Омский метрополитен

22-08-2023

Перейти к: навигация, поиск
Омский метрополитен
Информация
Страна

Россия Россия

Город

Омск Омск

Дата открытия

неизвестно

Длина линий

7,5 км

Количество станций

5

Схема линий

Омский метрополитен на Викискладе

О́мский метрополите́н — недостроенная система линий метрополитена в Омске (Россия). Строительство началось в 1992 году, планировалось сдать его сначала в 2008, потом в 2015 и 2016 (как подарок к 300-летию города), однако из-за проблем с финансированием и низкой транспортной эффективности пусковой ветки метро в феврале 2014 года правительство Омской области предложило соединить построенные подземные объекты с наземным рельсовым транспортом[1]. Позже было объявлено, что строительство метрополитена продолжится. Новые сроки сдачи Омского метро в эксплуатацию не называются[2]. 6 ноября 2014 года появилось сообщение о консервации строительства[3].

Омский метрополитен должен был стать вторым в Сибири после Новосибирского, 8-м в России и 17-м в СНГ.

История строительства

Впервые о необходимости строительства метро в Омске разговоры начались в 1960-х гг. в связи с большой протяженностью города вдоль реки Иртыш и относительной узости его улиц. Однако после того как финансирование было выделено, архитекторы города приняли решение строить сеть скоростного трамвая, и выделенное финансирование было передано на строительство Челябинского метрополитена.

В 1986 году вопрос строительства метро был пересмотрен и началось поступление средств на технико-экономическое обоснование и проектирование. Строительство началось в 1992 году.

По первоначальному плану предполагалось открыть на первой линии сначала южный участок «Маршала Жукова» — «Рабочая» на правом берегу Иртыша для связи центра города с промышленным районом и лишь потом довести линию на север до другого берега Иртыша. Были начаты работы на участке «Туполевская» — «Рабочая», и к 2003 году при слабом финансировании удалось пройти лишь тоннели на этом перегоне.

Однако к этому моменту планы радикально изменились: было решено изменить пусковой участок на северный и включить в него метромост для связи берегов Иртыша и станции по обе стороны от него — одну на правом берегу и три на левом берегу. Работы по строительству резко активизировались, а омским губернатором Полежаевым даже был назван точный срок открытия метро — 1 июля 2008 года.

Комбинированный двухъярусный авто-метро-мост был построен и открыт для автомобильного движения в 2005 году[4].

Однако в связи с резким уменьшением финансирования после перевода в 2006 году бюджетообразующего предприятия «Сибнефть» из Омской области в Санкт-Петербург срок сдачи пускового участка был отодвинут на много лет.[источник не указан 832 дня]

30 мая 2008 года произошло затопление части тоннелей строящегося метрополитена в связи с прорывом водопровода. Тоннелепроходческий комплекс был залит несколькими тоннами воды. Рабочие успели эвакуироваться. На полное устранение последствий затопления потребовалось несколько недель.

По состоянию на июль 2009 готовность первой ветки метро составляла 26 %. Работы велись на трех станциях из четырёх. На станции «Соборная» строительство было остановлено, велись только подготовительные работы по выносу инженерных сетей. Строительство электродепо также было приостановлено[5].

В 2010 году федеральный бюджет не выделил денег на строительство метрополитена, а самостоятельно Омск не мог профинансировать такой объект. Выделяемые из областного бюджета средства шли только на поддержание уже готовых объектов. К ним относились почти готовая станция «Библиотека имени Пушкина» и тоннель от неё до станции «Кристалл»[4]. Министр экономического развития России Эльвира Набиуллина, посетившая 24 сентября с рабочим визитом омское метро, считала, что оно находилось в высокой степени готовности[6]. Было обещано, что, по результатам переговоров губернатора Омской области Леонида Полежаева с руководителями федеральных ведомств, омское метро получит 1 млрд рублей на строительство[7].

Вход в один из туннелей

В марте 2011 г. возобновилось строительство метрополитена, осуществлялась сборка тоннелепроходческого комплекса Lovat, способного проходить до 15 метров в сутки[8]. Первоначально говорилось, что в течение 2011 года комплекс должен полностью выполнить проходку правого и левого перегонов между станциями «Заречная» и «Кристалл»[9], но потом было уточнено — Lovat должен проложить 1100 из 1560 метров перегона между станциями. Также в марте начались строительные работы на подземном пешеходном переходе у станции метро «Библиотека имени Пушкина». Планировалось, что он будет введен в эксплуатацию в начале августа[8].

24 июня 2011 года состоялся запуск щита на перегоне между станциями «Кристалл» и «Заречная» в сторону последней. В 2011 году комплексом планировалось проложить 1651 метр тоннелей на глубине до 24 метров. Присутствовавший на запуске щита губернатор Полежаев пообещал запустить Омское метро 7 ноября 2015 года[10] [11].

2 сентября 2011 года Вестибюль станции омского метро «Библиотека им. Пушкина» открыли для пешеходов в качестве подземного перехода[12]. Строительство метро ведёт «НПО Мостовик».

В июле 2012 года было заявлено о замедлении строительства из-за подземных рек и ручьев[13]. В августе 2012 года завершена проходка правого 1,5-километрового перегонного тоннеля «Кристалл» — «Заречная», затем ТПК Lovat был демонтирован и развернут для последующего сооружения левого перегонного тоннеля — работы стартовали 8 октября. 1 февраля 2013 года удалось выйти к венткамере, расположенной в районе торгово-офисного центра «Фестиваль», где и произошла сбойка с ранее построенным участком ЛПТ[14]. Параллельно с сооружением тоннеля работы велись на нескольких участках: стартовали работы по обустройству площадки в районе станция «Соборная», производилась отсыпка грунта на рамповом участке станции «Проспект Рокоссовского». Именно там комплекс вышел на поверхность и был развернут по направлению к станции «Кристалл», для завершения строительства первого пускового участка метрополитена. В общей сложности на объекте круглосуточно трудились порядка 430 человек[15].

В августе 2012 года Дмитрий Медведев дал поручение правительству выделить необходимые средства на его строительство, первая очередь должна была быть запущена в Омске в 2016 году[16]. Однако существовала неопределенность в том, какое именно министерство, Минфин или Минтранс, должно финансировать строительство[17].

На строительство метро в 2013 году федеральный центр дал миллиард рублей[18]. Планировалось, что вместе со средствами областного бюджета затраты на строительство в 2013 году составят 1,5 миллиарда рублей, что позволит начать строительство ещё двух станций — Соборной и Рокоссовского[19].

Открытие первого пускового участка было назначено на 2016 год как подарок к 300-летию города (хотя и эта дата не была окончательной в связи с проблемами финансирования)[5].

Проект метрополитена

Версия 1987 года

Версия 2013 года

  Первая линия Омского метрополитена
Западная
Солнечная
Молодёжная
Рокоссовского
ТЧ-1 «Электродепо»
Соборная
Кристалл
Заречная
Метромост им. 60-летия Победы через р. Иртыш
Библиотека им. Пушкина
Торговый центр 
Метромост через р. Омь
Маршала Жукова
Лермонтовская
Парковая
Туполевская
Рабочая
ТЧ-2 «Южное»
Московская
Сибирский проспект

В первую очередь строительства входят 5 станций: «Библиотека имени Пушкина», «Заречная», «Кристалл», «Соборная», «Проспект Рокоссовского», а также электродепо и инженерный корпус. Длина участка — более 7 км, прогнозируется средняя скорость 36 км/ч и время поездки по всей линии 10 минут. Суточный пассажиропоток оценивается в 190 тыс. пассажиров[4], годовой — 69 млн.

Как сообщил главный архитектор проекта Омского метрополитена Богдан Мрыглод, станция «Торговый центр», возможно, будет сдана также к 2016 году[20].

Все станции предполагаются односводчатыми мелкого заложения. Они спроектированы ОАО «Метрогипротранс» в едином концептуальном стиле, аналогичном московской станции «Строгино». Станции будут различаться только цветовым оформлением путевых стен, подбором материалов облицовки, а также формой кессонов в верхней части свода станции (на всех станциях своды будут выкрашены белой водоэмульсионной краской). В их оформлении будет доминировать строгость и сдержанность.

  • «Библиотека имени Пушкина»: оранжевый, кремовый и кофейный цвета; кессоны квадратные, разбиты на 9 ячеек в каждом.
  • «Заречная»: цвет слоновой кости и светло-зеленый; кессоны квадратные, в них подвешены квадратно-мелкоячеистые светильники.
  • «Кристалл»: светло-серый, темно-зеленый и цвет морской волны; кессоны восьмиугольные, на один квадрат наложен второй с поворотом на 45 градусов.
  • «Соборная»: бордовый и насыщенный жёлтый цвета; кессоны круглые с треугольными ячейками по кругу внутри.

Первый пусковой участок: Электродепо — станция «Соборная» — станция «Кристалл» — станция «Заречная» — станция «Библиотека им. Пушкина». Длина тоннеля между станциями «Заречная» и «Кристалл» составит около 1,1 км[9]. 6 августа 2012 года проходка правого тоннеля завершена[21][22]. После разворота тоннелепроходческого комплекса он начал прокладывать левый перегонный тоннель от станции «Заречная» в направлении станции «Кристалл»[23],[24]. В 2013 году завершен левый тоннель, затем начнется проходка перегона «Кристалл — Соборная»[24],[25],[14]. Метродепо будет располагаться за станцией «Соборная». Рядом с ним будет построена подстанция 110/10 киловольт «Метро», которая обеспечит метрополитен энергоснабжением.

Автоматизированные поезда из двух вагонов будут приходить на станции каждые 90 секунд, перевозя до 12 тыс. пассажиров в час. Предполагается, что от «Торгового центра» до «Аэропорта» время в пути будет составлять 23 минуты[20]. Поставщик подвижного состава для омского метрополитена пока не определён. Им могут быть чешские компании[26], Hyundai, Ansaldo-Breda, Siemens[27], Alstom или Bombardier[28].

После 2016 года, когда, будет сдан пусковой участок[5], линия будет продолжена на правом берегу Иртыша до станции «Рабочая» (перегон «Туполевская» — «Рабочая» частично построен) и на левом до станции «Аэропорт». На линии будет ещё один метромост — через реку Омь. Общий пассажиропоток оценивается в 330 тыс. чел./сутки.

Строительство второй линии начато в 2013 году. Она пройдёт по правому берегу Иртыша, в основном параллельно реке. Пересадка на первую линию изначально планировалась на станции «Библиотека имени Пушкина», однако из экономических соображений решено сделать пересадочной станцию с рабочим названием «Торговый центр», где линии метро будут проходить параллельно одна над другой. В проекте находятся 20 станций. Уже утверждены их названия и местоположение. Все проекты станций второй линии прошли госэкспертизу. Соединить вторая линия должна район железнодорожного вокзала с северным промышленным центром, включающим в себя нефтеперерабатывающий завод и завод СК. Первая линия в это же время должна быть продлена по левому берегу на 4 станции.

Строительство третьей линии предполагается в далёкой перспективе (не ранее 2020 года) на двух берегах Иртыша так же, как и первой. По утверждённому генплану третья линия должна соединить Амурский посёлок и район Старого Кировска.

Переформатирование проекта

В начале 2014 года шло активное обсуждение идеи переформатирования омского метро, поскольку даже инновационный вариант не отвечал финансовым возможностям и транспортным потребностям города. Была названа новая сумма, необходимая для достройки классического метро — 24 млрд рублей без учёта цены подвижного состава —, которая изменила настроения в городе, поскольку является неподъёмной для Омска. 28 февраля 2014 года губернатор Виктор Назаров сообщил, что правительство области приняло окончательное решение превратить недостроенное метро в рельсовую систему, единую с наземным трамваем[1].

Губернатор области Виктор Назаров решил проанализировать транспортную ситуацию в Омске. Для этого он совместно с фондом «Мечте навстречу» Андрем Голушко, сенатором от Омской области, привлекли к проекту агентство «Городские проекты»[29], которое специализируется на экспертизе транспортной ситуации в городах. Для работы над проектом был приглашен доктор наук Вукан Вучик. Целью проекта было информирование жителей Омска, областной и городской власти о направлениях развития магистрального пассажирского транспорта в мире, тенденциях развития транспорта в Омске, возможностях города по решению транспортных задач. А также подготовка предложений для принятия Правительством Омской области обоснованного и взвешенного решения о том, как создать в Омске надёжную и современную транспортную систему, соответствующую задачам города.

13 марта министр развития транспортного комплекса Олег Илюшин представил предварительный проект переформатирования метрополитена в скоростной трамвай, который обойдётся в 7,3 млрд рублей (без учёта цены подвижного состава). По проекту планировалось, что строительство линии легкорельсового транспорта будет завершено к 2016 году, юбилею города. Скоростной трамвай будет использовать уже построенные объекты метро, однако дальнейшее строительство будет наземным (например, перегон между станциями «Кристалл» и «Соборная площадь», который частично пройдёт по эстакаде). На правом берегу Иртыша соединение объектов бывшего метрополитена и других транспортных систем города планируется построить на пересечении улиц Герцена и Фрунзе[30].

14 марта проект первого пускового участка первой линии инновационного метрополитена, разработанный специалистами НПО «Мостовик», получил положительное заключение Главгосэкспертизы России. Концепция основана на применении современных технологий, оборудования и подвижных трехвагонных составов. Уменьшение длины подвижного состава связано с обновленными расчетами величины пассажиропотока — иными словами, чтобы не возить «воздух» в поездах на первом пусковом участке. В случае дальнейшего развития ЛРТ современные системы позволят установить такую интенсивность движения, что перевозки будут происходить оптимальным образом — без перегрузок, но и без пустых вагонов[31].

29 марта агентство «Городские проекты» представило[32] жителям города результаты проекта оценки транспортной ситуации в городе. По результатам проекта[33] рекомендовалось полностью отказаться от строительства метро, как из-за больших экономических затрат, так и из-за низкой эффективности проекта. Взамен этого было предложено комплексное решение, которое включало в себя развитие современного трамвая, который сможет использовать уже построенные объекты метро. Минимальные инвестиции в проекты оценивались в 10,1 млрд рублей при котором достигался охват жителей в 10 %, а доля транспортной работы в городе — 12 %. Также были предложены три приоритета развития: первый приоритет реализовался при инвестициях в 21,6 млрд рублей, за счет этого достигался 15 % охват жителей и доля транспортной работы в 35—40 %. Второй приоритет оценивался в 32—35 млрд рублей, доля транспортной работы — 45—60 %, а охват жителей 23—27 %. Третий приоритет нуждается в инвестициях на уровне 35—37 млрд рублей, при нём достигается охват жителей в 25—30 %, а доля транспортной работы в 50—70 %.

Также в проекте было рекомендовано выработать политику по развитию общественного транспорта и снижению зависимости от автомобиля и автомобилепользования, пересмотр принципов организации дорожного движения, внедрение политики управления парковочным пространством города.

Омское метро в культуре

Внешние изображения
«Народная схема метро»

Долгое ожидание завершения строительства омского метрополитена породило народные истории. По Интернету распространилась «карта Омского метро», на которой изображена только одна построенная станция («Библиотека им. Пушкина»). На Google Play появилась программа для мобильных устройств, позволяющая посмотреть схему омского метро, готовые станции (одна) и время до прибытия поезда («1195 дней 18 часов» — отсчёт ведётся от планировавшегося в 2016 году запуска первой линии). Кроме того, «омичи, заждавшиеся метро, могут услышать звук приближающегося поезда, встряхнув девайс во время просмотра информации»[34].

Максим Голополосов, телеведущий канала «Перец»[35]:

Про Омск я мало что знаю, но слышал, что у вас есть какая-то станция, которой вроде и нет. Вы меня очень удивили! Как так: построить одну станцию?!


См. также

Примечания

  1. ↑ Омское метро будет совмещено с трамваем — губернатор (рус.). ИНТЕРФАКС-СИБИРЬ (28.02.2014). Проверено 28 февраля 2014.
  2. Омское метро будут строить Новосибирцы
  3. Метро дальше не идет
  4. ↑ Омское метро притормозили из центра (рус.). РИА ОмскПресс (27.07.2010). Проверено 15 ноября 2010. Архивировано из первоисточника 15 февраля 2012.
  5. ↑ Метростроители не успевают к юбилею (рус.). Коммерсантъ(Новосибирск) (22.07.2009). Проверено 15 ноября 2010. Архивировано из первоисточника 15 февраля 2012.
  6. Эльвиру НАБИУЛЛИНУ удивило омское метро (рус.). Коммерческие Вести (29.09.2010). Проверено 15 ноября 2010. Архивировано из первоисточника 15 февраля 2012.
  7. Омское метро получит миллиард рублей (рус.). «Омская губерния». Портал правительства Омской области (25.11.2010). Проверено 30 ноября 2010. Архивировано из первоисточника 15 февраля 2012.
  8. ↑ В Омске продолжают строительство первой линии метрополитена (рус.). Mail.ru (16 марта 2011). Проверено 16 марта 2011. Архивировано из первоисточника 15 февраля 2012.
  9. ↑ Метро будут строить по 15 метров в сутки (рус.). РИА Омск-Пресс (16.02.2011). Проверено 16 февраля 2011. Архивировано из первоисточника 15 февраля 2012.
  10. Омское метро начнет работу 7 ноября 2015 года (рус.). РИА Омск-Информ (24.06.2011). Проверено 28 февраля 2014.
  11. Губернатор Омской области: первый пробный поезд пойдет по метро 7 ноября 2015 года (рус.). ГТРК «Омск» (24.06.2011). Проверено 28 февраля 2014.
  12. Губернатор Полежаев открыл первый вход в метро (фото) (рус.). НГС.НОВОСТИ (2.09.2011). Проверено 28 февраля 2014.
  13. Строительство метро замедлилось из-за подземных рек (рус.). НГС.НОВОСТИ (10.07.2012). Проверено 28 февраля 2014.
  14. ↑ События. Проверено 14 февраля 2013. Архивировано из первоисточника 15 февраля 2013.
  15. Омское метро: работы по графику (рус.). НПО «Мостовик» (3.12.2012). Проверено 28 февраля 2014.
  16. Медведев поручил решить вопрос о строительстве метро в Омске к 2016 г (рус.). РИА Новости (5.08.2012). Проверено 28 февраля 2014.
  17. Омские власти ведут переговоры с тремя инвесторами о достройке аэропорта «Омск-Федоровка» (рус.). ИНТЕРФАКС-СИБИРЬ (20.06.2013). Проверено 28 февраля 2014.
  18. SuperOmsk.ru :: На достройку омского метро направлен федеральный миллиард. Проверено 9 апреля 2013. Архивировано из первоисточника 17 апреля 2013.
  19. В Омске начинают рыть еще две станции метро (рус.). РИА Омск-Информ (10.07.2013). Проверено 28 февраля 2014.
  20. ↑ Омское метро будет начинаться у «Торгового центра» (рус.). РИА ОмскИнформ (16.11.2010). Проверено 16 февраля 2011. Архивировано из первоисточника 15 февраля 2012.
  21. SuperOmsk.ru :: Омские метростроевцы достроили тоннель между «Кристаллом» и «Заречной»
  22. Прокладка первого тоннеля будущего метро завершена в Омске / Лента региональных новостей: Сибирь
  23. http://www.mostovik.ru/press/index.php?ELEMENT_ID=5613 Сбойка перегонного тоннеля «Кристалл — Заречная»
  24. ↑ http://www.mostovik.ru/press/index.php?ELEMENT_ID=5672 Омское метро: тоннелепроходческий комплекс «Омь» начал проходку от станции «Заречная»
  25. http://www.mostovik.ru/press/index.php?ELEMENT_ID=5774 Омское метро: работы по графику
  26. Чехи пригляделись к будущему омскому метро (рус.). Mail.Ru (19 ноября 2010). Проверено 19 ноября 2010. Архивировано из первоисточника 15 февраля 2012.
  27. Поезда для омского метро будет изготовлять Hyundai (рус.). РИА Омск-Информ (20.01.2011). Проверено 30 января 2011. Архивировано из первоисточника 15 февраля 2012.
  28. «Мостовик» ищет «умные» вагоны для метро (рус.). Омский портал недвижимости (8 февраля 2011). Проверено 8 февраля 2011. Архивировано из первоисточника 15 февраля 2012.
  29. Проект на сайте агентства «Городские проекты»
  30. Скоростной трамвай обойдётся Омску в три раза дешевле метро (рус.). Онлайн-журнал «Класс» (13.03.2014). Проверено 13 марта 2014.
  31. События
  32. Презентация проекта агентства "Городские проекты" в Омске
  33. Результаты проекта агентства «Городские проекты», представленные для широкой публики 29 марта 2014 года
  34. Приложение «Омское метро» — Ольга Конорева, 28 апреля 2013 года
  35. «Макс +100500» был поражен омским метро [ФОТО] (рус.). РИА ОмскИнформ (7.12.2013). Проверено 13 марта 2014.

Ссылки

  • Сайт ООО «Мостовик»
  • Страницы с фотографиями строительства Омского метрополитена: [1]
  • Страница об Омском метрополитене на сайте urbanrail.net (англ.)
  • Омский метрополитен на сайте metrosoyuza.net
  • Сайт о строительстве метрополитенов в России
  • Александр Очаковский «Нужно ли Омску метро?» (часть первая, часть вторая) // Коммерческие Вести, 2006.
  • Фотографии из омского метрополитена http://armahema.livejournal.com/38562.html

Омский метрополитен.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47