09-05-2023
Хирам Абифф (другие варианты написания «Хурум»[1], «Абиф»[2][3], и «Хирам-Аби»[3][4]) персонаж, который занимает видное место в аллегориях[5], которые представлены в ходе действий в ритуале третьей степени масонства. Хирам представлен как главный архитектор Храма царя Соломона, который был убит тремя нечестивцами, во время неудачной попытки заставить его раскрыть тайный пароль мастера масона[6]. Этот сюжет объясняется в наставлениях, которые следуют в ходе проведения масонских ритуалов. Сама история является уроком верности своему слову, и краткости жизни.
Многочисленные ученые, как масонские так и не масонские, предполагают, что символ может быть основан на одном или нескольких Хирамах, которые фигурируют в Библии[7].
Содержание |
Имя «Хирам Абифф» не появляется в качестве такового в Библии, но есть три ссылки на людей по имени Хирам, которые представлены как:
В оригинальной версии еврейского 2 Паралипоменона (2Пар.2:13), фраза переводится как «Хирам мой мастер каменщик» и является — «ḤWRM ‘ ABI»[10].
Перевод «Хирам, мой мастер» присутствует только в новой версии английского перевода Библии Короля Иакова. В других версиях, «ABI» (мастер) переводится чаще всего как «отец», иногда «мастер», либо «Хирам Аби», которое осталось не переведенным как имя собственное. Комментарий ссылается на Летописи (II-13), где просто говорится «Хурам-Аби»: RSV читает это как полное имя; Английская Стандартная версия дает тот же перевод «Хирам-Аби». Некоторые специалисты по иудаике считают, что слово «Абифф» могло возникнуть по недоразумению в иврите от אָבׅו āvīw= «его отец».
Иосиф Флавий в его «Древностях евреев» (гл. 3:76) считает Хирама израильтянином по отцу.
«Теперь Соломон послал за ремесленником из Тира, которого звали Хирам: он был по происхождению из колена Нефелим, со стороны его матери (она была из этого колена), а его отец был Ур, из израильтян».
По мнению авторов Роберта Ломаса и Кристофера Найта, Хирам Абифф был египетским царём Секененра Таа II, который обрёл очень похожую смерть. Но эту идею отклонило большинство масонских учёных[11].
В происходящем из масонства мистическом учении Мартинизма, основанного известным масоном ΧVIII века, Мартинесом де Паскуалли, легенда о Хираме рассматривалась как «иевусейский апокриф» (ханаанский, искаженный хананеями), — так отзывался об этом мифе Дом Мартинес, который считал, что этот миф в будущем окажет различные пагубные влияния на масонерию, в одной из инструкций Избранным Коэнам он заключает:
«В каком неведении и заблуждении пребывают эти люди, пожелавшие основать свой орден (масонский) на лжи. Если бы однажды их просветил святой свет, то они бы узрели, что убийцы могущественнейшего мастера Хирама — они сами, ставшие подмастеряьми, которые постоянно наносят ему раны своими прегрешениями и непотребными делами»[12].
На самом деле, учил Дом Мартинес, настал час, и архитектор Хирам просто удалился от царя Соломона из-за того, что последний впал в свои прежние грехи. Погибнуть, умереть от ран он не мог, ибо не являлся обыкновенным смертным, будучи возвышенной сущностью, носителем святости, архитектором, посланным к царю Соломону самим Великим Архитектором Вселенной. Из «Частных инструкций к Лионским Коэнам» следует, что Хирам — суть одно из шести проявлений Великих Избранников, среди которых Эли, Енох, Мелхиседек, Ур и Илия. Все они предшествуют завершающему, седьмому проявлению, — «явлению Исправителя — Господа Нашего Иисуса Христа». Но именно Хирам, как следует из инструкций, являясь архитектором Храма царя Соломона, предзнаменовал своим явлением Пришествие Сына Божия (Jesua Messsiah) — как Великого Архитектора Новозаветной Церкви.
Хирам Абифф.