Меннонитство

14-10-2023

Перейти к: навигация, поиск
Менно Симонс
Реформация

Меннони́тство — одна из протестантских деноминаций, называемая по имени основателя, Менно Симонса (1496—1561), голландца по происхождению. Меннонитство возникло в 1530-е годы в ходе реформационного движения в Нидерландах, в котором принимали участие радикальные и умеренные анабаптисты. В основе вероучения меннонитов лежат идеи неприменения силы и непротивленчества — меннониты по своим религиозным убеждениям отказываются брать в руки оружие. Принципиальный пацифизм меннонитов, вступавший в противоречие с интересами государств, в которых они проживали, породил специфическую форму пассивного протеста — каждый раз, как государственные власти пытались заставить меннонитов проходить службу в армии, они выбирали для себя массовую эмиграцию. Первая волна эмиграции пришлась на 40-е — 50-е годы XVI века, когда деятельность католической инквизиции вынудила их переселиться сначала в Восточную Фрисландию и Северную Германию, а позднее — в Восточную и Западную Пруссию. Вторая, более крупная волна эмиграции меннонитов началась в конце 1560-х годов, в результате чего меннониты оказались в Англии, Франции, Германии и Польше. Во второй половине XVIII века уже отсюда группы меннонитов отправились в Российскую империю по приглашению Екатерины II[1].

Биография Менно

Менно был сельским католическим священником. Во время Реформации он читал произведения многих реформаторов, в том числе Мартина Лютера. В 1531 году в Леувардене он увидел, как казнили анабаптистов, и его это потрясло. Постепенно от сострадания к ним он перешёл к убеждению в их правоте, ссылаясь при этом на Библию. К анабаптистам примкнул его брат. В 1535 году при взятии войсками монастыря близ Доккума, которым завладели анабаптисты, был убит его брат.

После мучительной внутренней борьбы Менно открыто отрёкся от католичества и в 1536 году вступил в число анабаптистов[2].

Менно принял главные пункты анабаптистского вероучения. Однако он отверг политическое, воинствующее назначение церкви в мире, которое утверждали проповедники анабаптизма Мюнцер и Иоанн Лейденский. Менно даже написал резкое сочинение против Иоанна Лейденского и его притязаний на царство.

Приняв перекрещение и рукоположение от одного из анабаптистских «апостолов», Обби Филипса, Менно выступил в качестве «странствующего проповедника». Вскоре он организовал обширные общины в Фрисландии, Кёльне, южной Германии, Мекленбурге, а в 1543 году принял на себя звание епископа всех меннонитов. Пять лет он провёл в прибалтийских провинциях Великого княжества Литовского, проповедуя меннонитские идеи.

Догматика меннонитов

После богословского состязания с одним из учеников Лютера, Иоанном Лоска, Менно издал два сочинения: «О вочеловечении Спасителя» и «О крещении».

Результаты собора, созванного им для рассуждения о церковной дисциплине меннонитов, Менно изложил в сочинении: «Об отлучении от церкви Христовой».

В Прибалтике Менно написал главное догматическое сочинение — «О Троице» (против унитариев), в котором утверждает, что взаимное отношение лиц Св. Троицы составляет тайну, предмет верования, а не рассуждения.

Характерные черты вероучения меннонитов:

  1. Ожидаемое восстановление в мире царства Божия через основание и распространение на земле церкви чистой и святой.
  2. Принятие авторитета Библии как главного источника вероучения.
  3. Наибольшее Святое значение имеет Троица, то есть Бог Отец, Иисус Христос и Дух Святой. (Здесь различие с Православием, где учитываются и величаются все Святые)
  4. Свобода личного понимания в области верования.
  5. Евхаристия трактуется символически, как благоговейное воспоминание события из жизни Иисуса Христа, способствующее возвышению и укреплению чувства веры, а не как таинство (как в кальвинизме).
  6. Крещение совершается только над взрослыми (как в баптизме). Считается, что крещение следует принимать осознанно, оставив все грязное и мирское позади.
  7. Судебные тяжбы, присяга и воинская служба отрицаются. Меннонитство отличается «миролюбивым и умеренным» характером. Никогда не призывает к насилию и злу. Заставляет задуматься о смысле всей жизни вообще, о самосовершенствовании и развитии своей души. Меннониты являются одной из первых религиозных групп, введших пацифизм в рамки вероучения.

В церковном отношении каждая самостоятельно организовавшаяся община существует независимо от других. Именно община избирает своих духовных наставников и проповедников. Для решения дел, касающихся целой общины, созывается «общее церковное собрание», постановления которого утверждаются «конвентом духовных старшин». Конвент является представителем общины перед правительством.

История

История меннонитства до XIX века — это история постоянной борьбы, внешней — с католиками и протестантами, внутренней — между партиями, образовавшимися в самом меннонитстве.

Меннониты не были признаны ни в Германии, ни в Нидерландах, и поэтому могли собираться на богослужение лишь тайно, под страхом казни, так как считались сектантами. Голова самого Симонса была оценена в 1542 году императором Карлом V в 100 гульденов, поэтому он скрывался от властей.

Большинство его последователей, избегая гонений в отечестве, воспользовалось приглашением заняться работами по осушению болот в Пруссии, между Гданьском, Эльблонгом и Мальборком. Когда эта работа была ими исполнена с полным успехом, означенная территория, находившаяся во власти короля польского, была отдана им в полное владение. Не ранее как в 1780 году на них была наложена подать в 5000 талеров, а в 1790 у них было отнято право приобретать здесь земельную собственность.

Во время гонений между меннонитами оказалось много «падших», то есть отрекшихся от своего вероисповедания. Когда гонения утихли, возник спор об отношении «церкви» к этим падшим. Всё общество меннонитов разделилось по этому вопросу на «радикалов», под предводительством Филиппа Дирка, требовавших безусловного отвержения падших церковью, и «умеренных», соглашавшихся на их воссоединение. Победа осталась на стороне радикалов, и все «умеренные» собором были отлучены от церкви, несмотря на то что к этой партии принадлежал сам Менно. Тогда «умеренные», соединившись с нидерландскими меннонитами, образовали особую, весьма многочисленную секту «либеральных тауфгезинтов» (Taufgesinnten), название же меннониты осталось за радикалами. Впоследствии строгих меннонитов стали называть утончёнными, а либеральных — грубыми меннонитами. Радикалы потребовали от Симонса, чтобы он произнёс проклятие на либералов, и Менно уступил, написав в своё оправдание второе сочинение «Об отлучении», за которое два тауфгезинтских проповедника — Цилис и Леммекен — провозгласили своего вождя изменником. Менно отвечал им анафемой, но перед смертью сказал окружавшим: «не будьте слугами людей, как я».

Со времени смерти Менно Симонса (1561) до 1572 года меннониты в Нидерландах снова подвергались жесточайшим преследованиям. Крещение взрослых, отрицание присяги, уклонение от военной службы — эти «догматы» Симонса вызывали общую ненависть даже в народе, считавшем меннонитов противниками не только церкви, но и государства. «Утончённые» и «грубые» меннониты всё более и более обособлялись друг от друга. «Грубые» углубились в догматику и доходили до рационализма. Утончённые занялись нравственной казуистикой и регламентацией правил обыденной жизни. Для всех членов меннонитских общин установлена была форма и стоимость одежды, обстановка жилищ и т. п. Лучшим в это время явлением между меннонитами было общее почти стремление устроить свою жизнь наподобие первобытной христианской общины. Но и в этом отношении скоро возникли разногласия, например о том, в храме ли только друг другу следует умывать ноги, или также в частных домах всем странствующим. Подвергать ли отлучению за нарушение правил об одежде и жилищах и т. п. В эпоху борьбы за освобождение Нидерландов голландские меннониты оказали великие услуги своему отечеству, жертвовали нередко всем своим состоянием, вступали солдатами в армию Вильгельма Оранского[источник не указан 673 дня] и т. д. Вследствие этого они получили полную свободу богослужения, право заводить школы и созывать соборы из представителей своих общин. На первом же из этих соборов обнаружилось, что 24 тауфгезинтских общины уже много лет не имели своих храмов и проповедников, а детей своих обучали в школах реформатских. Вследствие этого меннониты неминуемо должны были подпасть в своём религиозном учении и культе влиянию отчасти реформатов, отчасти ремонстрантов, под которым и находились весь XVII и половину XVIII века. Реформатская церковь неоднократно пыталась навязать меннонитам символ веры несогласный с учением Менно.

В 1795 году голландские меннониты были уравнены в правах с католиками и реформатами. Вмешательство гражданских и церковных властей в дела их общин было устранено. На Амстердамском соборе состоялась полная уния всех партий меннонитов. Они устроили миссии на острове Ява и благотворительные заведения, а в начале XIX века у них появилась в Амстердаме и семинария для подготовки проповедников. В Харлеме существует Богословское общество меннонитов.

В Пруссии в 1847 меннонитов лишили освобождения от военной службы, вследствие чего значительная их часть эмигрировала в Российскую империю. В 1869 один из вождей меннонитов, Мангарт, признал, что меннонитский догмат об обязательном устранении от военной службы не имеет безусловного значения, так как война допускается и Св. Писанием как средство самозащиты, составляющей такую же обязанность христианина, как и обязанность никого не убивать, нападая.

Меннониты в России

Первое переселение меннонитов в Россию состоялось в 1789 году, по приглашению императрицы, в числе 228 семейств. Им была обещана свобода вероисповедания и свобода от военной и гражданской службы, дана льгота от податей на 10 лет, и каждому семейству отведено по 65 десятин земли. В свою очередь меннониты обязывались давать на общем основании квартиры и подводы для проходящих через их селения войск, содержать в исправности дороги и мосты и платить поземельную подать по 15 копеек с десятины удобной земли. В 1789 была заселена и Хортицкая волость Екатеринославского уезда Екатеринославской губернии. В 1800 150 семейств переселились на Молочные воды Мелитопольского уезда Таврической губернии, получив до 120 тысяч десятин земли.

До 1820 года колонизация меннонитов распространялась почти исключительно пришельцами из-за границы. За это время число колоний увеличилось в Молочанском округе до 40, а в Хортицком до 18. С 1820 въезд в Россию иностранных поселенцев был приостановлен.

В 1852 был образован третий меннонитский округ, названный Мариупольским.

С 1854 данцигские, мариенбургские и эльбингские меннониты стали селиться в Самарской губернии, сначала в Новоузенском уезде, а потом и в Самарском, и до 1874, когда прибыла их последняя партия, образовали 16 колоний, получив также по 15 десятин на душу.

Когда в 1874 году все колонисты в России были признаны подлежащими воинской повинности, это было воспринято меннонитами как требование, несогласное с их религиозными убеждениями, и значительная их часть решила выселиться из России. Из одной Таврической губернии переселилось в Америку до 1876 около 900 меннонитских семейств и почти столько же из Екатеринославской.

В 1855 в колонии Эйнлаге Хортицкого округа появились сектанты — Hupfer’ы, державшиеся буквы Святого Писания, и вскоре после того «иерусалимские братья» — прогрессисты. Отлучённые за это конвентом от церкви, они составили, вместе с иерусалимскими братьями, главный контингент меннонитов, выселившихся на Кавказ (18641866) в числе 200 с лишним семейств.

Крупнейшие колонии меннонитов в дореволюционной России: Гальбштадт, Эйнлаге, Шенталь. Три новороссийских округа — Молочанский, Хортицкий и Мариупольский — образовывали «Новороссийское братство меннонитов», составлявшее общество страхования от огня, санкционированное в 1867. Много общин меннонитов было в Западной Сибири.

Меннониты занимались преимущественно земледелием. Они также основывали заводы винокуренные, суконные, кирпичные, черепичные и другие, фабрики и мельницы. Многие мастерские по производству земледельческих орудий со временем выросли в машиностроительные заводы. Например, мастерская первого меннонита-предпринимателя Питера Леппа выросла в завод Леппа и Вальмана. Кузница Абраама Копа выросла в завод Копа, ставший в 1923 году ядром при образовании Запорожского автомобилестроительного завода «Коммунар». Самым промышленно развитым был Молочанский округ.

См. также

Примечания

  1. Алишина Г. Н. Вопрос об идентичности меннонитов России в годы Первой мировой войны // Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. №351.
  2. Протестантские секты до Вестфальского мира

Литература

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб.: 1890—1907.
  • Menno Simons, «Opera omnia theologica» (Амстердам, 1681);
  • Hermanus Schyn, «Historia Mennonitarum» (1723);
  • Stark, «Geschichte der Taufe und Taufgesinnten» (Лейпциг, 1789);
  • Cremer, «Het Lowen en de Verrigtingen von Menno Simon» (Амстердам, 1837);
  • Blaupot ten-Cate, «Geschichdensis der Doopsgezinden» (Амстердам, 1837—1850);
  • Roosen, «Menno Simons» (Лейпциг, 1848);
  • Müller, «Die M. in Ostfriesland» (Амстердам, 1887);
  • А. Brons, «Ursprung, Entwickelung und Schicksale der Mennoniten» (1888);
  • А. Г. Вишняков, «Общество анабаптистов или М.» (в «Православном Обозрении», 1861);
  • «Mennonitischer Cathechismus».

Ссылки

  • Голландцы-меннониты юга западной сибири в хх веке: традиции и новации
  • Menno Simons.net
  • Mennonites in Bolivia
  • История Меннонитской церкви


Меннонитство.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47