06-08-2023
С-80 | ||
---|---|---|
Подводная лодка проекта 644 | История корабля | |
Государство флага | СССР | |
Порт приписки | Оленья Губа | |
Спуск на воду | 21 октября 1950 | |
Выведен из состава флота | затонула 26 января 1961 года | |
Современный статус | разделана на металл | |
Основные характеристики | ||
Тип корабля | Дизельная подводная лодка с крылатыми ракетами | |
Обозначение проекта | проект 644 | |
Классификация НАТО | «Whiskey Twin Cylinder» | |
Скорость (надводная) | 16 узлов | |
Скорость (подводная) | 10 узлов | |
Рабочая глубина погружения | 170 м | |
Предельная глубина погружения | ок. 230 м | |
Автономность плавания | 35 суток | |
Экипаж | 55 чел. | |
Размеры | ||
Водоизмещение надводное | 1160 т | |
Водоизмещение подводное | 1430 т | |
Длина наибольшая (по КВЛ) | 76 м | |
Ширина корпуса наиб. | 6,6 м | |
Средняя осадка (по КВЛ) | 4,7 м | Силовая установка |
|
||
Вооружение | ||
Торпедно- минное вооружение |
* 4 носовых 533-мм торпедных аппарата
| |
Ракетное вооружение | две стратегические крылатые ракеты П-5 |
С-80 — советская дизельная подводная лодка с крылатыми ракетами. Первая подводная лодка проекта 644 (англ. Whiskey Twin-Cylinder в классификации НАТО).
Содержание |
Заложена 13 марта 1950 года на заводе «Красное Сормово» в городе Горький как подводная лодка проекта 613 (англ. Whiskey-class в классификации НАТО). Заводской номер 801. 21 октября 1950 года была спущена на воду и 1 ноября доставлена в Баку на Каспийское море для прохождения государственных испытаний. 2 декабря 1952 года после завершения испытаний включена в состав Северного флота, где проходила службу до середины 1957 года.
С июля 1957 года находилась на капитальном ремонте на заводе в Северодвинске, где была переоборудована в соответствии с проектом 644. Модернизация заключалась, в частности, в установке двух внешних контейнеров для крылатых ракет П-5. В апреле 1959 года вновь вернулась в строй, в состав 212-ой бригады подводных лодок Северного флота. Порт приписки — Оленья Губа.
Ночью 26 января 1961 года С-80 находилась в Баренцевом море с целью отработки и совершенствования задач одиночного плавания. Занимала подводное положение на перископной глубине с открытым шноркелем (трубой для подачи воздуха к дизелям с перископной глубины). Волнение на море достигло 6 баллов при температуре воздуха −5 °C. Последнее сообщение от лодки поступило в 0:30.
В дальнейшем, в результате расследования комиссии СФ было установлено, что в 01:27 27 января лодка ушла ниже перископной глубины, что должно было вызвать автоматическое закрытие клапана шноркеля для предотвращения попадания в него забортной воды. Однако этого не произошло из-за обледенения поплавкового клапана шноркеля: система обогрева клапана горячей водой от дизельной силовой установки была отключена.
Дизельные двигатели остановились как только вода попала в их систему вентиляции. Матрос-моторист V отсека обнаружил попадание воды, но не смог оперативно перекрыть вентиль вентиляционной системы двигателя. Вместо того чтобы перекрыть его, он стал открывать его по максимуму (матрос был прикомандирован с другой подводной лодки, где воздушная магистраль перекрывалась не влево, а поворотом рукоятки вправо). Матрос отжимал его с такой силой, что согнул шток. Вскоре отсек был затоплен, лодка потеряла управление и начала крениться.
После того как лодка накренилась на 45 градусов, её ход замедлился до полной остановки, а затем она начала двигаться назад и погружаться до касания о грунт. Второй, третий и четвёртый отсеки были разрушены. Однако в оставшихся отсеках ещё были живы 24 человека. На всплытие у лодки не хватило запасов сжатого воздуха, люди начали умирать от медленного удушья. Некоторые не выдерживали и выбирали быструю смерть, другие держались до последнего. В боевой рубке на задраенной крышке нижнего люка нёс командирскую вахту старпом капитан 3-го ранга В. Осипович; командир ракетной боевой части (БЧ-2) капитан-лейтенант В. Черничко стоял на перископе как вахтенный офицер.
Все 68 членов экипажа С-80 погибли.
Судьба экипажа и подводной лодки оставалась неизвестной 7,5 лет. В 1968 году в штаб Северного флота поступила информация, что рыбаки теряют свои сети, цепляясь за крупный предмет на дне. 70°01′23″ с. ш. 36°35′22″ в. д. / 70.023056° с. ш. 36.589444° в. д. (G) (O). Подводная лодка лежала на твёрдом грунте без дифферента, накренившись на правый борт. В результате тщательного обследования с помощью батискафа было установлено, что это С-80.
Государственная комиссия приняла решение о проведении операции «Глубина» по подъёму подводной лодки. На Николаевском судостроительном заводе было заложено новое спасательное судно «Карпаты» — специально для этой операции. Операция по подъёму лодки была осуществлена 9 июня 1969 года силами Северного флота. Командир экспедиции особого назначения (ЭОН) — капитан 1-го ранга Сергей Минченко.
24 июля 1969 года С-80 была поднята на поверхность и обследована в доке правительственной комиссией во главе с вице-адмиралом Г.И. Щедриным, которая и установила причины аварии. Лодка была признана не подлежащей восстановлению, взорвана и разделана на металл в 1969 году.
Однако некоторые обстоятельства так и остались невыясненными. Согласно выводам Сергея Минченко, «положение вертикального руля С-80 — 20 градусов на левый борт — говорит о том, что подводная лодка вынуждена была резко отвернуть, чтобы избежать столкновения. Никаких скал и рифов в районе плавания не было. Скорее всего, лодка пыталась разойтись с неизвестным судном…»
Моряки с С-80 захоронены в братской могиле в посёлке Оленья Губа. На могиле установлен памятник.
Это заготовка статьи о подводных лодках. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
С-80.