Колокол (пилотаж)

23-10-2023

Ко́локол — фигура высшего пилотажа, при которой самолёт находится носом вверх на нулевой скорости, после чего, проседая вниз, опрокидывется носом вниз, имитируя раскачку языка колокола. После того как самолёт проходит нулевую скорость (то есть скорость изменяется от заданной скорости ввода до нулевой), при падении на «хвост» скорость имеет незначительную отрицательную величину, а после опрокидывания носа вниз увеличивается до скорости вывода в горизонтальный полёт.

Внешние видеофайлы
Выполнение «колокола» на Су-27
Выполнение «колокола» на Л-29

Практическая значимость этой фигуры в бою заключается в том, что на время прохождения нулевой скорости самолёт становится незаметным для допплеровских радаров и головок ракет с радиолокационным наведением на цель.[1] Также используется при работе по поверхности для погашения скорости и последующего прицеливания.

Долгое время «колокол» считался фигурой, доступной только винтовым самолётам, так как большинство реактивных двигателей не могут работать на больших углах атаки. Первыми реактивными самолётами, сумевшими выполнить «колокол», стали советские истребители Су-27 и МиГ-29. В настоящее время эта фигура также выполняется и американскими истребителями F-16 и F/A-18.[2] Также фигуру высшего пилотажа «колокол» выполняет пилотажная группа «Русь» на самолётах Л-39. Первым данную фигуру на самолёте Л-39 выполнил лётчик-инструктор первого класса В. В. Соболев.

Содержание

Примечания

  1. Высший пилотаж: воздушные манёвры // Популярная механика : журнал. — 2004. — № 1.
  2. Энциклопедия авиационных терминов. В архиве Интернета.  (Проверено 31 марта 2010)

Ссылки

В Викисловаре есть статья «колокол»

Литература

  • Каталог фигур высшего пилотажа Арести ФАИ = FAI Aresti Aerobatic Catalogue. — Federation Aeronautique Internationale, 2002.

См. также


Колокол (пилотаж).

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47