07-09-2023
Вооружённые сил́ы (ВС) — вооружённая организация государства, предназначенная для защиты его суверенитета и территориальной целостности в случае агрессии, войны, одно из важнейших орудий политической власти, могут состоять из регулярного и резервного компонентов (включающие резервы всех видов вооружённых сил и родов войск (сил) видов ВС).
Назначение вооружённых сил, принципы их строительства, обучения и воспитания личного состава определяются обществом, государственным строем и политикой государства, а также масштабом страны, её географическим положением, историческими, социальными и культурными традициями. Решающее влияние на вооружённые силы всегда оказывала и оказывает экономика и власть. Главной задачей является защита и оборона страны.
«Ничто так не зависит от экономических условий, как именно армия и флот. Вооружение, состав, организация, тактика и стратегия зависят прежде всего от достигнутой в данный момент ступени производства и от средств сообщения»— Ф. Энгельс
Вооружённые силы различных государств различаются численностью, принципами комплектования, организационной структурой, выполняемыми функциями в мирное и военное время.
Вооружённые силы как формирование возникли в период распада первобытно-общинного строя, вызванного развитием производительных сил и возникновением на этой основе частной собственности. Из родовой «самодействующей» военной организации постепенно выделились постоянные вооружённые отряды, отстаивавшие сначала интересы рода в целом, а в последующем его зажиточной верхушки; образовалось общее для всех племён сочетание народного ополчения с отрядами родовой аристократии. На этой базе началось развитие вооружённых сил первых рабовладельческих государств. В социально-экономическом отношении оно было связано прежде всего с грабительскими нападениями на другие роды, народы и государства в целях приобретения рабов, а также с проведением различных карательных походов. Уже в то время появились почти все формы вооружённых сил (войско) — постоянные, наёмные, милиционные и так далее. Но независимо от формы сущность их оставалась общей — они являлись орудием укрепления господства рабовладельцев. Вооружённые силы рабовладельческих государств состояли из пехоты и конницы, различных типов (лёгкая, тяжёлая, смешанная). В некоторых государствах создавались флоты.
С крушением рабовладельческих государств и разложением первобытных отношений у племён, не знавших рабовладения (германцы, славяне), складывалась феодальная общественно-экономическая формация и на её основе — феодальные ВС, главными задачами которых было удержание в повиновении крепостных крестьян, захват новых земель, укрепление феодально-крепостнического строя. В эпоху складывания и утверждения феодальных отношений профессиональные (наёмные) войска переходили от одного господствующего класса к другому. Там, где феодализм вырастал непосредственно из родового строя, войско создавалась в основном из народного ополчения; ядром её являлись княжеские (королевские) конные военные дружины. В условиях развитого феодализма и феодальной раздробленности народное ополчение в значительной мере утратило своё значение и вооружённые силы стали комплектоваться из рыцарей — феодалов, получавших земельные наделы от своих сеньоров. Основным родом войск стала рыцарская конница. Пехота, состоявшая из челяди и крестьянства, играла подсобную роль. На Руси народное ополчение при отрядной системе организации войска в этот период по-прежнему сохраняло своё значение.
В период разложения феодализма и зарождения капитализма возросла роль городов в строительстве ВС. Города обладали значительными людскими контингентами, свободными от крепостной зависимости, и крупными денежными средствами. Они стали центрами производства огнестрельного оружия, которое давало городским формированиям превосходство над рыцарским войском.
С середины XV века в странах Западной Европы начали создаваться постоянные наёмные вооружённые силы (армия). В России строительство ВС имело свои особенности: со второй половины XV века создаётся Поместное войско, затем Стрелецкое войско, а с конца XVII и начала XVIII века началось строительство регулярных ВС.
Организационная структура вооружённых сил, их боевое применение зависели от развития вооружения, прежде всего артиллерии и стрелкового оружия. Освобождение крестьян от крепостной зависимости создало необходимые предпосылки для существования массовых вооружённых сил на основе всеобщей воинской повинности. Большие изменения произошли в вооружении (огнестрельное оружие становится решающим средством вооружённой борьбы) и организации войск (создаются дивизии постоянного состава, объединяющиеся в корпуса, постоянные органы тыла и другие). Мощный толчок развитию вооружённых сил дали 1-я и 2-я мировые войны. Появление новых систем артиллерии, самолётов, танков, подводных лодок, вертолётов, ядерного оружия привело к созданию новых видов ВС, родов войск, специальных войск.
Характерные черты современных вооружённых сил развитых государств:
Ранее, до Ф. Энгельса, назывались типами армий.
Главы государств оставляли за собой заботу создания вооружённых сил. Этими силами они завязывали борьбу, ставкой в которой были судьбы народов или династий. На исход борьбы оказывали влияние только вооружённые силы; народы оставались в стороне, хотя и становились участниками победы или поражения.— Вотье, Пьер (Vauthier, Pierre), Военная доктрина генерала Дуэ, — М.: Воениздат НКО СССР, 1937.[1]
Кадровые вооружённые силы 1) постоянные вооружённые силы, содержащиеся государствами в мирное время в сокращённом составе для решения первоочередных задач с началом войны, а также для подготовки военнообученных резервов, осуществления мобилизационного развёртывания массовых вооружённых сил. Обеспечивает сочетание требований военного строительства и экономного использования людских и материальных возможностей государства;
2) встречающееся в литературе название вооружённых сил, имеющих организацию, техническое оснащение, подготовку и боевой опыт, соответствующие требованиям ведения современной войны.
Массовые вооружённые силы, многочисленные вооружённые силы, развёртываемые государством обычно в военное время[2]. Появились в период становления и утверждения капиталистического способа производства. Впервые были созданы во Франции во время Великой французской революции. В XIX веке такие вооружённые силы появились в других странах Европы, в том числе в России, а также в Турции, Японии и других. Их комплектование осуществлялось на основе всеобщей воинской повинности. С появлением новых средств вооружённой борьбы и ростом милитаризма империалистические государства (США и другие) создали массовые вооружённые силы и их соответствующие стратегические группировки для внезапной агрессии уже в мирное время.
Милиционные вооружённые силы (от лат. militia — войско), вооружённые силы, создаваемые на основе территориально-милиционной системы. Воинские части таких ВС, в мирное время, состояли из учётного аппарата и небольшого количества командного состава; большая же его часть и рядовой состав, приписанные к воинским частям по территориальному признаку, проходили военное обучение методом вневойсковой подготовки и на кратковременных учебных сборах. Строительство Советских ВС с 1923 год до конца 30-х годов осуществлялось на основе сочетания территориально-милиционных и кадровых формирований. В современных условиях с ростом технической оснащённости ВС и усложнением военного дела милиционные вооружённые силы практически себя изжили.
Наёмные вооружённые силы (ист.), вооружённые силы, состоявшие из профессиональных воинов, нанимавшихся государствами, городами и отдельными лицами для несения военной службы. Зародилась в 3-м тысячелетии до н. э. (Древний Египет). Комплектовалась преимущественно иностранцами. С конца XV века эти вооружённые силы становятся основной военной силой государств. В XVII—XVIII веках в Западной Европе осуществлён переход к национальным наёмным ВС, комплектуемым гражданами своей страны и полностью зависимым от центральной власти. В конце XVIII—XIX веков на смену наёмным пришли регулярные вооружённые силы, комплектуемые на основе воинской повинности. В ряде современных государств (США, Великобритания, ЮАР, частично ФРГ и др.) снова возрождена система комплектования ВС по найму, вербовке (добровольно, на контрактной основе).
Постоянные вооружённые силы, вооружённые силы содержащиеся постоянно (в мирное и военное время), в отличие от ополчения (милиции), которые создавались только на время войн (походов).
Регулярные вооружённые силы, 1) постоянные вооружённые силы, имеющие установленную организацию, типовое вооружение, способ комплектования, порядок прохождения службы, обучения и воспитания личного состава, форму одежды, а также централизованную систему управления и снабжения;
2) название регулярных войск в отличие от иррегулярных войск (казаки);
Профессиональные вооружённые силы,(другое название — малая армия[3]) вооружённые силы где для личного состава военная служба является основной профессией и родом деятельности. В истории известны в Древнем Риме и других государствах.
В XIV-XVIII веках в странах Западной Европы — Франции, Италии, Германии, Испании, Нидерландах и др. существовали наёмные вооружённые силы (вначале непостоянные, а затем постоянные), состоявшие из воинов-профессионалов. В России регулярные вооружённые силы XVIII — 1-й половины XIX веков, комплектовавшаяся рекрутами, служившими в ВС длительный срок, также фактически являлись профессиональными. В XIX веке с введением в большинстве европейских стран всеобщей воинской повинности вооружённые силы стали комплектоваться гражданами, призываемыми на сравнительно короткий срок военной службы. В 1930 году А. В. Геруа предсказал переход в будущем на малые армии[4]. В современное время профессиональные вооружённые силы (полностью или частично) существуют в Великобритании, США и некоторых других государствах.
Высшее государственное руководство в области обороны государства на основе законов осуществляют высшие органы государственной власти и управления, руководствуясь политикой правящих партий, направляя работу всего государственного аппарата таким образом, чтобы при решении любых вопросов обязательно учитывались интересы укрепления обороноспособности:
Высшие органы военного управления ВС в различное время и в разных государствах имели наименования:
Принципиальной разницей в управлении вооружёнными силами на любом уровне, в отличие от иных правительственных учреждений, является Единоначалие. Это основополагающий принцип руководства, при котором командир (начальник) наделён всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчинённым и несёт полную ответственность за все стороны функционирования и жизнедеятельности войск и сил.
Вкратце — командир (начальник) в возглавляемом им формировании решает всё сам, но он же за него несёт полную ответственность по всем аспектам в соответствии с правовой основой в том или ином государстве. Подчинённые обязаны беспрекословно выполнять все его приказы. Говоря иначе — вооружённые силы не являются коллегиальным органом управления, как большинство иных правительственных органов, в которых важные решения могут приниматься собранием служащих, либо советом руководителей департаментов. Образно выражаясь — в ВС нет Демократии. В вооружённых силах командир любого уровня вправе единолично принимать решение в рамках законов государства, воинских уставов, наставлений, инструкций и так далее.
Обычно численность вооружённых сил, в мирное время, около 1 % от численности населения государства (страны).
Шансов добиться общей цели всех вооружённых сил — победы — будет тем больше, чем выше коэффициент полезного действия вооружённых сил. Этот закон должен быть положен в основу организации этих сил и выбора возлагаемых на них задач.
Все исследование должно вестись в рамках общего бюджета вооружённых сил. Было бы утопией захотеть выйти из рамок бюджета. Зато в пределах бюджета вооружённых сил допустимо всяческое перераспределение кредитов, лишь бы было обеспечено максимальное полезное действие всего целого.— Вотье, Пьер (Vauthier, Pierre), Военная доктрина генерала Дуэ, — М.: Воениздат НКО СССР, 1937.[1]
До XX века вооружённые силы состояли из сухопутной вооружённой силы (рать, дружина, войско, войска, армия, сухопутные силы, сухопутных войска) и морской (речной) вооружённой силы (флот, армада, морской флот, морская сила, военно-морской флот, военно-морские силы) включающих в себя регулярные, резервные (ополчение, ландштурм, милиция с её резервом и волонтёры), иррегулярные (казаки) компоненты.
Вооружённые силы в большинстве государств состоят из:
различных видов вооружённых сил, пример:
Виды вооружённых сил включают рода войск (сил) и специальные войска (спецслужбы), которые состоят из подразделений, частей, соединений, объединений также имеются учреждения, заведения, организации и предприятия.
Воздушно-космические войска (вид ВС)
Рода сил:
Ракетные войска стратегического назначения (вид BC)
Военно-морской флот (Военно-морские силы) (вид BC)
Службами в вооружённых силах именуются система штатных органов управления при штабах соединений, объединений, штабах родов войск, генеральном штабе вооружённых сил, ответственные за обслуживание и обеспечение Вооружённых сил в той или иной сфере[6].
Иногда применяется термин Специальные службы. Внимание — не следует путать со Спецслужбой.
Комплекс Служб и Штаба соединения (воинской части) в военной терминологии принято называть Управлением соединения/воинской части (Управление бригады, Управление корпуса, Управление дивизии, Управление полка и т. д.).
Независимо от принадлежности Вооружённых сил к определённому государству — вертикаль функционирования той или иной службы в иерархии воинских формирований, в организационном порядке выглядит примерно одинаково. К примеру организация и функционирование Химической службы в Армии США, практически полностью соответствует организации Химической службы в ВС СССР[7][8].
В некоторых государствах в специфику их законодательства и исторических традиций, при штабах объединений и соединений существуют такие службы как Женская служба (орган контролирующий прохождение службы женщинами-военнослужащими в Армии США), Служба военных священников (орган курирующий представителей духовенства в Армии США)[9] или как Зубоврачебная служба (Dental Services) в Британской Армии[10].
Офицерская должность лица возглавляющего службу — именуется как Начальник Службы (Начальник инженерной службы, Начальник финансовой службы, Начальник службы ГСМ и т. д.). В англоязычных странах термин обозначающий должность Начальника Службы, именуется как Director. К примеру: Director of Medical Services — Начальник медицинской службы, Director of Military Intelligence — Начальник (войсковой) разведки[11].
Существуют некоторые различия в организационном порядке формирования некоторых служб. К примеру в Армии США обязанности Начальника Инженерной службы исполняет командир инженерного подразделения. В ВС СССР/ВС РФ с формирований уровня отдельного батальона и выше существует отдельная должность — Начальник Инженерной службы[12].
К службам в вооружённых силах относятся (неполный список):
К специальным войскам относятся вооружённые формирования предназначенные для боевого и тылового обеспечения, а также части обеспечивающие функционирование органов военной комендатуры[6].
В организационном порядке формирования специальных войск подчиняются Начальникам служб по соответствующему профилю при штабе соединения/объединения, в состав которых они входят.
Существуют следующие рода специальных войск:
Для некоторых разновидностей Служб, в особенности их профиля, не предусмотрено наличие в их подчинении формирований специальных войск. Подобные «Службы» представляют собой исключительно надзорные органы либо органы делопроизводства при штабах. Примерами подобных Служб являются:
Не у всех Служб имеются подчинённые им формирования, к которым употребим термин войска, поскольку их нельзя отнести к какому либо роду войск. В таком случае применяется формулировка формирование службы.
Примерами формирований служб являются:
В зависимости от исторического периода и возможностей государства создавались следующие постоянные или временные формирования в вооружённых силах в мирное время и особый период:
Способы комплектования вооружённых сил бывают:
Служба по контракту является, в мирное время, единственной формой комплектования вооружённых сил во многих странах. Она существует и в странах, в которых действует всеобщая воинская обязанность. Профессиональные солдаты лучше чем призывники первоначально справляются с обслуживанием и использованием сложной военной техники.
После окончания Холодной войны многие страны отказались от всеобщей воинской обязанности, на мирное время. Угроза крупномасштабной войны значительно уменьшилась, а для локальных военных конфликтов относительно малочисленная профессиональная армия подходит лучше, чем призывная.[13]
В составе вооружённых сил может находиться и служащий по найму гражданский персонал (чиновники военного ведомства (Имперский период России), рабочие и служащие ВС СССР (Советский период России)), также граждане иностранных государств могут проходить военную службу в вооружённых силах страны (США, Российская Федерация[14], Франция (Французский Иностранный легион))
Для выполнения вспомогательных задач могут привлекаться частные военные компании.
Могут находиться как на территории государства, так и за его рубежами.
Военный союз (Вое́нно-полити́ческий блок) — союз (альянс) или соглашение государств с целью совместных действий для решения общих политических, экономических и военных задач.
Портал «Военное дело» | |
вооружённые силы в Викисловаре | |
Вооружённые силы в Викицитатнике | |
ЭСБЕ/Россия/Дополнение/Вооруженные силы в Викитеке | |
Вооружённые силы в Викиновостях |
Вооружённые силы в Викицитатнике | |
ЭСБЕ/Вооруженные силы в Викитеке | |
Постоянное войско.