Опорный каток

24-07-2023

Ходовая часть тяжёлого танка ИС-2 крупным планом. Хорошо видны цельнолитые опорные катки
Обрезиненные опорные катки танка «Леклерк» крупным планом
Ходовая часть танка с «шахматным» расположением опорных катков конструкции Г. Книпкампа обеспечивала хорошую плавность хода и более равномерное распределение давления на грунт по опорной поверхности в сравнении с иными техническими решениями. С другой стороны, такая конструкция ходовой части была сложна в производстве и ремонте, а также имела большую массу.

Опорный каток (в некоторых устаревших источниках может неверно именоваться поддерживающим[1]) — элемент гусеничного движителя, являющийся подвижной опорой корпуса танка (либо другой гусеничной или полугусеничной машины) на гусеничные ленты[2]. При достаточно большом диаметре может также выполнять функции поддерживающего катка, неся верхнюю ветвь гусеницы[3]. В конструкции колёсно-гусеничных танков со съёмными гусеничными лентами опорные катки также выполняли роль колёс для передвижения на колёсном ходу.

Монтируются опорные катки на подшипниках на осях, которые связываются с корпусом через подвеску. С целью смягчения ударов о гусеницу во время движения на пересечённой местности опорные катки обычно делают обрезиненными[2].

Содержание

Разновидности

Обрезиненные опорные катки Т-34, Словакия

В зависимости от конструкции опорные катки подразделяются на обрезиненные, необрезиненные и на катки с внутренней амортизацией.[2]

Наиболее широко распространены обрезиненные опорные катки с внешними резиновыми бандажами. Их основной недостаток состоит в том, что в отдельный момент работает лишь небольшая часть резины, в результате чего материал испытывает на себе очень большое давление, быстро нагревается и разрушается.[2]

Из-за недостатков обрезиненных катков на некоторых моделях танков использованы необрезиненные опорные катки (литые или штампованные)[сн 1] либо катки с внутренней амортизацией, в которых резиновые бандажи расположены между ступицей и стальным ободом. В катке с внутренним расположением бандажа работает приблизительно половина объёма резины, к тому же последняя защищена от случайных механических повреждений — однако смягчающее действие при использовании такой схемы куда слабее, чем при использовании наружного бандажа.[2]

В странах Запада прорабатывался также вариант использования на танках обрезиненных опорных катков с пневматическими шинами (катки такого типа применяются на некоторых гусеничных вездеходах), однако распространения он не получил.

Примечания

Сноски

  1. так, на созданном в межвоенный период советском среднем трёхбашенном танке Т-28, все опорные катки которого первоначально выполнялись обрезиненными, по результатам эксплуатации на две каретки в самой загруженной части корпуса стали устанавливать цельнометаллические катки

Источники

  1. Ходовая часть танков. Подвеска // Техника и Вооружени : журнал. — 2005. — № 7.
  2. 1 2 3 4 5 Антонов А. С., Артамонов Б. А., Коробков Б. М., Магидович Е. И. Опорные катки // Танк. — М.: Воениздат, 1954. — С. 131—133. — 607 с.
  3. Антонов А. С., Артамонов Б. А., Коробков Б. М., Магидович Е. И. Поддерживающие катки // Танк. — М.: Воениздат, 1954. — С. 131. — 607 с.

Литература

  • Танк КВ. Руководство службы / Зам. начальника ГАБТУ генерал-майор технических войск Лебедев. — М.: Воениздат, 1941.
  • Антонов А. С., Артамонов Б. А., Коробков Б. М., Магидович Е. И. Танк. — М.: Воениздат, 1954. — 607 с.

Ссылки

  • Сергей Вэй. Опорные катки. Army Guide (19 декабря 2006). Архивировано из первоисточника 13 мая 2012. Проверено 29 марта 2011.


Опорный каток.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47