26-06-2023
Бронекатер проекта 1125 | ||
---|---|---|
|
||
Бронекатер проекта 1125 в Благовещенске | ||
Основная информация | ||
Тип | Артиллерийский катер | |
Государство флага | СССР | |
Порт приписки | Речные и озёрные военные флотилии ВМФ СССР в период ВОВ | |
Спущен на воду | Строились большой серией | |
Введён в эксплуатацию | Вторая половина 1930-х годов | |
Выведен из состава флота | 1950-е—1960-е годы | |
Современный статус | Сохранилось 12 кораблей — памятников | |
Параметры | ||
Водоизмещение | 29,3 тонны | |
Длина | 22,65 м | |
Ширина | 3,55 м | |
Высота | Высота борта 1,5 м | |
Осадка | 0,56 м | |
Бронирование | 4—7 мм | |
Технические данные | ||
Силовая установка | 2 бензиновых двигателя | |
Мощность | 2 по 800—1200 л. с. | |
Винты | 2 | |
Скорость | До 18 узлов | |
Дальность плавания | До 100 миль | |
Экипаж | 10 человек | |
Вооружение | ||
Тактическое ударное вооружение | 82-мм или 132-мм реактивные снаряды на некоторых бронекатерах | |
Артиллерийское вооружение | одна 76-мм пушка Л-10 или Л-11 или Ф-34 в танковой башне; от одного до трёх (спаренных) 12,7-мм пулемётов ДШК; один 7,62-мм пулемёт ДТ в танковой башне; личное оружие экипажа |
|
Зенитная артиллерия | пулемёты ДШК | |
Торпедно-минное вооружение | до 4 мин заграждения |
Прое́кт 1125 — класс малых речных бронекатеров с башнями от танка Т-34-76.[1]
Содержание |
12 ноября 1931 года командование Рабоче-крестьянского Красного флота (РККФ) утвердило техническое задание на создание двух типов бронекатеров.
Большой бронекатер, предназначавшийся для реки Амур, предполагалось вооружить двумя 76-мм орудиями, находящимися в двух танковых башнях, а малый бронекатер — одним 76-мм орудием в башне. Также на бронекатерах планировалось осуществить установку двух лёгких башен с 7,62-мм пулемётами. Осадка большого бронекатера должна быть не более 70 см, а малого — не более 45 см. Корабли должны были удовлетворять железнодорожным габаритам СССР при перевозке по железной дороге на платформе[1].
22 июня 1932 года техническое задание было выдано организации «Ленречсудопроект». Для бронекатеров были выбраны башни и пушки от танка Т-28 и бензиновые двигатели ГАМ-34[1].
В октябре 1932 года «Ленречсудопроект» закончил работу по проектированию кораблей. Большой бронекатер получил наименование «Проект 1124»; малый — «Проект 1125». Эти корабли были очень схожи по своей конструкции[1].
На первых сериях бронекатеров этих двух проектов стояли бензиновые двигатели ГАМ-34БП или ГАМ-34БС. На большом бронекатере стояло два двигателя, а на малом — один. Максимальная мощность двигателей — ГАМ-34БП — 800 л.с. и ГАМ-34БС — 850 л.с. — достигалась при 1850 об/мин. На этих оборотах бронекатера могли разогнаться до своего самого полного хода, причём их передвижение на самой большой скорости соответствовало режиму, переходному от водоизмещающего плавания к глиссированию[1].
С 1942 года на большей части кораблей проекта 1124 и проекта 1125 устанавливались четырехтактные двигатели, полученные по ленд-лизу: фирмы Hall-Scott мощностью до 900 л.с. и фирмы Packard мощностью до 1200 л.с. Эти двигатели были надёжнее отечественных, но требовали высококвалифицированного обслуживания и качественного высокооктанового бензина марок Б-87 и Б-100[1].
Первоначально корабли данного проекта имели вооружение: 76-мм танковые пушки образца 1927/32 года с длиной ствола 16,5 калибра и располагавшиеся в башнях от танка Т-28. Однако в начале 1938 года изготовление таких орудий на Кировском заводе был прекращено. С 1937—1938 года этот же завод осуществлял серийное производство 76-мм танковых пушек Л-10 с длиной ствола 24 калибра. Эти пушки были установлены на некоторых бронекатерах и в тех же башнях[1].
Наибольшой угол возвышения вышеупомянутых танковых пушек составлял всего 25°. Соответственно, на этот угол были рассчитаны и башни от Т-28, так как танки предназначались в основном для уничтожения целей огнём прямой наводкой. Речной бронекатер имел совсем малую высоту линии огня над водой, поэтому при стрельбе прямой наводкой возникало огромное непоражаемое пространство; оно было закрыто берегом, лесом, кустарником, строениями и так далее. Для исправления этого недостатка в 1938—1939 годах специально для кораблей проектов 1124 и 1125 была создана башня под шифром МУ; она допускала угол возвышения 70° для 76-мм пушки. Разработкой башни занималась «шарашка» ОТБ, находившаяся в ленинградской тюрьме «Кресты»[1].
В 1939 году на Кировском заводе в башню МУ была установлена пушка Л-10. Башня с таким орудием прошла полигонные испытания на Артиллерийском научно-исследовательском опытном полигоне (АНИОП); но результаты испвтаний оказались неудовлетворительными. Тем не менее завод № 340 к концу 1939 года осуществил постройку бронекатера: он был вооружён пушкой Л-10. В начале 1940 предполагалось испытать бронекатер в Севастополе[1].
В конце 1938 года Кировский завод закончил серийное производство пушки Л-10, но начал серийный выпуск 76-мм орудий Л-11. Конструктивно это была та же пушка Л-10, только на ней стоял ствол, удлинённый до длины 30 калибров, в башню МУ стали устанавливать вместо пушки Л-10 орудие Л-11. Угол возвышения 70° не изменился; возникла необходимость усиления конструкции башни : отдача у Л-11 по сравнению с Л-10 была немного больше. Но Л-10 и Л-11 установили лишь на несколько бронекатеров. В 1934 году Кировский завод получил оборонный заказ на постройку новых для того времени кораблей — речных бронекатеров проектов 1124 и 1125; за 10 лет их было построено 154 единицы[1].
Главным конструктором «проекта 1125» был Бенуа Юлий Юльевич[1].
В 1942 году речные бронекатера проектов 1124 и 1125 начали оснащать пушками Ф-34; эти пушки находились в башнях от танков Т-34 и обладали самым большим углом возвышения — 25°. Предлагались проекты башен с максимально большими углами возвышения для этих орудий, но они так и остались на бумаге. В военных мемуарах различных авторов встречаются рассказы о советских бронекатерах; в мемуарах можно встретить упоминание как они сбивали немецко-фашистские бомбардировщики огнём из 76-мм пушек. Возможно, речь шла о зенитных орудиях Лендера образца 1914/15 года; эти орудия находились не в башнях, а были открыто установлены на палубе некоторых бронекатеров[1].
Минным оружием бронекатера оснащать не планировалось. Однако в первые дни войны, моряки Дунайской флотилии на катерах проекта 1125 смогли осуществить установку минных заграждений при помощи подручных средств. С весны 1942 года на кормовых палубах вновь строящихся бронекатеров осуществлялся монтаж рельсов и обухов для закрепления мин. Бронекатера проекта 1124 принимали по восемь мин, а бронекатера проекта 1125 — по четыре мины.
В период Великой Отечественной войны на бронекатерах устанавливалось новое и мощное оружие — 82-мм и 132-мм реактивные снаряды[1].
В ходе боевых действий возникла необходимость продлить сроки навигации бронекатеров на замерзающих водоёмах; но сделать это было трудно — лёгкий корпус бронекатера не имел возможности обеспечить плавание без риска даже в битом льду. Пластины молодого льда сдирали краску с корпуса, что приводило к его коррозии. На бронекатерах часто повреждались тонкие лопасти гребных винтов[1].
Командир бронекатера — а также его главный конструктор — Юлий Юльевич Бенуа нашёл приемлемый выход из создавшегося положения — катер «одели» в деревянную «шубу». До́ски толщиной от 40 до 50 мм осуществляли защиту днища и бортов (на 100—150 мм выше ватерлинии) корабля. Эта так называемая «шуба» почти совсем не изменяла осадку благодаря плавучести дерева. Но у «шубы» были и недостатки — в ней бронекатер имел меньшую скорость. В связи с этим инженер Э. Э. Паммель создал проект гребного винта́ с кромками лопастей, которые были толще предыдущих; максимальная скорость бронекатера с упроченными винтами уменьшилась только лишь на 0,5 узла[1].
Таким образом, советские бронекатера стали мини-ледоколами; это было чрезвычайно важно на Ладожском и Онежском озёрах: там «речные танки» имели возможность воевать на две-четыре недели дольше, чем корабли финских военных флотилий[1].
Бронекатера проекта 1125 установлены в качестве памятников в следующих городах :
Бронекатер проекта 1125 в Благовещенске
Бронекатер проекта 1125 в Волгограде
Бронекатер проекта 1125 в Мариуполе
Бронекатер проекта 1125 в Мариуполе
Бронекатер проекта 1125 в Пинске
Бронекатер проекта 1125 в Хабаровске
КОРАБЛИ И СУДА ВМФ СССР 1928—1945. СПРАВОЧНИК. / Бережной С. С. / Москва. Военное издательство. 1988 год.
Малые речные бронекатера проекта 1125.