Мец, Адам

12-10-2023

Перейти к: навигация, поиск
Адам Мец
Adam Mez
Дата рождения:

8 апреля 1869({{padleft:1869|4|0}}-{{padleft:4|2|0}}-{{padleft:8|2|0}})

Место рождения:

Фрейбург

Дата смерти:

1917({{padleft:1917|4|0}})

Место смерти:

Фрейбург

Страна:

Швейцария

Научная сфера:

Востоковед

Известные ученики:

Ваккернагель, Якоб

Известен как:

автор книги «Мусульманский Ренессанс

Адам Мец (8 апреля 1869, Фрейбург, Великое герцогство Баденское — декабрь 1917), известный швейцарский востоковед, арабист, профессор кафедры восточных языков в Базельском университете[1]

Биография

Христиан Адам Мец родился 8 апреля 1869 года в маленьком баденском городе Фрейбурге (Freiburg im Breisgau). Первоначальной сферой его интересов была юриспруденция, затем богословие. После знакомства с выдающимся немецким ориенталистом Теодором Нёльдеке и путешествия по Востоку увлёкся восточными языками. Изучал семитологию, затем сделал окончательный выбор в пользу исследования средневекового арабского Востока. В конце XIX века Адам Мец вошёл в кружок молодых ученых, группировавшихся вокруг Дюмлера, последователя Буркхардта. Взгляды Дюмлера повлияли на Меца, посвятившего многие годы исследованию «мусульманского Ренессанса». Отмечается, что в своей работе Мец следовал методу «школы Ранке». По воспоминаниямЯ. Ваккернагеля, Мец отличался высокой одарённостью и был талантливым педагогом. Однако, по словам Я. Ваккернагеля, Мец «был хорошо известен в своем городе, но за его пределы имя А. Меца не выходило, а объяснялось это тем, что за 25 лет своей научной деятельности он опубликовал очень мало работ» . «Мусульманский Ренессанс» — последняя работа А. Меца, которой он отдал всю жизнь и которая принесла ему широкую известность Мец умер в декабре 1917 года, не закончив свою работу. Книга Меца увидела свет в 1922 году.[2]

Оценка деятельности Меца

Первая рецензия на книгу Меца опубликована через год после её выхода в свет. К. Беккер давая высокую оценку самой личности Меца, отмечал, что его труд «всегда будет кладезем знаний и без неё не сможет обойтись ни одно исследование по вопросам культуры эпохи халифов». В 1925 году выходит Р. Гартмана, где он называет книгу А. Меца «образцом аналитического метода в исторической науке», отмечая «самоотверженную объективную деятельность» историка, полностью соответствующую взглядам «школы Ранке». Обнаружена неопубликованная рецензия академика И. Ю. Крачковского на испанский перевод книги А. Меца . Отмечая, что монография Меца хорошо известна специалистам, Крачковский считает, что в полной мере этот труд не оценен и намечает пути, по которым должна идти разработка темы, поднятая Мецем. Для академика В. В. Бартольда книга Меца стала толчком для самостоятельного исследования. Оценивая несомненные заслуги Меца, Бартольд в своей работе показал, как надо пользоваться книгой Меца. Смысл его пояснений сводился к тому, что Бартольд продемонстрировал, как надо анализировать данные, собранные Мецем, и дополнять их источниками, которыми учёный по разным причинам не мог воспользоваться. Бартольд предвидел, что труд Меца даст толчок новым исследованиям вопросов, поднятых в работе учёного.[2]

Библиография

  • Мец А. Мусульманский ренессанс. — М.: Наука, 1966

Примечания

  1. Adam Mez
  2. 1 2 Бертельс Д. Предисловие // Мец А. Мусульманский ренессанс. — М.: Наука, 1966

Мец, Адам.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47