22-07-2023
Дмитрий Кленовский | |
Имя при рождении: |
Дмитрий Иосифович Крачковский |
---|---|
Дата рождения: | |
Место рождения: |
Санкт-Петербург |
Дата смерти: |
26 декабря 1976 (83 года) |
Место смерти: | |
Гражданство: | |
Дмитрий Иосифович Кленовский (настоящая фамилия Крачковский) (24 сентября (6 октября) 1893, Санкт-Петербург — 26 декабря 1976, Траунштайн, Германия) — русский поэт, журналист. «Последний царскосёл», по отзыву Нины Берберовой.
Содержание |
Дмитрий Крачковский родился в семье художника-пейзажиста, академика живописи Иосифа Крачковского и художницы Веры Беккер. Учился в Царскосельской гимназии (1904-1911), часто бывал с родителями в Италии и Франции, в 1911-1913 по состоянию здоровья находился в Швейцарии.
В 1913—1917 году Крачковский изучал юриспруденцию и филологию в Петербургском университете. В этот период он увлекался антропософией. Начал печататься в петербургских журналах с 1914 года, его первый сборник «Палитра» был издан в Петрограде, в конце 1916 году на книге был проставлен уже 1917 год), под его настоящей фамилией Крачковский. Подготовленный к печати второй сборник «Предгорье», близкий к поэтике акмеизма, не вышел из-за революции; датированная 1922 годом, рукопись сохранилась в архиве Глеба Струве и вышла в свет в составе "Полного собрания стихотворений" поэта в Москве в 2011 году.
Начиная с 1917 года и до своего отъезда в Харьков Крачковский работает в Москве совслужащим, в 1921-1922 журналистом, посещает литературные кружки, где знакомится с творчеством Андрея Белого и Максимилиана Волошина. С установлением советской власти Дмитрий Крачковский оставляет всякие попытки заявить о себе как поэте и в 1922 уезжает в Харьков, где работает переводчиком в Радиотелеграфном агентстве.
В 1942 году во время немецкой оккупации Украины он вместе с женой, немкой по происхождению, эмигрирует в Австрию, а затем в 1943 году в Германию. Начиная с 1947 года он вновь начинает публиковать стихи под псевдонимом Кленовский, в «Новом журнале», а с 1950 г. в журнале «Грани». В этот период он жил в Траунштейне, Бавария, и писал до самой смерти. Всего в Германии он издал 11 поэтических сборников (последний издан посмертно в 1977 г. радениями вдовы поэта М.Д.Крачковской и проф. Р.Ю.Герра). Кленовский-Крачковский находился в переписке с архиепископом Иоанном (Шаховским), которая была впоследствии опубликована отдельной книгой (Париж, 1981).
Поэзия Кленовского питается тремя источниками: религиозно-духовным достоянием русского православия, антропософией, а также отношением к языку, каким оно было у акмеистов; при этом в творчестве Кленовского сказывается его собственный религиозный опыт (самые подробные тексты об ангелах в литературе). Его произведения отличаются самостоятельностью и в языке. Н. Гумилёв, которого Кленовский очень уважал как старшего товарища по Царскосельской гимназии и как жертву большевистского насилия, служил ему духовным образцом. В своих поздних циклах стихов («Костер») Кленовский рассматривает земную жизнь лишь как отрезок духовного бытия человека, откуда он происходит и куда возвращается после смерти. Для него, как и для А. Белого, Ходасевича, Гумилёва, Волошина, несомненна многократность рождения человека, позволяющая ему развиваться дальше и дальше. Поэтому его поэзии не свойственно выражение страха смерти, она скорее свидетельствует о знании смысла, заданного земному существованию и познаваемого благодаря смерти. Восхищение природой, исповедание любви и служения ближнему, иногда — воспоминания о Царском селе и Италии — таковы другие мотивы его поэзии, которая с самого начала (1945) отличается большой зрелостью, что обусловлено возрастом и обстоятельствами жизни автора; наибольших удач Кленовский достигает в сборнике 1967 года. Ясность языка и скромность выразительных средств сочетается в стихах Кленовского с экономным введением разных картин и неологизмов.
Он [Кленовский] не только стал, но и твердо признан признан одним из лучших поэтов Русского Зарубежья. Думаю, что он и один из лучших лириков России середины нашего века. Печать большой поэтической личности лежит на нём. [...] Его поэзия безупречно соразмерна, у него нет столпотворения ни вещей, ни звуков. Он говорит просто, иногда как бы по-домашнему, но всегда есть в нём торжественность, даже в самом малом. Капля по капле, текут его строки, рождая мир поэзии, строго ему принадлежащей.
- ЦАРСКОСЕЛЬСКАЯ ГИМНАЗИЯ
- Есть зданья неказистые на вид,
- Украшенные теми, кто в них жили.
- Так было с этим.
- Вот оно стоит
- На перекрёстке скудости и пыли.
- Какой-то тесный и неловкий вход
- Да лестница взбегающая круто
- И коридоров скучный разворот… —
- Казёнщина без всякого уюта.
- Но если приотворишь двери в класс —
- Ты юношу увидишь на уроке,
- Что на полях Краевича, таясь,
- О конквистадорах рифмует строки.
- А если ты заглянешь в кабинет,
- Где бродит смерть внимательным дозором, —
- Услышишь, как седеющий поэт
- С античным разговаривает хором.
- Обоих нет уже давно. Лежит
- Один в гробу, другой без гроба, — в яме,
- И вместе с ними, смятые, в грязи,
- Страницы с их казнёнными стихами.
- А здание? Стоит ещё оно,
- Иль может быть уже с землёй сравнялось?
- Чтоб от всего, чем в юности, давно.
- Так сердце было до краёв полно,
- И этой капли даже не осталось.
Кленовский, Дмитрий Иосифович.