Новосильские казаки

21-04-2023

Перейти к: навигация, поиск
Новосильские казаки
Самоназвание

Новосильские казаки

Численность и ареал

 Россия
Орловская область

Язык

Русский язык
Говоры южнорусского наречия

Религия

православие

Расовый тип

европеоидная раса

Входит в

Русские

Родственные народы

саяны, полехи, горюны, украинцы (левобережно-полесские, слобожанские и полтавские говоры)

Происхождение

восточные славяне, северяне?

Новосильские казаки — отдельная этнографическая группа русских, проживающая в бывших южной части Новосильского уезда и соседней Дарищенской волости Ефремовского уезда Тульской губернии. В настоящее время это территория Новосильского, Залегощенского, Верховского и Новодеревеньковского районов Орловской области.

Существование новосильских казаков как самостоятельной этнографической группы подтверждено исследованиями проведенными в начале XX века известым профессором-лингвистом Е. Ф. Будде[1], петербургским этнографом Н. М. Могилянским[2] и новосильским писателем, этнографом и краеведом В. Н. Глаголевым[3], а также другими источниками.

Новосильскими казаками называли себя проживавшие в этих местах однодворцы и государственные крестьяне, потомки «служилых людей» — городовых и сторожевых казаков, а также стрельцов и пушкарей. После расформирования в XVIII веке гарнизонов городков-крепостей Тульской и Белгородской засечных черт эта группа дольше всех однодворцев казачьего звания сохраняла за собой такое наименование.

Происхождения субэтноса новосильских казаков

«Группа казаков. Село Вышняя Залегощь, Новосильский уезд Тульской губернии.» Экспедиционная съемка. 1902.[4]
«Три девушки (двоюродные сестры). Село Вышняя Залегощь, Новосильский уезд Тульской губернии.» Экспедиционная съемка. 1902.[5]
«Крестьянка из Новосиля в украинской национальной одежде». Фотография конца ХІХ-начала ХХ века.[6]
«Замужняя казачка в праздничном костюме. На ней головной убор „сорока“, состоящий из четырнадцати отдельных частей. Село Вышняя Залегощь, Новосильский уезд Тульской губернии.» Экспедиционная съемка. 1902.[7]
«Замужняя казачка в праздничной одежде. Село Вышняя Залегощь, Новосильский уезд Тульской губернии.» Экспедиционная съемка. 1902.[8]

Происхождение этой этнографической группы точно неизвестно. Современные местные краеведы утверждают, что это потомки выходцев либо с Дона, либо с Запорожья, слившиеся позднее с местными мещанами, вследствие чего не могут вызывать интереса.

Тем не менее о происхождении новосильских казаков существуют такие версии.

По одной из них — это потомки запорожцев князя Дмитрия Вишневецкого («Байды»), а также донских казаков, приглашенных во второй половине XVI века Иваном Грозным для несения охранной службы на недавно созданной Тульской Засечной черте.

По другой, наиболее вероятной — новосильские казаки, как и некоторые другие этнографические группы русских — полехи, горюны и саяны, происходят от летописного славянского племени северян или севрюков — коренных жителей Северщины. Северянский анклав в местной лесостепи существовал либо еще во времена Черниговского княжества, либо появился позже, в XIV—XV веках, во времена вхождения Новосильского княжества в состав Речи Посполитой. В 1555 году в указе о сборе войска для похода на Крымское ханство, в числе «сиверских» (северских) городов называется также и Новосиль[9].

В пользу «северской» версии происхождения новосильских казаков говорят следующие факты:

Во-первых, это типичные «казачьи» села новосильских казаков, которые легко оборонять. Села очень большие, еще в XVIII—XIX веках бывшие длиной до десяти верст и с населением до нескольких тысяч человек, но в то же время состоящие из находящихся поодаль друг от друга отдельных слобод. Село Среднее, например, состояло из девяти слобод — Моховщины, Козлиновки, Загородов, Низов, Вышов, Щигров, Зачугуновки, Сиповки и Запрудчины. Села как правило располагались поодаль от «больших дорог» и в «укромных» местах — в дубравах или в ложбинах вдоль речек[10].

Во-вторых, это особый, отмеченный Е. Ф. Будде и В. Н. Глаголевым, и практически идентичный «саянскому» диалект.

Говор новосильских казаков по Глаголеву "резко отличается от говора большинства населения Новосильского уезда и таким образом «говор Новосильского уезда распадается на „барский“ (потомков крепостных) и казацкий»“.

Новосильским казакам присуще:

  • подчеркнутые «аканье» и «яканье» — вядро, яго, чаво, ряка, не вяликая, купитя, вянес (венец). Это же нашло отражение и топонимике местных географических и гидрографифических названий — село и река Лазавка (вместо Лозавка), ручей Альховец (вместо Ольховец) и т. д.;
  • «цоканье» (произношением «с» в соответствии аффрикате «ц») — курису, яиса, сапля, сарь, атес, у серькве, маладес, лисо, агурсы, лисису, вянес, к вянсу, серса, младенса;
  • «кагоканье» (твёрдое произношение «г» с особенным ударением на «о») — яго, маяго, нашаго;
  • третье лицо единственного числа без «т» — будя, зная, играя, видя, придя;
  • «щё» и «чо» вместо «что»;
  • «сабе» и «сае» вместо себе.

Е. Ф. Будде считал диалект новосильских казаков «переходным» от южнорусского к малороссийскому.

В третьх, это сходство в одежде. Как Е. Ф. Будде, так и В. Н. Глаголев отмечали отсутствие у новосильских казачек обычных у «барских» крестьянок кичек и сарафанов. Вместо этого казачки носили расшитые рубашки, цветные шерстяные юбки-понёвы «с прошвою» и «коротейки». На головах у них были повязки, платки или «сороки», больше похожие на головной убор индейского вождя или хвост павлина.

Этнографические особенности новосильских казаков

В. Н. Глаголев писал об этнографических особенностях новосильских казаков следующее: «Некоторая разница в костюме и говоре, а в остальном он (Новосильский казак) мало чем отличается от коренного населения» (Глаголев относил казаков к некоренному населению уезда, в то время как сами казаки называли «цюзими» «барских»). Он также указывал и на некоторые мелкие отличия в одежде казачек и «барских» крестьянок — новосильские казачки «надевают коротейку только при доброй поневе с прошвою, то есть когда перед поневы сделан из китайки и отворот поневы подбит цветной материей». Е. Ф. Будде также отмечал, что новосильские казачки носили «поневы сшивные, из четырех полотнищ, то есть с прошвою». На головах женщин и девиц были повязки, а праздничным головным убором был нарядный платок или «сорока». Будде отмечал и еще одну особенность в одежде новосильских казачек (в Залегощи): надевать на ноги по два или три чулка, чтобы ноги казались толще.

Также исследовавший эти края в начале XX века Н. М. Могилянский писал: «Гораздо полнее сохранился женский костюм в некоторых селах Новосильского уезда, где, как, например, в селе Вышней Залегощи, этот женский „обряд“ сохранился в поразительной полноте и разнообразии и до сих пор пользуется весобщим признанием. На помещенных здесь снимках изображены две замужние женщины в праздничных костюмах; из них одна — в „сороке“, головном уборе, состоящем, в целом, из четырнадцати отдельных частей, надеть который — длинная и сложная процедура, требующая и много времени и большой сноровки…Между прочим, небольшое количество серебра в нитках этих „золотных“ головных уборов служит причиной их массовой гибели: скупщики покупают уборы сотнями и выжигают из них серебро.»

Н. В. Глаголев также указывает, как на одно из отличий казацкого жилища от «барского» — «часто встречающиеся избы с прорубленными окнами на двор; на улицу пробито маленькое волоковое окно». Это старый однодворческий и в то же время «полехский» (распространённый в Полесье) обычай.

Глаголев, давая общую сравнительную характеристику новосильским казакам и «барским» крестьянам, отмечал еще некоторые особенности казаков, главным образом в их характере - леность и бесхозяйственность, отсутствие промыслов и зимних работ, суеверие, строгое соблюдение церковных постановлений и глубокое уважение к духовенству, грубоватость и недоверчивость при отсутствии лукавства и криводушия. «Барские» вообще были зажиточнее «казаков», у них почти не встречалось кликуш, очень обычных у казаков. Это же отмечал и другой местный автор, И. Нечаев в 1850 году, по которому кликуши были только у казенных крестьян. В то же время им же отмечается полное отсутствия какого-либо заискивания или подобострастия при общении казаков с дворянами или чиновниками, столь обычного у «барских».

Новосильские казаки с «барскими» роднились крайне редко, поэтому длительное время сохраняли свои языковые, культурные и бытовые особенности.

История

В 1644 году царь Михаил Федорович, посетивший новосильский Свято-Духов монастырь, по просьбе его настоятеля выдал новосильским «служилым людям» — стрельцам, пушкарям, казакам и прочим грамоты на владение землей в «Диком Поле». Однако те не спешили воспользоваться царским «подарком», предпочитая жить в слободах при Новосиле.

К концу XVII века Новосильский край утратил значение пограничного форпоста, поэтому отпала и необходимость в государственном содержании местных служилых людей. В 1715 году, по высочайшему указу Петра I новосильские казаки, пушкари и стрельцы были принудительно расселены из слобод по всему пространству выделенной им земли и фактически превращены в «пахотных» драгун и солдат, оставаясь однако в казачьем звании.

В 1765 году новосильские казаки были исключены из ведения местных воевод и находились в подчинении собственного особого управления Военного министерства, что и обусловило сохранению за местными казаками такого самоназвания, не встречающегося у прочих потомков городовых казаков. Жители «казацких» сел вплоть до 1836 года в метрических книгах, земельном генеральном плане и других официальных документах писались казаками. Профессор Е. Ф. Будде приводит несколько мест из актов Новосильского полицейского управления 1883 и 1886 годов, где местные крестьяне продолжали называть себя и своих соседей казаками.

В настоящее время существует «Станичное казачье общество города Новосиль», которое в 2013 году вошло в Центральное Казачье Войско.

Расселение новосильских казаков

Места расселения новосильских казаков в различных источниках так же указываются по разному.

План южной части Новосильского уезда в конце XVIII века.
Карта Новосильского уезда 1927 года.

В 1857 году, к поселениям Новосильского уезда, населенным только однодворцами и государстсвенными крестьянами (без разбивки по категориям), а также к «смешанным» (где жили как государственные, так и «барские» крестьяне) относились — село Архангельское с деревней Калгоновка, село Березовец, деревня Выселки, село Воротынцево с деревнями Соколье и Малиново, село Вышняя Залегощь, село Вышняя Пшевь (Казарево) с деревнями Бездонная и Крутой Верх, село Вяжи, село Галичье с деревнями Верховье и Средняя, село Глубки с деревней Городилово, село Дичня, село Игумново с деревней Толстенково, деревня Глинищи (смеш), село Казарь с деревней Орловка, село Каменка с деревней Туровка, деревня Лавровая Слобода, село Нижняя Залегощь, село Нижняя Пшевь с сельцом Шеино и деревнями Строкина, Сухое Головище, Сапуновка, Шавочное, Толстое, Ветчинкина, село Нижнее Скворечье с деревнями Гремячий Колодец и Долы, село Острое (Голянка) с деревнями Мокрое и Суходол, деревни Хворостянка и Рог, село Плоское (смешанное), деревня Долгая, село Покровское (Зарецкая Слобода) с деревней Тросниково, село Полянки, село Скородное, село Субочево (смеш) с сельцом Долгое, село Судбищи (смеш) с деревней Домны (смеш), деревня Ефимовка, село Ямская Слобода с сельцом Задушное, сельцо Трсна (смеш), деревни Мелынь (смеш), Высокое (смеш) и Бараново (смеш), село Петушки с деревнями Хутор, Варагушино и Песковатая. Село Лазавка (смеш), как находящееся недалеко село Залесное(смеш) входили в Ефремовский уезд, но фактически относились к то му же субрегиону.[11].

В 1895 году церковно-приходские летописи называют казачьими восемь сел и приходов Новосильского уезда:

  • Вышняя Залегощь — по преданию приход образовался из донских или украинских казаков;
  • Нижняя Залегощь — по преданию местные казаки происходили из Запорожья;
  • Скородное — прихожане из потомков донских казаков, поселенных здесь еще при Иване Грозном;
  • Воротынцево — местные «казаки», потомки пушкарей и стрельцов времен Петра I;
  • Вышняя Пшевь (Косарево) — по местному преданию потомки запорожцев времен Алексея Михайловича;
  • Галичье — прихожане из потомков пушкарей, стрельцов и казаков (вёрстанных на службу украинцев эпохи Ивана Грозного);
  • Каменка — прихожане из потомков донцов, призванных на службу в Новосиль в то же время, что и в Галичьем;
  • Ямская слобода — образовалась как поселение горожан Новосиля[12].

В 1904 году профессор Е. Ф. Будде причислял к казачьим — Каменскую, Средненскую, Залегощанскую, Березовскую и Косаревскую волости Новосильского уезда.

В 1904 году:

  • Села Покровское, Пшева, Воротинцова, Острая, Косарева, Галичи с деревнями — владения «прежних служб Казаков»;
  • Село Каменка, с деревней Дичной — владения «прежних служб Пушкарей»
  • Село Петушки с деревней Долгой — владения «прежних служб Стрельцов»
  • Ямская слобода города Новосиля, деревня Казари — «владения Ямщиков».
  • Села Березовцы и Архангельское с деревнею — «ведомства Коллегии Экономии, что раньше были Духова монастыря»
  • «Владениями однодворцов» названы деревни Михалевка и Полянка.

В отношении других «казенных» и «смешанных» сел и деревень распространены формулировки вида: «Игумново — село владения Экономическаго, что ныне Казеннаго ведомства Крестьян»)[13].

В. Н. Глаголев называл семнадцать «казачьих» сел и деревень: Воротынцево, Галичье, Каменка, Петушки, Голянка, Скородное, Ямская Слобода, Пшевь, Судьбищи (оно же Сторожевое), Березовец, Вышняя и Нижняя Залегощь, Дичнь, Казарь, Нижнее Скворчее, Среднее, Гремячий Колодец, Верховье. Однако, село Березовец — монастырское, принадлежавшее Свято-Духову монастырю города Новосиль и крестьяне там были «монастырские», позднее — «экономические». Проживавшие в селе Судбищи (Сторожевом), а также в находящихся рядом селах — Домнах, Лазавке и Залесном, однодворцы и государственные крестьяне вероятнее всего были потомками сторожевых казаков, которые жили в остроге-«стороже» возле Судбищ и имели здесь земельные наделы. Села Подтолстое и Новое Село образовались из приходских деревень села Галичья по всей видимости также были населены казаками.

Примечания

  1. Будде Е. Ф. «О говорах Тульской и Орловской губерний. Материалы, изследование и словарь. (Отчет II отделению Академии Наук)». 1904
  2. Н. М. Могилянский «Поездка в центральную Россию для собирания этнографических колекций» Материалы по этнографии России. Под редакцией Ф. К. Волкова. Том 1.- Издание этнографического отдела Русского музея императора Александра III СПб 1910 год
  3. Глаголев Н. В. «Сказки, сказания и предания Новосильского края» — рукопись,1926, Тульская универсальная научная библиотека
  4. Н. М. Могилянский «Поездка в центральную Россию для собирания этнографических колекций» Материалы по этнографии России. Под редакцией Ф. К. Волкова. Том 1.- Издание этнографического отдела Русского музея императора Александра III СПб 1910 год
  5. Н. М. Могилянский «Поездка в центральную Россию для собирания этнографических колекций» Материалы по этнографии России. Под редакцией Ф. К. Волкова. Том 1.- Издание этнографического отдела Русского музея императора Александра III СПб 1910 год
  6. Корнева В. И. «Град на Острожной горе» : Историко-краеведческий очерк к 850-летию города Новосиля / под редакцией А. П. Олейниковой.-Орел, издательство «Труд», 2008.
  7. Н. М. Могилянский «Поездка в центральную Россию для собирания этнографических колекций» Материалы по этнографии России. Под редакцией Ф. К. Волкова. Том 1.- Издание этнографического отдела Русского музея императора Александра III СПб 1910 год
  8. Н. М. Могилянский «Поездка в центральную Россию для собирания этнографических колекций» Материалы по этнографии России. Под редакцией Ф. К. Волкова. Том 1.- Издание этнографического отдела Русского музея императора Александра III СПб 1910 год
  9. Разрядная книга 1475—1598 гг. М. АН СССР. (Институт истории). Наука. 1966
  10. «Планы дач Генерального и Специального межеваний Новосильского уезда Тульской губернии» — 1771(испр. 1904), РГАДА, Планы дач, опись 543, часть 2
  11. «Города и селения Тульской губернии в 1857 году., Издание Императорской Академии наук на основании приходских списков Тулькой епархии под наблюдением академика П. И. Кеппена» — СПб, тип. Имп. Акад. наук, 1858
  12. Малицкий П. И. «Приходы и церкви Тульской епархии» — Тула : Тип. Н. И. Соколова, 1895
  13. «Экономические примечания к Планам дач Генерального и Специального Межевания Новосильского уезда Тульской Губернии», 1904 год, РГАДА, Планы дач, опись 534, часть 2

Новосильские казаки.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47