18-10-2023
Масонские манускрипты представляют собой определённый пласт исторических документов, которые имеют весьма важное историческое значение для понимания развития как оперативного, так и спекулятивного масонства. Под ними как правило понимают — масонские конституции, регламенты, катехизисы, уложения, наставления, требования, статуты[1].
Содержание |
Холливеллский манускрипт, также известный как Поэма Региус (Regius Poem), это первый известный масонский текст. Он состоит из 64 рукописных страниц в поэтической форме. Стихотворение начинается с отсылки к Евклиду и его пониманию геометрии в древнем Египете, а затем к распространению искусства геометрии в «других землях». Он сопровождается пятнадцатью пунктами для мастера в отношении морального поведения (не укрывать воров, не брать взятки, регулярно посещают церковь, и т. д.) и режимов работы на строительной площадке (не использовать труд каменщиков в ночное время, обучать правильно учеников, не брать такую работу, которую нельзя выполнить и т. д.)[2].
Общее мнение относительно возраста документа и даты его написания — это где-то между концом XIV века и серединой XV века. А его авторство принадлежит священнику из западной Англии. Рукопись была составлена из различных уложений, которые переходили из рук в руки, пока не попали в Королевскую библиотеку, которая была подарена Британскому музею в 1757 году королём Георгом II, сформировавшим ядро сегодняшней Британской библиотеки.
В то время документ представал как поэма о моральных обязанностях. Значение документа как связанного непосредственно с масонством не было заметно, пока сама поэма не была рассмотрена в статье о масонстве Джеймса Холливелла, в 1840 году. В тексте документа говорится, что масонство пришло в Англию во времена правления короля Ательстана, между 924 и 939 годами. Манускрипты представлены сейчас в Британской библиотеке, в Королевской коллекции рукописей, в каталоге ссылок 17 A.I.
Манускрипт Мэтью Кука является одним из старейших ранних документов, известных как «Готические Конституции Масонства», и вторым старейшим известным манускриптом в масонской истории[3]. Как правило, Готические Конституции включали представления, мифические легенды древнего масонства, список требований и правил для масонов, их присяги или обязательства[4]. Манускрипт был опубликован Р. Спенсером, в Лондоне, в 1861 году, и был отредактирован Мэтью Куком — отсюда и новое название. В Британском музее в каталоге он указан как «Дополнительный манускрипт. 23,198», и отнесён Хьюаном приблизительно к 1450 году — дате, с которой согласилось большинство специалистов. Доктор Бегеманн считает, что документ был «составлен и написан в юго-восточной части западного Мидлендса, скажем, в графстве Глосестшира или Оксфордшира, возможно, также в юго-восточной или юго-западной части Уоркестершира или Уорвиксшира.» «Книга Правил», которая сформулирована во второй части документа, это конечно 14 век, и весьма возможно начало 15-го века. " (A.Q.C. (Ars Quatuor Coronati — исследовательская ложа «Четверо Коронованных») IX, page 18) Это копия части двух старинных манускриптов, которые не сохранились, о чём свидетельствуют пробел в тексте и повтор одной части[5]. Манускрипт Кука безусловно держал в руках сам Джордж Пейн, когда в его второй срок на посту Великого мастера, в 1720 году, он составил на его основе Генеральный регламент, который Андерсон включил в свою версию «конституции», опубликованной в 1723 году. Джеймс Андерсон сам, видимо, использовал манускрипты 901—960 годов. Ложа Quatuor Coronati перепечатала рукопись в виде факсимиле во II томе Антиграфа, в 1890 году, и включила Комментарий Джорджа Уильяма Спета[6][7].
Статуты Ратисбонна (1498 года) знаменуют переход оперативного масонства в спекулятивное, во Франции[8].
Наставления Киркуола являются манускриптом неясного происхождения, в которых присутствуют несколько масонских посланий. Они висят на западной стене храма ложи Киркуол Килвиннинг № 38 (2) в Оркнее. Обычно утверждают, что они записаны на куске ткани в ложе брата Уильяма Грэма, в 1785 году. Различные легенды ссылаются на наставления тамплиеров и место нахождения Святого Грааля. Эти претензии, однако, были оспорены Робертом Л. Купером в своей книге «Росслин — Обман?»[9]. Купер представляет доказательства, утверждая, что свиток составленный Уильямом Грэмом, или под его руководством, датируется второй половиной 18 века, на основе детального анализа его символики.
«Масонскими Конституциями» была конституция для Первой Великой Ложи Англии, написанная для стандартизации ритуалов и практики масонства среди ложи Лондона и Вестминстера, работающих под юрисдикцией этой Великой Ложи. Очевидно, что они (Конституции) не предназначались для остальных лож в других частях Англии, Шотландии и Ирландии. Первое и второе издание были написаны Джеймсом Андерсоном в 1723 и 1738 годах.
Конституции Андерсона были основаны на старых масонских манускриптах (также называемых "готическими конституциями " и Генеральном Регламенте, который был составлен сначала Джорджем Пейном в 1723 году[10]. Полное название издания: Конституции масонов, содержащие Историю, Уложения, Правила, Предписания и т. д. самого Древнего и Весьма Достопочтенного Братства, для использования в ложах.[11]. Когда в 1738, Великая Ложа изменила свое название на Великую Ложу Лондона и Вестминстера в Великой Ложи Англии, Конституции Андерсоном были переписаны заново. Название во втором издании (1738 год) тоже было изменено на Новую Книгу Конституций Древнего и Достопочтенного Братства Вольных и Принятых Каменщиков, в которой содержатся их история, требования, правила, уложения и т. д. Собранные и опубликованные Орденом Великой Ложи из своих старых записей, оберегаемых традиции и книг лож, для использования ложами.[12]. 1723 года издание Конституций был отредактировано и переиздано Бенджамином Франклином в Филадельфии в 1734 году[13], став первой масонской книгой напечатанной в США.
Новая редакция Конституций была опубликована в 1754 году Джоном Энтиком. Он вернулся к правилам составленным в 1723 году, в которых, особенно в первом правиле, Андерсон внёс различные изменения в издание 1738 года. Именно это издание правил, которые составляют основу Древних правил, можно найти сегодня в Конституции ОВЛА, за небольшими изменениями в отношении первого «Правила о Боге и Религии»[14].
В первом разделе Конституции, о религии, говорится, что масоны могут быть любой веры и что им необходимо только придерживаться религии, в которой согласны все люди, подходит очень близко к концепции «естественной религии» — популярной идеи в Эпоху Просвещения.
Раздел о религии в 1738 относится к Семи заповедям Ноя, которые списком из семи моральных императивов которого, в соответствии с Талмудом, были даны Богом Ною как обязательный набор законов для всего человечества[15].
Книга конституций, или Ахиман Резон, из Великой Ложи Англии, в старых институтах, также известной как Древняя Великая Ложа Англии или Великая Ложи Древних, была впервые опубликована в 1754 году. Её автор Лоуренс Дермотт был Великим секретарём «Древней Великой Ложи» с 1752 до 1771 годы. Полное название первого издания было: Ахиман Резон, или помощь брату; показывающее превосходство секретности, и первая причина или мотив учреждения масонства; принципы каменщиков, и выгоды от строгого соблюдения их и т. д., и т. п.; также старые и новые правила и т. д., к которым добавляется большая коллекция песен масонов "и т. д. Второе издание было опубликовано в 1764 году, и последующие издания в 1778, 1787, 1800, 1801, 1807, и 1813 годах. Второе издание было перепечатано в Филадельфии в 1855 году Леоном Хайнеманом. Дермотт в значительной степени сделал заимствования из конституций Великой Ложи Ирландии, которая была опубликована в 1751 году.
Когда ОВЛА была создана в союзе Древних и Модернистов, была подготовлена новая версия Конституции. Это был синтез Конституций Андерсона из Первой Великой Ложи Англии и «Ахиман Резон» Древней Великой Ложи Англии.
Масонские манускрипты.