23-10-2023
Казачество на Украине — казачество, возникшее на территории нынешней Украины в XV в. в южной Киевщине и восточном Подолии[1], позже называемое днепровским[2] или запорожским, также различают сечевых (низовых), реестровых[1] (городовых[3]), охочекомонных (компанейских), надворных[4] и слободских[5] казаков.
Малороссийские казаки — ещё одно название казаков, использующееся с 1654 года в Московском государстве−Российской империи, для официального обозначения казаков, проживавших на левобережье Днепра в Гетманщине (Войске Запорожском)[1]. Однако, неофициально, в том числе дореволюционными российскими историками, малороссийскими казаками называлось всё днепровское казачество во весь период его существования.[6]
Первое официальное упоминание в российских источниках о «казаках» относится к XVI веку, в частности в грамоте ногайского князя Юсуфа русскому царю Ивану Грозному. В грамоте, датированной 1550 годом, князь пишет: «Хо-лопи твои, нехто Сарыазман словет, на Дону в трех и в четырех местах городы поделали, да наших послов и людей наших, которые ходят к тебе и назад, стерегут, да забирают, иных до смерти бьют… Этого же году люди наши, исторговав в Руси, назад шли, и на Воронеже твои люди — Сары азманом зовут — разбойник твой пришел и взял их». Различные историки опираясь на российские источники до сих пор не могут прийти к единому мнению о происхождении казаков, единственное что можно достоверно утверждать о происхождении казаков, это то что казачество возникло в зоне этнических контактов различных этносов.
Запорожские или низовые казаки проживали в низовьях Днепра, южнее днепровских порогов. В конце XIV века эти земли были вне юрисдикции какого-либо государства — Речи Посполитой, Крымского Ханства, Московского Государства и Османской Империи
C образованием постоянного главного укрепления (коша), выполнявшего также функции столицы низового днепровского казачества, получившего впоследствии название Сечи, казаки, жившие в нем и его окрестностях, стали именоваться сечевыми. Сечевые (низовые) казаки жили отдельным, независимым от какого-либо государства сообществом.
В 1572 году своей грамотой от 5 июня польский король Сигизмунд II Август подтвердил распоряжение коронного гетмана Ежи Язловецкого о наборе 300 низовых казаков на государственную службу и нахождение их под командованием коронного гетмана.[7] Поскольку казаки, принятые на государственную службу, были внесены в специальный список — реестр, они образовали отдельное привилегированное сословие среди казаков и малороссийского населения Речи Посполитой (сохранившееся позднее и в Русском царстве) — реестровое казачество. Реестровые казаки несли военную службу в интересах государства, за жалование[7] и привилегии (см. Привилегии дарованные Королем и Привилегии дарованные Царем). Примерно с этого времени[7] ведет отсчет такое образование, как реестровое казацкое войско.
Позднее эта военно-политическая[8][9] структура получила наименование Войско Запорожское (официально — «Войско Его Королевской Милости Запорожское»[10][11]). 11 мая 1709 года Запорожская Сечь была ликвидирована войсками Петра Первого. На территории подконтрольных Османской империи казаки попытались основать Каменскую Сечь (1709−1711 годы). Однако в 1711 году московские войска и полки гетмана И. Скоропадского напали на крепость и разрушили её. После этого была основана Алёшковская Сечь (1711−1734 годы) на этот раз под протекторатом крымского хана, но и она просуществовала недолго. Окончательно судьба запорожцев была решена 3 августа 1775 года подписанием российской императрицей Екатериной II манифеста «Об уничтожении Запорожской Сечи и о причислении оной к Новороссийской губернии»[56]:
Начиная с середины XVII века, покидая охваченной войной земли Правобережной Украины, значительная часть малороссийского населения[12] Речи Посполитой и некоторые запорожские казачьи отряды[13][уточните ссылку] переселились на приграничные пустующие южные укра́ины Русского царства (на территории современной северо-восточной Украины, а также смежных с ней приграничных регионов современнной России), в результате чего возникло слободское казачество. Уже при царе Алексее Михайловиче эти переселенцы были причислены к Белгородскому разряду и стали именоваться «Слободскими укра́инскими казачьими полками», а край заселенный ими получил общее название «Слободской Укра́ины»[14] («Слободской укра́йны»), — в отличие от «укра́йны» («укра́ины»), состоявшей из Белгородского и Севского полков, — а её поселенцы, сохранившие свое казацкое устройство, гарантированное им жалованными грамотами московских государей, были названы слободскими казаками. Один из полков — Чугуевский казачий полк был сформирован из калмыков перешедших в российское подданство и проживавших до 1917 года в одном из районов г. Чугуева — Калмыцкой слободе.
Среди казаков Украины в XVIII веке известны надворные казаки. Так называли охрану польских магнатов и которые содержались за их счет (кошт). Надворные казаки нанимались из числа крестьян и, несмотря на свой статус, нередко принимали участие в народных восстаниях. Наиболее известным надворным казаком является Иван Гонта, уманский сотник надворных казаков графа Силезия Потоцкого[4].
В середине марта 1917 года крестьянин Смоктий из Русановки, на Белоцерковщине организовал Русаковскую сотню. Вскорости крестьяне решили собрать в Звенигородке казацкий съезд и там выработать статут организации. Этим занимался Ковтуненко, человек с высшим образованием. В начале апреля все выборные сотенные командиры прибыли на съезд и приняли статут организации под названием «Вольное казачество» (укр. "Вільне Козацтво")[15]:
Украинские коммунисты и большевики, а также обычные граждане, поддерживающие идеи советской власти, тоже не стояли в стороне от этих процессов. Под различными названиями в селах, особенно на левобережной Украине (Приднепровье, Слобожанщина), древнем казачьем крае, в селах начали стихийно образовываться отряды красных казаков, для самообороны против различных, местных и пришлых, насильников и захватчиков, для установления советской власти в регионе. В Харькове было также было принято решение о создании первых регулярных частей красного, червоного казачества.
Формирование полков Червоного казачества по сути стало началом образования регулярной Рабоче-крестьянской Красной армии не только на Украине, но и на территориях бывшего СССР. Указ о формировании Червоного казачества был подписан 10 января 1918 года, то есть раньше 23 февраля (официального дня образования Красной Армии в советских учебниках истории). В отличие от красногвардейских отрядов, которые содержались за счёт предприятий, средства на содержание Червоного казачества выделяли партийные организации, а потом Советское правительство. Командование Червоного казачества не выбиралось, а назначалось.
В историографии украинское казачество рассматривается как важнейший этап в формировании украинского народа и государственности. Роль казачества во всей социально-политической жизни Украины была настолько велика, что термины «казаки» и «страна казаков» в XVI—XVIII вв. были обозначением страны и народа вообще (гораздо раньше, чем утвердились как основные названия «украинец» и «Украина»). Казачество в этот период сыграло роль национального символа, носителя этничности и защитника национальных интересов и веры[16].
С казачеством движение за самостоятельность Украины связывал и такой критик идеи украинской нации, как Николай Ульянов, отрицательно оценивавший и украинское казачество: «казаки были воспитаны в духе отрицания государства… не только гетманский престиж ни во что не ставили, но и самих гетманов убивали с легким сердцем и были в любую минуту готовы к „розносу“ гетманских пожитков», а «казачья „демократия“ была на самом деле охлократией … Не создав своего государства, казаки явились самым неуживчивым элементом и в тех государствах, с которыми связывала их историческая судьба»[17].
Казачество на Украине.