21-10-2023
Евгений Ваганович Петросян | |
2009 год |
|
Имя при рождении: |
Евгений Ваганович Петросянц[1] |
---|---|
Дата рождения: |
16 сентября 1945 (67 лет) |
Место рождения: | |
Гражданство: | |
Профессия: |
Юморист |
Карьера: |
С 1962 по настоящее время |
Награды: |
Евге́ний Вага́нович Петрося́н (16 сентября 1945, Баку) — советский и российский писатель-юморист, народный артист РФ, артист разговорного жанра и телеведущий.
Содержание |
Родился в семье математика Вагана Мироновича Петросянца (1903—1962) и его жены Беллы Григорьевны (1910—1967).[2][3][4] Со школьных лет начал участвовать в самодеятельности — в бакинских клубах и домах культуры. Читал басни, стихи, фельетоны, играл сценки, участвовал в агитбригаде, играл в народных театрах, вёл концерты в сольном и парном конферансье и прочее. После окончания средней школы в 1961 году приехал в Москву, мечтая стать актёром. Окончил ВТМЭИ, где его учителями и наставниками были Р. Зелёная и А. Алексеев. С 1962 года начал выступать на профессиональной сцене.
В жанре конферанса Петросян проработал с 1964 по 1969 год: работал в качестве конферансье в Государственном оркестре РСФСР под руководством Леонида Утёсова, с 1969 по 1989 годы служил в Москонцерте.
В 1970 году удостоен звания Лауреата на IV Всесоюзном конкурсе артистов эстрады. В 1985 году окончил отделение режиссёров эстрады ГИТИСа. В этом же году был удостоен звания Заслуженный артист РСФСР. В 1991 году удостоен звания Народный артист РСФСР.
Евгений Петросян вместе с Л. Шимеловым и А. Писаренко подготовил программу «Трое вышли на эстраду» в 1973 году. В Московском Театре Эстрады проходили его программы и спектакли. Такие, как «Монологи» (1975, авторы Г.Минников, Л.Измайлов, А.Хайт); «Доброе слово и кошке приятно» (1980, автор А.Хайт); «Как поживаете?» (1986, авторы М.Задорнов, А.Хайт, А.Левин); «Инвентаризация» (1988, авторы М.Задорнов, А.Хайт, С.Кондратьев, Л.Французов и др.); «Дураки мы все» (1991, авторы А.Хайт, Г.Териков, В.Коклюшкин и др.); «Бенефис», «30 лет на эстраде», «Страна Лимония, деревня Петросяния» (1995, авторы М.Задорнов, С.Кондратьев, Л.Французов); «Когда финансы поют романсы» (1997, авторы М.Задорнов, Л.Французов, Л.Измайлов, Г.Териков, Н.Коростелева, А.Новиченко и другие). В 1999 году состоялась премьера нового спектакля «Семейные радости», идущего на сцене театра Эстрады и по сей день (авторы М.Задорнов, Н.Коростелева, Л.Натапов, А.Цапик, Л.Французов, Г.Териков, Г.Бугаев и другие).
В этих представлениях артист выступает не только как главный исполнитель монологов, но и как режиссёр-постановщик. Все спектакли имели большой зрительский успех и были высоко оценены прессой. Спектакли Петросяна отличаются своей стилистикой. Ему удалось расширить жанровые рамки традиционного театра миниатюр, где использовались, как правило, только монологи, фельетоны, сценки и моносценки. Петросян использовал и музыкальные пародии, и веселые жанровые песенки, расширил возможности музыкальной мозаики (наполнив её социально-политическим содержанием), и эстрадную клоунаду, и синхробуффонаду, и всевозможные интермедии, где актёры действовали от собственного лица, нередко подшучивая над главным артистом.
С 1979 года существует Театр эстрадных миниатюр Петросяна. При своем Театре Евгений Петросян создал Центр эстрадной юмористики, где собраны уникальные материалы по истории эстрады XIX—XX веков: журналы, афиши, фото и др.
Петросян и его телепроекты, после многих лет бессменной трансляции по телевидению — когда создавалось впечатление, что «показывают только Петросяна и его сподвижников» — неизменно становился мишенью насмешек т. н. «волны нового юмора» — над ним и его юмором смеялись КВН, Камеди клаб, Большая разница, ОСП-студия и другие. В лице Петросяна, по словам журналистов, новое поколение смеялось над своими родителями, над их представлениями о мире и о смешном. Неоднократно в прессе 2000х годов возникала тема «Петросян ворует шутки из Интернета», на что сам Петросян отвечал обычно, что его шутки просто слишком быстро попадают в интернет, а критика организована врагами[9].
Юмор Евгения Петросяна и его телепроектов неоднократно критиковался в прессе за низкопробность и пошлость, его называют королем юмористических римейков и рассказчиком старых анекдотов[10][11].
16 октября 2005 года на Славянской площади был устроен пикет против некоторых телепередач с участием Евгения Петросяна. Участники протеста требовали заменить «Аншлаг» и «Смехопанораму» другими передачами. «Из-за отсутствия выбора многие люди просто не догадываются, что есть юмор другого качества» — говорили они. В это самое время артист давал концерт в честь своего шестидесятилетия в зале «Россия»[12]. Сам Евгений Петросян об акции в интервью «Комсомольской правде» сказал: «< … >непонятно, куда они призывают меня уйти? На тот свет? Не дождетесь! Я прекрасно знаю, что пикет организовали мои враги»[13].
Накануне 14 октября 2005 года в Казани тоже состоялась «акция» имени Петросяна — несколько сотен молодых людей, представившихся как организация «Всероссийский общественный комитет по исследованию и сохранению творческого наследия Е. В. Петросяна» прошли по центральным улицам города с транспарантами «Петросян — не робот», «Петросяна — в Президенты!», «Петросян — это наше все» и «Руки прочь от Петросяна»[13]. Акция завершилась концертом певца «Дельфин», и в дальнейшем выяснилось, что акция была придумана директором казанского ночного клуба с целью привлечь публику на концерт Дельфина[14].
Евгений Петросян получил сомнительную известность в
).22 октября 2009 года Петросян пригласил на , , и др. Приглашённый также известный блогер (Алексей Экслер) на встречу прийти категорически отказался, так как тема встречи — «Современный юмор», а Петросян, по мнению Экслера, «к юмору не имеет ни малейшего отношения».[20]
,В ответ на частые претензии, что он, якобы заимствует шутки из интернета, Петросян ответил, что на самом деле, его шутки слишком быстро попадают в сеть, и поэтому создаётся впечатление что тексты из выступлений он берёт из интернета[21]. Свою сомнительную популярность в Интернете Петросян объяснил тем, что телезрителей «перекормили» его концертами. Иной раз его выступления могут идти на нескольких каналах одновременно.
После встречи многие блогеры в своих дневниках признались, что «открыли для себя другого Петросяна — значительно глубже и тоньше себя телевизионного».[19]
В интервью журналу «Афиша», опубликованном в апреле 2011 года, генеральный директор телекомпании «Дождь» Наталья Синдеева рассказала, что «много лет назад» имела отношение к премии «Серебряная калоша» и Евгений Петросян был на неё номинирован, но незадолго до её вручения Михаил Задорнов лично нашёл Наталью и уговорил её не присуждать премию Петросяну, подчеркнув: Петросян — настолько ранимый человек, что из-за вручения этой «шуточной» премии у него может случиться инфаркт[22].
Автор сценария и режиссёр
Е. В. Петросян является автором следующих книг:
Петросян, Евгений Ваганович.