Львовский трамвай

04-08-2023

Львовский трамвай
Трамвайная система
Страна

 Украина

Город

Львов

Тип системы

пассажирская

Дата открытия

1894 г.

Количество маршрутов

11

Количество трамвайных парков

2

Количество вагонов

178

Модели эксплуатируемых трамваев

Татра КТ4, Татра Т4

Ширина колеи

1000 мм

Тип питания

контактная сеть

Напряжение контактной сети

550 В

Компания-перевозчик

КП «Львовэлектротранс»

Львовский трамвай на Викискладе

Льво́вский трамва́й — общественный транспорт города Львова. Движение электрического трамвая было открыто в 1894 году.

Содержание

История

Первый на Украине конный трамвай был запущен во Львове в 1880 г. Эксплуатировался фирмой «Сочета Триестина Трамвай» («Società Triestina Tramway»). Функционировали две линии, которые перевозили в среднем 1 867 000 пассажиров в год. В 1889 г. конный трамвай насчитывал 105 лошадей и 37 пассажирских и грузовых возов. Средняя скорость движения составляла 6,4 км/ч. В связи с быстрым ростом города, конный трамвай вскоре уже не мог обеспечить возрастающие потребности в перевозках.

Тогда фирма Сименс-Гальске строит первую линию электрического трамвая. Свою работу он начал в 1894 году — раньше, чем во многих европейских столицах. Длина линии составляла 6,86 км, а количество вагонов достигало 16. После пуска электрического трамвая доля конных перевозок постепенно уменьшалась, а 1907 году конный трамвай окончательно прекратил своё существование. В 1896 году длина эксплуатируемых линий электрического трамвая составляла — 8,3 км, а в 1909 г. это было уже 25 км.

В 1899 г. количество ежегодно перевозимых пассажиров достигло отметки 5 млн, что породило вопросы дальнейшего развития трамвайной сети, парка вагонов, а в первую очередь учреждения, которое бы поставляло электрический ток. Переломным годом в истории львовского трамвая стал 1907 г., когда запустили новую электростанцию. За этот год было перевезено 12 млн человек. Этот год был последним годом существования львовского конного трамвая. В 1913 г. объём перевозок составил 32 млн пассажиров, а 1940 г. — уже 64 млн при общей длине трамвайных линий более 70 км.

Во время войны трамвайное хозяйство сильно пострадало, после войны восстановлено. С 60-х годов, в связи с пуском в городе троллейбуса, трамвайная сеть была сокращена. В 1963 году была снята линия по улице Зелёной, впоследствии там был пущен троллейбус. В 1970 году, из-за трудностей с эксплуатацией вагонов на дорогах с горным рельефом, была закрыта линия на Высокий Замок, а в 1972 году — по ул. Ивана Франко на Персенковку.

В 1978 году началось проектирование скоростного трамвая во Львове, однако реально была построена лишь линия по ул. Княгини Ольги, в начале 90-х в связи с кризисом все работы по строительству тоннелей были прекращены.

С 1997 года во Львове проводится реконструкция трамвайных путей по бесшпальной технологии. Первой была перешита часть линии по улице Лычаковской, в дальнейшем были перешиты почти все линии в центре.

В 1972 году начались поставки вагонов из Чехии. В 2005 году трамвайный парк Львова насчитывал около 220 вагонов, общая длина трамвайной колеи превышала 80 км. Большая часть парка находится в плохом состоянии. Основной тип вагонов — KT4SU и T4SU производства чехословацкого завода «Татра». Вагоны 1960-х гг. производства Gothaer Waggonfabrik использовались при строительстве и ремонте полотна. В 20072008 годах было поставлено 11 бывших в употреблении трамваев из Германии, которые ещё находятся в очень хорошем состоянии.

Мемориальная доска в память о столетии львовского трамвая Трамвайное депо на улице Городоцкой Трамвайная остановка между улицами Дорошенко и Коперника

Маршруты

Карта Описание маршрута
1 Железнодорожный вокзал > ул. Черновицкая > ул. Городоцкая > площадь Кропивницкого > ул. Степана Бандеры > Центр (кольцом: ул. Степана Бандеры > Университет «Львовская Политехника» > Дом органной и камерной музыки > площадь Маркияна Шашкевича > ул. Коперника > Костёл Лазаря > Дворец Сапег > Главпочтамт > ул. Петра Дорошенко > проспект Свободы > ул. Памво Беринды > Латинский кафедральный собор > Кафедральная площа > площадь Рынок > ул. Русская > Успенская церковь > ул. Подвальная > ул. Ивана Франко > Мытная площадь > ул. Ивана Франко > площадь Ивана Франко > ул. Витовского > парк имени Богдана Хмельницкого > ул. Д.Витовского > ул. Академика Андрея Сахарова > ул. Котляревского > ул. Киевская > ул. Русовых > ул. Степана Бандеры > ул. Черновицкая > Железнодорожный вокзал)
2 Ул. Коновальца > ул. Мельника > ул. Генерала Чупринки > ул. Степана Бандеры > Дом органной и камерной музыки > площадь Маркияна Шашкевича > ул. Коперника > Костёл Лазаря > Дворец Сапег > Головпочтамт > ул. Петра Дорошенко > «Гранд-Отель» > проспект Свободы > ул. Памво Беринды > Латинский кафедральный собор > Кафедральная площа > площадь Рынок > ул. Русская > Успенская церковь > ул. Подвальная > ул. Ивана Франко > Мытная площадь > ул. Лычаковская > Лычаковский парк > ул. Лычаковская
Железнодорожный вокзал > ул. Черновицкая > ул. Городоцкая > площадь Кропивницкого > ул. Степана Бандеры > Университет «Львовская Политехника» > Дом органной и камерной музыки > площадь Маркияна Шашкевича > ул. Коперника > Костёл Лазаря > Дворец Сапег > Главпочтамт > ул. Петра Дорошенко > проспект Свободы > ул. Памво Беринды > Латинский кафедральный собор > Кафедральная площа > площадь Рынок > ул. Русская > Успенская церковь > ул. Подвальная > ул. Ивана Франко > Мытная площадь > ул. Лычаковская > Лычаковский парк > ул. Лычаковская
3 Площадь Соборная > ул. Ивана Франко > площадь Ивана Франко > ул. Витовского > парк имени Богдана Хмельницкого > ул. Д.Витовского > ул. Академика Андрея Сахарова > ул. Княгини Ольги > гостиница «Спутник» > ул. Княгини Ольги
4 Ул. Замарстыновская > ул. Богдана Хмельницкого > площадь Старый Рынок > ул. Богдана Хмельницкого > Костёл Марии Снежной > ул. Ивана Гонты > Областной театр кукол > площадь Данила Галицкого > сквер «На Валах» > ул. Подвальная > ул. Валовая > ул. Ивана Франко > Мытная площадь > Соборная площадь > ул. Ивана Франко > площадь Ивана Франко > Стрыйский рынок > ул. Ивана Франко > ул. Илариона Свенцицкого > ул. Мушака
5 Ул. Замарстыновская > ул. Богдана Хмельницкого > площадь Старый Рынок > ул. Богдана Хмельницкого > Костёл Марии Снежной > ул. Ивана Гонты > Областной театр кукол > площадь Данила Галицкого > сквер «На Валах» > ул. Подвальная > ул. Валовая > ул. Ивана Франко > Мытная площадь > Соборная площадь > ул. Ивана Франко > площадь Ивана Франко > ул. Витовского > парк имени Богдана Хмельницкого > ул. Дмитрия Витовского > ул. Академика Андрея Сахарова > ул. Княгини Ольги > гостиница «Спутник» > ул. Княгини Ольги
6 Железнодорожный вокзал > ул. Городоцкая > площадь Кропивницкого > ул. Городоцкая > Львовский цирк > ул. Городоцкая > Драматический театр украинской армии > ул. Городоцкая > Торговая площадь > Львовский оперный театр > театр имени Заньковецкой > площадь Князя Я. Осмомысла > ул. Богдана Хмельницкого > площадь Старый Рынок > ул. Богдана Хмельницкого > ул. Замарстыновская > ул. Гайдамацкая > ул. Богдана Хмельницкого > железнодорожная станция «Подзамче» > ул. Промысловая > ул. Липинского
7 Ул. Анатолия Вахнянина > ул. Левицкого (назад: ул. Погулянка) > ул. Мечникова > Лычаковское кладбище > ул. Мечникова > ул. Лычаковская > Мытная площадь > ул. Винниченко > ул. Подвальная > площадь Д.Галицкого > ул. Ивана Гонты > площадь Князя Я. Осмомысла > Львовский оперный театр > Театр имени Заньковецкой > Торговая площадь > ул. Городоцкая > ул. Шевченко > Яновское кладбище > ул. Шевченко
8 Ул. Анатолия Вахнянина > ул. Левицкого (назад: ул. Погулянка) > ул. Мечникова > Лычаковское кладбище > ул. Мечникова > ул. Лычаковская > Мытная площадь > площадь Соборная > ул. Ивана Франко > площадь Ивана Франко > ул. Витовского > парк имени Богдана Хмельницкого > ул. Дмитрия Витовского > ул. Академика Андрея Сахарова > ул. Княгини Ольги > гостиница «Спутник» > ул. Княгини Ольги
9 Железнодорожный вокзал > ул. Черновицкая > ул. Городоцкая > площадь Кропивницкого > ул. Степана Бандеры > Центр (кольцом: ул. Степана Бандеры > ул. Русовых > ул. Киевская > ул. Котляревского > ул. Ивана Богуна > ул. Академика Андрея Сахарова > ул. Витовского > парк имени Богдана Хмельницкого > ул. Витовского > площадь Ивана Франко > ул. Ивана Франко > Соборная площадь > Мытная площа > ул. Винниченко > ул. Подвальная > Успенская церковь > ул. Русская > площадь Рынок > Кафедральная площадь > Латинский кафедральный собор > ул. Памво Беринды > проспект Свободы > ул. Петра Дорошенко > Главпочтамт > Дворец Сапег > Костёл Лазаря > ул. Коперника > площадь Маркиана Шашкевича > Дом органной и камерной музыки > Университет «Львовская политехника» > ул. Степана Бандеры > ул. Черновицкая > Железнодорожный вокзал)
9a Железнодорожный вокзал > ул. Черновицкая > ул. Городоцкая > площадь Кропивницкого > ул. Степана Бандеры > Центр (кольцом: ул. Степана Бандеры > ул. Русовых > ул. Киевская > ул. Котляревского > ул. Ивана Богуна > ул. Академика Андрея Сахарова > ул. Витовского > парк имени Богдана Хмельницкого > ул. Витовского > площадь Ивана Франко > ул. Ивана Франко > Соборная площадь)

14 июля 2007 года появился экскурсионный маршрут трамвая (ходит в субботу и воскресенье, в 10 и 12 часов утра)[1].

Инфраструктура

Депо

Во Львове работают три трамвайных депо:

  • депо № 1 — по улице Городоцкой, здесь приписаны вагоны № 801—883, 1001—1031, 150—1154, 1156—1159, 1171. Обслуживает маршруты 1, 2, 2а, 3, 9, 9а.
  • депо № 2 — по улице Промысловой, здесь приписаны вагоны № 1032—1133, 1155, 1160—1170. Обслуживает маршруты 4, 5, 6, 7, 8.
  • депо служебных вагонов — на перёкрестке улиц Витовского и Сахарова — памятник технической архитектуры. Это было первое депо электрического трамвая во Львове. Впоследствии на его базе размещались вагоно-ремонтные мастерские. В 1994 году было принято решение открыть в ангарах депо музей техники — отдел Львовского исторического музея. Его открыли 27 августа 2006 года[2].

Депо конного трамвая размещалось на современной улице Ярослава Мудрого, вблизи её пересечения с улицей Морозенко.

Пути и остановки

На начало 2009 года хозяйство ЛКП «Львовэлектротранс» насчитывает около 30 км двустороннего пути. 18 % путей (около 5 км.) — колеи, положенные на бесшумную основу, при этом Львов — первый город Украины, где была применена эта технология (на участке по ул. Лычаковский поблизости Винниковского рынка)[3]. 15 % путей (около 4,5 км.) — полотно, проложенное по стандартам скоростного трамвая, то есть отделено от проезжей полосы.

Во Львове нет пересечений трамвайной и железнодорожной колей, отсутствует дублирование участков трамвайных маршрутов троллейбусными.

На остановках львовского трамвая ещё перед Первой мировой войной устанавливались крытые павильоны[4] Все эти остановки были оборудованы урнами для использованных билетов. К середине 1970-х годов во Львове существовали остановки-островки посреди проезжей части; они были демонтированы после трамвайной аварии 1972 года.

На начало 2009 года трамвайные маршруты во Львове насчитывают около 100 остановок (в одностороннем режиме), все из которых оборудованы опознавательными знаками, на которых указаны также интервалы движения маршрутов, которые останавливаются на данной остановке. в 2005 году во Львове была построена первая на Украине крытая остановка-терминал «Главная почта».

Подвижной состав

Грузовой трамвай восточногерманского производства во Львове

Пассажирские вагоны

На начало 2009 года трамвайный парк Львова состоит из 151 пассажирских вагонов:

  • Таtrа Т-4SU — 27 моторных вагонов поставок 1972 года (10 вагонов № 801—810), 1973 года (17 вагонов № 811—827) и 1974—1978 годов (56 вагонов № 828—883)
  • Таtrа КТ-4SU — соединённые, 145 моторныхх вагонов поставок 1976 года (2 вагона № 1001—1002), 1981 года (20 вагонов № 1003—1022), 1982 года (9 вагонов № 1023—1031), 1982—1983 годов (23 вагона № 1032—1054), 1984—1985 годов (34 вагона № 1055—1088), 1988 года (45 вагонов № 1089—1133) и 1990 года (12 вагонов № 1134—1145)
  • Таtrа КТ-4D — соединённые, 22 моторныхх вагона поставок 2007 года (11 вагонов № 1150—1155 и 1160—1164) и 2008 года (11 вагонов № 1156—1159 и 1165—1171) из городов Эрфурт и Гера (Германия).

Служебные вагоны

  • № 001 — Gotha T2-62, грузовой
  • № 002—003 — Gotha T-59Е, служебные
  • № 004 — Tatra T-4SU, служебный
  • № 005 — Tatra T-4SU, посыпальный
  • № 006 № 010 (прицепной к № 006) № 011 № 021 (прицепной к № 011) — Gotha T-59Е, грузовые
  • № 015 — прицепной снегоочиститель
  • № 020 — прицепная вышка
  • №С-001, №С-002, №С-003 — снегоочистители.

Оплата проезда

Разовый проездной билет стоит 1 гривну. Купить можно прямо у водителя или у кондуктора в трамвае.

Перспективы развития

В 2008 году было начато строительство трамвайной линии на Сихов, которая по планам Львовской городской рады должна открыться в 2011 году. Согласно проекту Генерального плана Львова до 2025 года, планируется[5]:

  • строительство линии в Рясное-1 по Шевченко — продолжения теперешнего маршрута № 7
  • строительство линии по улице Миколайчука до улицы Щурата — продолжению теперешнего маршрута № 6
  • строительство линии по улицам Авраама Линкольна и Богдана Хмельницкого к рынку «Галицкий Перекрёсток» — продолжение

теперешних маршрутов № 4 и 5

  • строительство линии по улицам Лычаковской, Голинского и Тракт Глинянский к Лисиничам — продолжение теперешнего маршрута № 2
  • строительство трамвайной линии на Сихов с продолжением её к будущему стадиону «Лемберг» по проектируемой улице Вернадского
  • строительство линии по проектируемому продолжению улицы Княгини Ольги к будущему стадиону «Лемберг»
  • строительство трамвайного депо на проектируемому продолжению улицы Княгини Ольги
  • строительство вспомогательной линии по улицам Шота Руставели, Зарицких, по проектируемой улице за управлением СБУ и по улице Ивана Богуна для разгрузки улиц Ивана Франко и Витовского.

Примечания

  1. Экскурсионный трамвай
  2. Львівська газета. Відкрили музей техніки
  3. Сайт «Львівський електротранспорт». Львівський трамвай. Історія. На рубежі століть
  4. Центр міської історії Центрально-Східної Європи. Урбаністичні образи. Зображення. «Вулиця Замарстинівська»
  5. Сайт Львівської міської ради. Генеральний план «Львів-2025». Схема міського та зовнішнього транспорту


Львовский трамвай.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47