25-04-2023
Проверка на дорогах | |
Жанр |
военная драма |
---|---|
Режиссёр | |
В главных ролях |
|
Кинокомпания | |
Длительность |
97 мин |
Страна | |
Год | |
IMDb |
ID 0067625 |
«Прове́рка на доро́гах» — художественный фильм «Операция „С Новым годом!“».
Содержание |
События фильма происходят в декабре 1942 года в оккупированной фашистами Псковской области. В тылу немецких войск действует партизанский отряд под командованием бывшего сельского милиционера Ивана Локоткова. В плен бойцу отряда сдаётся бывший военнопленный, добровольно перешедший на службу к немцам, Александр Лазарев. Он готов кровью искупить измену Родине, если ему поверят.
Отряд в тяжёлом положении — бойцам нечего есть. Командование отряда решается на рискованную операцию по захвату эшелона с продовольствием на железнодорожной станции, контролируемой фашистами. Помочь может только Лазарев, которого охрана станции знает в лицо. Локотков верит Лазареву, хотя предупреждает:
И погибнуть, Лазарев, нельзя, и без вести пропасть тоже нельзя. Тебе эшелон пригнать надо. И чтобы люди подтвердить могли.
Политрук отряда — майор Петушков — считает, что при любых обстоятельствах единожды оступившемуся доверия нет. Операция становится последней проверкой человека, который готов пойти на всё ради того, чтобы сохранить свою честь.
Группа переодетых в немцев партизан проникает на станцию. Лазарев видит на пулемётной вышке своего знакомого и поднимается к нему. Один из полицаев узнает партизанку, и та открывает огонь, поднимается тревога. Партизаны уводят поезд, Лазарев закалывает пулемётчика и открывает огонь из пулемёта, отсекая немцев от путей. Эшелон угнан, но подъехавший немецкий броневик даёт пулемётную очередь, прошившую вышку и Лазарева.
Натурные съёмки картины, первоначально называвшейся «Операция „С Новым годом“», прошли возле реки Волги, под Астраханью. В отличие от других работ Алексея Германа они прошли в очень сжатые сроки — в течение 5 месяцев, и закончены в 1971 году. Но проблемы начались при попытке выпустить ленту в прокат. [1]
Консультантом на картине у меня работал Герой Советского Союза Никифоров. Во время войны его забрасывали в тыл к власовцам. И он вёл среди них агитацию: «Возвращайтесь к своим. У вас есть шанс кровью искупить предательство. Советская власть гарантирует вам прощение». Доверившись этим обещаниям, люди возвращались в Красную армию, честно воевали, многие до Берлина дошли, ордена получили. А после войны их начали сажать. И тогда Никифоров пошёл на приём к Жданову: мол, как же так? Жданов его выслушал, сказал: «Свободен». Через несколько минут прямо там, в коридоре Смольного, Никифорова арестовали. И он на десять лет отправился в места, где отбывали срок те, кто ему поверил. Он мне много, подробно и без всякого сюсюканья рассказывал об этих людях. Вот о них мы и сняли нашу картину. Алексей Герман [2]
Картина была обвинена в дегероизации народного сопротивления врагу во время Великой Отечественной войны, главный конфликт был назван фальшивым, а сам режиссёр уличён в незнании реалий партизанской жизни. Председатель Госкино СССР Алексей Романов усмотрел в фильме нападки на лучшие образцы советского искусства, посвящённого Великой Отечественной войне, и позаботился о том, чтобы лента не увидела свет.
В результате фильм положили «на полку» на 15 лет. Снова он был выпущен на экраны только в 1986 году с началом перестройки. [2]
Герои картины и сюжет разительно отличается от привычных штампов периода 1960-1970-х годов.
Лазарев совсем не похож на типичного героя многочисленных фильмов о Великой Отечественной. Попал в плен, перешел к немцам, служил у них, затем ушел и сдался партизанам. Он твердо знал, что его ждет неизбежная смерть. Если даже ему чудом поверят, и он переживет голод, морозы и уцелеет в неравных боях с немцами, то в конце его будет ждать трибунал. Лазарев уже считает себя мертвым и опозоренным, ему больше некуда идти и осталось только одно желание — остаться человеком. Роль Лазарева, исполненная Заманским, стала вершиной его актёрской карьеры. [3]
Основной конфликт картины в противостоянии командира отряда Локоткова и политрука Петушкова, который особенно ярко проявился в эпизоде отмены приказа о подрыве железнодорожного моста. Способность понять и поверить отчаявшемуся, даже в самых крайних обстоятельствах, возвышает образ Локоткова, воплощённый на экране Роланом Быковым. Совсем негероический облик Локоткова и бойцов его отряда, становится собирательным портретом миллионов людей которые ковали победу в войне. [4]
Голодные, оборванные, практически безоружные старики, обреченные на невыносимые страдания женщины с малыми детьми на руках. Советские военнопленные, изображение которых на экране было закрытой темой кинематографа СССР. Режиссёр Алексей Герман в присущей ему манере тщательно воссоздал этот небольшой эпизод этой бесчеловечной войны. [5]
Проверка на дорогах (фильм).