Марина Мнишек

28-07-2023

Марина Мнишек
Maryna Mniszech
Марьяна Мнишковна Георгия воеводы Сандомирского дочь, супруга Императора Московии
Русская царица
 
Рождение: ок. 1588
Смерть: 1614 год(1614)
Династия: Мнишеки
Отец: Ежи Мнишек
Мать: Ядвига Тарло
Супруг: Царь Дмитрий Иванович (Лжедмитрий I, Лжедмитрий II)
Дети: Царевич Иван Дмитриевич (Иван Ворёнок)

Мари́на (Мариа́нна) Ю́рьевна Мни́шек (польск. Maryna Mniszech, Мнишех; род. ок.1588 г. в родовом замке в Ляшках Мурованных, ум. в 1614 году) — дочь сандомирского воеводы Ежи Мнишека и Ядвиги Тарло, жена Лжедмитрия I, венчанная с ним в мае 1606, незадолго до его гибели, и коронованная как русская царица (единственная женщина, коронованная в России до Екатерины I); затем жена следующего самозванца, Лжедмитрия II, выдававшего себя за первого. Активно участвовала во всех основных событиях Смутного времени.

Содержание

Биография

Украшенное романтическими рассказами знакомство Мнишек с Лжедмитрием произошло около 1604 г., и тогда же последний, после своей известной исповеди, был помолвлен с нею. Быть женой неизвестного и некрасивого бывшего холопа Марина согласилась из-за желания стать царицей и под влиянием уговоров католического духовенства, избравшего её своим орудием для проведения католичества в Царство Русское. При помолвке ей были обещаны самозванцем, кроме денег и бриллиантов, Новгород и Псков и предоставлено право исповедовать католичество и выйти за другого в случае неудачи Лжедимитрия.

Лжедмитрий I. Надпись: Дмитрий Император Московии и законный супруг Марьяны Мнишковны Георгия воеводы Сандомирского дочери

В ноябре 1605 года состоялось обручение Марины с Лжедмитрием, которого представлял дьяк Власьев (обручение per procura, «через представителя», или «в лице представителя»), а 3 мая 1606 года она с большой пышностью, сопровождаемая отцом и многочисленной свитой, въехала в Москву. Через пять дней состоялось венчание и коронование Марины. Как русская царица она получила имя Мария Юрьевна[1]. Ровно неделю царствовала в Москве новая царица. После смерти мужа начинается для неё бурная и полная лишений жизнь, во время которой она показала много твёрдости характера и находчивости. Не убитая во время резни 17 мая только потому, что не была узнана, а затем защищена боярами, она была отправлена к отцу.

В августе 1606 года Василий Шуйский поселил всех Мнишеков в Ярославле, где они прожили до июля 1608 г. В состоявшемся тогда перемирии России с Польшей было, между прочим, постановлено отправить Марину на родину, с тем, чтобы она не называлась русской царицей. На пути она была перехвачена Зборовским и доставлена в Тушинский лагерь. Несмотря на отвращение к Лжедмитрию II (Тушинскому вору), Марина тайно обвенчалась с ним (5 сентября 1608) в отряде Сапеги и прожила в Тушине более года. Плохо жилось ей с новым мужем, как видно из её писем к Сигизмунду и папе, но стало ещё хуже с его бегством (27 декабря 1609) из Тушина. Боясь быть убитой, она в гусарском платье, с одной служанкой и несколькими сотнями донских казаков, бежала (февр. 1610 г.) в Дмитров к Сапеге, а оттуда, когда город был взят русскими, в Калугу, к Тушинскому вору.

Через несколько месяцев, после победы Жолкевского над русскими войсками, она является с мужем под Москвой, в Коломне, а по низвержении Шуйского ведёт переговоры с Сигизмундом о помощи, для занятия Москвы. Между тем москвичи присягнули Владиславу Сигизмундовичу, и Марине было предложено отказаться от Москвы и ограничиться Самбором или Гродно. Последовал гордый отказ, и с ним прибавилась новая опасность — быть захваченной поляками. Поселившись в Калуге с мужем и новым защитником, Заруцким, она прожила здесь до начала 1611 г., уже под покровительством одного Заруцкого (Тушинский вор был убит в декабре 1610 г.) и с сыном Иваном («Ворёнок»), называвшимся Дмитриевичем.

До июня 1612 г. она находилась под Москвой, преимущественно в Коломне, где был и Заруцкий. После умерщвления Ляпунова она заставила Заруцкого и Трубецкого объявить её сына наследником престола и вместе с Заруцким подослала убийц к Пожарскому, когда отпал от неё Трубецкой. Подступившее к Москве земское ополчение заставило Марину бежать сначала в Рязанскую землю, потом в Астрахань, наконец вверх по Яику (Уралу). У Медвежьего острова она была настигнута московскими стрельцами и, скованная, вместе с сыном, доставлена в Москву (июль 1614 г.).

Здесь трёхлетний её сын был повешен, а она, по сообщениям русских послов польскому правительству, «умерла с тоски по своей воле»; по другим источникам, она повешена или утоплена. Перед смертью прокляла род Романовых,[2] предсказав, что ни один из Романовых никогда не умрёт своей смертью и что убийства будут продолжаться, пока все Романовы не погибнут. Кроме того, существует версия, что Марина Мнишек была заточена в Круглой (Маринкиной) башне Коломенского Кремля, где и скончалась. От Марины сохранились многочисленные письма к отцу, королю и Папе Римскому. Известен и так называемый «Дневник Марины Мнишек», составленный однако не Мариной, а человеком из её свиты.

Интересные факты

  • В 1605 году Марина Мнишек впервые привезла в Россию вилку. На своем свадебном пиру в Кремле Марина с вилкой шокировала русское боярство и духовенство. В дальнейшем вилка стала поводом для недовольства противников Лжедмитрия. Они аргументировали это следующим образом: раз царь с царицей едят не руками, а какой-то рогатиной, значит, они не русские и не монархи, а порождение дьявола.[3]
  • Другой причиной, по которой Лжедмитрия заподозрили в переходе в католичество, был отказ от походов в баню. Поскольку для русского человека баня всегда была неотъемлемой частью жизни (вспомним рассказ из Повести временных лет о посещении апостолом Андреем русских земель). Лжедмитрий же с супругой в баню не ходили и не мылись, что было характерно для остальных европейских стран того времени, но в России вызывало справедливое возмущение.[4]

Источник «Дневника Марины Мнишек»

Название «Дневник Марины Мнишек» появилось с легкой руки Николая Устрялова, которое он применил в его работе «Сказания современников о Дмитрии Самозванце. Часть IV. Дневник Марины Мнишек и польких послов» в 1834 году. Однако в предисловии он указывает, что рукопись написана неизвестным поляком, бывшим в свите Марины. Рукопись была получена Устряловым от неназванного «любителя отечественной истории» и была взята «из манускриптов учёного Албетранди». О Марине Мнишек в «Дневнике» говорится в третьем лице, например: «Дочь воеводы привезли в Краков».

См. также

Примечания

  1. [Козляков В. Н. Лжедмитрий I. — М.: Мол. гвардия, 2009. — (Серия «ЖЗЛ»). — с. 202.
  2. Горелова Л. Е. Памятники русской медицинской письменности // Русский медицинский журнал. — 14.02.2000. — Т.8. — № 5
  3. Нож, ложка, вилка — вехи истории
  4. А. Б. Горянин, Миф о неопрятности русского народа.

Литература

  • Мордовцев, «Русские исторические женщины в допетровское время» (СПб. 1874);
  • Костомаров, «Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей» (вып. 3, СПб., 1874);
  • Хмыров, «Марина Мнишек» (СПб., 1862 г.).

Ссылки

  • Дневник Марины Мнишек. Архивировано из первоисточника 21 августа 2011. Проверено 29 марта 2011.
  • Письма и дневники Марины Мнишек
  • Пирлинг П. Поездка в Самбор // Русская старина, 1910. – Т. 141. - № 2. – С. 241-246.

Марина Мнишек.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47