Запорожский трамвай

08-06-2023

Запорожский трамвай
Трамвайная система
Страна

Украина

Город

Запорожье

Тип системы

пассажирская

Дата открытия

17 июля 1932

Количество маршрутов

10[1]

Количество маршрутов в период максимального развития

16

Длина контактной сети

103,3

Длина контактной сети в период максимального развития

110,2

Количество трамвайных парков

2

Количество вагонов

233

Количество вагонов в период максимального развития

314

Модели эксплуатируемых трамваев

Tatra-T3
Tatra-T6B5
Татра-Юг
K-1

Ширина колеи

1524 мм

Тип питания

воздушная контактная сеть

Напряжение контактной сети

600 в

Протяжённость самого длинного маршрута

16

Протяжённость самого длинного маршрута за всю историю системы

16

Компания-перевозчик

Запорожэлектротранс

Запорожский трамвай на Викискладе

Запорожский трамвайтрамвайное хозяйство города Запорожье. Движение открыто 17 июля 1932 года. На 2010 год действовало 10 маршрутов, которые обслуживались двумя депо. Запорожское трамвайное хозяйство эксплуатируется организацией «Запорожэлектротранс».

С 2011 г. стоимость проезда на трамвае составляет 1 грн. 50 коп.

Содержание

Маршруты

По состоянию на 2010 год в городе действуют такие маршруты:

Начальный пункт Конечный пункт Депо
№ 1. ж/д вокзал "Запорожье-1" Цирк № 1
№ 3. ж/д вокзал "Запорожье-1" Запорожье - Левое № 1
№ 5. Павло-Кичкас Цирк № 2
№ 6. з-д "Кремнийполимер" Цирк № 2
№ 8. Павло - Кичкас з-д "Кремнийполимер" № 2
№ 10. Пл. Свободы Мясокомбинат № 1
№ 12. Пл. Свободы Запорожье - Левое № 1
№ 14. Пл. Свободы ул. Автострадная № 1
№ 15. Пл. Свободы 2-ой Шевченковский мкрн. № 1
№ 16. ж/д вокзал "Запорожье-1" Павло-Кичкас № 1,2

История

В 1911 году в Александровске начались работы по оборудованию электрического трамвая. Через год заводчик Нибур пригласил бельгийских инженеров для устройства трамвайного сообщения между городом и санаторием Александрабад[2]. Хотя городской голова Феликс Мовчановский считал электротрамвай новым доходным городским предприятием, однако трамвай в городе так и не появился. Последний раз иностранные специалисты приезжали в сентябре 1913 года[3].

В 1930-е годы в Запорожье стали появляться крупные заводы. Сперва рабочих на стройплощадки доставляла железная дорога. Однако, она не могла эффективно справляться с этой задачей. В конце 1930 года правительство УССР приняло решение о создании в городе Запорожье трамвайного хозяйства. Строительство 11-километровой линии от площади Свободы до ДнепроГЭСа выполнили рабочие Днепростроя. Осенью 1931 года 30 лучших комсомольцев города были направлены на обучение в Харьков для приобретения навыков вождения трамвая. Из Ленинграда прислали оборудование для тяговых подстанций. В итоге было смонтировано путевое полотно и проложена контактная сеть.

17 июля 1932 года началось регулярное трамвайное движение по двум маршрутам:

  • Речной порт — пл. Свободы
  • пл. Свободы — ДнепроГЭС.

Первый трамвай по маршруту «Плотина — пл. Свободы» провёл комсомолец Яков Куцевол. В первый день было перевезено 10 тысяч пассажиров, стоимость проезда составляла 3 коп. Вначале в депо предприятия «Трамэлектро» числилось 9 машин (причём все выходили на линию), одна ремонтная бригада, которая обслуживала 11 км путей.[4]

В 1930 г. началась прокладка трамвайной магистрали от Южного вокзала, через Шенвизкий мост, старый город, Вознесенку и до плотины ДнепроГЭС. В связи с усилившимся движением и нагрузкой, в период укладки рельс при прокладке трамвайного пути была произведена реконструкция Шенвизского моста и усиление некоторых его элементов[5].

Вторая очередь запорожского трамвая — «пл. Свободы — ж/д вокзал „Запорожье-1“» открылась в октябре 1932 г. В 1934 г. были открыты маршруты по плотине ДнепроГЭСа и с Южного вокзала на Ремонтно-механический завод. С левого берега к ДнепроГЭСу над шлюзом примыкал двухарочный железобетонный мост, по которому были проложены трамвайные пути[6]. В 1936 году добавили еще один маршрут «Площадь Свободы — Зелёный Яр». За год было перевезено 25 млн пассажиров.

В 1936 году был открыт маршрут от Ремонтно-механического завода к Шамотному заводу (Запорожогнеупор). В 1937 году линия была продолжена к Днепровскому магниевому заводу (Запорожский титано-магниевый комбинат). С 1938 году на трамвае можно было доехать от остановки Диагональная до Северного шоссе[7].

В 1938 году трамвайная сеть имела 6 маршрутов:

  • № 1 ДнепроГЭС — ж/д вокзал «Запорожье-1»
  • № 2 ДнепроГЭС — Запорожье-Левое
  • № 3 ж/д вокзал «Запорожье-1» — Запорожье-Левое
  • № 4 ДнепроГЭС — Правый берег
  • № 5 Речной порт — пл. Свободы
  • № 6 Зелёный Яр — пл. Свободы

Все линии были однопутными и обслуживались трёхвагонными поездами, по схеме "моторный+прицепной+прицепной". В конце каждого маршрута имелись кольца с тупиками, обслуживались одним вагоном в двухстороннем режиме. Для маршрутов № 1,2,3,6 были сделаны разъезды, но маршруты № 4 и 5 их не имели (№ 5, возможно, был с разъездным кольцом; неизвестна дата начала этой эксплуатации, но следы от него остались по сей день). После войны маршрут № 4 не восстанавливался, но остальные вступили в строй очень быстро, кроме того, сеть № 1, 2, 3, 6 была переделана на двухпутную уже к конце 1940-х годов. К 1940 году протяжённость трамвайного полотна составляла 75 км[8], число вагонов достигло 115 шт.

До войны все вагоны были двухосными, моторные типа Х и прицепные типа М, как производства мытищинского Метровагонмаша, так и Усть-Катавского вагоностроительного завода. Также в парке были старые вагоны из Киева, как моторные Нюрнбергского типа 1910-х годов, так и прицепные киевского типа 1920-х годов.

Во время войны запорожский трамвай получил наибольшие (в процентном отношении) повреждения среди всех городов Украины, где сохранился трамвай, поскольку было одно депо и оно целенаправленно бомбардировалось, так как там был организован склад боевой техники. Было уничтожено около 2/3 всех вагонов. После войны были разрушены производственные здания и другие помещения, вывезены вагоны, контактная сеть, рельсы, шпалы. В связи с отсутствием производственных площадей «Трамтрест» был временно передан в ведение «Водоканала» и назван «Трамводоканал». Но героическим трудом запорожских рабочих, силами заводов в 1944 году был восстановлен 21 вагон. Всё путевое хозяйство было проложено заново. Так к месту укладки рельсов на Вознесеновскую горку было доставлено 7 тыс. деревянных шпал, построена тяговая подстанция для подачи электроэнергии. Большую помощь в возрождении трамвайного хозяйства оказывали Киев, Харьков, Ленинград, Москва. 14 февраля 1944 года предприятие «Трамтрест», было восстановлено и 12 октября трамваи пошли по маршруту «Трампарк — Южный вокзал»[9].

По состоянию на 1947 г. уровень обслуживания в трамвайном тресте был низким — графика движения де-факто не существовало, дежурные бригады бросали вагоны с пассажирами в виду окончания смены, вагоны часто ходили лишь до трампарка, а не на шестой посёлок. Относительно нормально трамваи ходили до 17:00, после 21:00 движение почти полностью прекращалось[10][11].

В 1945 году Запорожье получает 5 поездов Х+М из Киева, а с 1949 года — как б/у вагоны из Киева (моторные и прицепы киевского типа), и из Москвы (моторные Ф 1910-х гг. выпуска, к которым цепляют «лишние» прицепы), так и новые поезда КТМ-1+КТП-1 из г. Усть-Катав. Киев все 8 полученных в 1950 году вагонов Ф в течение 1951 года передает в Запорожье. Так как вагоны Ф получаются без прицепов, происходит пересцепление поездов и трёхвагонные поезда сменяются двухвагонными. Одиночные вагоны ходили только по маршруту № 5.

К 1951 г. трамвайные линии протянулись на 52 километра, 8 маршрутов соединяли вокзалы и рабочие поселки с центром города. Ежедневно на линии выходило 58 пассажирских вагонов. В 1951 году трамвайный парк пополнился 17 новыми вагонами[12].

Все новые линии строились с разворотными кольцами на концах и были рассчитаны на работу с односторонними вагонами и поездами. Единственный оставшийся однопутный тупиковый маршрут № 5 был закрыт для пассажирского движения в 1975 году, но его линия не разобрана до сих пор.

1954 г. — Открыт трамвайный маршрут "Огнеупорный завод — завод «Кремнийполимер». 1955 г. — Введён в эксплуатацию трамвайный маршрут на Павло-Кичкас через бывшие Девятый и Десятый посёлки[13][14].

В 1956 году Запорожье получает первые четырёхосные вагоны МТВ-82 из Риги — они ходят поодиночке, но их очень мало. Довоенные вагоны с 1953 года уже не получаются, покупаются только новые КТМ-1 + КТП-1 и МТВ-82, которые производятся до 1961 года.

1957 г. Запорожское трамвайно-троллейбусное управление (ЗТТУ) насчитывает 194 трамвайных вагона. Началось проектирование и строительство трамвайного депо № 2. 1958 г. Проведены маршруты "Поселок Зелёный Яр — з-д «Днепроспецсталь», «Ул. Иванова — Мясокомбинат». В послевоенный период внедрялась новая техника, автоматизация, расширялась сеть трамвайных и троллейбусных линий.

В 1960 году переложен кусок трамвайной линии на улице Лермонтова и ул. Правды в связи со строительством универмага «Украина», ранее рельсы там лежали напрямик, а после реконструкции линия поворачивает на перекрестке ул. Лермонтова и ул. Правды. Также переименована ост. Узловая в «Универмаг „Украина“». В 1963 году в промзоне открыто депо № 2 на 100 вагонов . В 1972 г. открыты два трамвайных маршрута, которые соединили ул. Лермонтова с ДС «Юность», ул. Верещагина — Шевченковский м/р-н. В 1962—1965 годах поступают новые усть-катавские двухосные вагоны КТМ-2 с прицепами КТП-2. Одновременно поступает много б/у поездов КТМ-1 из Киева, а также в 1965 году — 9 вагонов РВЗ-6 (новой Рижской модели) тоже из Киева — начало закупок этих вагонов с завода затягивалось, а Киев как раз от них избавлялся, так как начал покупать Татры. В Запорожье было отправлено 10 вагонов Татра Т3, а один был случайно уничтожен при транспортировке. Однако закупки РВЗ-6 так и не начались (хотя по другой информации депо № 1 - все же получило 10 новых вагонов РВЗ-6, следовательно, до 1970 года Запорожье имело 19 вагонов данной модели) — в 1965 году после РВЗ приходит один вагон Татры Т3 из Киева на испытания, и с 1966 года Запорожье начинает их планомерную закупку с завода. С тех пор вагоны других марок, кроме Татра Т3, не покупались более 20 лет. Так как в 60-е было получено очень много как КТМ-1, так и КТМ-2, удалось к 1968 году списать все довоенные вагоны.

Маршруты трамваев на 1967 год:

  • № 1 Горсовет (пл. Ленина) — Южный вокзал (Запорожье-1)
  • № 2 Горсовет — Ремонтно-механический завод (РМЗ)
  • № 3 Южный вокзал — РМЗ
  • № 4 Горсовет — Павло-Кичкас
  • № 5 Пл. Свободы — Пристань (нынешний Речпорт на Леппика), позже 5-й маршрут сделали совсем в другом месте — (Павло-Кичкас — ДС «Юность».
  • № 6 Пл. Свободы — Зелёный Яр (сейчас 6-ка тоже совсем другая — Кремнийполимер — Цирк)
  • № 7 Горсовет — ДТМЗ (титано-магниевый)
  • № 8 Павло-Кичкас — ДТМЗ
  • № 9 ДК «Строитель» — «Абразивный комбинат»
  • № 10 пл. Свободы — «Абразивный комбинат»
  • № 11 Трампарк — Южный вокзал
  • № 12 пл. Свободы — РМЗ
  • № 13 ДК «Строитель» — Южный вокзал (использовался как тестовый после ремонта вагонов)
  • № 14 пл. Свободы — село Леваневского

Как видно, почти все маршруты были уже тогда сформированы в такую сеть, которая не изменилась до сих пор, не учитывая съёма линий по проспекту Ленина и ул. Лермонтова (до ДС «Юность») исчезли маршруты № 9, 13, добавлены № 15 и 16. До Речпорта (Пристань), линию давно закрыли, туда была однопутка, по ней выкатывали новые трамваи с Речпорта в 90-х годах, которые доставлялись водным транспортом.

К 1 мая 1969 года продлили рельсы до порта Ленина, соорудили трамвайное кольцо и пустили трамваи до нового речного вокзала у плотины. Объяснялось это удобством добираться дачникам[15].

Так как все послевоенные вагоны были односторонними, для работе на маршруте № 5 вагон МТВ-82 № 128 переделывается в двухсторонний. В 1970, с получением Т3, все 9 РВЗ-6 передаются в Харьков, где их парк насчитывал более 100 штук. Запорожье же был городом в котором было больше всего поездов КТМ-1 на Украине — также более 100, включая как полученные с завода, так и б/у из Киева 1948—1952 гг. выпуска. Поездов КТМ-2 было около 50. Так как МТВ-82 было мало, они в городе не прижились и были списаны одними из первых на Украине — в середине 70-х годов, едва отработав свои положенные 15 лет. Был списан и двухсторонний вагон № 128 — потому и маршрут № 5 перестал работать. Многие из списанных вагонов переделывались в служебные — около половины общей численности, и несколько штук работают до сих пор. Татры поначалу поставлялись только в депо № 1, а депо № 2 расширялось за счёт поездов КТМ, которые передавались из депо № 1. Татры там появились только в конце 70-х. Тем временем, на чешские вагоны прежде всего рассчитывали те города, где уже эксплуатировались предыдущие модели Татры, поэтому после Москвы Т3 поступили сначала в Киев, Куйбышев и Свердловск в 1964 году (эксплуатировавший в экспериментальном порядке вагоны Т2 Ленинград отказался от дальнейших закупок вагонов Татра, передав два своих единственных вагона Т2 в Волжский). Первым городом, получившим совершенно новую для себя чехословацкую технику, стала Тула — единственный город, в котором Т3 появились в 1965 году. В 1966 году Т-3 пришли в Запорожье, Ижевск, Курск, Одессу, Уфу, Ульяновск. Начиная же с 1967 года поставки Татры-3 приобрели массовый характер: в этом году «татрофицированными» оказались сразу 13 городов СССР. Позже всех Татру-3 получили Краснодар (1980), Грозный (1981), Ташкент (1983) и Кривой Рог (1986). Всего же вагоны Татра-3 эксплуатировались в 34 из 113 трамвайных хозяйств СССР. Как и всюду на Украине, все вагоны Татра Т3, купленные до весны 1976 года — двухдверные, а после — трехдверные.

За девятую пятилетку (1970-1975 гг.) было приобретено 47 трамвайных вагонов[16].

В депо № 2 — только трехдверные. КТМ списывались очень медленно. Первые поезда КТМ-1 40-х гг. были списаны только в 1973 году, а так как их было очень много, последние были списаны в 1986 году. Запорожье стал последним городом в мире, где ходили поезда КТМ-1. Все они работали 20-28 лет. Интересно, что КТМ-2 были списаны раньше — в 1977—1983 гг., проработав по 15-18 лет. С 1987 года все вагоны Запорожья — Татра Т3 1966—1986 гг. выпуска.

В 1967-1987 гг. директором Запорожского трамвайно-троллейбусного управления работал Павел Яковлевич Костюков. Он внёс весомый вклад в развитие горэлектротранспорта, создание новых трамвайных и троллейбусных депо, парков, служб, развитие социальной сферы. Участник Второй мировой войны. Награждён двумя орденами Красной Звезды, орденом Боевого Красного Знамени, орденом Отечественной Войны II степени, четырьмя медалями. За время работы в ЗТТУ награждён орденом Трудового Красного Знамени (1971), орденом Октябрьской Революции (1981). Решением городского совета от 09.10.2001 года Павлу Яковлевичу присвоено звание «Почетный гражданин Запорожья».[17]

В 1988 году приходит первая партия вагонов Tatra T6B5, в 1989 г. — вторая. Ещё несколько вагонов приходит в 1992—1993 году, но немного. Тем не менее, Запорожье — единственный город Украины, покупавший новые Татры в Чехии после 1991 года. Все они поступают в депо № 1 заменяя самые старые Татры Т3, их общая численность около 50. Но после начала производства Т6Б5 в Днепропетровске на заводе Южмаш, Запорожье их почти не покупает — поступает лишь несколько штук.

Трамваи содержатся силами работников депо и находятся в хорошем состоянии только благодаря своей надёжности. Особенность трамваев Запорожья — трамваи депо № 1, которые есть как 70-х годов, так и 80-х, находятся в гораздо лучшем состоянии, чем трамваи депо № 2, которые только 80-х годов. Дело в том, что депо № 2 находится в промзоне и трамваи, хранящиеся там и ездящие по тамошним маршрутам, подвергаются жестокой химической коррозии от выбросов расположенных там предприятий. Много вагонов депо № 2 уже списано. Также в последние годы производится медленная передача вагонов депо № 2 в депо № 1 на замену самых износившихся вагонов депо № 1, так как в связи со сложной экономической ситуацией на Украине предприятия промзоны работают на половину мощности и на них занято гораздо меньше людей, чем в советские времена, потому и нагрузка на маршруты депо № 2 стала гораздо меньше, и депо № 2 нужно гораздо меньше вагонов. После снятия трамвая с проспекта Ленина списано ещё больше изношенных вагонов, и в депо № 2 их стало ещё меньше.

С 1998 года трамвайное хозяйство города перестает поддерживаться, с трамваем начинают конкурировать частные перевозчики (маршрутные такси). В 2000-м году возникла идея убрать трамвай с проспекта Ленина на участке универмаг «Украина» — порт имени Ленина, несмотря на то, что в час пик на этом участке частота движения трамваев составляла 41 вагон в час при провозной способности в 5832 чел. в час[18]. Ликвидация участка пути оценивалась около 10 млн. грн.[18] Мэром Александром Поляком была инициирована реконструкция проспекта Ленина, включавшая и ликвидацию трамвайной линии на участке от универмага «Украина» до порта[19]. После смерти Поляка, его начинание было продолжено мэром Евгением Карташовым и в 2004 году закрывается важнейший участок к ДнепроГЭСу, в 2005 к ДС «Юность». В 2004 был открыт маршрут № 10А — Мясокомбинат — Площадь Свободы — Цирк, но через несколько месяцев испытаний от него отказались.

Список маршрутов трамвая до марта 2004 г.:

Трамвай № 3 на кольце возле вокзала Запорожье-1
  • № 1 — порт им. Ленина — ж/д вокзал «Запорожье-1» (в 2004 г. укорочен до цирка)
  • № 2 — порт им. Ленина — «Запорожье Левое» (в 2004 г. укорочен до цирка)
  • № 3 — «Запорожье Левое» — ж/д вокзал «Запорожье-1» (час пик)
  • № 4 — порт им. Ленина — Павло-Кичкас (в 2004 г. отменён)
  • № 5 — Павло-Кичкас — ДС «Юность» (час пик) (в 2005 г. укорочен до цирка)
  • № 7 — Кремнийполимер — порт им. Ленина (час пик)
  • № 8 — Кремнийполимер — Павло-Кичкас
  • № 10 — пл. Свободы — Мясокомбинат
  • № 11 — Трампарк № 1 — ж/д вокзал «Запорожье-1» (используется как тестовый для вагонов после ремонта)
  • № 12 — пл. Свободы — Запорожье Левое
  • № 14 — пл. Свободы — Автомагистраль
  • № 15 — пл. Свободы — Шевченковский мкрн.
  • № 16 — Павло-Кичкас — ж/д вокзал «Запорожье-1»


За время работы Карташова также было завершено трамвайное кольцо возле цирка, реконструированы 5 переездов через трамвайные пути[20].

Осенью 2008 года за 2 млн. грн. был приобретён новый трамвай[21].

С 5 апреля 2011 года стоимость проезда составляет 1 грн. 50 коп.

Значительный ущерб подвижному составу наносят вандалы. В результате электротранспортникам приходится направлять значительные средства на ремонт повреждённых трамваев, троллейбусов[22].

История маршрутов

Цветовой код таблицы "Трамвайные маршруты г. Запорожья"
Действующий маршрут Отменённый маршрут Отменённый маршрут
с закрытием трамвайной линии
Номер
маршрута
Название маршрута Годы эксплуатации Строительство
нового участка
сети
Причина
изменения
1
пл. Свободы - ДнепроГЭС 17 июля 1932
+
1
Вокзал Запорожье-1 - ДнепроГЭС 7 октября 1932
+
1
Вокзал Запорожье-1 - порт имени Ленина 1 мая 1969
+
1
Вокзал Запорожье-1 - порт имени Ленина 12 марта 2004
1(1а)
Вокзал Запорожье-1 - Цирк С 13 марта 2004
2
ДнепроГЭС - Днепрокомбинат ("Запорожсталь") 19 июля 1933
+
2
ДнепроГЭС - РМЗ ("Запорожье-Левое") 7 ноября 1934
+
2
порт имени Ленина - Запорожье-Левое 1 мая 1969
+
2
порт имени Ленина - Запорожье-Левое 12 марта 2004
2
Дворец спорта "Юность" - Запорожье-Левое 13 марта 2004
2
Дворец спорта "Юность" - Запорожье-Левое 24 июля 2005
2
Цирк - Запорожье-Левое с 25 июля 2005г
2
Цирк - Запорожье-Левое 22 апреля 2010г[1]
3
Вокзал Запорожье-1 - Днепрокомбинат ("Запорожсталь") 19 июля 1933
+
3
Вокзал Запорожье-1 - РМЗ ("Запорожье-Левое") 7 ноября 1934
+
3
Вокзал Запорожье-1 - Запорожье-Левое 1935
+
4
пл. Свободы - Речной порт ~20 мая 1933
+
4
пл. Свободы - Стадион "Динамо" - Речной порт май - июль 1934
+
Построено ответвление. Стадион - ныне территория судоремонтного завода
4
пл. Свободы - Стадион "Динамо" - Речной порт 1941
+
Закрыто ответвление.
4
пл. Свободы - Речной порт ~1941 В ? перенумерован в 5 маршрут
5
пл. Свободы - Речной порт 1975
7
ДнепроГЭС - ? (правый берег) 1934
+
7
ДнепроГЭС - ? (правый берег) 1941
4
ДнепроГЭС - Огнеупорный завод 1951
+
4
ДнепроГЭС - Павло-Кичкас 1955
+
4
порт им Ленина - Павло-Кичкас 1 мая 1969
+
4
порт им Ленина - Павло-Кичкас 12 марта 2004
5
Дворец спорта "Юность" - Павло-Кичкас 1975
+
5
Дворец спорта "Юность" - Павло-Кичкас 24 июля 2005
5
Цирк - Павло-Кичкас с 25 июля 2005
6
пл.Свободы - Зелёный Яр 1934
+
6
пл.Свободы - Зелёный Яр 1970
6
Дворец спорта "Юность" - Павло-Кичкас с1975(1975) +
6
Дворец спорта "Юность" - Павло-Кичкас  ? Изменение маршрута
6
Дворец спорта "Юность" - Кремнийполимер  ?
6
Дворец спорта "Юность" - Кремнийполимер 1998 Отмена маршрута
6
Цирк - Кремнийполимер 13 марта 2004 Возобновление
6
Цирк - Кремнийполимер 24 июля 2005
6
Цирк - Кремнийполимер с 25 июля 2005
7
порт им Ленина - Кремнийполимер  ?
7
порт им Ленина - Кремнийполимер 1 мая 1969
+
7
порт им Ленина - Кремнийполимер 12 марта 2004
8
Павло-Кичкас - Кремнийполимер  ?
9
ДК "Строитель" - "Абразивный комбинат"  ?
9
ДК "Строитель" - "Абразивный комбинат"  ?
9
Дворец спорта "Юность" - Павло-Кичкас  ?
9
Дворец спорта "Юность" - Павло-Кичкас  ?
10
пл. Свободы - Мясокомбинат с 4 октября1958
+
11
Ж/д вокзал «Запорожье-1» - Трамвайное депо №1
11
Ж/д вокзал «Запорожье-1» - Трамвайное депо №1 22 апреля 2010[1] Существует в виде
"нулевых" рейсов
12
пл. Свободы - Запорожье-Левое 4 декабря 1958
+
13
ДК "Строитель" - Вокзал "Запорожье-1"  ?
13
ДК "Строитель" - Вокзал "Запорожье-1"  ?
14
пл. Свободы - Автострада с 1967 ?
+
15
пл. Свободы - Шевченковский мкрн. с 1972
+
16
Павло-Кичкас - Вокзал "запорожье-1" с 2001
17
порт им Ленина - ул. Жуковского 2003
17
порт им Ленина - ул. Жуковского 12 марта 2004

Трамвайные депо

Выезд трамвайного депо ЗКПГЭТ «Запорожэлектротранс».

В Запорожье 2 трампарка, в каждом из которых примерно по 90-100 вагонов. Регулярно появляется на линии около 160.

  • Трампарк № 1 - ул. Героев Сталинграда, 2

Обслуживаемые маршруты: 1, 3, 10, 12, 14, 15, 16.

  • Трампарк № 2 - ул. Лизы Чайкиной

Обслуживаемые маршруты: 5, 6, 8, 16.

Подвижной состав

Модель Годы эксплуатации Количество
Х+М,
Моторные киевского типа,
Прицепные киевского типа
1932-1968 125+ ?
Ф 1949-1968 8+ ?
КТМ-1+КТП-1 с 1953—1988(1990)[23] более 100
КТМ-2+КТП-2 1962 — 1983 ок 50 поездов
МТВ-82 с 1953
РВЗ-6 1965-1970 19 (9-б/у и 10- новых)
Татра Т3 с 1965 332[24]+(8-10)?
Tatra T6B5 с 1988 42
Татра-ЮГ с 1994 9
К-1 с 2009 1

Примечания

  1. ↑ Мэрия сократила количество троллейбусных и трамвайных маршрутов Запорожья. http://zp.ua-katalog.info+(22 апреля 2010). Архивировано из первоисточника 12 марта 2012.
  2. Н. Кузьменко, Н. Михайлов Запорожье и запорожцы. — Запорожье: Тандем-У, 2005. — С. 91. — 336 с. — 5000 экз. — ISBN 966-7482-49-9
  3. Беляева Л. Остановка по требованию. 18.07.2002
  4. Сегодня экстренных бригад 9 и обслуживают они 450 км трамвайных и троллейбусных линий.
  5. Мосты Запорожья. — Запорожье: Тандем-У, 2005. — 56 с.
  6. Н. Кузьменко, Н. Михайлов Запорожье и запорожцы. — Запорожье: Тандем-У, 2005. — С. 230. — 336 с. — 5000 экз. — ISBN 966-7482-49-9
  7. Кічкас. Павло-Кічкас. Заводський район. Переправа в майбутнє. Упорядники: В. Романюк, к.і.н. В. Ткаченко — Запоріжжя: Дике Поле, 2009
  8. Н. Кузьменко, Н. Михайлов, В. Чорнолуцкий, Н. Ломонос, И. Эстеркина, Т. Овсяникова Новое Запорожье: хроника развития большого города. 1921-2006. — Днепропетровск: АРТ-ПРЕСС, 2006. — С. 61. — 216 с. — 3000 экз. — ISBN 966-348-059-9
  9. Н. Кузьменко, Н. Михайлов, В. Чорнолуцкий, Н. Ломонос, И. Эстеркина, Т. Овсяникова Новое Запорожье: хроника развития большого города. 1921-2006. — Днепропетровск: АРТ-ПРЕСС, 2006. — С. 70. — 216 с. — 3000 экз. — ISBN 966-348-059-9
  10. Н. Староселец, «Большевик Запорожья», 19 января 1947 г.
  11. Н. Кузьменко, Н. Михайлов, В. Чорнолуцкий, Н. Ломонос, И. Эстеркина, Т. Овсяникова Новое Запорожье: хроника развития большого города. 1921-2006. — Днепропетровск: АРТ-ПРЕСС, 2006. — С. 77. — 216 с. — 3000 экз. — ISBN 966-348-059-9
  12. Н. Кузьменко, Н. Михайлов, В. Чорнолуцкий, Н. Ломонос, И. Эстеркина, Т. Овсяникова Новое Запорожье: хроника развития большого города. 1921-2006. — Днепропетровск: АРТ-ПРЕСС, 2006. — С. 94. — 216 с. — 3000 экз. — ISBN 966-348-059-9
  13. «Червоне Запоріжжя», 21 января 1955 года
  14. Н. Кузьменко, Н. Михайлов, В. Чорнолуцкий, Н. Ломонос, И. Эстеркина, Т. Овсяникова Новое Запорожье: хроника развития большого города. 1921-2006. — Днепропетровск: АРТ-ПРЕСС, 2006. — С. 101. — 216 с. — 3000 экз. — ISBN 966-348-059-9
  15. Ретро-Запорожье: Шесть соток
  16. Н. Кузьменко, Н. Михайлов, В. Чорнолуцкий, Н. Ломонос, И. Эстеркина, Т. Овсяникова Новое Запорожье: хроника развития большого города. 1921-2006. — Днепропетровск: АРТ-ПРЕСС, 2006. — С. 137. — 216 с. — 3000 экз. — ISBN 966-348-059-9
  17. Н. Кузьменко, Н. Михайлов Запорожье и запорожцы. — Запорожье: Тандем-У, 2005. — С. 303. — 336 с. — 5000 экз. — ISBN 966-7482-49-9
  18. 1 2 Сорока В. Так ли уж это выгодно – убрать трамваи с проспекта Ленина? // Наше время. — 2000, 5 октября. — № 40 (69). — С. 1.
  19. Н. Кузьменко, Н. Михайлов, В. Чорнолуцкий, Н. Ломонос, И. Эстеркина, Т. Овсяникова Новое Запорожье: хроника развития большого города. 1921-2006. — Днепропетровск: АРТ-ПРЕСС, 2006. — С. 194. — 216 с. — 3000 экз. — ISBN 966-348-059-9
  20. Н. Кузьменко, Н. Михайлов, В. Чорнолуцкий, Н. Ломонос, И. Эстеркина, Т. Овсяникова Новое Запорожье: хроника развития большого города. 1921-2006. — Днепропетровск: АРТ-ПРЕСС, 2006. — С. 195. — 216 с. — 3000 экз. — ISBN 966-348-059-9
  21. Мэр распорядился разукрасить граффитчиков с ног до головы // Остров свободы. №160, — 2008. — 3 декабря
  22. Запорожские вандалы изувечили новый трамвайный вагон (25.04.2012). Архивировано из первоисточника 7 июня 2012.
  23. Официально эксплуатация вагонов КТМ-1+КТП-1 завершилась в 1987 году, они периодически появлялись на линии до 1997 года.
  24. С завода в город поступило 304 вагона (В депо № 1 194 шт, в депо № 2 110), один вагон был передан из Киева, 7 — из Москвы, 10 — из Мариуполя, 17 — из Днепродзержинска, вагон № 205 — ?.

Ссылки

  • Запорожье на сайте «Городской электротранспорт»
  • http://pridntroll.narod.ru/zptram.htm
  • Форум на сайте «Транспорт Запорожья»
  • Запорожский трамвай на сайте «Горэлектротранс»



Запорожский трамвай.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47