29-09-2023
Рэндзю | |
Рэндзю. |
|
Кол-во игроков |
2 |
---|---|
Возраст |
5+ |
Время установки |
10—60 секунд |
Сложность правил |
Средняя |
Уровень стратегии |
Высокая |
Влияние случайности |
Нет |
Необходимые навыки |
Рэ́ндзю (яп. 連珠) — спортивная настольная логическая игра. Изобретена в Китае (принятый спортивный вариант — в Японии), наиболее распространена в Японии, Китае, Южной Корее. Её старые варианты известны также под названиями «гомоку» и «гомокунарабэ», что означает «пять камней» и «пять камней в ряд».
Содержание |
Игра появилась во втором тысячелетии до новой эры на территории одной из древнейших цивилизаций человечества в долине реки Хуанхэ. В течение столетий правила игры не менялись. Игра получила распространение на древнем востоке — в Китае, Корее, и в VII веке н. э. эмигранты из Китая привезли рэндзю на Японские острова. В Японии игра носила название «гомоку» («пять камней») или «гомокунарабэ» («пять камней в ряд»). Игра в течение многих веков пользовалась широкой популярностью, в неё играли все, от простолюдинов до придворных, от детей до стариков. Играли в гомоку на досках 19×19 линий (аналогичной доскам для го) и 15×15.
Современное название «рэндзю», что в переводе означает «нитка жемчуга», игра получила в 1899 году. Название придумал Тенрю Кобаяси, знаток китайской поэзии. Возможно, оно связано с тем, что, согласно литературным источникам, в древности японские женщины-аристократки играли в гомоку чёрными и белыми жемчужинами.[1]
В XIX веке начали издаваться книги по теории игры. Развитие теории привело к пониманию того, что начинающие (чёрные) имеют преимущество, достаточное для победы при точной игре независимо от защиты белых[2]. Это привело к необходимости изменения правил: для чёрных были введён запрет на построение вилки 3-3. В XX веке игроки пришли к выводу, что этого недостаточно для уравнения шансов. В 1936 году, по предложению Рокусана Такаки, для чёрных были введены фолы (запрещённые ходы): вилки 3×3, 4×4 и постановка ряда из 6 и более камней в ряд, вилки кратностью более двух. Эти правила и стали классическими. Усложнение правил неожиданно привело к обогащению игры, поскольку появились принципиально новые тактические элементы — выигрыш вынужденным фолом для белых и уход от фола для чёрных. Позже и это сочли недостаточным, и сейчас на официальных соревнованиях применяют, в дополнение ко всем вышеперечисленным ограничениям, так называемый дебютный регламент: специальный порядок нескольких первых ходов.
В XX веке рэндзю под различными названиями и с различными модификациями правил стало популярно среди учащейся молодёжи многих стран мира. Это связано с тем, что в рэндзю камни не перемещаются по доске, а, будучи однажды выставлены, остаются на месте до конца игры, что позволяет играть с помощью карандаша или ручки на листке в клетку.
В комплект рэндзю, который используется на соревнованиях, входит игровое поле, набор чёрных и белых камней, турнирные часы и бланки для записи партий.
Игровое поле — представляет собой доску (деревянную, фанерную, пластиковую, картонную), на которую нанесены 15 вертикальных и 15 горизонтальных линий. Образованные ими пересечения, на которые ставятся камни, называются пунктами.
Из 225 пунктов игрового поля пять помечены жирными точками — один центральный (для первого хода в партии) и четыре так называемых угловых (для более наглядной привязки диаграммы к сетке игрового поля).
Набор камней как правило, состоит из 50 чёрных и 50 белых камней.
Как показывает опыт, такого их количества бывает достаточно для выяснения отношений в подавляющем большинстве партий (при игре на соревнованиях недостающие для более длинной партии камни могут быть предоставлены судейской коллегией, которая наблюдает за ходом турнира). Камни в наборах не нумерованы. Размеры камней и клеток игрового поля подбираются так, чтобы между соседними камнями оставался зазор около миллиметра.
Турнирные часы — двухциферблатные (шахматные). При применении турнирных часов любому из соперников засчитывается поражение при просрочке времени, отведённого на партию или на указываемое контрольное число ходов.
Бланки для записи партий кроме изображения игрового поля содержат информацию о соперниках (фамилия, имя, разряд, команда), о времени, затраченном ими на обдумывание ходов, о шифре турнира и номере тура, а также шифр разыгранного дебюта и результат партии, скрепляемый после её окончания подписями игроков и судьи. По ходу партии соперники обязаны наносить на свои бланки очередные ходы. Ходы чёрных обозначаются в рукописях чёрными (синими) кружочками с номером хода в них, ходы белых — красными кружочками с номерами ходов. В крайнем случае допускается одноцветное изображение, когда номера ходов белых записываются тем же цветом, что и ходов чёрных, но без кружочков.[3]
Играют два соперника: один чёрными фишками (камнями), его соперник — белыми. Игра проходит на расчерченной в клетку доске размером 15 на 15 линий.
Игроки делают ходы по очереди. Первыми ходят чёрные. Каждым ходом игрок выставляет на доску в любое свободное пересечение линий доски один камень своего цвета. Побеждает тот, кто сможет первым построить непрерывный ряд из пяти камней своего цвета — по горизонтали, по вертикали или в диагональном направлении.
Для играющего чёрными определён ряд фолов — запрещённых ходов. Ему нельзя строить «вилки» 3×3 и 4×4 и ряд из 6 или более камней (так называемый «длинный ряд»), а также любые вилки кратностью более двух. Для белых фолов не существует, при построении непрерывного ряда из более чем 5 камней белые выигрывают.
Кроме того, с целью уравнивания шансов и компенсации преимущества первого хода на первые пять ходов (три чёрных камня и два белых) накладываются дополнительные условия, которые принято называть дебютным регламентом. Новички могут играть без него, в титульных же соревнованиях нередко используются довольно сложные регламенты.
Игрок может пасовать — отказаться делать очередной ход, если считает невыгодным ходить. Если оба игрока пасуют подряд, фиксируется ничья, игра завершается. Пасовать можно лишь после того, как на доске появился шестой (третий белый) камень.
Игра продолжается либо до победы одного из игроков, либо до ничьей (по соглашению сторон либо вследствие двух последовательных пасов), либо до момента, когда ни у одной стороны не останется теоретической возможности разместить пятерку. В последнем случае результат партии также фиксируется как ничейный. На практике последний случай крайне маловероятен, обычно партия заканчивается за несколько десятков ходов.
15 | |||||||||||||||
14 | |||||||||||||||
13 | |||||||||||||||
12 | |||||||||||||||
11 | |||||||||||||||
10 | |||||||||||||||
9 | |||||||||||||||
8 | |||||||||||||||
7 | |||||||||||||||
6 | |||||||||||||||
5 | |||||||||||||||
4 | |||||||||||||||
3 | |||||||||||||||
2 | |||||||||||||||
1 | |||||||||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h | i | j | k | l | m | n | o |
В Рэндзю игра всегда начинается с пункта H8, называемого тэнгэн (яп. 天元 — «небесное начало», или «центр неба»).
При записи партий нумерацию ходов иногда начинают со второго хода, а первый рисуют либо в виде окружности с чёрной точкой внутри, либо в виде чёрного круга с белой точкой внутри. В любом случае, изображение тэнгэна может отличаться от изображения остальных ходов.
Простыми структурами в рэндзю называются группы камней, расположенные определённым образом.
Пятёрка — пять камней одного цвета, выстроенные в непрерывный вертикальный, горизонтальный или диагональный ряд. На рис. 1 треугольником отмечены ходы чёрных и белых, которые привели к построению победной пятерки. «Пятёрку», по аналогии с шахматными терминами, также называют матом.
Длинным рядом называется непрерывный ряд из шести или более камней одного цвета. Для белых длинный ряд, как и «пятёрка», приносит победу. Чёрным же запрещены ходы, приводящие построению длинного ряда. Такие ходы считаются фолом и приводят к завершению партии с проигрышем чёрных. На рис. 1 красным кружком обозначен пункт G3, приводящий к образованию длинного ряда у чёрных.
Четвёрка — ряд из четырёх камней одного цвета, который может быть достроен одним ходом до мата (до «пятёрки» для чёрных и до «пятёрки» или длинного ряда для белых). По аналогии с шахматами «четвёрка» иногда называется шахом и обозначается кратко — «4». На рис. 2 приведены примеры «четвёрок», а также указаны все возможные ходы, которые могут их превратить в мат.
Открытая четвёрка — это четвёрка, которая может быть достроена до мата двумя различными способами. На рис. 2 такие ходы изображены буквами «a». Открытыми могут быть только сплошные «четвёрки», для которых возможна постановка камней на свободные пункты, соседние с крайними камнями «четвёрки». Ясно, что от открытой «четвёрки» у соперника спасения нет, так как при любом его ответе (кроме, конечно, случая, когда он сам ставит мат) следующий ход её хозяина будет матовым.
Прикрытая четвёрка — это четвёрка, которая может быть достроена до мата единственным возможным ходом. На рис. 2 такие ходы обозначены буквами «b».
Тип «четвёрки» (открытая или закрытая) зависит также и от цвета образующих её камней. Например, на рис. 2 обе горизонтальные «четвёрки» в левом нижнем углу имеют одинаковое строение, но чёрная «четвёрка» — прикрыта, а белая — открытая.
Тройка — ряд из трёх камней, который может быть одним ходом достроен до открытой (!) «четвёрки», а потом и до мата. «Тройку» ещё называют полушахом и обозначают кратко — «3». Примеры «троек» приведены на рис. 3, где также буквами «A» и «B» указаны возможности их превращения в открытые «четвёрки».
Псевдотройка — ряд из трёх камней, который может быть одним ходом достроен только до прикрытой четвёрки. «Псевдотройка» могла бы привести к мату только в том случае, если бы её хозяину было бы предоставлено два хода подряд. На рис. 4 приведены примеры «псевдотроек». Здесь же, на второй снизу горизонтали приведены примеры линейных структур из трёх и четырёх камней, которые вообще ни при каких условиях не могут привести к мату.
Прикрытая тройка — тройка, которая может быть достроена до открытой «четвёрки» единственно возможным ходом. На рис. 3 такие ходы обозначены буквой «A».
Открытая тройка — тройка, которая может быть достроена до открытой «четвёрки» двумя различными способами. На рис. 3 такие ходы обозначены буквой «B». Ясно, что лишь сплошная «тройка» может быть открытой.[4][5][6]
|
|
|
|
К числу нефорсированных средств атаки относится также и построение группировок из трёх камней, но не расположенных в одну линию. Наиболее распространены такие треугольные образования, как треугольник, седло, угол, башня. |
|
15 | |||||||||||||||
14 | |||||||||||||||
13 | |||||||||||||||
12 | |||||||||||||||
11 | |||||||||||||||
10 | |||||||||||||||
9 | |||||||||||||||
8 | |||||||||||||||
7 | |||||||||||||||
6 | |||||||||||||||
5 | |||||||||||||||
4 | |||||||||||||||
3 | |||||||||||||||
2 | |||||||||||||||
1 | |||||||||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h | i | j | k | l | m | n | o |
Вилка — создание одним ходом одновременно не менее двух угроз построения «пятёрки» (т. е. созданные им «тройки» и/или «четвёрки» должны пересекаться в пункте постановки вилки). Количество создаваемых вилкой угроз построения «пятёрки» называется кратностью вилки.
Согласно правилам рэндзю для чёрных являются запрещёнными (фолами) вилки 3×3, 4×4 и все вилки кратностью больше двух. Таким образом, единственной разрешённой для чёрных является вилка 4×3. Для белых никаких ограничений на постройку вилок нет.
На рис. 5 приведены примеры ходов, являющихся вилками разных типов. Ходы, обозначенные буквой «a» — вилки 3×3, буквой «b» — вилки 4×4, буквой «c» — вилки 4×3, буквой «d» — вилка 3×3×4 и буквой «e» — вилка 4×4×3. Последние две вилки имеют кратность 3, остальные — 2. По правилам рэндзю для чёрных запрещены все изображённые на рисунке вилки, кроме вилок, обозначенных буквой «c». В остальных случаях чёрные создают хотя бы две «тройки» (ходы «a» и «d»), или хотя бы две «четвёрки» (ходы «b» и «e»), эти вилки являются фоловыми (запрещёнными для чёрных).
15 | |||||||||||||||
14 | |||||||||||||||
13 | |||||||||||||||
12 | |||||||||||||||
11 | |||||||||||||||
10 | |||||||||||||||
9 | |||||||||||||||
8 | |||||||||||||||
7 | |||||||||||||||
6 | |||||||||||||||
5 | |||||||||||||||
4 | |||||||||||||||
3 | |||||||||||||||
2 | |||||||||||||||
1 | |||||||||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h | i | j | k | l | m | n | o |
На рис. 6 приведены примеры ходов, которые только на первый взгляд кажутся вилками. Ходы, обозначенные буквой «a», не являются вилкой 3×3, так как одна из образующих её угроз является ложной — «псевдотройкой». Ход «b» — не вилка 4×4, так как горизонтальная группировка не является «четвёркой», она может стать лишь длинным рядом, а не «пятёркой». Наконец, ход «c» — не запрещённая вилка 3×3×4, а разрешённая вилка 4×3, так как получающаяся диагональная группировка из трёх камней является лишь «псевдотройкой», ибо могла бы превратиться в «четвёрку» только после хода «X», который сам является фоловой вилкой 4×4, а, значит, невозможен.
Ходы, которые только на первый взгляд кажутся фолами, называются псевдофолами. На рис. 6 псевдофолом также является построение «тройки» ходом «d». Несмотря на то, что на пятой горизонтали уже есть одна «тройка», эти «тройки» не пересекаются в пункте «d», который и был последним ходом данной позиции, т. е. они не образуют вилки ходом «d».
Существование правила фола чёрных в рэндзю существенно ограничивает для них возможность построения выигрышных комбинаций (угроз и вилок), а белые получают дополнительное оружие борьбы — вынужденный фол чёрных. Точнее, для белых некоторые их прикрытые «четвёрки» стали выполнять роль открытых «четвёрок», от которых уже нет спасения. Поясним это примерами ходов на рис. 7.
15 | |||||||||||||||
14 | |||||||||||||||
13 | |||||||||||||||
12 | |||||||||||||||
11 | |||||||||||||||
10 | |||||||||||||||
9 | |||||||||||||||
8 | |||||||||||||||
7 | |||||||||||||||
6 | |||||||||||||||
5 | |||||||||||||||
4 | |||||||||||||||
3 | |||||||||||||||
2 | |||||||||||||||
1 | |||||||||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h | i | j | k | l | m | n | o |
После хода белых «a» (прикрытая «четвёрка») чёрные не имеют права сделать ход в пункт «X», так как он для них — фол длинный ряд. Ход белых «b» — всего лишь прикрытая «тройка» — тоже неизбежно приведёт их к выигрышу, так как пункт «X» — фол 3×3 для чёрных. Ход белых «c» (прикрытая «четвёрка») также победный из-за фола 4×4 в пункте «X». Наконец, после блестящего хода белых «d» (вообще «псевдотройка») чёрным также пора сдаваться, так как для них оба пункта «X» и «Y» — фолы 3×3. Все подобные выигрыши рэндзисты кратко называют «выигрышами фолом».
Чёрные могут и должны защищаться от замысла белых выиграть фолом. В зависимости от развития позиции некоторые запрещённые ходы могут становиться разрешёнными. Для такого целенаправленного изменения позиции у чёрных есть несколько способов. Во-первых, можно просто занять пункт, с помощью которого белые хотят выиграть. Например, если при своей очереди хода чёрные займут пункты «a» или «b» на рис. 7, то они тем самым ликвидируют угрозу белых. Однако, такой приём годится не всегда. Например, ходы чёрных в пункты «c» или «d» того же рисунка их не спасают (белые могут нарастить свою структуру с другой стороны).
Во-вторых, можно попытаться своим ходом изменить тип вилки. Например, в нижней левой позиции на рис. 8 белые грозят ходом «1» выиграть фолом 3×3 в пункте «Z». При своей очереди хода чёрным достаточно пойти в один из пунктов, помеченных буквой «a», и потенциальная вилка станет не фоловой вилкой 3×3, а разрешённой вилкой 4×3. Однако, также как и первый способ, такое изменение типа вилки не является универсальным средством (в позиции «b» рис. 7 это возможно, в позициях «a», «c», «d» — это невозможно).
15 | |||||||||||||||
14 | |||||||||||||||
13 | |||||||||||||||
12 | |||||||||||||||
11 | |||||||||||||||
10 | |||||||||||||||
9 | |||||||||||||||
8 | |||||||||||||||
7 | |||||||||||||||
6 | |||||||||||||||
5 | |||||||||||||||
4 | |||||||||||||||
3 | |||||||||||||||
2 | |||||||||||||||
1 | |||||||||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h | i | j | k | l | m | n | o |
В-третьих, можно вообще попытаться избавиться от проигрывающей вилки 3×3 или 4×4, превратив её в псевдофол. Например, в той же нижней левой позиции на рис. 8 ход чёрных в пункт «b» превращает одну из потенциальных «троек» в «псевдотройку», так как она сможет после этого перерасти лишь в длинный ряд. Аналогичный смысл имеет и ход «c», сделанный под угрозой хода белых в пункт «2» в позиции из левого верхнего угла рисунка 8: он превращает проигрывающую вилку «Z» типа 3×3 в псевдофол, так как получающуюся после хода «Z» диагональную группу из трёх камней можно было бы достроить до открытой «четвёрки» лишь ходом «X», который теперь становится фолом 4×4.
Интересен один частный случай этого защитного приёма чёрных — так называемое оживление тройки. Он проиллюстрирован позицией в нижнем правом углу рис. 8. Белые грозят ходом в пункт «3» создать чёрным фол 4×4 в пункте «Z». Чёрные могли бы пойти в этот пункт «3», или избавиться от фола, построив прикрытую вертикальную или горизонтальную «четвёрки». Однако, в данной позиции чёрным удаётся не только защититься, но и выиграть партию. Для этого им надо сделать ходом в пункт «d» «тройку», которую белые вынуждены закрывать. А, тем временем, пункт «Z» перестал быть фоловой вилкой 4×4 из-за возможности превращения вертикальной «четвёрки» лишь в длинный ряд. Пойдя следующим ходом в пункт «Z», чёрные ставят незакрываемую открытую «четвёрку» — исходная горизонтальная «тройка» ожила.
И, наконец, может возникнуть ситуация, когда одна из фигурирующих в фоловой вилке угроз перекрывается «четвёркой» белых. Такова, например, позиция в верхнем правом углу рисунка 8. Есть соблазн не считать вынужденный ход «X» фолом 3×3, так как образующаяся диагональная тройка вроде бы перекрывается «четвёркой» в пункте «4», а после вынужденного ответа чёрных перекрывается и их вертикальная «тройка». В действительности, ход «X» — всё-таки фол 3×3, так как он создаёт две полноценные «тройки», каждая из которых может превратиться в открытую «четвёрку». То, что в данной позиции белые могут этому воспрепятствовать, значения не имеет: ход белых — дело добровольное.
Таким образом, основной принцип отличия фолов от псевдофолов прост — в случае псевдофола белые последовательно могут (но не должны!) защититься от всех содержащихся в нём угроз. Этот же принцип применим и при определении типа и кратности вилки.[7][8]
Позиция в теории рэндзю рассматривается как набор взаимопересекающихся линейных конструкций. Основной интерес представляют «тройки» и «четвёрки». Они делятся на открытые и прикрытые. Открытая «четвёрка» может быть достроена до «пятёрки» двумя разными способами, прикрытая — только одним. Четыре камня на одной линии, которые никаким способом не могут быть достроены до «пятёрки», «четвёркой» не считаются. «Тройка» - три камня, которые одним разрешенным (о запретах - фолах - см. ниже) ходом может быть превращены в открытую «четверку». Три камня, которые не могут превратиться в открытую «четвёрку», «тройкой» не считаются. При этом понятие, что «тройка» может быть одним ходом достроена до «четвёрки», предполагает, что этот ход не является фолом.
Очевидно, что построение открытой «четвёрки» гарантирует выигрыш на следующем ходу, если только противник не построит свою «пятёрку» раньше. Построение прикрытой «четвёрки» вынуждает противника отвечать вполне определённым ходом, чтобы избежать проигрыша на следующем ходу. По аналогии с шахматами, «четвёрка» в русской терминологии называется ещё «шахом», а пятёрка — «матом». Открытая «тройка» может называться «полушах», поскольку она превращается в мат за два хода.
Для выигрыша в партии игрок должен стремиться к построению своих открытых «троек» и «четвёрок», одновременно блокируя попытки создания их противником. Очевидно, что если игрок будет каждым своим ходом строить только одну «тройку» или прикрытую «четвёрку», то противник будет отвечать блокированием строящегося ряда. Поэтому для выигрыша необходимо построить вилку — одним ходом создать более одной «тройки» или «четвёрки». В таком случае противнику не хватит ходов на блокирование и, если у него нет пути форсированного мата, он неизбежно проиграет.
Наиболее верный (но не всегда возможный) способ достижения победы — мат серией шахов. Игрок делает ходы, каждый из которых строит «четвёрку», противник вынужденно блокирует построения. При этом строится база для вилки, которая и формируется предпоследним ходом. Защититься от такой комбинации невозможно, поэтому в любой позиции игрок всегда сначала ищет путь выигрыша серией шахов, и только убедившись, что его нет, прибегает к другим вариантам.
Больше усилий требует выигрыш на полушахах, когда создаются не «четвёрки», а «тройки». В отличие от предыдущего случая, у противника остаётся возможность сделать один дополнительный ход, прежде чем игрок достроит победную «пятёрку». Противник может использовать этот факт для организации контригры — постановки шаха и перехвата инициативы.
Ещё один интересный тактический элемент — использование фолов. Поскольку для чёрных существуют запрещённые ходы, белые могут использовать этот факт, создавая позиции, где чёрным для защиты или перехода в атаку необходим как раз такой ход, который строит запрещённую вилку или длинный ряд. Победа за счёт фола чёрных называется «выигрыш фолом». С другой стороны, в игре чёрных также может проявиться использование фолов — иногда неожиданным ходом чёрные могут избежать фола, превратив потенциальную запрещённую вилку в разрешённую, 4×3, и выиграв таким образом.
Для успешной игры в рэндзю дебюты имеют очень большое значение, гораздо большее, чем, например, в шахматах. Часто ошибка в первых пяти-одиннадцати ходах оказывается роковой.
Каноническими в рэндзю называются 26 дебютов. Они классифицируются по второму и третьему ходам в партии. Возможны только два рациональных вторых хода для белых — вплотную к центральной шашке по вертикали (в силу симметрии ход по горизонтали эквивалентен ходу по вертикали) или диагонали. В соответствии с этим основные дебюты делятся на вертикальные и диагональные (сокращённо «В» и «Д»). Третий ход в партии (ход чёрных) делается в пределах центрального квадрата 5×5 пунктов, т. е. не далее двух пунктов от центра игрового поля.
Номер варианта возможного третьего хода и соответствует номеру вертикального или диагонального дебюта. Все основные дебюты имеют свои имена, но в игровой практике они используются редко: чаще говорят «4В», а не «Цветок».
Дебюты различны по степени выгодности для чёрных, поэтому для уравнивания шансов игроков в официальных соревнованиях применяются различные регламенты игры в дебюте.
15 | |||||||||||||||
14 | |||||||||||||||
13 | |||||||||||||||
12 | |||||||||||||||
11 | |||||||||||||||
10 | |||||||||||||||
9 | |||||||||||||||
8 | |||||||||||||||
7 | |||||||||||||||
6 | |||||||||||||||
5 | |||||||||||||||
4 | |||||||||||||||
3 | |||||||||||||||
2 | |||||||||||||||
1 | |||||||||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h | i | j | k | l | m | n | o |
Номер | Имя дебюта | Японское имя | Преимущество цвета[9] (регламент RIF) |
---|---|---|---|
1В | Холодная звезда | яп. 寒星 (Kansei) | Преимущество чёрных |
2В | Долина | яп. 溪月 (Keigetsu) | Преимущество чёрных |
3В | Далёкая звезда | яп. 疏星 (Sosei) | Равные шансы |
4В | Цветок | яп. 花月 (Kagetsu) | Выигрыш чёрных |
5В | Остаток | яп. 殘月 (Zangetsu) | Преимущество чёрных |
6В | Дождь | яп. 雨月 (Ugetsu) | Преимущество чёрных |
7В | Золотая звезда | яп. 金星 (Kinsei) | Преимущество чёрных |
8В | Сосна | яп. 松月 (Shogetsu) | Незначительное преимущество чёрных |
9В | Холм | яп. 丘月 (Kyugetsu) | Равные шансы |
10В | Новолуние | яп. 新月 (Shingetsu) | Преимущество чёрных |
11В | Счастливая звезда | яп. 瑞星 (Zuisei) | Равные шансы |
12В | Гора | яп. 山月 (Sangetsu) | Незначительное преимущество чёрных |
13В | Прогулка | яп. 游星 (Yusei) | Выигрыш белых |
1Д | Астероид | яп. 長星 (Chosei) | Незначительное преимущество белых |
2Д | Ущелье | яп. 峽月 (Kyogetsu) | Преимущество чёрных |
3Д | Константа | яп. 恆星 (Kosei) | Преимущество чёрных |
4Д | Вода | яп. 水月 (Suigetsu) | Выигрыш чёрных |
5Д | Метеор | яп. 流星 (Ryusei) | Незначительное преимущество белых |
6Д | Туча | яп. 雲月 (Ungetsu) | Преимущество чёрных |
7Д | Бухта | яп. 浦月 (Hogetsu) | Выигрыш чёрных |
8Д | Шторм | яп. 嵐月 (Rangetsu) | Преимущество чёрных |
9Д | Серебряный месяц | яп. 銀月 (Gingetsu) | Преимущество чёрных |
10Д | Сияние | яп. 明星 (Myojo) | Преимущество чёрных |
11Д | Косогор | яп. 斜月 (Shagetsu) | Равные шансы |
12Д | Слава | яп. 名月 (Meigetsu) | Преимущество чёрных |
13Д | Комета | яп. 彗星 (Suisei) | Выигрыш белых |
Дополнительные ограничения на ходы чёрных, в действительности, также не полностью уравнивают возможности игроков. Поэтому для профессиональных турниров был дополнительно установлен так называемый дебютный регламент — специальная процедура начала партии, призванная гарантировать равенство возможностей для обеих сторон.
Правила дебютных регламентов установлены Международной Федерацией Рэндзю, эта же организация устанавливает правила всех турниров уровнем выше национальных (чемпионаты мира, континентов). Например, игра по так называемому старому дебютному регламенту RIF начинается с того, что играющий первым номером выставляет на доску три камня — чёрный камень в центр доски, белый камень рядом с первым, чёрный камень в пределах центрального квадрата 5×5. После этого играющий вторым номером выбирает цвет. Если он выбрал белый цвет, он просто делает четвёртый ход в любое место доски. Если он выбрал чёрный цвет, то следующий ход делает играющий первым номером. После выбора цвета и установки четвёртого хода, играющий чёрными обязан выставить на доску два варианта пятого хода. Играющий белыми выбирает пятый ход чёрных и ставит свой шестой ход. После этого игра идёт по обычным правилам.
Существуют и другие, более новые дебютные регламенты (Ямагучи, Тарагучи, Саката, Соосырв, ряд расширенных регламентов).
В Советском Союзе регулярные соревнования по правилам классического рэндзю проводились с начала восьмидесятых годов XX века.
В настоящее время под эгидой Международной Федерации Рэндзю (RIF) систематически проводятся командные и личные чемпионаты Мира и Европы, разработан Кодекс рэндзю и Квалификационная система. Первый чемпионат мира по рэндзю прошёл в 1989 году. Ведущие позиции в развитии рэндзю занимают Япония, Россия, Эстония, Швеция, Китай. В России рэндзю активно развивается в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Тюмени, также очень сильна школа рэндзю из посёлка Подюга Архангельской области[10].
С 2011 дисциплина рэндзю как вид спорта вернулась в Всероссийский реестр видов спорта, код 0890132811Я.
Чемпионаты мира проводятся каждые два года, первый состоялся в 1989[11].
Список мест, где проводились чемпионаты, и чемпионов мира, приведен ниже.
Год | Город, страна проведения | Чемпион | Дебютный регламент |
---|---|---|---|
1989 | Киото, Япония | Накамура, Сигеру | Дебютный регламент с выбором цвета |
1991 | Москва, СССР | Накамура, Сигеру | Дебютный регламент с выбором цвета |
1993 | Арьеплог, Швеция | Меритеэ, Андо | Дебютный регламент с выбором цвета |
1995 | Таллинн, Эстония | Кавамура, Норихико | Дебютный регламент с выбором цвета |
1997 | Санкт-Петербург, Россия | Хасегава, Казуто | Дебютный регламент RIF |
1999 | Пекин, Китай | Меритеэ, Андо | Дебютный регламент RIF |
2001 | Киото, Япония | Меритеэ, Андо | Дебютный регламент RIF |
2003 | Вадстена, Швеция | Таймла, Туннет | Дебютный регламент RIF |
2005 | Таллинн, Эстония | Меритеэ, Андо | Дебютный регламент RIF |
2007 | Тюмень, Россия | У Ди | Дебютный регламент RIF |
2009 | Пардубице, Чехия | Владимир Сушков | Дебютный регламент Ямагучи |
2011 | Хускварна, Швеция | Цао Дун | Дебютный регламент Ямагучи |
Командные чемпионаты мира проводятся каждые два года за исключением 1998, первый состоялся в 1996.[1]
Список мест, где проводились чемпионаты, и команд-чемпионов с их составом, приведен ниже.
Год | Город, страна проведения | Чемпион | Дебютный регламент |
---|---|---|---|
1996 | Санкт-Петербург, Россия | Россия (Ильин Д., Песков С., Синев И., Никонов К., Кожин М.) | RIF |
1998 | Ереван, Армения | Чемпионат не проводился, прошел матч Армения — Швеция (8:8) | RIF |
2000 | Таллинн, Эстония | Россия-1 (Синев И., Климашин А., Сушков В., Сальников П., Кожин М.) | RIF |
2002 | Вадстена, Швеция | Россия-1 (Сальников П., Климашин А., Артемьев С., Скуридин А., Семенов В.) | RIF |
2004 | Тюмень, Россия | Россия-1 (Сушков В., Климашин А., Чингин К., Никонов К., Синев И.) | RIF |
2006 | Таллинн, Эстония | Россия-1 (Сушков В., Чингин К., Артемьев С., Саврасова Ю., Вершинин П.) | RIF |
2008 | Хельсинки, Финляндия | Эстония (Таймла Т., Олль А., Пурк А., Соосырв А., Лентс Й.) | RIF |
2010 | Токио, Япония | Китай (Ли И, Цао Дун, Инь Личен, Си Чжэнъян) | Ямагучи |
2012 | Пекин, Китай | Япония (Yuuki Oosumi, Shigeru Nakamura, Takahiro Kudomi, Kazumasa Tamura, Hiroshi Okabe, Tomoharu Nakayama) | Ямагучи |
С 1996 года по 2008 команда состояла максимум из пяти игроков (первая доска, вторая доска, третья доска, четвертая доска, запасной). С 2010 года допустимый состав увеличен до шести человек, командам разрешено иметь двух запасных игроков.
С 1996 года ежегодно (с перерывом в 2009—2010 годах) проводятся чемпионаты мира по заочному рэндзю. Итоги в таблице ниже.
Год проведения турнира | Чемпион | Страна |
---|---|---|
1996 | Reims, Aldis | Латвия |
1997 | Таранников Юрий | Россия |
1998 | Федоркин Олег | Россия |
1999 | Федоркин Олег | Россия |
2000 | Reims, Aldis | Латвия |
2001 | Никонов Константин | Россия |
2002 | Лункин Виталий | Россия |
2003 | Чен Вэй | Китай |
2004 | Сунь Ченмин | Китай |
2005 | Барыкин Виктор | Россия |
2006 | Золота нет | Серебро — Епифанов Д.; бронза — Барыкин В. |
2007 | Епифанов Дмитрий | Россия |
2008 | Чжан Цзинюй | Китай |
2011 | Balanova Jelena | Латвия |
Рэндзю.