13-09-2023
Современная транспортная инфраструктура города включает в себя как систему внешнего транспорта — железную дорогу, авиатранспорт, речной транспорт, автодорожную сеть государственного значения обслуживаемую автобусным транспортом, так и внутригородскую магистральную улично-дорожную сеть и сеть массового пассажирского транспорта[1].
Запорожский железнодорожный узел образуется пересечением двух магистральных линий: Москва-Харьков-Запорожье-Симферополь и Кривой Рог-Запорожье-Донбасс. В городе функционируют два вокзала, основной «Запорожье-I» и «Запорожье-2». Кроме того, в черте города имеются остановочные платформы пригородных электричек.
Государственное предприятие «Международный аэропорт Запорожье» (код ИКАО UKDE) является структурным звеном авиатранспортной системы Украины. В распоряжении предприятия находится две искусственные ВПП:
Третья полоса размером 2500х42 м покрыта бетоном, с нагрузкой до 250 т, в настоящее время по прямому назначению не используется, находится в резерве.
Большое социальное значение для города Запорожья имеет речной транспорт. Грузовые и пассажирские перевозки водным транспортом обслуживаются двумя речными портами, которые расположены на левом берегу в верхнем и нижнем бьефе Днепровской ГЭС. Речные перевозки по 6 пригородным и 1 внутригородскому речному направлениям осуществляет ГП «Запорожский речной порт» в период навигации. Использование теплоходов в первую очередь дает возможность решать вопросы перевозки льготных категорий граждан, которые имеют садово-огородные участки вдоль р. Днепр, проведения тематических экскурсий по ознакомлению с историей Запорожского края, оздоровления ветеранов труда и подрастающего поколения. За навигационный период 2007 года услугами водного транспорта воспользовались 193,7 тыс. пассажиров, в том числе 186,3 тыс. чел. — граждане льготных категорий[2].
Сеть внешних автодорог содержит в себе дороги государственного значения, которые обеспечивают связи с ключевыми городами Украины — Киевом, Днепропетровском, Харьковом, Полтавой, областями Украины, с Черноморским и Азовским побережьями. Внешние автобусные перевозки пассажиров осуществляются тремя автостанциями.
Ответственный за городской транспорт — начальник управления транспорта и связи городского совета (укр. Начальник управління транспорту та зв’язку міської ради). Тел. 787-50-83.[3]
Пассажирские перевозки в городе выполняют предприятия разных форм собственности[2].
Городская маршрутная сеть, соединяющая все социально важные районы города, по состоянию на 2008 год состояла из[2]:
Протяженность маршрутов электротранспорта составляла:
Среднесуточное количество техники на городских транспортных маршрутах в 2008 г. состояло из 135 единиц трамвайных вагонов, 100 единиц троллейбусов, 1198 автобусов разного класса[2].
Запорожское коммунальное предприятие городского электротранспорта «Запорожэлектротранс», как экологически чистый вид транспорта, занимает особое место, среди предприятий, которые предоставляют услуги по перевозке пассажиров. Основным видом деятельности ЗКПГЭТ «Запорожэлетротранс» является предоставление транспортных услуг по перевозке пассажиров на трамвайных и троллейбусных маршрутах города (другие виды деятельности — предоставление услуг рекламы, аренда помещений, общественное питание, автотранспортные услуги и прочее). Перевозка наибольшего количества социально незащищенных слоев населения обеспечивается именно трамваями и троллейбусами.
Существующая магистральная улично-дорожная сеть города представлена магистралями городского и районного значения. Транспортные связи между левым и правым берегами осуществляется через плотину Днепрогэса и три моста, которые проходят через остров Хортица. Городской транспорт также представлен пригородными электропоездами. Для улучшения состояния грузо- и пассажиропотока в городе в 2025 году предполагалось сооружение лёгкого метро системы «Радан».
Особую напряжённость для транспортной системы города создаёт отсутствие транспортной развязки для транзитного грузового автотранспорта, а также недостаточная пропускная способность мостов, связывающих левобережную и правобережную части города.
Содержание |
В дореволюционном уездном городе Александровске главным транспортом оставался гужевой. Извозный промысел приносил неплохой доход части населения города, и его владельцы находили поддержку у городских властей. Автомобили были до́роги, и позволить себе их приобретение могла незначительная часть горожан. Занятие автомобильным извозом было делом новым, и владельцы машин не могли быть уверены, что он окупит их затраты. Кроме того, состояние дорог в то время позволяло курсировать только по центральным улицам[4].
В 1997 году насчитывалось 272 трамвайных вагона, из которых 144 уже отработали нормативный срок службы. Каждый день на трамвайные маршруты выходило 105 поездов. В двух троллейбусных парках 220 троллейбусов, из которых 65 подлежат списанию. Осуществлялось обслуживание троллейбусных маршрутов 134-мя выпусками ежедневно. Насчитывается 109,7 км трамвайного пути, 176 км тролл. линии, 49 подстанций. Работают 4 автопарка — ОАО «Автопарк», АТП-12327, АТП-12329 и «Автотранс-Хортица». В общем насчитывается 350 автобусов и 57 городских автобусных маршрутов.
В настоящее время главной проблемой Запорожья является отсутствие надежных транспортных связей между левобережной частью, где проживают 2/3 населения города, и правобережной частью с численностью порядка 275 тыс. жителей. Фактически в городе, разделенном береговой линией протяженностью 24,9 км, построены только два моста имени Преображенского и арочный мост, соединяющие правый и левый берега Днепра через остров Хортица. Плотина ДнепроГЭС в 1978 году была приспособлена под автодорожный переезд сроком эксплуатации до 20 лет.
В настоящее время интенсивность транспортных потоков через мосты инженера Преображенского превышает их пропускную способность в 3,7 раза, через плотину ДнепроГЭС — более чем в 1,5 раза. Кроме того, автодорожный переезд через плотину признан непригодным для нормальной эксплуатации. Приоритетным является строительство нового моста, однако финансирование его строительства ведётся центральной властью со значительными задержками[5]. Задержки также объясняются тем, что местная власть сознательно задерживает строительство[6]. Согласно проекту, новые мостовые переходы через Днепр включают 27 искусственных сооружений, в том числе вантовый мост длиной 660 м, стальной арочный мост длиной 340 м, железобетонные, стальные эстакады, путепроводы и другие объекты общей протяженностью 9,1 км[5]. Согласно смете 2010 года строительство мостов оценивается в 5 млрд. 311 млн. гривен[7].
Железнодорожный:
Авиа:
Водный:
Запланировано строительство лёгкого метро.
Транспорт Запорожья.