Ми-24

21-07-2023

Ми-24
Первый полёт: 19 сентября 1969 года 
Принят на вооружение: 1971 
Всего построено: около 3500[1][2] 
Производитель: Роствертол, Арсеньевская авиационная компания «Прогресс» 
Модификации: Ми-24А, Ми-24У, Ми-24Б, Ми-24БМТ, Ми-24В (Ми-35), Ми-24Д (Ми-25), Ми-24Е (Ми-35Е), Ми-24ВЕ, Ми-24ВМ (Ми-35М), Ми-24ВП-И 
Габариты
Диаметр несущего винта: 17,3 м
Диаметр рулевого винта: 3.908 м
Высота с вращ. винтами: 5,47 м
Длина фюзеляжа: 17,51 (17,23 на Ми-24ВМ) м
Ширина фюзеляжа: 1,7 м
Высота: 5,7 м
Размах крыла: 6,4 м
Основные массы
Пустой: 7580 кг
Нормальная взлётная: 10500 кг
Максимальная взлётная 11000 кг
Максимальная грузоподъёмность: 2400 кг
Масса груза на внешней подвеске: 2400 кг
Внутренний запас топлива: 2100 кг
Запас топлива в ПТБ: до 3000л кг
Силовая установка
Количество, тип, марка: 2 двигателя ТВ3-117 
Мощность: 2 х 2200 л.с.
Лётно-технические характеристики
Экипаж: 2-3[3] чел.
Пассажиров: до 8 десантников, 2 тяжелораненых на носилках и 2 легкораненых и медработник чел.
Крейсерская скорость: 270 км/ч
Максимальная скорость
в горизонтальном полёте:
320 км/ч
Дальность полёта практическая: 450 км
Дальность полёта перегоночная: 1000 км
Средний расход топлива: 780 л/час 
Статический потолок: 1400 м
Динамический потолок: 4950 м
Максимальная эксплуатационная перегрузка: −1,3/+3 
Допустимый угол крена: 70 град.
Допустимый угол тангажа: 90 град.
Вооружение
Встроенное
стрелково-пушечное:
в зависимости от модификации 
Число точек подвески: 6 (4) 
Подвесное
стрелково-пушечное:
2 контейнера УПК-23-250 или 2 ГУВ с пулемётами или 2 (4) ГУВ с гранатомётами 
Управляемое ракетное: Штурм-В, Атака-М, Гермес-А 
Неуправляемое ракетное: С-5, С-8, С-13, С-24 
«Воздух-воздух»: Р-60М, Р-63В, «Игла-В», 9М220О «Атака» 
Бомбовое: бомбы и кассеты калибром от 50 до 500 кг. 

Ми-24 (по классификации НАТО англ. Hind) — советский транспортно-боевой вертолёт разработки ОКБ М. Л. Миля. Стал первым советским и вторым в мире (после AH-1 «Кобра») специализированным боевым вертолётом. Серийный выпуск начался в 1971 году. Имеет множество модификаций, экспортировался во многие страны мира. Активно использовался в годы Афганской войны, в период боевых действий в Чечне, а также во многих региональных конфликтах. Производится на ОАО «Роствертол» (Ранее — РВПО).

Неофициальное название — «Крокодил». Вертолёты ранних выпусков называли также «Стакан» — из-за плоских стёкол кабин пилотов, вызывающих ассоциации с гранями граненого стакана.

Содержание

История создания

Разработка проекта изделия «240» (В-24) началась после выхода Постановления СМ СССР и ЦК КПСС 6 мая 1968 года в ОКБ М. Л. Миля. Опытные машины (ОП-1 и ОП-2) были готовы через год. Значительная часть узлов и агрегатов была унифицирована с Ми-8 и Ми-14.

Ми-24А

Опытный вертолёт имел общую переднюю двухместную кабину (так называемую «веранду») с двойным управлением. Экипаж состоял из лётчика и оператора. В дальнейшем, в состав экипажа добавили бортмеханика. В средней части вертолёта находилась грузовая кабина, вмещающая до 8 человек десанта. По правому и левому бортам грузовой кабины имелись двустворчатые двери, с верхней и нижней створками. Открывающиеся окна были оборудованы шкворневыми установками для ведения огня во время полета из личного оружия. Обе кабины герметизированы, с наддувом от двигателей.

С самого начала в экипировку экипажа входили каски и бронежилеты. Бронирование кабины заключалось в бронестекле, бронировании сидений экипажа, бронеплитах по бортам кабины и капотах двигателей.

Из-за неготовности комплекса вооружения «Штурм» было принято решение на первых машинах установить комплекс К4В вертолёта Ми-4 — ракеты «Фаланга-М» с ручной системой наведения и пулемётной установкой НУВ-1 с пулемётом А-12,7, четыре балочных держателя под НУР или свободнопадающие бомбы.

Заводские испытания начались 15 сентября 1969 года (лётчик-испытатель Г. В. Алфёров}. Сразу же началась постройка опытной серии из десяти вертолётов. В конце 1970 года две машины доработали — для улучшения устойчивости на скоростях более 200 км/ч на вертолёт установили крыло с отрицательным V−12 градусов и удлинённую кабину. Первые серийные вертолёты Ми-24А (изделие «245»), выполненные в таком виде и оборудованные комплексом «Фаланга-М» поступили для опытной эксплуатации в войска.

Ми-24А строились заводом в городе Арсеньев. Было изготовлено почти 250 машин, которые поступили на вооружение формируемых структур армейской авиации, в отдельные вертолётные полки СА общевойсковых армий и десантно-штурмовых бригад. На базе Ми-24А была разработана учебная модификация Ми-24У (изд. «244») с полноценным двойным управлением.

Ми-24Б (изд."241") получил новую пулемётную установку УСПУ-24 с пулемётом ЯкБ-12,7 (4500 выс/мин), ракетный комплекс «Фаланга-П». Но доводка вертолёта была приостановлена и произведены принципиальные изменения — кабина переделана в тандемную, хвостовой винт с редуктором установлены от Ми-14 — винт из толкающего стал тянущим, что резко повысило эффективность путевого управления. Вертолёт получил название «Ми-24В», или изделие «242». Но из-за недоведённости комплекса «Штурм» вертолёты с новой кабиной пришлось оборудовать по типу Ми-24Б, и этот «промежуточный вариант» пошёл в серию под обозначением Ми-24Д (изделие «246»). Литеру «Г» на всякий случай решили не использовать… На доводку Ми-24В ушло 8 лет. В 1976 году вертолёт официально был принят на вооружение и строился самой массовой серией.

Таким образом, к 1973 году сложился облик вертолёта, широко известного во всём мире.

Конструкция

кабина пилота Ми-24

Ми-24 построен по классической одновинтовой схеме с пятилопастным трёхшарнирным несущим и трёхлопастным рулевым винтами. Шасси трёхстоечное, убирающееся, с управляемой передней опорой.

В носовой части фюзеляжа размещена двухместная кабина экипажа по тандемной схеме: стрелок-оператор находится в отдельной передней кабине, за ним лётчик, кабина которого для удобства обзора приподнята на 0.3 м над кабиной стрелка, бортмеханик может размещаться на откидном сиденье в отсеке оборудования за кабиной лётчика. Экипаж находится в герметизированных кабинах, снабжённых системой обогрева и вентиляции, для пре­дот­вра­ще­ния по­па­да­ния за­ра­жён­но­го воз­ду­ха и ра­дио­ак­тив­ной пы­ли в них под­дер­жи­ва­ет­ся не­боль­шое из­бы­точ­ное дав­ле­ние.

внутри грузовой кабины Ми-24

Стальными плитами бронировались кабина экипажа, коробка приводов, маслобаки двигателей, редуктор и гидробак. Кресло лётчика бронировано, с откидной бронеспинкой и бронезаголовником, кресло стрелка не бронировано, между кабинами расположена бронированная перегородка, лобовые стёкла броневые, плоские, снабжены стеклоочистителями, боковые выпуклые стёкла силикатные, не бронированные.

Цен­траль­ная сек­ция фю­зе­ля­жа со­сто­ит из гру­зо­вой ка­би­ны, в которой могут разместиться до восьми десантников, и зад­ней ко­ну­со­об­раз­ной час­ти для раз­ме­ще­ния обо­ру­до­ва­ния и ниш убор­ки глав­ных ног шас­си.

Трансмиссия и дублированная система управления такая же, как на вертолёте Ми-8.

Вал несущего винта наклонён не только вперед на 4,5°, но и вправо на 2,5°, чтобы обеспечить устойчивость при по­сту­па­тель­ном пря­мо­ли­ней­ном по­лёте.

Одной из главных особенностей вертолёта является крыло площадью 6.75м2 с отрицательным поперечным V — 12°, которое обеспечивает от 22 до 28 процентов подъёмной силы, в зависимости от скорости и других факторов. [4]

Модификации

Вооружение Ми-24А
Ми-24В

Ми-24 — опытные машины. кабина «верандой», вооружение: в носу — подвижная пулемётная установка НУВ-1 с пулемётом А-12,7(боекомплект — 900 патронов), блоки НАР УБ-32А с НУРС С-5 и 4 ПТУР 9М17 противотанкового комплекса «Фаланга-М». Рулевой винт располагался справа.

Ми-24А (изделие 245) — серийный вариант, по сравнению с опытными машинами удлинена кабина, изменено крепление ПТУР (на подкрыльевых пилонах). Выпускался в 1971—1973 гг. Построено около 250 штук. На первых представителях этой серии рулевой винт располагался с правой стороны. В поздних вариантах Ми-24А рулевой винт был перенесён на левую сторону, и оставался там на всех последующих модификациях.

Ми-24Б (изделие 241) — Ми-24А с подвижной пулемётной установкой УСПУ-24 с пулеметом ЯкБ-12,7. Серийно не строился из-за поступления на вооружение более современной модификации Д, использовался для отработки вооружения. Вертолет прошёл испытания в 1971-72 гг.[5]

Ми-24БМТ (изделие 247) — минный тральщик на базе Ми-24А. Снято всё вооружение, броня и крыло. Установлено траловое устройство и дополнительный топливный бак. Построен в единственном экземпляре в 1974 году, больше не выпускался.

Ми-24У (изделие 244) — учебная модификация. От боевого отличается отсутствием носового пулемёта, вместо которого в передней кабине лётчика-инструктора были установлены полноценное пилотажно-навигационное оборудование и стандартные рычаги управления.

Ми-24Д (изделие 246) — с новым расположением кабин (тандемом). Кабины изолированы. Комплекс вооружения такой же как на Ми-24Б. ПТУР 9М17ПВ Фаланга-ПВ. Выпускался в 1973—1977 гг. Изготовлено более 600 машин.[6]

Ми-24ДУ (изделие 249) — учебный вариант Ми-24Д с изменениями, аналогичными Ми-24У.

Ми-25 — экспортный вариант Ми-24Д. Отличается несколько изменённым составом оборудования.

Ми-24В (изделие 242) — самый массовый вариант Ми-24, с подвижной пулемётной установкой УСПУ-24 с пулеметом ЯкБ-12,7.Вертолёт Ми-24В с 4 ПТУР 9М114 Штурм-В и с системой наведения Радуга-Ш принят на вооружение 29 марта 1976 г.[5]. В 1986 году принят на вооружение модернизированный вариант с 16 ПТУР Штурм-В. Прицел АСП-17В. Двигатели ТВ3-117В. В составе вооружения появились блоки Б8В20-А с НАР С-8, блоки Б13Л1 с НАР С-13 и АПУ-68УМ3 с тяжёлыми НАР С-24Б. Выпускался в 1976—1986 гг. Построено около 1000 вертолётов.

Ми-35 — экспортный вариант Ми-24В.

Ми-24П (изделие 243) — Ми-24 с пушкой ГШ-30К, размещённой на правом борту в неподвижной установке НПУ-30, боекомплект — 250 снарядов. Пулемёт демонтирован. Выпускался в 1981—1989 гг.

Ми-35П — экспортный вариант Ми-24П.

Ми-24ВП (изделие 258) — Ми-24В с пушкой ГШ-23Л (боекомплект 460 снарядов) в подвижной установке У-23 новым БРЭО и вооружением. На позднесерийных вертолётах появились восьмипозиционные АПУ-4 (унифицированные с Ми-8МТ) для ПТУР Атака-В (таким образом, общее количество ПТУР доведено до 12-ти, с сохранением на внутренних подкрыльевых пилонах двух блоков Б8В20-А с 20-ю 80мм НАР С-8 разных модификаций в каждом блоке). При этом, опциональное вооружение РВВ ближнего боя Р-60М, Р-62М, Р-63В, становилось обязательным. АПУ-60-1В ввиду компактности ракет семейства Р-60, монтировались между внешним пилоном и законцовкой, либо, как и на АПУ-60-11, на которой вторая ракета расположена перпендикулярно, устанавливали АПУ-60-1 с внешней стороны, перпендикулярно законцовке. Таким образом, на 1989 год, Ми-24ВП был единственным вертолётом, способным к эффективной обороне от истребителей, при помощи высокоманёвренных и помехозащищённых ракет с дальностью до 14 км. Для поражения дозвуковых и сильнозащищённых в/ц (вертолёты и штурмовики потенциальных противников) в комплекс ПТУР так же была введена РВВ (ракета «воздух-воздух») 9М220О с дальностью в 8 км и неконтактным взрывателем. Для поражения лёгких и малоопасных воздушных целей — БПЛА и вертолёты-разведчики, под законцовочные АПУ для двух ПТУР «Атака» подвесили полуавтономный (но управляющийся летчиком) 72-мм ПЗРК «Игла» с дальностью до 5200 м. Главной особенностью БРЭО Ми-24ВП является обновлённый ПнК вместе с новой аппаратурой радиокомадного наведения для ПТУР, нечувствительными к трассам НАР и ПТУР очками ночного видения для лётчика ОНВ-58В, новый ОЭПС (инфракрасный пассивный локатор целей) для поиска целей лётчиком на дистанции до 26км (самолёт размерности F-16) и до 7км (холодный танк), и ОПС «Радуга-УН». Выпускался с 1989 года по февраль 1992 г. Общий выпуск — 179 машин. Ми-24ВП по всем параметрам — скорости, защищённости, воздушному бою, круглосуточному применению превосходил своего заокеанского конкурента — AH-64A «Apache», как и его усовершенствованный вариант, когда последний ещё только разрабатывался. Но распад СССР и тяжёлое экономическое положение в России поставили крест на крупносерийном производстве Ми-24ВП.

Ми-24ВМ — модернизация Ми-24В/П/ВП. Неубираемое шасси, винты от Ми-28Н (Х-образный рулевой винт), всепогодное БРЭО, станция активных ИК помех СОЭП Липа, подвижная установка У-23 с пушкой ГШ-23Л (как на Ми-24ВП), усовершенствованная аппаратура РК наведения для ПТУР «Атака» — Тор-24. Также Ми-24ВМ может нести ПТУР «Малютка», «Штурм» и «Фаланга-М». УР В-В Р-64В и "Игла-В.На 2004 год планировалось завершить ГСИ[7]

Ми-24 в трёх проекциях
Страны, в которых модификации Ми-24 состоят на вооружении.

Ми-35М — экспортный вариант Ми-24ВМ (Венесуэле под данной модификацией поставлялись Ми-24ПК2). Шасси неубирающееся.

Ми-24ВК2/ПК2 или Ми-35ВН/ПН — модернизация Ми-24 на экспорт. Новое БРЭО, включающее обзорно-прицельную систему ОПС-24Н с гиростабилизированной оптико-электронной системой ГОЭС-342, и прицельно-вычислительный комплекс ПрВК-24. Также имеется навигационный комплекс КНЭИ-24. Стоит, однако, добавить, что Ми-24ВК/ПК (ростовская модификация) и Ми-24ВМ/ПМ (московская) имеют серьёзные различия по планёру и вооружению. Ми-24ВК-1/2/1.2 (экспортный, для Индии, Сирии и АРЕ), для АА ВВС РФ — Ми-24ВП-М, Ми-24ВП-И, не только имеют намного превосходящую ОПС Ми-35М2, основную прицельную систему ГОЭС-342, но и ОЭПС-27 идентичный пассивный инфралокатор с РЛ-дальномером, стоявший на ранних Су-27, обнаруживающий в секторе ±30 по курсу малоразмерную, низкоизлучающую воздушную цель до 37 км, наземную, класса «холодный танк» — с 14 км. По планеру ростовские боевые вертолёты (как модернизируемые, так и новые) имеют неукороченное крыло с 4-мя (вместо двух) точками подвески, на двух из которых расположены Р-64В — адаптированные для вертолётов ракеты ближнего боя пятого поколения, способные сбить приближающийся на околозвуке истребитель на встречных курсах более чем за 20 км. А так же, 4 «Сосна-В» под АПУ-4 «Атака» Для сравнения — ПЗРК «Игла», которыми оснащаются Ми-24ВМ, захватывают приближающийся истребитель с 2500-3200 м, а гипрзвуковая ЗУР «Сосна» — до 14 км. Тем не менее, и «Игла-С» входит в состав вооружения Ми-24ВК и Ми-24ВП-М. Ми-24ВП-М и Ми-24ВП-И поставляется в АА войск России с 2006 г

Ми-24К (изделие 201) — разведчик-корректировщик, с системой наблюдения «Ирис», цифровым разведывательно-корректировочным комплексом «Рута» и аэрофотоаппаратом АФА-100 в правом борту кабины.

Ми-24Р (изделие 2462) — вертолёт РХБ-разведки с подвижной пулемётной установкой УСПУ-24 с пулеметом ЯкБ-12,7, с повышенной системой жизнеобеспечения. Пусковые установки на пилонах ПТУР демонтированы, на их место установлены экскаваторы забора грунта (по 3 ковша). На первом держателе штатно установлен подвесной контейнер с дополнительной аппаратурой, на хвостовой балке установлено пусковое устройство для ракет СХТ. В состав экипажа введены два химика-разведчика. Принимал участие в ликвидации аварии на ЧАЭС (Оценка уровня заражения местности). Построено 160 машин.

Ми-24РА — вертолёт РХБ-разведки на базе Ми-24Р. Более совершенное оборудование, экипаж сокращён на одного химика-разведчика.

Ми-24ПН — приспособленный к ночным боевым действиям. На вертолёте Ми-24ПН установлен бортовой комплекс радиоэлектронного оборудования БРЭО-24 и ночная тепловизионная прицельная подсистема наведения «Зарево». Модернизированные вертолёты этой модификации поставляются в войска с 2004 года.

Ми-24М (изделие 247) — противолодочный вариант. Разработка прекращена по личному указанию М. Л. Миля.

Ми-24 Super Hind или Ми-24G — глубокомодернизированный Ми-24 южноафриканской фирмы АТЕ, с участием АО «Роствертол»[8]

Дополнительное вооружение

Специально для Ми-24 в конце 70-х гг. были разработаны вертолётные гондолы ГУВ-1 (включает автоматический гранатомёт АГС-17 «Пламя») и ГУВ-8700 (один четырёхствольный пулемёт Якб-12.7 и два четырёхствольных ГШГ-7.62).

Также Ми-24 может нести два пушечных контейнера УПК-23-250 с пушкой ГШ-23Л и боекомплектом 250 снарядов.

Некоторые Ми-24П в конце 80-х гг. получили по 2 ракеты воздух-воздух Р-60/Р-60М для самообороны от истребителей противника и для борьбы с вражескими вертолётами. АПУ с ракетами устанавливались на внутренних держателях.

На вооружении

Кабина болгарского Ми-24
Иракский вертолёт Ми-24, сбитый во время ирано-иракской войны и выставленный в качестве трофея в Военном музее в Тегеране
Ми-24 Украинской армии
Ми-35П
  • Россия
  • Азербайджан 39[10][11][12][13]
  • Армения 8[14]
  • Флаг Алжира Алжир
  •  Нигерия 9[15]
  • Ангола 14[16]
  • Афганистан
  • Флаг Белоруссии Беларусь 70[17]
  • Болгария — 18[18] В конце 70-х началось вооружение ВВС НРБ штурмовыми вертолётами. В 1979 вновь сформированная эскадрилья огневой поддержки в составе 44-го вертолётного авиаполка получила первые 4 Ми-24Д. В 1980 году полк был передислоцирован из Пловдива на аэродром Крумово, а эскадрилья огневой поддержки в Стара Загору, где она стала основой 13-го боевого вертолётного полка. Всего к 1985 году полк получил 38 Ми-24Д и 6 Ми-24В. В октябре 2000 года вертолёты были перебазированы в Крумово, где вошли в состав 2-й эскадрильи 24-й вертолётной базы.[19]
  • Бразилия — 6 Ми-35М поставлены в апреле 2010 года, всего по контракту будет поставлено 12 машин общей стоимостью 150 млн долларов США[20][21]
  • Флаг Венгрии Венгрия — 12[22]В 1978-79 годах на вооружение 87-го вертолётного авиаполка поступило 30 Ми-24Д. В 1984-85 годах полк получил ещё 12 Ми-24В. В 1995 году Венгрия приобрела в Германии 14 Ми-24Д и 6 Ми-24П, ранее стоявших на вооружении армии ГДР.[23]
  • Венесуэла — 10 Ми-35М2[24]
  • Флаг Вьетнама Вьетнам
  • Грузия
  • Индия — Первым соединением ВВС Индии вооружённым штурмовыми вертолётами, стала 125-я эскадрилья штурмовых вертолётов, сформированная 1 ноября 1983 года. Первоначально пилоты эскадрильи тренировались на вертолётах других типов, так как первые Ми-25 поступили в эскадрилью только 5 мая 1984 года. Второй штурмовой эскадрильей стала 104-я эскадрилья, получившая Ми-35 в 1990 году. Всего индийские ВВС приобрели около 40 Ми-25 и примерно 20 Ми-35. в 2001—2003 годах, 25 вертолётов были модернизированы фирмой IAI, было установлено более современное БРЭО, а также вертолёты были оснащены противотанковыми ракетами Рафаэл Спайк.[25][26]
  • Ирак
  • Казахстан — 42 Ми-24В
  •  КНДР 20[27]
  • Куба
  • Македония 14[28]
  • Флаг Монголии Монголия 11[29]
  • Никарагуа — В октябре 1984 болгарский транспорт «Христо Ботев» выгрузил в никарагуанском порту Эль Блуфф первую четвёрку Ми-25. Всего в Никарагуа было поставлено 18 вертолётов, которые сразу же включились в боевые действия против контрас, в ходе которых было потеряно как минимум два Ми-25.[30]
  • Перу 16[31] В 2010 купят новые 2 Ми-35[32]
  • Польша — 31[33]Первые Ми-24Д Польша получила в 1978 году, а в конце 80-х начали поступать усовершенствованные Ми-24В. Всего на вооружение 49-го полка штурмовых вертолётов поступило 16 Ми-24Д, столько же Ми-24В стояло на вооружении 56-го полка. В 1996 году парк ударных вертолётов пополнился шестнадцатью Ми-24Д из арсенала бывшей ГДР. Шесть Ми-24В из 56-го полка были отправлены в Ирак. 24 декабря 2004 года эти вертолёты прибыли в Кувейт, а 23 января 2005 года они уже выполнили первые боевые вылеты.[34]
  • Сирия
  • Словакия — 16[35]После реорганизации в 1993 году ВС Чехословакии в связи с распадом страны, ВВС Словакии отошли 8 Ми-24Д, 10 Ми-24В и один Ми-24ДУ, расположенные в Прешове.[36]
  • Судан 23[37]
  •  Восточный Тимор 26[38]
  • Украина 139[39]
Ми-24 на эмблеме Южного оперативного командования ВСУ. 2000е
  •  Узбекистан 29[40]
  • Хорватия — В мае-июне 1992 года, на вооружении Хорватии, несмотря на эмбарго, появилось 11 ударных вертолётов Ми-24Д и Ми-24В. Источник происхождения вертолётов неизвестен, однако предполагается, что хорваты приобрели их или у ФРГ, или у Украины. С вертолётов было снято вооружение, и из них была сформирована 1-я эскадрилья боевых вертолётов, где они использовались для транспортных перевозок. Однако уже в 1993 году Крокодилы вновь получили вооружение: пулемёты ЯкБ-12,7, НАР и ПТУР «Спираль». Один невооруженный Ми-24Д был переоборудован в спасательный, на нём установили лебёдку. Ещё один вертолёт был переоборудован в противолодочный, он получил возможность нести на подкрыльевых пилонах четыре торпеды Мк.44. И один Ми-24 был оснащен ИК системой обзора передней полусферы и использовался в качестве разведчика. Ми-24 ВВС Хорватии принимали участие в боевых действиях против сербов, в ходе которых был потерян как минимум один вертолёт. В 2004 году, 29-я эскадрилья, в которой на тот момент находили все выжившие Ми-24, была расформирована, а Ми-24В были поставлены на хранение.[41]
  •  — Вооружённые силы Чехословакии получили первые Ми-24 в августе 1978. Всего в составе первой партии было получено 38 Ми-24Д и 2 учебно-тренировочных Ми-24ДУ, которые поступили на вооружение 51-го вертолётного полка. Вторая партия состояла из 30 Ми-24В, поступивших в 11-й вертолётный полк.[42]
  • Чехия — 24[43]После реорганизации в 1993 году ВС Чехословакии в связи с распадом страны, Чехии отошли 16 Ми-24Д, 20 Ми-24В и один Ми-24ДУ. Все они были сведены в одну 331-ю вертолётную эскадрилью. С 2003 по 2006 год, в счёт погашения советского долга Чехия получила 17 новых Ми-35 в целом идентичных Ми-24В.[44]
  • Шри-Ланка — В 1995 году ВВС Шри Ланки приобрели первые три подержанных украинских Ми-24В, которые поступили в 401-ю эскадрилью, вскоре в ноябре того же года, Ми-24 были сгруппированы во вновь созданной 9-й вертолётной штурмовой эскадрилье. Затем было приобретено ещё три Ми-24В, опять же украинских. В 1996—1999 годах у Украины, с целью восполнения потерь, было закуплено ещё несколько Ми-24, по разным данным их число колеблется от четырёх до десяти. Кроме того, была закуплена пара Ми-35, которые стали единственными машинами этого типа приобретенные Шри Ланкой в России. В 2000 году было приобретено ещё три Ми-35П. После 2000 года, все оставшиеся в строю штурмовые вертолёты были модернизированы израильской компанией IAI Elta. Ми-24 активно использовались против боевиков ТОТИ и при этом они несли ощутимые потери, всего было сбито и уничтожено на аэродромах не менее десяти вертолётов.[45][46][47]
  • Экваториальная Гвинея — 5[43]до 5 вертолетов Ми-24 различной модификации
  • Эфиопия 18[48]

Учебные пособия:

  •  США после распада Варшавского блока США получили из Германии 3-6 вертолётов, которые используются для тренировки отражения вертолётных ударов с помощью ПЗРК.

Аварии и катастрофы

  • 29 ноября 2011 г. в 19:45 по местному времени на аэродроме под Пружанами Брестской области Беларуси разбился вертолёт Ми-24 ВВС и войск ПВО Беларуси. Авиакатастрофа произошла в Брестской области во время плановых учебно-тренировочных полетов. Вертолёт рухнул при заходе на посадку в районе аэродрома. Погибли все члены экипажа — командир экипажа майор Олег Кохно, борттехник капитан Валерий Бобко, летчик лейтенант Денис Глущенко[49].
  • 26 августа 2011 г., потерпел крушение боевой вертолет Ми-24 в Приморском крае. Катастрофа произошла в 19:16 по местному времени (12:16 мск) рядом с населенным пунктом Меркушевка недалеко от посёлка Черниговка. В результате аварии погиб один человек. Остальным двум членам экипажа удалось спастись.
  • 13 июля 2010 около 12.00 в горах Ботлихского района Дагестана упал и полностью сгорел военный вертолет Ми-24. Летчики успели покинуть машину и позже были подобраны.

[50]

[51]

  • 26 августа 2003 года на аэродроме Черниговка произошло[источник не указан 747 дней] столкновение двух вертолетов Ми-24В 319-го ОВП, в результате катастрофы погибли:

П/п-к Аксенов Александр, командир эскадрильи; Ст.л-т Усатов Юрий, бортовой техник; К-н Хлыщук Владимир, старший летчик; К-н Белов Дмитрий, штурман звена; Ст.л-т Кулагин Андрей, летчик-оператор; Ст.л-т Дербенев Дмитрий, бортовой техник.

Боевое применение

Все серийные вертолёты применялись для решения задач общевойскового характера — высадки десантов, огневой поддержки, уничтожения живой силы, бронетехники и огневых точек, перевозки грузов, эвакуации раненых, более чем в 30 войнах и военных конфликтов мира. Известен факт, в котором вертолётом Ми-24В был поражен истребитель «Фантом» в ходе ирано-иракской войны (независимые исследователи высказывают сомнения в достоверности этого эпизода[52]).

Афганская война

С самого начала войны Ми-24 играли роль лидеров, используясь для разведки и прикрытия высадки на занимаемые аэродромы.

К концу 1980 года вертолетную группировку 40-й армии усилили, доведя ее до 251 машины. Основными в бое­вой ра­бо­те ста­ли пла­но­вые уда­ры и вы­ле­ты по вы­зо­ву в хо­де опе­ра­ций. При сме­шан­ном ра­кет­но-бом­бо­вом воо­ру­же­нии прак­ти­ко­ва­лось ком­плекс­ное про­ве­де­ние: с дис­тан­ции 1200—1500 м лет­чик пус­кал НАР, а на под­ле­те от­кры­вал огонь из пу­ле­ме­та, да­вая опе­ра­то­ру воз­мож­ность при­цель­но сбро­сить бом­бы.

Бом­бы круп­но­го ка­либ­ра бы­ли не­об­хо­ди­мы в борь­бе с кре­по­стя­ми, со­хра­нив­ши­ми­ся во мно­гих мес­тах и слу­жив­ши­ми при­ста­ни­щем мод­жа­хе­дам. Сло­жен­ные из кам­ня или гли­но­бит­ные со сте­на­ми трех­мет­ро­вой тол­щи­ны, эти со­ору­же­ния при­кры­ва­ли вхо­ды в се­ле­ния, раз­вил­ки до­рог и на­ви­са­ли со скал, невосприимчивые к огню неуправляемых реактивных снарядов С-5.

Неуправляемые ракеты С-8 в 20-зарядных бло­ках Б-8В20 были весьма эффективны. Боеголовка мас­сой 3,6 кг об­ла­да­ла мощным фу­гас­ным дей­ст­ви­ем, по­ра­жав­шим про­тив­ни­ка в ра­диу­се 10-12 м.

В ближ­нем бою, с дис­тан­ции 800—1000 м, вертолет использовал че­ты­рех­стволь­ный пу­ле­мет ЯкБ-12,7, ко­то­рый да­вал плот­ный и точ­ный ог­онь, спо­соб­ный пробить ду­вал по­лу­мет­ро­вой тол­щи­ны.

Пилот Ана­то­лий Вол­ков в мае 1983 го­да под Талу­ка­ном, из­рас­хо­до­вав весь бое­ком­плект, про­дол­жал ими­ти­ро­вать ата­ки, раз­го­няя душманов ви­дом летящей на них ма­ши­ны, и су­мел спа­сти отступавшую де­сант­ную ро­ту.

Наиболее эффективным против Ми-24 оружием долгое время оставались крупнокалиберные пулеметы ДШК и ЗГУ, которыми в 1985 году были сбиты 42 % и 25 % соответственно потерянных советскими войсками Ми-24.

Начиная с 1983 года на вооружение моджахедов стали поступать ПЗРК. В основном это были советские Стрела-2 и американские FIM-43 Redeye, на смену которым впоследствии пришел «Стингер».[53]

Рекорды

  • В 1978 г. Г.Карапетян установил абсолютный мировой рекорд скорости полета для вертолетов — 368,4 км/ч
  • Рекорд скороподъемности: 8 августа 1975 года — 3000 м за 2 мин 34 с, а 26 августа — 6000 м за 8 мин 31 с.[54]

Примечания

  1. Вадим Михеев («МВЗ им. М. Л. Миля 50 лет» М., Любимая книга, 1998, с. 182-187)
  2. «ВВС России испытали новый боевой вертолет» Деловая газета 30.10.2007
  3. данным производителя), однако на всех модификациях часто совершаются полёты экипажей в составе только лётчика и штурмана-оператора вооружения
  4. Вертолёт Ми-24. История создания
  5. ↑ Ми-24 / Вертолеты / Авиатехника / Air-Transport
  6. ОАО «Роствертол» / Наша компания / История
  7. Испытания модернизированного вертолета Ми-24ВМ продлятся еще не менее года — эксперт // АвиаПорт. Дайджест
  8. Super Hind
  9. The International Institute For Strategic Studies IISS The Military Balance 2010. — Nuffield Press, 2010. — С. 227, 228. — 492 с. — ISBN 9781857435573
  10. The Military Balance 2010. p.-177
  11. Россия поставила Азербайджану 24 боевых вертолёта Ми-35М — Канал ПИК
  12. Азербайджан приобрел у России 24 вертолёта Ми-35М — 1NEWS.AZ
  13. Названа стоимость закупки Азербайджаном вертолетов Ми-35М — AZE.AZ
  14. The Military Balance 2010. p.-174
  15. The Military Balance 2010. p.-320
  16. The Military Balance 2010. p.-294
  17. The Military Balance 2010. p.-178
  18. The Military Balance 2010. p.-122
  19. Никольский, Михаил. Перспективы развития ВВС Болгарии. // Авиация и Космонавтика. — 2006. — № 11. — С.36.
  20. ЦАМТО / Главное / ВВС Бразилии испытывают вооружение российских вертолетов Ми-35
  21. ВВС Бразилии получат первые три транспортно-боевых вертолёта Ми-35М
  22. The Military Balance 2010. p.-140
  23. Никольский, Михаил. ВВС Венгрии // Авиация и Космонавтика. — 2007. — № 7. — С.46-47.
  24. Россия завершила поставку вертолётов Венесуэле
  25. Official website of Indian AirForce.
  26. Indian Air Force
  27. The Military Balance 2010. p.-413
  28. The Military Balance 2010. p.-187
  29. The Military Balance 2010. p.-419
  30. Nicaragua, 1980—1988
  31. The Military Balance 2010. p.-94
  32. Перу закупит в РФ вертолёты для борьбы с наркоторговцами и мятежниками 05:56 23/04/2010 РИА Новости
  33. The Military Balance 2010. p.-153
  34. Никольский, Михаил. ВВС Польши // Авиация и Космонавтика. — 2006. — № 9. — С.47.
  35. The Military Balance 2010. p.-159
  36. Никольский, Михаил. ВВС Словакии // Авиация и Космонавтика. — 2007. — № 2. — С.52.
  37. The Military Balance 2010. p.-327
  38. The Military Balance 2010. p.-434
  39. The Military Balance 2010. p.-196
  40. The Military Balance 2010. p.-373
  41. Никольский, Михаил. ВВС Хорватии // Авиация и Космонавтика. — 2007. — № 12. — С.42-45.
  42. Никольский, Михаил. Перспективы развития ВВС Чехии // Авиация и Космонавтика. — 2007. — № 1. — С.47-48.
  43. 1 2 The Military Balance 2010. p.-126
  44. Никольский, Михаил. Перспективы развития ВВС Чехии // Авиация и Космонавтика. — 2007. — № 1. — С.48.
  45. ACIG:Sri Lanka, since 1971
  46. Михаил Жирохов. Война в «раю»
  47. Sri Lanka Air Force
  48. The Military Balance 2010. p.-308
  49. В Пружанском районе разбился военный вертолет, три члена экипажа погибли
  50. В Дагестане полностью сгорел упавший Ми-24
  51. В Саратовской области разбился ударный вертолет Ми-24, экипаж погиб
  52. Tom Cooper, Farzad Bishop. Fire in the Hills: Iranian and Iraqi Battles of Autumn 1982
  53. ЖАРКОЕ НЕБО АФГАНИСТАНА Боевые вертолёты Ми-24
  54. История вертолетных рекордов — 0090.htm

См. также

Литература

  • Берне Л. Второе рождение Ми-24. В небе - модернизированный вертолёт (рус.) // 0130-2701.

Ссылки

  • Ми-24 на сайте МВЗ им. М. Л. Миля
  • материал по Ми-24 на сайте Вертолёты Мира
  • Ми-24 в США. Перевод статьи William L. Smallwood


Ми-24.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47