Клоково (аэропорт)

12-10-2023

Тула (Клоково)
Страна:
Регион:
Россия
Тульская область
Тип: военный
Код ИКАО:
Код ИАТА:
UUBT (УУБТ)
TYA
Высота:
Координаты:
+ 210 м
54°14′19″ с. ш. 37°36′01″ в. д. / 54.238611° с. ш. 37.600278° в. д. (G) (O)54°14′19″ с. ш. 37°36′01″ в. д. / 54.238611° с. ш. 37.600278° в. д. (G) (O)
Местное время: UTC +4
Сайт: {{URL|example.com|необязательное описание}}


Взлётно-посадочные полосы (ВПП)
Номер Размеры Покрытие
08/26 1800x50 м асфальт
Список военных аэродромов России

Клокововоенный аэродром на северной окраине города Тула. С 1959 года до 1990-х годов являлся аэродромом совместного базирования, на территории которого размещался аэропорт.

Аэродром «Клоково» 3-го класса, способен принимать самолёты Ан-12 (с частичной загрузкой), Ан-24, Ан-26, Як-40 и более лёгкие, а также вертолёты всех типов.

В гражданской части аэродрома (бывший аэропорт) организована посадочная площадка «Тула» (аэронавигационный паспорт №3 от 4 апреля 2011 года), принимающая вертолёты всех типов, а также лёгкие и сверхлёгкие самолеты.[1]

Весной 2011 года в «Клоково» с аэродрома «Мясново» (западная окраина Тулы) была передислоцирована 110-я отдельная военно-транспортная авиационная эскадрилья — войсковая часть 25520 (самолёты Ан-2), располагающаяся здесь и в настоящее время. [2]

Часть аэродрома — военный сектор — иногда используется для тренировки воинов-десантников из 51-го парашютно-десантного полка 106 ВДД.

Содержание

История

Военный аэродром

Аэродром Клоково начал своё существование в первые месяцы Великой Отечественной войны.[3] Возможно, лётное поле в Клоково уже существовало и в довоенное время (точных данных пока нет).

В годы войны здесь на Як-1 проходила обучение знаменитая эскадрилья «Нормандия», которая позже получила имя «Нормандия-Неман». Так же до сих пор называется и здание штаба бывшего авиационного полка.

В июне 1946 года в Клоково обосновалась 12-я Мгинская Краснознаменная транспортная авиационная дивизия (переведена из города Киржач). На аэродроме базировался 374-й военно-транспортный авиаполк (сформирован в мае 1946 года) 12-ой Мгинской авиадивизии. На вооружении полка в это время были самолёты Ли-2, Ил-12 и десантные планеры Ц-25; впоследствии в полк поступили Ил-14.

В августе 1955 года при управлении дивизии была сформирована 110-я отдельная военно-транспортная эскадрилья с местом базирования в Клоково. В феврале 1959 года 110-я эскадрилья выведена из состава дивизии, передана в ВДВ и вскоре передислоцирована на аэродром «Мясново» [4].

В 1958 году полк приступил к переучиванию на Ан-8. С 1 июля того же года 374-й военно-транспортный авиаполк полностью переведен на новый штат, предусматривающий поступление на вооружение самолетов Ан-8.

14 октября 1959 г. в 374-м ВТАП произошла катастрофа Ан-8: разбился экипаж командира эскадрильи Парфёнова. Причина - самопроизвольное стопорение руля высоты при заходе на посадку в момент выпуска щитков. Экипаж погиб, спастись удалось только хвостовому стрелку.

В 1960 году личный состав 374-го ВТАП получил задачу переучиться на Ан-12Б в полном составе, что было окончательно завершено к 1964 году. [5] Для эксплуатации Ан-12 в Клоково вскоре были построены рулёжные дорожки и ВПП (1800x50 м, асфальтобитумная на щебеночном основании) с искусственным покрытием. Также на аэродроме имеются 4 грунтовых ВПП: одна запасная 1800x60 метров, проходящая параллельно основной ВПП, и три — для лёгких самолётов: в 10 м южнее запасной ВПП и параллельно ей — грунтовая ВПП №1 размером 1000х70 м; в 180 м южнее и параллельно основной ВПП — ГВПП №2 размером 1000х70 м; в юго-западной части аэродрома расположена ГВПП №3 размером 600х70 м с МКпос. 40°–220°.[6]

С 12 апреля 1961 года в круг многочисленных задач 374-го ВТАП вошла еще одна - поиск и спасение экипажей космических кораблей, эвакуация экипажей с мест приземления на космодром Байконур. Из полка вышло сразу два космонавта: В. Д. Зудов (совершил орбитальный полет на КК «Союз-23» в октябре 1976 года) и В. В. Коваленок (летал в космос трижды, дважды Герой Советского Союза). С формированием двух поисково-спасательных авиаполков в Ташкенте и Троицке «космические» задачи с 374-го ВТАП были сняты.

26 августа 1968 года близ города Зволен (Чехословакия) потерпел катастрофу Ан-12 из состава 374 ВТАП (к/к капитан Н. Набок). Самолёт с грузом (9 тонн сливочного масла) при заходе на посадку был обстрелян с земли из автомата на высоте 300 метров и в результате повреждения 4-го двигателя упал, не дотянув до ВПП несколько километров. Погибло 5 человек (сгорели заживо в возникшем пожаре), стрелок-радист выжил.[7]

23 октября 1972 года вблизи Клоково (между 3 и 4 разворотом) произошла катастрофа (столкновение в облаках на высоте 400 метров, по причине аварийного отключения питания наземного локатора, ошибочных команд в эфир РП и невыдерживания маршрута захода на посадку экипажем Ан-12БК) Ан-12БП из 374 ВТАП (к/к майор В. Семёнов), выполнявшего тренировочный полёт в аэродромной зоне, и Ан-12БК из 8 ВТАП (к/к полковник В. Шалунов, командир 8 ВТАП), перевозившего личный состав 8 ВТАП из Сещи в Клоково для тренировочных полётов в СМУ. Погибло 27 человек: 7 в Ан-12БП и 20 в Ан-12БК.[8]

374-й авиаполк в июне 1975 года был выведен из состава дивизии, перебазирован в Иваново и там переучен на Ил-76. На место военно-транспортных самолётов в Клоково вскоре были передислоцированы учебные самолёты L-29 Тамбовского ВВАУЛ.

До 1980-х годов в Клоково также базировались Ан-12Б и Ан-10А, принадлежащих ВДВ (ВКП командующего ВДВ). Один из них, Ан-10А (бортовой номер 11947), после вывода его из эксплуатации и замены на Ан-12Б, так и не был должным образом утилизирован и находился за территорией авиастоянки, недалеко от западного торца ВПП, многие годы.

На аэродроме 6 апреля 1990 года был размещён 490-й отдельный вертолётный полк БиУ (войсковая часть 22590), сформированный 1 июня 1989 года в Чехословакии из пяти отдельных вертолётных эскадрилий ЦГВ. Самолёты L-29 незадолго до этого были переведены из Клоково в Тамбов. На вооружении вертолётного полка находились вертолеты Ми-24, Ми-8, Ми-9, Ми-6, Ми-26, самолет Ан-24 [9]. В 2009 году, сразу после празднования 20-летия полка, началась подготовка к расформированию (последняя лётная смена была 25 августа 2009 года). В ноябре 2009 года в Калугу был перегнан последний вертолёт полка.

Аэропорт

Аэропорт начал функционировать в 1959 году, когда в Туле на аэродроме Клоково в северной части города (вблизи деревни Клоково) была создана авиационная эскадрилья, использовавшая самолеты Ан-2 и Як-12. В августе того же года открылось воздушное сообщение по маршрутам Тула - Белёв, Тула - Суворов, Тула - Куркино и Тула - Каменский район. С 27 сентября открылись регулярные рейсы с аэродрома Мясново в Ефремов. Также выполнялись регулярные рейсы в ближайшие областные центры (Брянск, Калуга, Орёл, Москва, Рязань). Кроме того производились авиационные работы и рейсы санитарной авиации. Имелись планы по созданию вертолётной площадки с использованием вертолётов Ка-18 и Ми-4 (реализовано не было).

В 1964 году на летний сезон был открыт рейс Москва - Тула - Донецк - Адлер (3 раза в неделю на самолёте Ан-24). Летом 1965 года рейс стал ежедневным.

15 марта 1968 году после длительного строительства сдано в эксплуатацию здание аэровокзала (первоначально открытие планировалось 4 ноября 1967 года). Строительство вело СУ-6, под руководством тов. Хапова.

16 июня 1968 года открыт рейс Москва - Тула - Донецк - Гудаута.

С 1970-х годов Тульским объединённым авиаотрядом эксплуатировались:

  • самолёты Ан-2 (Ан-2М с бортовыми номерами: 05917, 05918, Ан-2П: 02700, 35685, 70512, 01753, Ан-2(сх): 09648, 05806, 05808, 84700, 84708, 82827, 40715, 32238, 35589, 62553, 02679, 82828, 32675, 40922, 19748);

В 1974 году Тульский аэропорт обслужил 120 тысяч пассажиров. В том же году на площади перед аэровокзалом было построено троллейбусное кольцо, позволившее связать аэропорт троллейбусными маршрутами с Московским вокзалом и югом города.

C 1 июня 1976 года на летний период открыты рейсы: Тула-Волгоград-Минеральные Воды; Тула-Донецк-Краснодар.

В июле 1977 года открыт рейс Тула - Жданов - Адлер. (до июля 1977 года рейс выполнялся через Белгород-Ростов на Дону)

В 1990-91 году Тульский ОАО, как и все авиапредприятия Аэрофлота в то время, достиг пика авиаперевозок. Но уже в 1992 году расписание было сокращено практически вдвое, и началось постепенная деградация авиаотряда.

До 1993 года Тульским авиаотрядом выполнялись следующие регулярные авиарейсы:

  • На самолетах Ан-2:
    • рейс Ф2061/2062 Тула - Брянск.
  • На самолетах Ан-24:
    • рейс Ф843/844 Тула - Ленинград (Ржевка) 2 раза в неделю;
    • рейс Ф845/846 Тула - Днепропетровск - Симферополь 2 раза в неделю (вводился в летний период);
    • рейс Ф847/848 Тула - Волгоград - Астрахань 2 раза в неделю (вводился в летний период);
    • рейс Ф851/852 Тула - Ростов - Сочи (Адлер) (до 1991 года рейс выполнялся через Мариуполь) 3 раза в неделю (вводился в летний период);
    • рейс Ф853/854 Тула - Смоленск - Вильнюс 3 раза в неделю;
    • рейс Ф855/856 Тула - Киев (Жуляны) - Одесса ежедневно;
    • рейс Ф857/858 Тула - Киев (Жуляны) - Кишинев 3 раза в неделю;
    • рейс Ф859/860 Тула - Воронеж - Волгоград 2 раза в неделю;
    • рейс Ф871/872 Тула - Казань - Ижевск - Свердловск (Екатеринбург) 3 раза в неделю;
    • рейс Ф873/874 Тула - Казань - Набережные Челны - Свердловск (Екатеринбург) 4 раза в неделю;
    • рейс Ф875/876 Тула - Самара (Куйбышев) - Челябинск 3 раза в неделю;
    • рейс Ф877/878 Тула - Саратов - Оренбург 2 раза в неделю;
    • рейс Ф879/880 Тула - Донецк - Анапа 4 раза в неделю;(вводился в летний период)
    • рейс Ф881/882 Тула - Киев (Жуляны) (вводился дополнительно в летний период) 2 раза в неделю;
    • рейс Ф883/884 Тула - Киев (Жуляны) - Бельцы 2 раза в неделю (вводился в летний период);
    • рейс 84521/84522 Тула - Москва(Быково) выполнялся 1 раз в неделю.


Также были и транзитные рейсы:

  • На самолетах Ан-24:
    • рейс Л127/128 Рига - Тула - Саратов, выполнялся Рижским ОАО Латвийское УГА ежедневно;
    • рейс Ф807/808 Тамбов - Тула - Минск, выполнялся Тамбовским ОАО 3 раза в неделю;
  • На самолетах Як-40:
    • рейс П137/138 Ульяновск - Тула - Минск, выполнялся Ульяновским ОАО ежедневно;
    • рейс Р109/110 Новгород - Тула - Харьков - Краснодар, выполнялся Новгородским ОАО ежедневно;
  • На самолетах Л-410
    • рейс Ф759/760 Смоленск - Тула - Воронеж, выполнялся Смоленским ОАО ежедневно;
    • рейс Ф763/764 Смоленск - Тула - Пенза - Саратов, выполнялся Смоленским ОАО ежедневно.
  • На самолетах Ан-26:
    • рейс Б991/992 Минск-1 - Тула, выполнялся Минским ОАО один раз в неделю;

С распадом СССР для аэропорта настали трудные времена. Регулярные гражданские авиарейсы прекратились в 1993 году. Окончательно отряд обездвижился к концу 1990-х. Из 7 самолётов (3 Ан-24 46502,46587,47252 и 2 Ан-26 26121,26125) были распроданы (в Африку, в Азию, на Украину). Остальные Ан-24: 46303,46347,46329 эксплуатировались до 1995 года, впоследствии были разобраны на запчасти, списаны и окончательно утилизированы в 2001 году, 46600 в 1995 году потерпел аварию при посадке в аэропорту Клоково (произошло разрушение правого внешнего пневматика,самолет произвел выкат на грунт,подломилась носовая опора шасси. Самолет не восстанавливался и был списан).

Ныне здание аэровокзала отдано под строительный супермаркет «Пенаты», на рулежной дорожке расположена стоянка для автотранспорта.

Примечания

  1. Посадочная площадка «Тула»
  2. «Тульские новости»
  3. Постановление ГКО "О противовоздушной обороне Москвы"
  4. С 1 января 2010 года авиация ВДВ передана в состав ВТА ВВС России
  5. 12-я Мгинская Краснознамённая военно-транспортная авиационная дивизия
  6. Основные правила полетов в воздушном пространстве РФ (ОПП)
  7. Интервью ветерана ВОВ лётчика В. Ф. Рыбьянова
  8. Тайны тульских авиакатастроф
  9. 490-й отдельный вертолётный полк

Ссылки

  • Взлетно-посадочная полоса аэродрома «Клоково» (фотоальбом)

Клоково (аэропорт).

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47