Севрюки

19-09-2023

Севрюки
Современный ареал расселения и численность

Всего: неизвестно
бассейн рек Десны, Сейма, Северского Донца и Сулы

Вымер

название исчезает в сер. XVII века и заменяется словом казаки

Археологическая культура

Волынцевская, Роменская, Древнерусская

Язык

говоры русского языка и украинского языка

Религия

христианство

Входит в

восточные славяне

Родственные народы

украинцы, русские, белорусы

Происхождение

северяне

Севрюки (сиврюки, реже севруки, позже саяны) — служивое сословие[источник не указан 141 день] из Северской земли в бассейне рек Десны, Сейма и Сулы. Упоминаются в письменных источниках с кон. XV до конца XVII вв. Этнически были представителями украинской и русской народностей. После 1613 года имя севрюков практически исчезает из истории[1].

Содержание

История

К Северщине в разное время (географически и этнически) относились такие города, как Чернигов, Новгород-Северский (пожалуй два вышеперечисленных города исторически являлись центром Северской земли), Севск, Стародуб, Комаричи, Брянск, Козельск (в меньшей степени), Трубчевск, Глухов, Рыльск, Путивль, Полтава, Глинск, Недригайлов, Хотмыжск, Курск, Гомель[2].

Границы Северской земли (и её производных — Черниговским, Новгород-Северским и Курскими княжествами) никогда не была постоянной. Одно время территория Черниговского княжества захватывала даже подмосковную Коломну, гранича с Рязанским княжеством, которое являлось его вассалом. В стародавние века северяне находились между двумя племенами — полянами на западе и Вятичами на северо-востоке[3].

В Смутное время севрюки активно поддерживали Лжедмитрия I, на что московские власти отвечали карательными операциями, вплоть до разгрома некоторых волостей[1][3].

После раздела Северщины после Деулинского перемирия, между Московией и Речью Посполитой имя севрюков практически исчезает с исторической арены. Практически — но не полностью. Западная Северщина подвергается активной украинской экспансии (козацкой колонизации), северо-восточная (московская) заселяется служилыми людьми и крепостными из Великороссии. Возможно, поэтому до сих пор в городе Глухове (одном из городов Северщины, ныне Сумская область Украины) существует поговорка «украинцы Глухова — лишь наполовину украинцы»[3].

По мнению архивиста РГАДА, аспиранта Ю.-З. гос. ун-та г. Курска - А.С.Ракитина, севрюки — "несостоявшийся восточнославянский народ, наравне со словенами (новгородцами)"[3].

Теория о происхождении

На приемственную связь населения XV—XVI вв. с древнейшим населением Северской земли — северянами указывают советские исследователи В. В. Мавродин, Б. А. Рыбаков, Г. Н. Анпилогов[4][5][6][7].

В 1380 году на юго-востоке Северской земли сыном Мамая Мансуром-Киятом было основано княжество Мансура, кое в 1392 году вошло в состав великого княжества Литовского. Потомки Мансура вероятно стали князьями Глинскими. В XV веке на землях нынешнего Старооскольского района Белгородской области обосновались татары Яголдая, которые перешли на службу Великому княжеству Литовскому. Во второй половине XIV века Великий князь Литовский Витовт подарил Глинск татарскому князю Лексаде, наиболее раннее из сохранившихся письменных упоминаний о Глинске датируется 1320 годом, что говорит о присутствии здесь славянского населения. В 16 веке происходит заселение юго-востока Северщины украинским и русским населением, массовый толчок которому послужила организация сторожевой службы и строительство Белгородской черты, на которой были основаны города-крепости Валуйки и Оскол (1593), а также Белгород (1596). Населением этой черты были т. н. оскольские казаки.

Название

Название «севруки-севрюки» вероятно произошло от древнего «северяне» в результате снижения продуктивности суффикса -яни/-ани, вместо которого в XIV—XV вв. на юге восточнославянской территории распространяется суффикс -ук/-юк[8][9][10].

В центре Рыльска на горе Ивана Рыльского, сохранившейся со скифских времён практически нетронутой, было найдено ритуальное захоронение женщины с конем алано-булгарской культуры[3].

Область распространения

Ведя полукочевой образ жизни на границе с Великой Степью, знающие каждый её степной лог как свои пять пальцев, севрюки являлись как бы форпостом границ Московии и Литвы. Московские и литовские власти охотно нанимали севрюков на охрану южных рубежей, что, впрочем, делали они не совсем успешно. Например, известна попытка создать из крестьян Севского уезда драгун, которая не увенчалась успехом и за что севрюки жестоко платились. Кстати, в здешних местах севрюки последний раз упоминаются в конце XVII века — эпоха Смутного времени (Комарицкая волость) в связи с поддержкой отрядов Самозванца, так что из всех бывших Северских городов, пожалуй, Севск, а затем Курск подверглись большей колонизации из Центральной России, чем, допустим, Рыльск и Путивль[3].

Знаток курской старины, писатель и историк Е. Л. Марков писал о них[3]:

Постоянная жизнь на пустынных рубежах земли русской, среди глухих лесов и болот, вечно настороже от воровских людей, вечно на коне или в засаде с ружьём или луком за спиною, с мечом в руке, постоянные схватки с степными хищниками, ежедневный риск своей головой, своей свободой, всем своим нажитком, выработали в течение времени из севрюка такого же вора и хищника своего рода, незаменимого в борьбе с иноплеменными ворами и хищниками, все сноровки которых им были известны, как свои собственные.

В 1549 году ногайский князь Юсуф жаловался Ивану Грозному[1]:

наши люди ходили в Москву с торгом, и как шли назад, ваши казаки и севрюки их побили

В 1658 году боярин Б. М. Хитрово сообщал казацким старшинам, что из приграничных брянского, карачевского, рыльского и путивльского уездов[1]:

…крестьяне, живущие в имениях вотчинников и помещиков, и холопы бегают в Малороссию, потом приходят оттуда на прежнее жительство толпами, подговаривают к побегу с собой других крестьян и холопов, и нередко отмщают своим господам, если прежде были ими недовольны: набегают на их дома, сожигают их, убивают хозяев и их семейства; иногда они запирали господ в домах, закапывали дома со всех сторон землёй, и так оставляли жильцов умирать голодною смертью.

Заключение

В настоящее время большая часть из них перешла в положение крестьянства, некоторые влились в запорожское казачество. Остальные переселились на Нижний Дон, дав диалектическую и антропологическую основу Низовым Донцам. Стоит заметить и тот факт, что севрюки Киевского и других украинских повитов смешались с Запорожскими казаками, чем вызвано отождествление, встречающееся в некоторой литературе запорожцев и севрюков (Савельев, Яворницкий). Так, в «Истории Запорожских Казаков» Д. И. Яворницкий пишет[3]:

«Кроме своевольных людей немалые беды причиняют войску запорожскому и жители Новобогородицкой и Новосергиевской крепостей. Они, с позволения своего воеводы и сотника, с мгоголюдством врываются во внутрь запорожской паланки; пасеки запорожские разоряют; товариство и севрюков избивают (одного севрюка совсем утопили); козаков на обыкновенную добычь не допускают, а „на остатокъ сего лЪта, паланку спаливши, севрюковъ разогнали, несносно пустошь внутрь самого угодья, яко сами хотятъ, чинятъ“.[3]

См. также

Примечания

  1. ↑ Севрюки. Курская энциклопедия (2004 - 2010). Архивировано из первоисточника 9 апреля 2012. Проверено 12 июня 2010.
  2. Севрюки: население Северной земли в XIV-XVI вв. Научное издание. bagnovskaya (2001). Архивировано из первоисточника 9 апреля 2012.
  3. ↑ Севрюки – коренное население Северской земли.. danokvkazak (2005).(недоступная ссылка — история) Проверено 12 июня 2010.
  4. Виноградський Ю., До історіі колонізаціі середньщі Чернігівщини//Історично-географічний зборник. Киів, 1931. Т.4. С. 139, 143;
  5. Мавродин В. В., Очерки истории Левобережной Украины (с древнейших времён до второй половины XVI в.). Л., 1940. С. 61-67;
  6. Рыбаков Б. А., Поляне и северяне//Советская этнография. 1947. № 6-7. С. 94;
  7. Анпилогов Г. Н., Бортные знамёна как исторический источник (по Путивльским и Рыльским переписным материалам конца XVI и 20-х гг. XVII в.)//Советская археология. 1964. № 4. С. 166;
  8. Денисевич Г. В., К истории диалектных слов, употребляемых в говорах Курско-Белгородского края//Известия Воронежского государственного педагогического института. Т. 68 — Воронеж: 1969. С. 186—187;
  9. Стрижак О. С., Сіверяни//Мовознавство. 1973. № 1. С.66;
  10. Фасмер М., Этимологический словарь русского языка. — М.: 1971. Т. 3. С. 589;

Литература

  • Багновская Н.М. Севрюки: население Северной земли в XIV-XVI вв.:Научное издание. — Москва: Палеотип (Российская экономическая академия им. Г.В.Плеханова), 2002. — 48 с. — ISBN 5-94727-007-2

Ссылки

  • Статья Севрюки — коренное население Северской земли.
  • Статья Северяне на hrono.ru
  • Голубовский Петр Васильевич. История Северской Земли до половины XIV столетия. Киев: Университетская типография И. И. Завадского, 1881


Севрюки.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47