03-05-2023
Мария Максакова | |||||||
Основная информация | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Страна | |||||||
Профессии |
камерная певица, |
||||||
Награды |
|
Мария Петровна Макса́кова (26 марта (8 апреля) 1902, Астрахань, — 11 августа 1974, Москва) — советская российская оперная певица (меццо-сопрано), педагог[1]. Народная артистка СССР (1971).
Содержание |
Мария Максакова родилась в семье служащего, саратовского мещанина Петра Васильевича Сидорова (1862—1906) и астраханской мещанки Беляевой, отец которой происходил из крестьян Слободского уезда Вятской губернии.
Пела в церковном хоре, затем училась вокалу в Астраханском музыкальном училище у В. Н. Бородина. В 1919 году в Красном Яру состоялся дебют семнадцатилетней певицы, она исполнила партию Ольги в опере «Евгений Онегин» П. И. Чайковского. Становление Максаковой как певицы происходило в Астраханском театре оперы, (ныне — Астраханский государственный театр оперы и балета[2]), под руководством мужа и учителя М. К. Максакова.
В 1923 году М. П. Максакова вместе с мужем переехала в Москву.
В 1923—1924 и вновь в 1928—1953 — солистка Большого театра. В 1925—1927 была солисткой Ленинградского театра оперы и балета[3].
С. Я. Лемешев оставил интересные воспоминания о московском дебюте Максаковой (партия Амнерис в «Аиде» Дж. Верди). Среди прочего, Лемешев отмечает:
Уже тогда Максакова поразила нас особым вниманием к слову. У неё была не просто отчетливая и ясная дикция, а истинно драматическая выразительность фразы, наполненная внутренним борением страсти и ревности.
За 30 лет сценической деятельности было спето множество центральных партий, лучшими из которых стали: Кармен; Марфа в «Хованщине»; Марина Мнишек в «Борисе Годунове»; Любаша в «Царской невесте»; Весна в «Снегурочке»; Ортруда в вагнеровском «Лоэнгрине».
Положение Максаковой несколько пошатнулось в годы репрессий. Дочь певицы Людмила Максакова впоследствии рассказывала:
Мужа моей мамы (он был послом в Польше) забрали ночью и увели. Больше она его никогда не видела. И так было у многих <…> После того как посадили и расстреляли мужа, она жила под дамокловым мечом, ведь это был придворный театр Сталина. Как в нём могла находиться певица с такой биографией? Её и балерину Марину Семёнову хотели отправить в ссылку. Но тут война началась, мама уехала в Астрахань, и дело как будто забылось…[3]
Партии в операх Мусоргского принесли певице две Сталинские премии. Судя по сохранившимся грамзаписям, Марина и Марфа Максаковой были несомненными и в своём роде неповторимыми исполнительскими шедеврами.
В 1938—1941 годах Максакова участвовала в спектаклях Государственного ансамбля оперы под руководством И. С. Козловского.
В концертном репертуаре певицы — романсы П. И. Чайковского, вокальные циклы Р. Шумана, произведения советских композиторов, русские народные песни. Часто выступала с Русским народным оркестром им. Н. П. Осипова.[4]
Максакова преподавала вокальное искусство в ГИТИСе, где являлась доцентом, возглавляла Народную певческую школу в Москве, участвовала в жюри многих всесоюзных и международных соревнований вокалистов, занималась публицистикой. Оставила воспоминания.
Умерла 11 августа 1974 года. Похоронена в Москве на Введенском кладбище.
Первый муж и учитель — известный еще до революции баритона и музыкального деятеля Максимилиана Карловича Максакова[5].
Второй муж — дипломат и агент внешней разведки Я. Х. Давтян (Давыдов) — был репрессирован в 1937 году[6][7].
Дочь[8] — Народная артистка РСФСР, актриса Людмила Васильевна Максакова, а внучка (и тёзка) — Мария Петровна Максакова — также стала оперной певицей[9].
Коллега Максаковой по Большому театру певец Сергей Лемешев:
«Ей никогда не изменяет художественный вкус. Она готова скорее чуть „недожать“, чем „пережать“ (а ведь именно это зачастую и приносит исполнителю лёгкий успех). И хотя в глубине души многие из нас знают, что такой успех не так уж дорого стоит, отказаться от него способны только большие художники. Музыкальная чуткость Максаковой проявляется во всем, в том числе и в её любви к концертной деятельности, к камерной литературе. Трудно определить, какая именно сторона творческой деятельности Максаковой — оперная сцена или концертная эстрада — завоевала ей такую широкую популярность…»[3]
Максакова, Мария Петровна.