07-06-2023
Планеты в астрологии | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Число | День недели | Планета | Покровительствует | Металл | Символ | ||
1 | Воскресенье | Солнце | Жизни | Золото | |||
2 | Понедельник | Луна | Тайнам, магии | Серебро | |||
3 | Вторник | Марс | Воинам | Железо | |||
4 | Среда | Меркурий | Смерти | Ртуть | |||
5 | Четверг | Юпитер | Королям | Олово | |||
6 | Пятница | Венера | Любви | Медь | |||
7 | Суббота | Сатурн | Тайнам и замкнутости | Свинец |
Термин планета в астрологии имеет далеко не тот смысл, как планета в астрономии (см. планета); Астрологи рассматривают семь планет, среди которых есть не только планеты с точки зрения астрономии, но и Солнце и Луна[1], а также планеты, чьё сущестование сейчас не признаётся (см. планета Глория). Такое нестандартное применение термина неправильно объяснять практическим удобством. В действительности, всё связано с историей введения этого понятия в употребление. Слово планета греческого происхождения (от др.-греч. πλάνης — странник), применявшееся первоначально для отличия подвижных объектов ночного неба от звёзд, кажущихся неподвижными. По мере накопления наукой знаний о космосе в астрономии возникла потребность в более детальной классификации небесных тел, в которой термин планета был значительно пересмотрен. Однако, в астрологии применение данного термина не изменилось и в настоящее время по традиции астрологи применяют старую формулировку.
Содержание |
Жители древней Месопотамии верили: всё, что совершается на земле неслучайно, ибо происходит по воле богов, и эта воля может быть узнана путём распознавания различных знамений и целенаправленной мантики. Среди людей находились всевозможные пророки, предсказатели. Кто-то пытался предсказывать по числам (см. Нумерология), иные гадали на картах, но наибольшую популярность в этом деле обрела астрология. Астрология предзнаменований была одной из таких мантических практик, популярность которой превзошла популярность других способов выведывания воли богов. Так на рубеже VIII — VII вв. до н. э. царь регулярно получал доклады о небесных знамениях и комментарии, поясняющие, что эти знамения могут значить[2].
Постепенно такая практика привела к укоренению идеи, что, наблюдая за небом, можно узнать намерения богов[3], и установлению связи планет и светил с главными божествами вавилонского пантеона: Сатурн был связан с Нинуртой, Юпитер — с Мардуком, Марс — с Нергалом, Солнце — с Шамашем, Венера — с Иштар, Меркурий — с Набу, Луна — с Сином[4]. Исследователи XIX — XX вв. считали, что данное сопоставление планет и богов было отождествлением[5], откуда происходило мнение, что жители Междуречья были звездопоклонниками, а их религия получила название астральной (от др.-греч. ἄστρον — звезда), т. е. звездной — известна также под названием сабеизм — и рассматривалась как часть естественной религии[6]. Более поздние исследования заставляют пересмотреть эту точку зрения. Согласно этим исследованиям, жители Месопотамии считали, что боги лишь проявляют свою волю через соответствующие планеты[5]. Однако, независимо от данных акцентов, следует сделать вывод, что связь планет с происходящим на земле приписывалась в Древнем мире некому божественному началу, стоящему за планетами.
Существенные изменения в понимании природы планет произошли в эпоху Античности. Во II н. э. Птолемей излагает в своём «Математическом трактате в четырёх книгах», известном так же под названиями «Четверокнижие» или «Тетрабиблос» (лат. Tetrabiblos), теорию астрологии, свободную от каких-либо религиозных и мифологических форм. Объясняя планетарные влияния, Птолемей опирается, преимущественно, на физические модели того времени: учения натурфилософов и математиков[7].
В качестве связующего звена между планетами, человеком и всем земным в новой астрологической доктрине выступали принцип всемирной симпатии (всеобщей связи явлений)[8] и первоэлементы: огонь, земля, вода, воздух, которые, в свою очередь, были одним из состояний первоматерии, описываемым комбинациями двух пар качеств: сухости — влажности, и теплоты — холодности.
Подход Птолемея к описанию природы планет был перенят арабскими учёными, а через них проник в Европу. Классификации планет, разработанные на птолемеевском понимании астральной природы, остаются актуальными и в астрологии новейшего времени.
В связи с изменением научной парадигмы в XVII в. от астрологии требовались новые объяснения природы воздействия планет, актуальные в механистической физике. Однако таких объяснений найдено не было.
Предположение, что планеты влияют через свою гравитацию не выдержали научной критики[9]. Не выдержало критики и предположение советского биофизика А. Л. Чижевского утверждавшего, что планеты действуют на землю опосредовано[9], через солнечную активность, чья значимость в развитии многих процессов на земле доказана[10][11][12].
Солнце (астрология).