История раннего христианства хрестоматия сост а д пантелеев спб 2014, история раннего христианства книги, история раннего христианства реальная

01-02-2024

Христианство
Портал:Христианство

Библия
Ветхий Завет · Новый Завет
Апокрифы
Евангелие
Десять заповедей
Нагорная проповедь

Троица
Бог Отец
Бог Сын (Иисус Христос)
Бог Святой Дух

История христианства
Хронология христианства
Раннее христианство
Гностическое христианство
Апостолы
Вселенские соборы
Великий раскол
Крестовые походы
Реформация

Христианское богословие
Грехопадение · Грех · Благодать
Ипостасный союз · Искупительная жертва
Спасение · Второе пришествие
Богослужение
Добродетели · Таинства · Эсхатология

Ветви христианства
Католицизм · Православие · Протестантизм
Древневосточные церкви · Антитринитарии


п·о·р

Содержание

I-й век

Икона святой равноапостольной мироносицы Марии Магдалины

По мнению ряда исследователей[кого?], «деятельность Иисуса, его учение и его отношения с учениками — это часть истории еврейских сектантских движений конца периода Второго Храма»[1] (фарисеев, саддукеев или ессеев и кумранской общины).

Христианство с самого начала признавало в качестве Священного Писания еврейскую Библию (Танах), как правило в её греческом переводе (Септуагинта). В начале I века христианство рассматривалось в качестве иудейской секты, а позже — новой религии, развившейся из иудаизма.[источник не указан 104 дня]

Уже на раннем этапе началось ухудшение взаимоотношений между евреями и первыми христианами. Нередко именно евреи провоцировали языческие власти Рима на гонения против христиан.[2] В Иудее в преследованиях участвовали храмовое саддукейское священство и царь Ирод Агриппа I. «Пристрастное отношение и тенденция приписывать евреям ответственность за муки и смерть Иисуса выражены в разной степени в книгах Нового Завета, который, таким образом, благодаря своему религиозному авторитету стал первоисточником позднейшей христианской клеветы на иудаизм и богословского антисемитизма»[3][4]

Христианская историческая наука[5] в ряду гонений на ранних христиан, на основании Нового Завета и иных источников, рассматривает «гонение христиан от иудеев» как хронологически первое:

Архимандрит Филарет (Дроздов) (впоследствии митрополит Московский) в своём многократно переиздававшемся труде так излагает данный этап истории Церкви: «Ненависть Иудейского правительства к Иисусу, возбужденная обличением Фарисейского лицемерия, предсказанием о разрушении храма, несогласным с предрассудками характером Мессии, учением о Его единстве с Отцем, паче же всего завистию Священников, обратилась по Нем на Его последователей. В одной Палестине было три гонения, из коих каждое стоило жизни одному из знаменитейших мужей Христианства. В гонение Зилотов и Савла умерщвлен Стефан; в гонение Ирода Агриппы, Иаков Зеведеев; в гонение первосвященника Анана или Анны младшего, бывшее по смерти Феста, — Иаков брат Господень (Иос. Древ. XX. Eus. H.L. II, c. 23).»[7]

Впоследствии, благодаря своему религиозному авторитету, факты, изложенные в Новом Завете использовались для оправдания проявлений антисемитизма в христианских странах, а факты участия евреев в гонениях христиан использовались последними для разжигания антисемитских настроений в христианской среде.[источник не указан 104 дня]

Вместе с этим, как считает профессор библеистики Михал Чайковский, молодая христианская Церковь, ведущая своё происхождение от иудейского учения и постоянно нуждающаяся в нём для своей легитимации, начинает инкриминировать старозаветным иудеям те самые «преступления», на основании которых некогда языческие власти преследовали самих христиан.[3] Конфликт этот существовал уже в I веке, о чём есть свидетельства в Новом Завете.[3]

В окончательном разделении христиан и евреев исследователи[3] выделяют две рубежные даты:

  • 6670 годы: Первой иудейской войны, закончившиеся разрушением Иерусалима римлянами. Для еврейских зелотов христиане, покинувшие город перед его осадой римскими войсками, стали не только религиозными отступниками, но и изменниками своего народа. Христиане же увидели в разрушении Иерусалимского храма исполнение пророчества Иисуса[8] и указание на то, что отныне именно они стали истинными «сынами Завета».

Тем не менее, многие христиане долгое время продолжали верить, что еврейский народ признает Иисуса Мессией. Сильный удар этим надеждам нанесло[9] руководителя последнего национально-освободительного антиримского восстания Бар Кохбы (около 132 года).

II-й век

Сочинения гностиков уничтожались христианской ортодоксией и дошли до нас главным образом в виде отдельных цитат, приводимых в сочинениях христианских богословов, боровшихся с гностицизмом. Происхождение гностицизма и существование независимого от христианства языческого или иудаистского гностицизма неясны. По традиции первый гностик - Симон Волхв из Самарии, упомянутый в Деяниях апостольских. Внутри христианства гностические тенденции заметны уже в самый ранний его период; наивысшего развития они достигают во II веке.

Помимо влияния иудейства и восточных религиозных мистерий, для гностицизма характерно усвоение ряда идей позднеантичной философии, главным образом платонизма и неопифагорейства. В основе гностицизма лежит представление о падении души в низший, материальный мир, созданный демиургом — низшим божеством. В дуалистической мистике гностицизма материя рассматривается как греховное и злое начало, враждебное Богу и подлежащее преодолению. В мире рассеяны частицы потустороннего света, которые должны быть собраны и возвращены к своим истокам. Искупителем является прежде всего Христос, но его призыву следуют лишь «духовные» люди («пневматики»), тогда как не принявшие гностического посвящения «душевные» люди («психики») вместо подлинного «познания» достигают лишь «веры», а «плотские» люди («соматики») вообще не выходят за пределы чувственной сферы. Для гностицизма характерно представление о ступенях, или сферах, мира и их демонических властителях, препятствующих искуплению.

Движение и его литература были по существу стёрты с лица земли к концу V столетия христианскими борцами с ересью и римской армией. Однако гностические верования в настоящее время испытывают возрождение во всём мире.

III-й век

IV-й век

Феодосий I Великий преследовал представителей античной философии и религии, которых христиане считали язычниками. В 384385 годах рядом указов предписано уничтожение античных храмов: Храм Артемиды Эфесской, Храм Артемиды Гемеры и т. д. Префект Востока Кинегий разрушил многие из оставшихся святилищ старой веры.Эдикт 391 года, ещё более строгий, нанёс последний удар «язычеству», запретив поклонение богам не только публично, но и в частных домах. В Риме из залы сената окончательно и навсегда вынесена была знаменитая статуя Ники («победы»), признававшаяся палладиумом древней религии. Оппозиция старо-римской знати (с Симмахом и Претекстатом во главе) не сокрушила решений Феодосия; священный огонь Весты был потушен (394), и в том же году в последний раз допущено празднование Олимпийских игр в Греции. Фактически практика «язычества» продолжалась в глухих углах империи.

См. также

Примечания

  1. христианство
  2. против евреев
  3. ↑ «Грех антисемитизма» (1992), ксендз Михал Чайковский
  4. «Христианство и антисемитизм». Элла Грайфер
  5. E.g., см. учебники:
    — * Протоиерей Александр Рудаков. История христианской православной Церкви. СПб., 1913, стр. 20 // § 12 «Гонение на христиан от Иудеев.»
    — * Н. Тальберг. История христианской Церкви. М., 191, стр. 23 // «Гонения на Церковь со стороны иудеев.»
  6. Апостол Иаков, брат Господень Православный Церковный календарь
  7. Архимандрит Филарет. Начертание церковно-библейской истории. М., 1886, стр. 395.
  8. Лк.13:34—35 и Мф.23:37—39
  9. Мессия в еврейской традиции

Литература

  • С. Булгаков. Первохристианство и новейший социализм. Два Града. Москва. 1911 г.
  • Сильвестр, «Опыт православного догматического богословия с историческим изложением догматов» (5 тт.).
  • Из протестантских сочинений по истории догмата вообще:
    • Baur,
      • «Lehrbuch der Dogmengeschichte»; (1867)
      • «Vorlesungen über die christliche Dogmengeschichte» (1865-67);
    • Harnack, «Lehrbuch der Do gmengeschichte» (1897);
    • Loofs, «Leitfaden z. Dogmengeschichte» (1893) и мн. др.
  • Католические сочинения:
    • Dion. Petavius, «De theologicis dogm.» (4 т.);
  • С либерально-католической точки зрения
    • Kuhn, «Ehrenrettung des Dionysius Petavius und der katholischen Auffassung der D ogmengeschichte» (в «Theol. Quartalschrift», 1850);
    • F. J. Zobl, «Dogmengeschichte der katholischen Kirche» (1865);
    • Klee, «Lehrbuchder Dogmengeschichte» (1837);
    • Möhler, «Symbolik» (9 изд., 1884);
    • против него Baur, «Der Gegensatz des Katholicismus und Protestantismus».
  • Об отдельных пунктах вероучения и учителях см. литературу особенно в «Патрологии» Bardenhewer’a, под соответственными графами.
  • Lib.Ru: Христианство и библейская литература и публицистика
  • Летопись Церковных событий и гражданских, поясняющих Церковные. От Рождества Христова до 1879 года
При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

История раннего христианства хрестоматия сост а д пантелеев спб 2014, история раннего христианства книги, история раннего христианства реальная.

1453 год в науке, Файл:50 Cent-Straight to the Bank.jpg, Кульчинки (Красиловский район), Категория:Баптизм в Японии, Файл:Le Comte Nicolas Alexandrowitch Tolstoi.jpg.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47