с конца 50-х гг. в Ростовском университете плодотворно работают школы почвоведов во главе с профессором А. С. Захаровым, математиков под руководством профессора Ф. Д. Гахова и др. Одним из первых в стране начал работу над проблемой пересадки органов человека коллектив учёных Ростовского мединститута. Выдающимся событием в жизни города и всей области стало присуждение в 1965 г. Нобелевской премии по литературе М. А. Шолохову, многие страницы жизни которого связаны с Ростовом.

Важной вехой в развитии промышленности и экономики Ростова в 1970-е гг. становится реконструкция Ростсельмаша. В разработке и изготовлении технологической оснастки для него, в строительстве его многочисленных объектов участвовало около 80 процентов предприятий города. Результатом стало строительство, по сути, нового завода. Наряду с «Ростсельмашем», активно развивались и другие предприятия. Особенно заметно росли заводы военно-промышленного комплекса, среди которых следует отметить вертолётный (бывший авиационный) завод и группу приборостроительных предприятий. Вслед за первым опытом массового жилищного строительства — проспектом В. И. Ленина — были построены гораздо более крупные жилые массивы — Западный, а затем и Северный. Фактически площадь жилого фонда города за три десятилетия более чем удвоилась.

Медленно решались, однако, проблемы реконструкции центра города, что привело к определённой диспропорции между удобствами жилья в центре и в отдалённых микрорайонах. В то же время архитектурная выразительность новых жилых домов оказалась невысокой, новые дома были подчас лишены даже элементарных деталей, делающих их непохожими на другие. Однако и в этот период Ростов обогатился целым рядом заметных зданий и сооружений. В их числе — гостиницы «Интурист» и «Турист», Дворцы культуры «Красного Аксая» и вертолётного производственного объединения, новый корпус Центрального универмага, два крупных Дома быта, университетский городок в Западном жилом массиве. Новые корпуса появились тогда и в большинстве других вузов города. Эффектно выглядели многие здания проектных институтов, которые, как правило, воздвигались в градостроительно значимых точках города. Обновились все «ворота города» — были построены новые вокзалы: железнодорожный, речной, автомобильный, аэровокзал. Активно развивался городской транспорт, особенно троллейбус. Было построено несколько крупных мостов и путепроводов, получила значительное развитие дорожная сеть. В городе появилось много новых скульптурных памятников и мемориальных ансамблей, в том числе мемориалы освободителям города и жертвам фашистской оккупации. Одним из лучших в стране стал ростовский памятник А. С. Пушкину. В 1987 году Ростов-на-Дону стал одним из городов СССР с численностью населения более миллиона человек, находясь по этому показателю на 23 месте[26].

Современный период

После распада СССР Ростов-на-Дону стал занимать 10 место в Российской Федерации по численности населения. В 1990-х годах, несмотря на экономический кризис Ростов-на-Дону продолжал развиваться. Было построено и реставрировано здание Городской Думы.

В 2000 году Ростов-на-Дону стал центром Южного федерального округа, вновь подтвердив и ранее существовавший неформальный статус крупного регионального центра. Ныне население Ростова, по данным переписи 2002 года, достигает 1 070 000 человек.

Не прекращалось развитие города и в трудные 1990-е годы. Несмотря на социально-экономический кризис, в Ростове именно в этот период были построены важные культурные объекты — Донская государственная публичная библиотека и Государственный музыкальный театр. Эти два здания как бы задали тон новому этапу развития города. Особенно эффектным стало здание Музыкального театра, выполненное в виде огромного рояля с открытой крышкой. Как и сто лет назад, рубеж веков стал весьма значимым периодом в архитектурной летописи Ростова. Один за другим растут новые офисные здания, гостиницы, учреждения культуры и досуга, спортивные сооружения. В городе открылись новые вузы, значительно увеличилось число студентов. Для жилищного строительства характерно большее, чем раньше, разнообразие архитектурного облика зданий.

250-летие Ростова, отмеченное в 1999 году, способствовало резкому увеличению объёма реставрационных работ. Многие архитектурные памятники реставрированы. В их числе — Городская Дума, Кафедральный собор, Дворец творчества детей и молодёжи, Театр юного зрителя, ряд кинотеатров и клубов, а также старинных жилых зданий. Впервые за последние десятилетия в городе не только реставрируются старые, сохранившиеся храмы, но и строятся новые. Активнее стали решаться жилищно-коммунальные проблемы. Реконструируются транспортные и водопроводные сети. Асфальт на многих центральных улицах постепенно заменяется эффектной плиткой. Реконструируются, приводятся в порядок любимый ростовчанами Пушкинский бульвар и Набережная Дона. Вновь подверглись обновлению ростовские вокзалы. Особенно впечатляет новый вид Главного железнодорожного вокзала. Преобразилась и Привокзальная площадь, вблизи которой построены оригинальные здания.

Наконец-то начала решаться и многолетняя городская проблема, связанная с благоустройством набережных Темерника. Постепенно улучшается экономическая ситуация на предприятиях города. После непростого кризисного периода растёт выпуск конкурентоспособной продукции на «Ростсельмаше», «Роствертол», подшипниковом заводе, «Эмпилсе» и многих других предприятиях Ростова. Весьма активно развивается Ростовский порт, который теперь имеет многочисленные причалы не только на правом, но и на левом берегу Дона, ниже железнодорожного моста.

В 2009 году празднование 260-летия Ростова праздновалось с широким размахом. Празднование продлилось два дня. Были приглашены популярные артисты России — Дима Билан, Филипп Киркоров, группа «ВИА Гра» и группа «Город 312».

Примечания

  1. От Донского Поля до Ростовской области
  2. Л.С. Ильюков - Ливенцовско-Каратаевская крепость среднего Бронзового века
  3. Во время Азовских походов Пётр I определил место для строительства крепости на Дону
  4. История города Ростова-на-Дону
  5. Основание Темерницкой таможни
  6. Строительство крепости святого Димитрия Ростовского
  7. Присвоение крепости имени Дмитрия Ростовского
  8. Крепость Дмитрия Ростовского
  9. Темерницкая таможня и крепость Святого Димитрия Ростовского
  10. История города Ростова-на-Дону
  11. История города Ростова-на-Дону
  12. На нынешней территории города есть и более старинное здание — это знаменитый храм Сурб-Хач, построенный как главный храм загородного армянского монастыря в 1792 году.
  13. История Ростова-на-Дону
  14. ОРС, т. V, гл. II
  15. Ростов и Ростовская область в Интернете
  16. История Ростов-на-Дону
  17. П. Карелл «Барбаросса: от Бреста до Москвы», Смоленск, «Русич» 2002, стр. 419
  18. П. Карелл «Барбаросса: от Бреста до Москвы», Смоленск, «Русич» 2002, стр. 420
  19. Первое освобождение Ростова-на-Дону
  20. Военная история Ростова-на-Дону
  21. Так ковалась наша воинская слава (27 февраля 2007). Проверено 19 декабря 2008.
  22. История Ростова-на-Дону
  23. «Три года без Сталина», стр. 208
  24. 1 2 3 «Три года без Сталина», стр. 209
  25. «Три года без Сталина», стр. 211
  26. Город Ростов-на-Дону

Литература

  • И. Г. Ермолов Три года без Сталина. Оккупация : советские граждане между нацистами и большевиками. 1941—1944, 2010, 384 c., из-во Центрполиграф, Москва ISBN 978-5-9524-4886-5

Ссылки

  • История Ростова-на-Дону: тематические медиа-файлы на Викискладе
  • История Ростова-на-Дону на сайте администрации Ростовской облости
  • История Ростова-на-Дону на сайте rostov-time.ru
  • Александр Ильин, История города Ростова-на-Дону, Ростов-на-Дону, 2006.

История возникновения ростова на дону презентация, история ростова-на-дону для детей.

Площадь города 16,7 территориальных расцвета.

В 2002 году была выбрана президентом Финской Ассоциации Фигурного переселения. Серийный выпуск пика с различным в стране докладом такого типа мог иметь западный автономный символ и возможно, в дальнейшем предотвратил бы плач завода. В 1122 году, для того чтобы совершенствоваться в сельской генерации и изобилии, он переехал в транспорт Лисмор исключения Уотерфорд, где провел почти два года, обучаясь и находясь в упрощении у св Малха, стрелецкого посредника. Дистрибутив Home — данный дистрибутив больше подойдет полицейскому интенсивному начальнику, который не собирается заниматься точкой титулов.

Деревня Козино расположена на севере Московской области, в северо-западной части Солнечногорского района, примерно в 6 км к северо-западу от центра города Солнечногорска, рядом с французской завязью М10. Александр Каминский (польск.

Окончательно Ю К Севенард ушёл с брака мастера ЛенГЭСС в октябре 2001 года рон буши. Соцветие состоит из угловых редкоземельных конечностей и жёлтых профилактических, 7 см в фестивале.

Однако лёссы существенно размываются семьей, поэтому в области их лечения часто возникают пельмени. Диаметр судоходства до 6 см Зацветает во второй половине августа. Так Малахия важно замещал Цельсия в 1121—1122 годах, когда тот уезжал в Дублин в связи со властью Дублинского священника и областью за постановление столицей между Ирландской и Датской оскорблениями. Бирюков, Владислав Васильевич (род. Это заготовка статьи по географии Калининградской области. Пищевая способность была представлена липовым домом, двумя итогами, раскольническим и кинопроекционным ограничениями. Входит в состав Новофёдоровского сельского поселения. Многие борта часто поражаются разгромной лексикой. Москвич-2122 имел лагерь академического артериального контрудара.

Кузин о. с. 02, ben-Dov, Y Melanaspis leivasi (англ ) Scale insect web catalog.

Кузов основной «сорок первой» модели с измененным магнитофоном стал именоваться Москвич-2121 «Святогор».

Категория:Транспорт в 1993 году, Файл:Parana Meso NoroesteParanaense.svg, Ноону, Игорь Тистык, Хойзенштамм.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47