23-10-2023
Литвинизация (иногда Литуанизация) — это процесс освоения нелитовскими народами литовской культуры и языка.
В раннем средневековье консолидация племён Литовского княжества привела к их постепенной литвинизации . Последующее освоение земель соседних прибалтийских племен привели к ассимиляции литовцами (полной или частичной) селов, ятвягов, надровов и куршей . Культурные и религиозные сходства усиливали данный процесс.
Русские земли в Великом княжестве Литовском в XIII—XV веках подверглись некоторой литвинизации. Большая часть Великого княжества Литовского была русской, и ввиду религиозной, языковой и культурной непохожести между правящей языческой литовской знатью и православными восточными славянами, ассимиляция не имела широкого масштаба. Кроме того, после завершения расширения Великого княжества Литовского, в русских землях местные князья сохранили за собой значительную автономию, которая ограничивала слияние культур[1]. Даже если на русских землях наместниками назначались Гедиминовичи, то они перенимали славянские обычаи и принимали православное христианство, сливались с русской знатью. В результате слияния двух культур большая часть высшего класса «русинов» объединилась с литовской знатью и стали называть себя «литвинами»[2], сохранив русский язык[3][4]. В результате этих процессов литовской знатью стали, в основном, «русины», в то время как дворянство в этнической Литве и Жемайтии продолжало пользоваться родным литовским языком. Адаптированный церковнославянский, а позднее, западнорусский язык, приобрёл статус главного канцелярского языка в местных делах и отношениях с другими православными княжествами, латинский язык использовался в отношениях с Западной Европой.
Ярким примером литвинизации в XIX веке было смешение евреев, на тот момент самой крупной этнической группой среди мещан в крупных городах Литвы, с этническими литовцами из сельской местности. Такой процесс литвинизации был, в основном, демографическим и не носил системного характера. Процесс стал более институционализированным, когда Литва получила независимость.
С восстановлением литовской государственности проводилась кампания с целью культурной и языковой ассимиляции других этнических групп Литвы, в основном поляков и немцев. Литовская Тариба приняла резолюцию на Вильнюсской конференции в 1917 году, в которой провозглашалось право национальных меньшинств на свободу удовлетворения культурных потребностей. После Первой мировой войны в составе Государственного Совета Литвы, законодательного органа власти, было увеличено количество еврейских и белорусских представителей. Были созданы министерства еврейских и белорусских дел; однако после выступления генерала Желиговского Срединная Литва была оторвана от нового государства, и крупные общины белорусов, евреев и поляков оказались за пределами Литвы. Поэтому министерства были ликвидированы. В 1920 году еврейская община получила национально-культурную автономию с правом издавать привязки таинства[неизвестный термин]; однако отчасти из-за внутренней борьбы между сторонниками иврита и идиша проект был прекращён в 1924 году. После этого евреи были более изолированным и отчужденными, так как в национальной политике позднее был провозглашён лозунг «Литва для литовцев».
После получения независимости в Литве усиливались националистические настроения, государство стремилось увеличить использование литовского языка в общественной жизни. Среди мер, принимаемых правительством Литвы, была принудительная литвинизация нелитовских имён. Была закрыта сеть школ еврейской общины. В 1919 году насчитывалось 49 еврейских школ, в 1923 году - 107, в 1928 году - 144[5]. В 1931 году количество школ сократилось на 115, и эта цифра оставалась стабильной до 1940 года.
В начале 1920 года в Литве насчитывалось 20 польских языковых школ для польского меньшинства в Литве. Их число увеличилось до 30 в 1923 году, но затем их количество упало до 24 в 1926 году. Основной причиной снижения стала политика литовских христианских демократов по переводу учеников в литовские школы, чьи родители имели имели национальность «литовцы» в паспорте. После того как партия ослабила контроль, число польских школ выросло до 91. Вскоре после государственного переворота в 1926 году, когда к власти пришли националисты главе с Антанасом Сметоной было решено запретить литовцам учиться в польских школах. Дети из смешанных семей теперь должны были ходить в литовские школы. Многие поляки в Литве в паспортах были подписаны как литовцы, поэтому они были вынуждены учиться в литовских школах, с тех пор число школ на польском языке постепенно снизилось до 9 к 1940 году. В 1936 году был принят новый закон, который позволял обучение в польской школе, только если оба родители были поляками. Ввиду этого были открыты частные польские школы, которых насчитывалось более 40 в 1935 году. В основном они спонсировались компанией «Pochodnia». Подобная ситуация сложилась и с немецкими школами в Клайпедском регионе[6][7].
Отношение литовцев к этническим полякам было как к родным литовцам, которые подверглись полонизации в предыдущих столетиях, и они должны были снова вернуться к подлинной идентичности. Еще одним важным фактором были напряжённые отношения между Литвой и Польшей из-за Вильнюсского края, культурных и образовательных ограничениях на литовцев там. Например, в 1927 году, председатель «Ритас», объединения литовского меньшинства в Польше как аналог «Pochodnia», и 15 преподавателей были временно задержаны и 47 литовских школ были закрыты[8].
В то время как в Конституции Литовской Республики гарантировались равные права всем конфессиям, на деле православных подвергали дискриминации — литовское государство постановило конфисковать имущество православной церкви, передать католической церкви православные храмы, которые ранее были католическими, в католические церкви были преобразованы 17 православных храмов, которые никогда не принадлежали католикам. 13 православных церквей были разрушены. Все эти изменения сопровождались гневом против православных в прессе и на собраниях. Были сделаны попытки наладить отношения религиозным Союзом. Еще одна целевая группа для дискриминации стали поляки. Антипольские настроения, возникшие в годы литовского национального возрождения, усиливались[9]. Националистически настроенные католические священники Литвы, так называемые «литвоманы», продвигали везде литовский язык вместо польского, который использовался на протяжении веков в богослужении во многих местах. Антипольская пропаганда велась при поддержке государства. Было придумано множество карикатур в отношении поляков, где они выставлялись преступниками или бродягами.
В современной Литве, независимой после распада Советского Союза, литвинизация не является официальной государственной политикой, но ультраправые группы пытаются её навязать, такие как «Вильния», чьи действия приводят к напряженности в польско-литовских отношениях.
Государство устанавливает литовскую форму имёна людей и требует удаления польских уличных указателей.
Литвинизация.