10-10-2023
Проста́я двухча́стная фо́рма — музыкальная форма, состоящая из двух частей, первая из которых является периодом, а вторая не содержит форм более сложных, чем период.
Простая двухчастная форма чаще всего является разделом более сложной (например, первая или вторая часть в сложной трёхчастной форме, эпизод в рондо, тема вариаций и др.), однако может существовать как отдельное произведение — в инструментальной или вокальной миниатюре. Пример такого использования этой формы — Багатели Бетховена, пьесы из «Альбома для юношества» Шумана, некоторые романсы, например «Сирень» Сергея Рахманинова и другие произведения. В вокальной музыке простая двухчастная форма часто используется как форма куплета.
Особенностью простой двухчастной формы является то, что у неё есть прототип в фольклоре (запев и припев, песня и инструментальный отыгрыш, сольный и групповой танец, женский и мужской танец)
По тематизму простые двухчастные формы делятся на:
По тематическому материалу второй части делятся на:
Это заготовка статьи по теории музыки. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Музыкальные формы | ||
---|---|---|
Вокальные формы | Куплетная форма • Запевно-припевная форма | |
Простые формы | Период • Простая двухчастная форма • Простая трёхчастная форма | |
Сложные формы | Составные песенные формы • Рондо • Вариационная форма • Сонатная форма • Рондо-соната | |
Циклические формы | Сюита • Сонатно-симфонический цикл • Кантата • Оратория | |
Полифонические формы | Канон • Фуга | |
Специфические формы европейского Средневековья и Возрождения |
Бар • Виреле́ • Баллата́ • Эстампи́ • Лэ • Мадригал | |
Специфические формы эпохи барокко | Простые формы эпохи барокко • Старинная сонатная форма • Составные формы эпохи барокко • Старинная концертная форма • Хоральная обработка | |
Специфические формы эпохи романтизма | Свободные формы • Смешанные формы • Одночастно-циклическая форма | |
Формы музыкального театра | Опера • Оперетта • Балет | |
Музыка • Теория музыки |
Простая двухчастная форма.