14-10-2023
Список аварий на подводных лодках начиная с 1945 года документирует происшествия, имевшие место после Второй мировой войны. Среди затонувших подводных кораблей было, как минимум, восемь атомных подводных лодок, причём некоторые из них с ракетами или торпедами, оснащёнными ядерными боеголовками и, как минимум, две дизельные лодки с ядерным оружием. Также представлены некоторые доступные на данный момент данные о загрязнении окружающей среды радиоактивными материалами.
Класс происшествия обозначен кодами: НШ — нештатная ситуация; ЧП — чрезвычайное происшествие; НС — несчастный случай; А — авария; К — катастрофа.
Дата | Название | Классификация НАТО | Государство | Погибло | Спаслось | Класс | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|---|
27.07.1946 | С-4 и эсминец «Лепанто» | Serie C | 44 | 0 | К | Проводились учения с участием трёх лодок и трёх эсминцев. Маневрируя, С-4 неожиданно выскочила на поверхность прямо перед носом идущего эсминца Lepanto. Столкновение было неизбежно, повреждения были столь серьёзны, что лодка затонула в считанные минуты, никто из экипажа не успел спастись. | |
26.08.1949 | USS Cochino (SS-345) | Balao | США | 7(1 +6 на борту оказавшей помощь лодки USS Tusk (SS-426) | 76 | А→НС | Дизель-электрический привод. Из поврежденной аккумуляторной батареи произошла утечка гремучего газа, что привело к пожару. Около 14 часов моряки боролись за лодку, но второй взрыв заставил их покинуть судно и эвакуироваться на Tusk. Cochino затонула на глубине 250 метров. |
16.04.1951 | HMS Affray (P421) | Amphion | Великобритания | 75 (50 экипаж + 25 гражданских специалистов) | 0 | К | Дизель-электрическая лодка. Вышла в море с сокращённым экипажем (50 человек из 61 по штату). В то же время на борту находились 25 человек от ВМС и инженерных служб. Лодка затонула в 27 км северо-западнее Олдерни в Ла-Манше. Обнаружена 14 июня 1951 года. Точная причина гибели неизвестна.[1] |
15.12.1952 | C-117 (бывшая Щ-117 «Макрель») | «Щука» серии V-бис | СССР | 52 | 0 | К | Дизель-электрическая подводная лодка из состава Тихоокеанского флота погибла в Японском море. Точная причина и место гибели неизвестны[2]. |
04.04.1953 | Domlupinar (Бывшая USS Blower SS-325) | Balao | Флаг Турции | 81 | 5 | К | В Дарданеллах по дороге с учений в базу лодка столкнулась со шведским грузовым судном Naboland и быстро затонула на глубине 84 метра. Спасательная операция была безуспешна. В живых остались только 5 человек, стоявшие на мостике. |
21.02.1955 | USS Pomodon (SS-486) | Tench | США | 5 | А→НС | При зарядке аккумуляторов в порту Сан Франциско выделился водород, произошёл взрыв и пожар.[3]. | |
16.06.1955 | HMS Sidon (P259) | Subtle | Великобритания | 13 | 0 | К | Дизель-электрическая подводная лодка. Затонула после взрыва высокоскоростной торпеды Mark-12 «Fancy» в порту Портленда. Поднята спустя неделю после взрыва (в дальнейшем была использована в качестве мишени во время испытания нового сонара. Затонула 19 июня 1957 года). По результатам проведённого расследования, Королевским флотом больше не используются торпеды с окислителем, на основе перекиси водорода.[4] |
12.08.1956 | М-259 | Проект А615, Quebec | СССР | 4 | А→НС | Дизель-электрическая торпедная подводная лодка Балтийского флота. Взрыв дизеля и пожар в машинном отделении. Пожар был потушен, лодка всплыла и вернулась на базу.[5][6] | |
1956 | М-255 | Проект А615, Quebec | СССР | 7 | А→НС | Дизель-электрическая торпедная подводная лодка Балтийского флота. Пожар в машинном отделении.[5][7] | |
23.11.1956 | М-200 «Месть» | «Малютка» XV серии | СССР | 28 | 6 | К | Дизельная подводная лодка из состава Балтийского флота. Погибла в Суурупском проливе Балтийского моря в результате столкновения с эскадренным миноносцем «Статный» Балтийского флота[8]. |
22.08.1957 | М-351 | Проект А615, Quebec | СССР | 0 | А | Дизель-электрическая торпедная подводная лодка Черноморского флота. Во время отработки команды «Срочное погружение!» не были закрыты воздуховоды к дизелям. В результате в дизельный отсек поступило до 40 тонн воды и лодка практически вертикально ушла под воду и вонзилась в грунт на глубине 83 метра. 26 августа поднята на поверхность, экипаж спасён.[9] | |
26.09.1957 | М-256 | Проект А615, Quebec | СССР | 35 | 7 | К | Дизельная подводная лодка из состава Балтийского флота. Погибла в Таллинском заливе Балтийского моря в результате взрыва дизеля, вызвавшего нарушение герметичности прочного корпуса[5][10]. |
30.06.1958 | USS Stickleback (SS-415) и USS Silverstein (DE-534) |
Balao и эскортный эсминец типа «Джон Батлер» |
США | 0 | 82 | К | Дизель-электрический привод. Во время учений по противолодочной обороне произошло столкновение со сторожевым кораблём океанской зоны USS Silverstein (DE-534). Обломки затонули на глубине 3 300 метров. Экипаж спасён. |
19.06.1959 | С-99 | Проект 617 | СССР | 0 | А | Уникальная опытовая лодка с дополнительной парогазотурбинной установкой проводила отработку пусков ПГТУ на разных глубинах. Запуски на 40 и 60 метрах прошли успешно, при пуске на 80 метрах произошёл мощный взрыв в 5 отсеке. В результате был пробит прочный корпус и возник пожар. Командир в тот же момент приказал продуть балластные цистерны, не дожидаясь доклада из отсеков. Это спасло лодку: провалившись до 115 метров, она остановилась и начала всплывать. На электромоторах лодка дошла до базы. Не восстанавливалась. | |
14.06.1960 | USS Sargo (SSN-583) | Skate | США | 1 | А→НС | Атомная подводная лодка. Во время стоянки в Перл-Харборе, в результате утечки при заправке резервуаров сжатым кислородом произошёл пожар и последующий взрыв аккумуляторных батарей двух электродвигательных торпед Mark-37. Погиб подводник, отвечавший за перекачку кислорода, который закрылся в горящем отсеке.[11][12] | |
13.10.1960 | К-8 | Проект 627А, November | СССР | А→НС | Атомная подводная лодка. В одном из реакторов произошёл разрыв трубы охлаждения, в результате чего имела место утечка охлаждающей жидкости. У троих членов экипажа были выявлены видимые признаки острой лучевой болезни, 10 членов экипажа получили значительные дозы облучения.[13] | ||
26.01.1961 | С-80 | Проект 644, Whiskey Twin-Cylinder | СССР | 68 | 0 | К | Ракетная дизель-электрическая подводная лодка проекта 644 из состава Северного флота затонула в Баренцевом море в результате затопления отсеков забортной водой через устройство РДП. Была поднята 24 июля 1969 года.[14] |
01.06.1961 | К-8 | Проект 627А, November | СССР | А→НС | Атомная подводная лодка. Во время отработки задач боевой подготовки произошёл разрыв парогенератора. Один человек комиссован с острой формой лучевой болезни. Часть личного состава получила различные дозы облучения.[13] | ||
12.04.1961 | К-19 | Проект 658, Hotel-I | СССР | 0 | ЧП | В День космонавтики К-19 едва не столкнулась с первой в мире АПЛ USS «Nautilus» (SSN-571). В результате менёвра уклонения лодка ударилась носовой частью о грунт. Значительных повреждений не было. | |
1961 | К-19 | Проект 658, Hotel-I | СССР | 1 | НС | Ещё до выхода лодки в свой первый злополучный поход она потеряла члена экипажа. При погрузке ракет в шахты был насмерть раздавлен крышкой люка матрос. | |
03.07.1961 | К-19 | Проект 658, Hotel-I | СССР | 8 | 96 | А→НС | Атомная подводная лодка с баллистическими ядерными ракетами. Во время учений «Полярный круг», когда АПЛ следовала в Северную Атлантику для производства учебных стрельб. В районе норвежского острова Ян-Майен сработала аварийная защита реактора левого борта. Причиной аварии послужило резкое падение давления воды в системе охлаждения реактора. В процессе аварийных работ по созданию резервной системы охлаждения реактора 8 членов экипажа получили дозы радиоактивного облучения, ставшие смертельными. Они погибли от лучевой болезни, прожив после аварии от одной до трёх недель. Ещё 42 человека получили значительные дозы радиации.[15] |
08.10.1961 | К-8 | Проект 627А, November | СССР | 0 | А | Атомная подводная лодка. Во время отработки атаки группы кораблей на первенство ВМФ, вновь открылась течь из парогенератора.[13] | |
11.01.1962 | Б-37 и С-350 | Проект 641, Foxtrot и |
СССР | 122 (59 на Б-37 + 11 на С-350 + 52 на берегу) | К | Дизельная подводная лодка Б-37 из состава Северного флота погибла в результате пожара и взрыва всего боезапаса первого отсека. Подводная лодка стояла у пирса в Екатерининской гавани базы посёлка Полярный; экипаж проводил плановый осмотр и проверку оружия и технических средств. Переборочные люки во всех отсеках были открыты. Два носовых отсека лодки были полностью уничтожены. Весь экипаж Б-37 (59 человек) моментально погиб в результате воздействия ударной волны и отравления газообразными продуктами взрыва.
Вторым корпусом к Б-37 стояла подводная лодка С-350. После взрыва в прочном корпусе первого отсека С-350 образовалась трещина, первый и второй отсеки заполнились водой. Погибли 11 человек. Во время взрыва на Б-37 непосредственно на пирсе проходили занятия строевой подготовки. Погибло 52 матроса и мичмана[16] Эта авария по суммарному числу жертв (122) до сих пор остаётся самой крупной в отечественном подводном флоте и второй в мире в послевоенной истории (после американского Трешера в 1963 г.). |
|
10.05.1962 | USS Permit (SSN-594) и «Hawaiian Citizen» |
Thresher и сухогруз |
США | 0 | A | Атомная торпедная подводная лодка. При пробном погружении в районе островов Фараллон (англ. Farallon Islands, в 30 милях от Сан-Франциско, штат Калифорния) произошло столкновение с грузовым судном «Hawaiian Citizen».[17] | |
10.04.1963 | USS Thresher (SSN-593) | Thresher | США | 129 (112 экипаж и 17 гражданских специалистов) | 0 | К | Атомная торпедная подводная лодка. При плановом погружении на максимальную глубину произошло снижение управляемости лодкой. При попытке экстренного всплытия в системе продувки цистерн образовался лёд, воспрепятствовавший всплытию. По другой версии, произошёл разрыв трубопровода воздуха высокого давления, имевшего (как позже выяснили по документации) некачественные сварные швы, точнее применялась пайка вместо сварки, а выявленные дефекты были устранены лишь частично. Последнее сообщение командира лодки было крайне плохо слышно, различимы лишь слова «пробуем продуть». Лодка «провалилась» на запредельную глубину вплоть до разрушения прочного корпуса. Отмечено появление радиоактивности, что косвенно указывает на разрушение реактора. Обломки покоятся на глубине 2 560 метров. После этого события всю серию лодок «тип Трешер» (по имени первой лодки) переименовали в «тип Пермит» (по имени второй)[18] Это первая в истории гибель атомной подводной лодки и эта авария так и осталась рекордной в подводном флоте по числу жертв в послевоенной истории. |
27.08.1963 | USS Grayback (SSG-574) | Grayback | США | 1 | А-НС | Дизельная лодка с крылатыми ракетами. Шла на перископной глубине под шноркелем (РДП), заряжая аккумуляторы. В условиях сильной качки в аккумуляторном отсеке произошло короткое замыкание и пожар. Один человек не успел покинуть отсек и задохнулся. Лодка своим ходом вернулась на базу в Перл Харбор.[19] | |
12.02.1965 | К-11 | Проект 627А, November | СССР | ? | ? | А→НС | 07.02.1965 года на заводе в городе Северодвинске, началась перезагрузка активной зоны реактора. При подрыве крышки реактора был зафиксирован выброс паровоздушной смеси из-под крышки и резкое ухудшение радиационной обстановки. В течение пяти суток работы не велись, специалисты пытались выяснить причину происшедшего. Сделав неправильные выводы, 12.02.1965 года начали повторный подрыв крышки, при этом опять нарушили технологию (применили нештатную систему фиксации компенсирующих решеток). При отделении крышки от корпуса произошел выброс радиоактивной паровоздушной среды из-под крышки и начался пожар. В результате погибла часть личного состава АПЛ, остальные получили большие дозы облучения. Об уровнях радиоактивного загрязнения и облучения личного состава официальные данные до сих пор не опубликованы. Реакторный отсек был вырезан из лодки и затоплен в районе Новой Земли, а лодка переведена в состав Тихоокеанского флота[20]. |
25.09.1965 | М-258 | Проект А615, Quebec | СССР | 4 | 38 | А→НС | Дизель-электрическая торпедная подводная лодка Балтийского флота. Взрыв аккумуляторной батареи в трюме шестого отсека. Переборочным люком убило 4 моряков в седьмом отсеке. Пожар был потушен, лодка отбуксирована на базу.[21] |
20.11.1965 | К-74 | Проект 675, Echo-II | СССР | 0 | А | Атомная ракетная подводная лодка. Обрыв лопаток главной турбины.[22] | |
14.09.1966 | U-Hai | тип XXIII | ФРГ | 19 | 1 | К | Бывшая дизельная подводная лодка Третьего рейха, переданная Бундесмарине после подъёма и капитального ремонта в 1956 году. На момент гибели числилась учебной. Затонула в результате сильного шторма в районе Доггер-банки. Дизельный отсек залило через устройство РДП, когда вода начала поступать через верхний люк, командир приказал эвакуироваться, но успели только 10 человек. Выжил только один, его подобрали через 10 часов. Он рассказал, что его товарищи погибли не столько от холодной воды, сколько от нападения чаек. Лодка была поднята 24 сентября. Разрезана на металлолом.[23] |
15.07.1967 | Б-31 | Проект 641, Foxtrot | СССР | 4 | 71 | А→НС | Дизельная подводная лодка Б-31 из состава Северного флота. Во время шестидневной арабо-израильской войны патрулировала побережье Египта. В Тунисском проливе Средиземного моря в трюме центрального поста, произошло возгорание топлива. Из-за неисправности средств пожаротушения отсек был оставлен экипажем и задраен. В дыму погибли 4 моряка.[24] |
08.09.1967 | К-3 «Ленинский комсомол» | Проект 627А, November | СССР | 39 | 65 | А→НС | Атомная подводная лодка. Пожар в I и II отсеках при нахождении на боевом дежурстве в Норвежском море. Самостоятельно вернулась в базу.[25].
[26]. |
25.01.1968 | INS Dakar (Z-77) | Triton | Израиль | 62 | 0 | К | Пропала без вести в Средиземном море при переходе из Портленда (Великобритания) в Хайфу, где должна была войти в состав ВМС Израиля. Найдена 29 мая 1999 года между Критом и Кипром на глубине 3000 м.[27] |
27.01.1968 | Minerve (S-647) | Daphné | Франция | 52 | К | Точные причины и место гибели — неизвестны. Затонула в Средиземном море при движении под РДП.[28] | |
08.03.1968 | К-129 | Проект 629А, Golf-II | СССР | 97 | 0 | К | Дизель-электрическая ракетная подводная лодка из состава Тихоокеанского флота погибла в точке с координатами Оаху. Была вооружена ядерными боеприпасами (торпедами и ракетами). Частично поднята 12 августа 1974 года в результате секретной операции ЦРУ «Проект Азориан» с глубины порядка 5 000 метров[29]. | , в 750 милях от острова
22.05.1968 | USS Scorpion (SSN-589) | Skipjack | США | 99 | 0 | К | Погибла в Атлантическом океане, в 400 милях к юго-западу от Азорских островов. Трагедия случилась за 5 дней до возвращения ПЛ в базу в Норфолк. Причина гибели до сих пор не ясна, хотя официальной версией является взрыв торпеды Mark-37.
Периодические исследования радиационного фона на месте трагедии показывают отсутствие утечки радиоактивных материалов из реактора и двух торпед Mark-45-ASTOR с ядерными боеголовками. Обломки покоятся на глубине 3300 м[30]. |
24.05.1968 | К-27 | Проект 645 ЖМТ, November | СССР | 9 (в других источниках — 5 в течение месяца)[31]. | А→НС | Атомная торпедная подводная лодка, модификация 627 проекта, отличающаяся тем, что в энергетической установке в качестве теплоносителя применялась расплавленная смесь свинец-висмут. В ходе испытаний ГЭУ в режиме полного хода реактор вышел из-под контроля, мощность стала резко падать. Авария сопровождалась выбросом радиоактивного газа в реакторный отсек, откуда он стал распространяться по всем отсекам. Все члены экипажа получили различные дозы радиации, однозначно судить о причинах последующей смерти в различные сроки после аварии около 30 подводников сложно[32] Лодка в море больше не выходила, простояла 14 лет на приколе в губе Гремиха, в сентябре 1982 г. затоплена на глубине 33 метра возле архипелага Новая Земля. | |
09.10.1968 | К-131 | Проект 675, Echo-II | СССР | 0 | ЧП | Столкновение с неизвестной иностранной ПЛ. | |
11.02.1969 | USS Chopper (SS-342) | Balao | США | 0 | А | Дизель-электрический привод. Лодка шла со скоростью 7-9 узлов на глубине около 50 метров, когда внезапно возник перебой электропитания. Лодка потеряла ход, стала неуправляемой и с быстро растущим дифферентом на нос стала проваливатся на глубину. Через 60 секунд в почти вертикальном положении она достигла глубины около 330 метров носом (корма на 240 метрах). Экипаж успел продуть балластные цистерны и остановил падение лодки, после чего она начала всплывать. Во время всплытия сначала выровнялся дифферент на нос, затем быстро стал нарастать дифферент на корму и через 120 секунд после сбоя электропитания лодка выскочила на поверхность снова в почти вертикальном положении, но уже носом вверх. Как ни странно, после всего этого лодка добралась в базу своим ходом. Пострадавших не было, но корпус оказался серьёзно повреждён стремительными перепадами давления и в сентябре лодку признали не подлежащей ремонту[33]. | |
15.05.1969 | USS Guitarro (SSN-665) | Sturgeon | США | 0 | А | Атомная подводная лодка. Затонула на глубине 10 м прямо у пирса в результате попеременного заполнения носовых и кормовых балластных цистерн двумя разными группами специалистов, которым для работы требовалась разная дифферентовка лодки, и которые не знали о действиях друг друга. Поднята через 3 дня, ремонт обошёлся по разным данным в 15-35 млн долларов[34]. | |
15.11.1969 | К-19 и USS Gato (SSN-615) |
Проект 658М, Hotel-II и Thresher (Permit) |
СССР и США |
0 | А | Атомная подводная лодка с баллистическими ядерными ракетами. Во время отработки учебных задач в Баренцевом море (на траверзе мыса Териберский), на глубине 60 м столкнулась с американской АПЛ Gato (SSN-615). После аварийного всплытия своим ходом вернулась в базу[15]. | |
04.03.1970 | Eurydicé (S-644) | Daphné | Франция | 57 | К | Во время отработки трёхчасовой программы тренировки, через 5 минут после последней связи, геофизической лабораторией был зафиксирован подводный взрыв. В результате совместной поисково-спасательной итальяно-французской операции спасателями было замечено несколько обломков и нефтяное пятно. Лодку обнаружить не удалось. Предположительно лодка затонула на глубине 750 м неподалёку от мыса Камарат (в 35 милях от Тулона) в Средиземном море. Погибли 56 французских моряков и 1 пакистанский офицер. Причина гибели субмарины не установлена[35]. | |
12.04.1970 | К-8 | Проект 627А, November | СССР | 52 | 73 | А→К | Атомная ракетная подводная лодка из состава Северного флота погибла в Бискайском заливе. Первая потеря советского атомного флота[36]. Пожар начался почти одновременно в 3 и 7 отсеках 8 апреля около половины 11 ночи. Несколько суток борьбы за живучесть лодки ни к чему не привели. Аварийная команда (22 человека) по приказу командира Бессонова осталась на лодке в ночь на 12 апреля, все погибли вместе с лодкой, не считая погибших при пожаре. До сих пор ведутся споры о наличии и количестве ядерных боеприпасов на борту лодки[37]. По советским данным с лодкой затонули два заглушенных реактора и 4 ядерные торпеды[13]. |
20.06.1970 | К-108 и USS Totor (SSN-639) |
Проект 675, Echo-II | СССР и США |
0 | 109 (104?) | А | АПЛ с крылатыми ракетами. На глубине 45 метров столкнулась с АПЛ США SSN-639 «Totor». Стала быстро проваливаться в глубину с большим дифферентом на нос, но вскоре смогла удержать глубину, затем всплыла. Заглушенные автоматической защитой реакторы запустили, но при попытке дать ход выяснилось, что заклинен правый винт. Подошедший буксир доставил лодку в базу, где обнаружились повреждения стабилизатора, лёгкого корпуса в районе 8-10 отсека и вмятина прочного корпуса в 9 отсеке. На американской лодке повреждено ограждение и люк рубки, сама прочная рубка заполнилась водой, жертв также не было. |
20.08.1970 | Galateé и Maria van Riebeeck |
Франция и ЮАР |
6 на Galateé | А | Maria van Riebeeck (первая южноафриканская подводная лодка французской постройки) возвращалась во французский порт Тулон ночью в надводном положении. Одновременно из порта выходила также в надводном положении Galateé. Лодки поздно заметили друг друга и совершили резкие маневры, что только усугубило ситуацию и южноафриканская лодка почти под прямым углом протаранила французскую, на которой погибли 6 человек[38]. | ||
04.12.1971 | PNS Ghazi (SS-479) | Tench | Пакистан | 92 | К | Во время третьей индо-пакистанской войны ПЛ подорвалась на собственных минах и затонула на виду индийской военно-морской базы Вишакхапатнам[39]. Есть также версия, что взрыв в носовой части был внутренним, возможно взрыв собственных торпед или мин. | |
12.12.1971 | USS Dace (SSN-607) | Thresher/Permit | США | 0 | ЧП | Во время перекачки радиоактивной охлаждающей жидкости с атомной подводной лодки USS Dace на плавбазу подводных лодок USS Fulton (AS-11) в Нью-Лондоне (штат Коннектикут), в реку вылилось 500 галлонов радиоактивной охлаждающей жидкости. Пентагон заявил, что подобные происшествия имели место и в прошлом, однако в виду отсутствия опасности для людей о них не сообщалось[40]. | |
24.02.1972 | К-19 | Проект 658М, Hotel-II | СССР | 30 (28 и 2 спасателя) | 76 | А→НС | Атомная подводная лодка с баллистическими ядерными ракетами. При возвращении в базу с боевого патрулирования в Северной Атлантике произошел объёмный пожар в девятом отсеке. В 10-м отсеке отрезанными оказались 12 человек. Освободить их удалось только в базе через 23 дня после пожара.[15] |
14.06.1973 | К-56 | Проект 675, Echo-II | СССР | 27 | 140 | А→НС | Атомная ракетная подводная лодка из состава Тихоокеанского флота погибла в результате столкновения с научно-исследовательским судном (в иностранных источниках — судно радиоэлектронной разведки) «Академик Берг» при возвращении в базу[41].
Капитан спас экипаж, выбросив лодку на отмель. Столкновение «Академика Берга» с К-56 было отнесено к разряду «навигационных происшествий с тяжелыми последствиями». Погибли 16 офицеров, 5 мичманов, 5 матросов, один гражданский специалист из Ленинграда. На месте захоронения 19 моряков в центре кладбища г. Шкотово-17 (ныне г. Фокино) установлен мемориал «Скорбящая мать» |
25.01.1975 | К-57 | Проект 675, Echo-II | СССР | 2 | А→НС | Атомная ракетная подводная лодка с крылатыми ракетами. После проведения внутри субмарины покрасочных работ, произошел несанкционированный пуск системы пожаротушения пятого отсека. В результате двое подводников отравились смесью паров этиленового лака и фреона. | |
11.12.1975 | К-447 «Кисловодск» | Проект 667Б «Мурена», Delta | СССР | 6 | ЧП | Атомная ракетная подводная лодка стояла в базе. Внезапно налетел ураган. Лодка снялась со швартовых и пошла в море. Швартовые команды ещё убирали концы, когда лодку накрыло несколькими мощными волнами. Шесть человек оказались за бортом, тела нашли только следующим утром. | |
30.03.1976 | К-77 | Проект 651, Juliett | СССР | 2 | 76 | А | Дизельная лодка с крылатыми ракетами (в 1977 переименована в Б-77). Возник пожар в 5 отсеке, ликвидированный системой ЛОХ (лодочная объёмная химическая с испрользованием фреона). Но фреон также ошибочно был подан и в 7 отсек, где погибли 2 человека, ещё 9 человек из этого отсека судовой врач успел спасти. Причина пожара — забытый на переключателе гаечный ключ, причина ошибки подачи фреона — неверная маркировка на системе ЛОХ. Виновником был признан судоремонтный завод. |
18.04.1976 | К-116 и грузовой теплоход «Вольск» |
Проект 675, Echo-II | СССР | 0 | ЧП | Атомная лодка с крылатыми ракетами. Выходила из базы, следуя в горле Авачинскй губы. Навстречу шёл грузовой теплоход «Вольск», самовольно продолжавший движение, хотя фарватер был закрыт. Береговые службы на это не отреагировали. В условиях плохой видимости (1,5-2 каб.) визуальный контакт возник слишком поздно, несмотря на попытку манёвра «Вольск» нанёс скользящий удар в правый борт лодки, которая получила вмятины прочного корпуса, повреждения лёгкого корпуса и пробоину балластной цистерны, после чего вернулась на базу для ремонта. | |
28.08.1976 | К-22 и фрегат ВМС США «Водж» |
Проект 675, Echo-II | СССР и США |
0 | ЧП | Атомная подводная лодка с крылатыми ракетами находилась в Средиземном море недалеко от острова Крит. Обнаружив в перископ американский фрегат DE-1097 «МОИНЕСТЕР», командир решил попрактиковаться в маневрировании. Дистанцию он определил на глаз, второй фрегат неподалёку не заметил, в планы свои старпома и штурмана не посвятил, а беспорядочные смены курса и глубины крайне мешали работе гидроакустиков. В итоге, в очередной раз всплыв на перископную глубину, он увидел второй фрегат «ВОДЖ» FF-1047 прямо перед собой, но было уже поздно и лодка на скорости 18 узлов протаранила его в бок сначала носовой частью, а затем и рубкой, получив значительные повреждения корпуса, рубки, выдвижных устройств и ракетного контейнера. Лодка вернулась в базу сама, но ремонт занял много месяцев. Фрегат также был сильно повреждён, лишился хода, несколько человек вылетели за борт, но не пострадали. Судно отбуксировали в базу, ремонт обошёлся в 600 тыс. $. За все эти «манёвры» командир был всего лишь переведён на берег на должность зам НШ флотилии в Гремихе. | |
24.09.1976 | К-47 | Проект 675, Echo-II | СССР | 3 | 101 | А | Атомная ракетная подводная лодка. Пожар на борту во время движения в Северной Атлантике.[21] |
18.10.1976 | К-387 | Проект 671РТ, «Сёмга», Victor-II | СССР | 1 | А | Атомная торпедная подводная лодка. Авария ГЭУ (разрыв главного конденсатора). | |
16.01.1977 | К-115 | Проект 627А, «Кит», November | СССР | 1 | 103 | А→НС | Атомная торпедная подводная лодка. В результате попадания масла в регенераторный патрон ИДА он воспламенился. Один человек получил ожоги 60 % тела и скончался. |
20.09.1977 | USS Ray (SSN-653) | Sturgeon | США | 0 | ЧП | Атомная подводная лодка в Средиземном море в подводном положении столкнулась с коралловым рифом. Причинами считается отказ оборудования и недостаточная подготовка экипажа. На лодке уничтожен сонар и слетел с креплений резервный дизель. Лодку восстановили за год (стоимость не разглашается) и она прослужила до 1993 года[42]. | |
13.04.1978 | К-308 и К-490 | Проект 670, «Скат», Charlie-I и Проект 667БДР, «Кальмар», Delta-III | СССР | 0 | ЧП | Атомные лодки с крылатыми (308) и баллистическими (490) ракетами. К-308 возвращалась в базу из северо-восточной Атлантики, сбившись с курса на 12 миль. К-490 выполняла задачи в полигонах БП. На обеих лодках были значительные упущения организации штурманской и радиолокационной службы. Лишь по счастливой случайности столкновение было скользящим, повреждения незначительны. | |
22.05.1978 | USS Puffer (SSN-652) | Sturgeon | США | 0 | А | Атомная подводная лодка. Из системы охлаждения реактора вылилось значительное количество радиоактивной жидкости. Жертв нет, но многие получили ожоги. Данные об объёме утечки и причинах аварии самые противоречивые. | |
11.12.1978 | К-171 | Проект 667Б «Мурена», Delta | СССР | 3 | ЧП→НС | Атомная ракетная подводная лодка возвращалась после стрельб в базу в надводном положении. В результате неправильных действий экипажа несколько тонн воды вылилось на крышку реактора. Командир БЧ-5 не доложил командиру лодки и попытался выпарить воду и провентилировать отсек. Чтобы проверить обстановку он и ещё двое подводников зашли в отсек и задраились, после чего из-за роста температуры и давления открыть люк не смогли и погибли. | |
21.08.1980 | К-122 | Проект 659Т, Echo-I | СССР | 14 | А→НС | Атомная торпедная подводная лодка. Пожар в 7 отсеке восточнее японского острова Окинава[43]. После ремонта состояние лодки расценено как неудовлетворительное, она больше в море не выходила и после 15 лет отстоя разделана на металл в 1995. | |
09.04.1981 | USS George Washington (SSBN-598) | George Washington | США | 2 на борту Nissho Maru | 13 c Nissho Maru | ЧП→НС | Атомный ракетоносец протаранил при всплытии в Южно-Китайском море небольшое японское грузовое судно. При этом погибли капитан и матрос. Лодка быстро скрылась с места происшествия, не пытаясь помочь терпящим бедствие, а судно через 15 минут затонуло. Оставшихся в живых лишь через сутки подобрал корабль ВМФ Японии. Американцы пытались отрицать причастность к аварии, но затем её пришлось признать и Р. Рейган принёс официальные извинения. Командир и вахтенный офицер были сняты с должностей. |
23.05.1981 | К-211 | Проект 667БДР «Кальмар», Delta III | СССР | 0 | ЧП | В подводном положении произошло столкновение с неизвестной ПЛ, которая, не всплывая, ушла из района аварии. Советская комиссия тогда по характеру застрявших в корпусе обломков заключила, что это американская ПЛ класса «Стёджен»[44]. Вторая подлодка до сих пор не идентифицирована. | |
конец 1981 | HMS Sceptre (S104) | «Суифтшюр» | Великобритания | 0 | ЧП | В 1981 году в арктических водах столкнулась с неопознанной советской АПЛ, потеряв её на своих радарах получасом ранее.[45] | |
21.10.1981 | С-178 и «Рефрижератор-13» |
Проект 613, Whiskey | СССР | 34 (31 тело нашли + 3 пропали без вести) | 31? | К | Дизельная средняя подводная лодка проекта 613В из состава Тихоокеанского флота погибла в результате столкновения с РФС «Рефрижератор-13» в узкой бухте Золотой Рог на виду Владивостока[46]. Подводная лодка пыталась уйти от столкновения. Подводную лодку приняли за рыбацкий корабль. Из-за бездарно организованной спасательной операции в воде рядом с Владивостоком и РВС «Рефрижератор-13» замерзло и погибло множество людей. При попытке части экипажа самостоятельно выйти через торпедные аппараты трое бесследно исчезли. Основная вина принадлежит РФС «Рефрижератор-13». Командир С-178 и старпом РФС-13 были осуждены на 10 лет.
15 ноября 1981 года С-178 была поднята на поверхность, после осушения отсеков и выгрузки торпед, лодку отбуксировали в сухой док Дальзавода. Восстановление лодки было признано нецелесообразным. |
27.10.1981 | С-363 | Проект 613, Whiskey | СССР | 0 | ЧП | Дизельная средняя подводная лодка проекта 613. В результате серьёзной ошибки штурмана в вычислениях местоположения лодки (ошибка составила 57 миль) лодка в надводном положении ночью села на мель в территориальных водах Швеции в нескольких десятках метров от берега. Пострадавших не было, но инцидент получил пренеприятную международную огласку. Флотские остряки прозвали лодку «Шведский комсомолец». Была снята с мели вспомогательным судном 6 ноября, 7 ноября вернулась в базу. В дальнейшем после списания и демонтажа оборудования продана в Швецию[47] | |
.12.1981 | БС-486 «Комсомолец Узбекистана» | Проект 940 «Ленок», India | СССР | 2 | 103 | А | Дизельная спасательная лодка. При следовании в Охотском море прогорело уплотнительное кольцо выхлопного клапана и в отсеки пошёл угарный газ. 86 человек из 105 на борту потеряли сознание, двое скончались. |
09.04.1981 | USS Grayback (LPSS-574) | Grayback | США | 5 | 1 | А→НС | Бывший ракетоносец, переоборудованный в транспортную лодку, способную высаживать водолазов. В ходе учений в результате неисправности клапана из водолазного колокола была откачана не только вода, но и воздух. Только один водолаз остался в живых. Родственники погибших по суду получили $4,25 млн от компании General Dynamics, производителя колокола. |
08.04.1982 | К-123 | Проект 705K, «Лира», Alfa | СССР | 0 | 32 | А | Атомная торпедная скоростная противолодочная подводная лодка. При БП в районе острова Медвежий (Баренцево море) произошла авария энергетической установки с выбросом жидкометаллического теплоносителя в реакторный отсек. Лодка лишилась хода, была отбуксирована в базу. Члены экипажа получили различные дозы облучения[48]. |
15.08.1982 | КС-19 | Проект 658С, Hotel-II | СССР | 1 | ЧП→НС | О дате аварии разные данные — 15 или 17 августа. Это снова печально известная К-19 «Хиросима», но переквалифицированная из крейсера в лодку связи. При проведении профилактических работ в аккумуляторном отсеке на разнополярные контакты попал посторонний предмет. Электрической дугой были серьёзно обожжены 2 или 3 человека. Один из них 20 августа скончался в госпитале. | |
21.01.1983 | № 208 | Проект 629 (СССР), Golf I | КНР | ? | 0 | К | Дизель-электрическая подводная лодка с баллистическими ракетами, построенная по заказу Китая в СССР. Погибла в Южно-китайском море со всем экипажем и группой инженеров и учёных предположительно при столкновении с советской АПЛ К-10, что официально не подтверждено. Учитывая, что на лодках этого типа экипаж около 100 человек и была группа гражданских лиц, можно только предполагать количество жертв, которое вполне могло оказаться больше, чем в 1963 году на американском «Трешере», но китайская сторона упорно отмалчивается. |
21.01.1983 | К-10 | Проект 675, Echo-II | СССР | 0 | А | Атомная ракетная подводная лодка. В подводном положении столкнулась с неизвестным объектом. После всплытия ничего кроме пятен соляра обнаружено не было. Никто из стран тихоокеанского региона об авариях своих ПЛ не сообщал. Только через два года в китайской прессе появился некролог по поводу гибели в этот день группы учёных на ПЛ. Официально эти события не сопоставлялись. | |
24.06.1983 | К-429 | Проект 670, «Скат», Charlie | СССР | 16 | 120 | К | Атомная ракетная подводная лодка с крылатыми ракетами из состава Тихоокеанского флота. Причиной гибели подводной лодки явилось отсутствие ремонта неисправной подводной лодки. Кроме того, основной экипаж по большей части находился в отпусках, а лодку было решено отправить в поход «любой ценой», в результате экипаж срочно сформировали с разных лодок в последние сутки не обращая внимания на протесты командира, которому предложили в случае невыполненния приказа положить на стол партбилет и погоны. Его же потом в результате приговорили к тюремному сроку, хотя именно он в течение 4 суток героически руководил выходом экипажа через торпедные аппараты. Вины же его ни в чём не было, а была неисправность блока управления захлопками вентиляционных клапанов, приведшая к затоплению 4 отсека. В нём погибли 14 человек, ещё двое — при выходе через ТА. 6 августа 1983 года лодка была поднята. Восстановление лодки было оценено в 320 млн рублей. Через 2 года прямо у пирса лодка снова затонула.[49]. |
21.03.1984 | К-314 и USS Kitty Hawk (1961) |
Проект 671, «Ёрш», Victor-I | СССР и США |
0 | 94 | ЧП | Атомная торпедная лодка производила скрытное слежение за авианосцем США «Китти Хок» и кораблями его эскорта, участвовавшими в учениях «Тим спирит 84» в Японском море, но не только была многократно обнаружена сама, но и потеряла объект наблюдения. Всплыв на перископную глубину (время около 22:50), командир разглядел огни эскорта, но не заметил сам авианосец, который шёл без огней. Меж тем лодка находилась прямо по курсу авианосца на небольшой дистанции и через несколько минут произошло столкновение. Авианосец получил небольшую пробоину и был в базе поставлен в док. Лодка получила повреждения лёгкого корпуса и рубки, лишилась хода и дрейфовала на поверхности, через несколько часов была взята на буксир спасательным судном и доставлена в базу. |
17.05.1984 | USS Guitarro (SSN-665) | Sturgeon | США | ? | А | Атомная подводная лодка. Во время учебных стрельб в 65 милях от Сан Диего, Калифорния, произошёл пожар на борту. О жертвах данных нет. Лодка осталась на плаву и отбуксирована в порт, только там пожар был потушен. | |
18.06.1984 | К-131 | Проект 675, Echo-II | СССР | 13 | А→НС | При возвращении атомной подводной лодки из состава Северного флота с боевого дежурства в базу на Кольском полуострове возник пожар в восьмом отсеке, распространившийся в соседний, 7-й отсек. | |
23.10.1984 | К-424 | Проект 667БДР «Кальмар», Delta III | СССР | 2 | А | При подготовке к выходу в море из-за неправильных действий экипажа разорвался трубопровод ВВД. Множество раненых, двое погибших. | |
10.08.1985 | К-431 (К-31) | Проект 675, Echo-II | СССР | 10 (рабочие судоремонтного завода) | А→НС | Атомная подводная лодка с крылатыми ракетами. На судоремонтном завода в бухте Чажма (поселок Шкотово-22) Приморского края (в 55 км от Владивостока), при перезагрузке ядерного топлива, вследствие нарушения требований ядерной безопасности произошёл взрыв, который сорвал крышку реактора и выбросил наружу все отработанное ядерное топливо.
В результате аварии пострадали 290 человек — 10 погибли в момент аварии, у 10 зафиксирована острая лучевая болезнь, у 39 — лучевая реакция. Значительную часть пострадавших составили военнослужащие[50]. |
|
13.09.1985 | К-429 | Проект 670, «Скат», Charlie | СССР | 0 | ЧП | Атомная ракетная подводная лодка с крылатыми ракетами из состава Тихоокеанского флота, поднятая после катастрофы 1983 года, снова затонула прямо у пирса на небольшой глубине. Причина — халатность и неисправность донно-забортной арматуры. Вновь поднята через 13 месяцев, переоборудована в учебно-тренировочную станцию, названа УТС-130. | |
13.03.1986 | USS Nathanael Greene (SSBN-636) | James Madison | США | ЧП | Первый серьёзный инцидент с американской атомной подводной лодкой с баллистическими ракетами. Села на мель в Ирландском море, повредив руль и балластные цистерны. Пострадавших не было, но повреждения лодки сочли столь серьёзными, что она была списана и утилизирована.[51] | ||
03.10.1986 | K-219 | Проект 667АУ, «Навага», Yankee | СССР | 4 + 3 скончались от ран | К | Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения из состава Северного флота. Погиб из-за пожара во время боевого патрулирования в Саргассовом море Атлантического океана, в 770 км к северо-востоку от Бермудских островов. Крейсер затонул при буксировке в условиях шторма на глубине 5 500 м, унеся с собой 48 ядерных боеголовок баллистических ракет РСМ-25 и две ядерных торпеды. Ценой своей жизни матрос Преминин, Сергей Анатольевич заглушил реактор и предотвратил ядерную аварию. Указом Президента РФ № 844 от 7 августа 1997 ему присвоено звание Герой Российской Федерации (посмертно)[52]. Крейсер затонул на 3 день после аварии (6 октября). В этот момент на борту находился один живой член экипажа — командир Британов, покинувший тонущую лодку с помощью спасательного плота. Вполне возможно, что он сам затопил лодку после приказа из Москвы, в котором говорилось, что в связи с невозможностью буксировки лодки необходимо вернуть на неё ранее эвакуированный экипаж и идти в базу своим ходом. Командир же понимал, что лодка всё равно погибнет, весь вопрос — с экипажем или без него и, вероятно, принял решение. Но эта версия спорная, истина известна только одному человеку. | |
18.02.1987 | Б-33 | Проект 641, Foxtrot | СССР | 5 | А | При отработке курсовой задачи на глубине 10 метров возник пожар при замыкании на электрощите во 2 отсеке. Системой ЛОХ пожар ликвидировать не удалось, во избежание взрыва боекомплекта в 1 отсеке командир приказал затопить его. Помимо погибших, 15 человек получили отравления продуктами горения. | |
25.01.1988 | К-178 | Проект 658М, Hotel-II | СССР | 1 | А | Пожар на борту при нахождении в базе. Систему пожаротушения включили с опозданием. | |
12.02.1988 | К-14 | Проект 627А, «Кит», November | СССР | 1 | А | Пожар в трюме 7 отсека при нахождении в базе. Пожар ликвидирован, но один человек погиб. | |
24.04.1988 | USS Bonefish (SS-582) | Barbel | США | 3 | 89 | А→НС | Дизель-электрическая подводная лодка. Попадание воды в батарейный отсек вызвало взрыв и возникновение пожара. Экипаж покинул лодку, которую отбуксировали в Чарлстон. 28 сентября её вывели из состава флота ВМС США. |
23.07.1988 | Nadashio (SS-577) | Yuushio | Япония | 30 с борта Daiichi Fujimaru | 75 | ЧП→НС | Столкновение с японским рыболовецким траулером Daiichi Fujimaru в Токийском заливе[53] |
26.08.1988 | BAP Pacocha (SS-48) | Balao | 22x20px Перу | 8 | 41 | К | В результате столкновения с японским траулером Kiowa Maru недалеко от Кальяо, лодка затонула на глубине 42,5 метра. Была поднята 23 июля 1989 года и разобрана на запасные части. |
18.03.1989 | Б-81 | Проект 651К, Juliett | СССР | 1 | НС | Дизельная лодка с крылатыми ракетами. В штормовых условиях смыт с мостика и погиб командир ПЛ кап. 1 ранга Некрасов А. Б. | |
07.04.1989 | К-278 «Комсомолец» | Проект 685 «Плавник», Mike | СССР | 42 | 30 | К | Атомная торпедная подводная лодка из состава Северного флота погибла в Норвежском море юго-западнее острова Медвежий при возвращении с боевого дежурства в результате объёмного пожара в двух смежных отсеках[54]. Лодка лежит на глубине 1 858 метров.
Реактор лодки был надёжно заглушен, однако в двух торпедных аппаратах находятся торпеды с ядерной боевой частью. |
01.05.1989 | USS Barbel (SS-580) | Barbel | США | 2 | 1 | НС | Дизель-электрическая лодка. По официальной версии людей смыло за борт с палубы волной. Из троих одного удалось спасти. Есть также версия, что людей просто забыли на палубе при срочном погружении. |
14.05.1989 | USS Houston (SSN-713) | Los Angeles | США | 1 на буксире | ЧП-НС | Лодка, возвращаясь после съёмок «Охоты за Красным Октябрём» в базу, возле острова Санта Каталина в Калифорнии зацепила трос, на котором небольшой буксир тянул баржи. Затем лодка погрузилась, утащив за собой буксир, при этом один из членов команды погиб. По решению суда родственники погибшего получили от ВМФ $1,4 млн. | |
05.09.1990 | Б-409 | Проект 641, Foxtrot | СССР | 1 | А | При погрузке торпед лопнул трос, погиб матрос-торпедист. | |
11.02.1992 | USS Baton Rouge (SSN-689) и К-276 (позже Б-276, «Краб», «Кострома»). | Los Angeles и Проект 945 «Барракуда», Sierra-I |
США, Россия | 0 на российской, ? на американской | А | Столкновение двух атомных подводных лодок у острова Кильдин, в территориальных водах России, К-276 столкнулась с американской АПЛ, пытавшейся осуществлять скрытное слежение за российскими кораблями в районе проведения учений. В результате столкновения российская лодка получила повреждения рубки. На американской лодке после столкновения возник пожар, имелись жертвы среди личного состава (число не сообщается), но она все же самостоятельно вернулась в базу, после чего было принято решение не ремонтировать лодку, а вывести её из состава ВМС США.[57]. | |
29.05.1992 | Б-502 (ранее К-502) | Проект 671РТМ «Щука», Victor-III | Россия | 1 | А | В походе замечена неисправность компрессора в 1 отсеке. После возвращения в базу при попытке запуска его произошёл взрыв, начался пожар. Пять человек ранено, один скончался по пути в госпиталь. | |
20.03.1993 | USS Grayling (SSN-646) и К-407 «Новомосковск» |
Sturgeon и Проект 667БДРМ «Дельфин», Delta IV |
США, Россия | 0 | А | Столкновение двух атомных подводных лодок в Баренцевом море. Несмотря на серьёзные повреждения обе смогли своим ходом вернуться в базы. После небольшого ремонта российская лодка вернулась в строй, американская субмарина же была выведена из состава флота и списана на утиль в связи с нецелесообразностью восстановления. | |
30.03.1994 | Émeraude (S 604) | Rubis | Франция | 10 | А→НС | Многоцелевая атомная подводная лодка. Во время противолодочных учений возникла серьёзная утечка пара из второго контура. Члены команды пытались её устранить, но были убиты взрывом паропровода. | |
18.09.1996 | Sang-o | КНДР | 0 | А | Малая дизель-электрическая подводная лодка. Экипаж из 18-ти человек и до шести боевых пловцов. Экипаж и диверсанты (20 человек) погибли в перестрелке с южнокорейскими войсками. Живым захвачен лейтенант северокорейской армии[58]. | ||
26.01.1998 | Б-527 (ранее К-527) | Проект 671РТМ «Щука», Victor-III | Россия | 1 | А | При ремонте реактора началось поступление в отсек радиоактивной воды из первого контура. Пять человек получили острое отравление, один через 6 часов скончался в госпитале. | |
12.08.2000 | К-141 «Курск» | 949А «Антей», Oscar-II | Россия | 118 | 0 | К | Атомная подводная лодка с крылатыми ракетами. Затонула в Баренцевом море, в 137 км от Североморска, на глубине 108 метров в результате катастрофы, произошедшей во время учений. Поднята 10 октября 2001 года. Утилизирована после выгрузки ядерных боеприпасов в мае 2002 года.[59]. |
24.12.2000 | S-21 Tonelero | Oberon | Бразилия | 0 | 0 | А | Затонула на якорной стоянке в порту Рио де Жанейро в результате неуказанного происшествия в машинном отделении[60]. |
09.02.2001 | USS Greeneville (SSN-772) | Los-Angeles | США | 9 на борту Ehime Maru | 26 c Ehime Maru | ЧП→НС | Многоцелевая атомная подводная лодка. При отработке экстренного всплытия (необходимости в котором не было) около гавайского острова Оаху произошло столкновение с японской учебной рыболовецкой шхуной Ehime Maru. Лодка повреждена незначительно, пострадавших нет. Шхуна затонула, американцы ничего не предприняли для спасения тонущих[61]. |
21.05.2002 | USS Dolphin (AGSS-555) | Dolphin | США | 0 | 43 | ЧП | Дизельная лодка спец. назначения. При учениях в 100 милях от Сан Диего прокладка крышки торпедного аппарата внезапно дала течь, небольшая лодка приняла 70-80 тонн воды, едва оставшись на плаву. Через 90 минут экипаж был эвакуирован гражданским судном, лодку прибуксировали в порт на следующий день и восстанавливали три года ($50 млн), но в 2007 году списали и передали в музей Сан Диего.[62] |
06.11.2002 | HMS Trafalgar (S107) | Великобритания | 0 | ЧП | Атомная ударная подводная лодка села на мель возле шотландского острова Скай. Ранены трое членов экипажа. Ремонт занял 15 месяцев и обошёлся в 5 млн фунтов.[63] | ||
16.04.2003 | № 361 | Ming III | КНР | 70 | 0 | К | Дизель-электрическая подводная лодка. Экипаж погиб в Бохайском заливе Жёлтого моря после того, как дизель, не остановившийся при погружении, «сжёг» весь воздух в лодке. 25 апреля ПЛ обнаружили рыбаки, сети которых зацепились за перископ. Лодка отрабатывала автономное плавание в скрытном режиме. Самая крупная официально признанная потеря китайского подводного флота, если не считать № 208 в 1983 году, о которой точных данных до сих пор нет. |
30.08.2003 | Б-159 (до 1989 -К-159) | November | Россия | 9 | 1 | К | Атомная подводная лодка. Затонула вблизи острова Кильдин на глубине 240 метров[64] во время буксировки из бухты Гремиха для утилизации на судоремонтном заводе номер 10 «Шквал» в Полярном. Планировался подъём лодки. По состоянию на 2008 год лодка не поднята.[65]. |
25.10.2003 | USS Hartford (SSN-768) | Los-Angeles | США | 0 | ЧП | Наскочила на мель близ Ла-Маддалены, Сардиния, существенно повредив рули, гидролокатор и иное оборудование. | |
05.10.2004 | HMCS Chicoutimi (SS 879) (ex-HMS Upholder) | Victoria | Канада | 1 | А | Дизель-электрическая лодка после ремонта в Шотландии возвращалась в Канаду (база в Галифаксе). У побережья Ирландии на борту вспыхнул пожар. Девять человек отравились дымом, один лейтенант скончался уже после эвакуации с лодки.[66] | |
14.11.2004 | К-223 «Подольск» | Проект 667БДР, «Кальмар», Delta-III | Россия | 1 | А→НС | Ракетная атомная подводная лодка стратегического назначения. Лодка была пришвартована к пирсу, на борту производились плановые работы. Работавший возле ёмкости с пресной водой 19-летний матрос заметил неисправность редукционного клапана ВВД, подававшегося в ёмкость, о чём предупредил товарищей и они успели покинуть отсек, сам же он был ранен в голову металлическим осколком взорвавшейся ёмкости и через час в госпитале скончался. | |
08.01.2005 | USS San Francisco (SSN-711) | Los-Angeles | США | 1 | 136 | А→НС | Многоцелевая атомная подводная лодка. Столкновение с подводной горой южнее острова Гуам на скорости 35 узлов и глубине 525 футов. Из 137 человек на борту 98 были ранены, из них 30 серьёзно, один позже скончался. Лодка получила значительные повреждения корпуса, сонара, балластных цистерн, торпедных аппаратов. Ремонт оценён в 88 млн$ без учёта стоимости ремонта 15 торпед и 2 ракет «Томагавк».[67] |
06.09.2006 | Б-414 «Даниил Московский» | Проект 671РТМ(К), «Щука», Victor-III | Россия | 2 | А→НС | Торпедная атомная подводная лодка проекта из состава Северного флота. При нахождении на полигоне в Баренцевом море возник пожар в электромеханическом отсеке лодки. Пожар был ликвидирован и лодка при помощи надводных судов была отбуксирована в базу Видяево. | |
21.03.2007 | HMS Tireless (S88) | Trafalgar | Великобритания | 2 | А→НС | Многоцелевая атомная торпедная подводная лодка с крылатыми ракетами. В 274 км севернее Аляски на борту взорвался кислородный баллон. | |
07.01.2008 | INS Sindhughosh (S55), бывшая советская Б-888 | Проект 877ЭКМ, «Палтус», Kilo | Индия | 0 | ЧП | Столкновение с торговым судном Leeds Castle при попытке всплытия, в районе о. Диу, около 400 миль к западу от Бомбея. Лодка принимала участие в общефлотских маневрах, шла на перископной глубине с убранными выдвижными устройствами. Небольшое (?) повреждение ограждения рубки, лодка отбуксирована на верфь в Бомбей.[68] | |
08.11.2008 | K-152 «Нерпа» | Проект 971И, «Щука-Б», Akula-II | Россия | 20 (3 военнослужащих и 17 гражданских специалистов) | 188 | ЧП→НС | По официальной версии, на подлодке несанкционировано сработала аварийная система пожаротушения. Атомная силовая установка на борту лодки не пострадала, радиационный фон на корабле в норме[69]. |
03.02.2009 | «Vanguard» и «Le Triomphant» |
Великобритания и Франция | 0 | ~250 | ЧП→А | Столкновение произошло под водой 3 или 4 февраля. В результате, британская подводная лодка, оснащённая 16-ю ядерными ракетами «Трайдент», была отбуксирована в базу ВМФ Великобритании Фаслейн, а французская своим ходом дошла до Бреста. Жертв и утечек радиации нет.[70][71]. | |
19.03.2009 | USS Hartford (SSN-768) и «New Orleans» (LPD 18) |
Los-Angeles Десантно-вертолетный транспорт-док типа San-Antonio |
США | 0 | ЧП | Столкновение произошло в ночь с 19 на 20 марта в Ормузском проливе, недалеко от территориальных вод Ирана. Лёгкие ранения получили 15 моряков подводной лодки. У десантного корабля пробит топливный танк, произошла утечка дизельного топлива. Утечек радиации не выявлено. Командир лодки отстранён от исполнения обязанностей «в связи с утратой доверия командования».[72] |
По мотивам первой катастрофы на К-19, произошедшей в июле 1961 года, снят фильм К-19: Оставляющая вдов. В разное время с этой лодкой произошёл ряд происшествий, приведших к человеческим жертвам и устрашающему неофициальному названию «Хиросима».
Аварии на подводных лодках (с 1945 года).