11-05-2023
П11 | |
|
|
Основные данные | |
---|---|
Осевая формула |
2—2 |
Годы постройки | |
Страна постройки | |
Завод | |
Серия паровозов | |
Ширина колеи | |
Технические данные | |
Длина |
12 495 мм |
Высота над головками рельсов |
4780 мм |
Ширина |
3050 мм |
Колёсная база |
8600 мм |
Диаметр колёс |
900, 1050 мм |
Масса порожнего тендера |
48,6 т |
Масса гружённого тендера |
77 т |
Нагрузка от осей на рельсы |
до 19 тс |
Тип топлива |
уголь |
Запас топлива |
14,5 т |
Объём баков для воды |
10,85 м³ |
Тендер типа П11 (после переделок — П13) — первый, и собственно единственный советский серийный тендер-конденсатор.
Проектирование тендера началось в 1935 году на Коломенском заводе и велось конструкторами Б. С. Поздняковым, А. И. Козякиным, А. А. Кирнарским, Т. И. Гринем и другими. Проектирование заняло 45 суток (с учётом разработки дополнительных устройств для паровоза). В 1936 году изготовление опытного тендера было завершено и его прицепили к паровозу СО17-85, который стал первым построенным в СССР паровозом с конденсацией отработанного пара. 1 марта того же года состоялась первая обкатка паровоза с новым тендером. К концу месяца аналогичный тендер был прицеплен и к паровозу СО17-84. Данные паровозы получили обозначение серии СОк, или как обозначалось на сами паровозах — СО19. В следующем году началось серийное производство данных паровозов на ряде советских заводов, всего было выпущено 1438 таких паровозов. Тендеры и соответствующее оборудование для локомотивов изготовлял же только Коломенский завод. Также в 1937—1940 гг. завод оборудовал тендер-конденсаторами П11 восемнадцать паровозов серии Эм (паровозы при этом получили обозначение Эмк). Паровозы с конденсацией отработанного пара получили широкое распространение в засушливых и отдалённых южных регионах страны.
В конце 1940-х, в связи с широким распространением тепловозов, необходимость в применении тендер-конденсаторов отпала и их начали заменять на обычные тендеры.
В передней части тендера расположен угольный ящик, за ним уже идут собственно секции холодильника. Секций всего 18 штук, общая площадь охлаждения составляет 2180 м². Для пропуска воздуха через секции холодильника на тендере расположены 3 вентилятора, вращающиеся с частотой до 1000 об/мин и имеющие общую производительность до 650 000 м³/ч. Вентиляторы приводятся через промежуточную передачу от паровой турбины (расположена в нижней части тендера), мощностью 160 л.с. и работающую на отработанном паре. Производительность тендера-конденсатора сильно зависит от окружающей температуры. Так при +40°С можно получать из пара до 14000 м³ воды в час, а при +55°С — до 10000 м³. Максимальная температура воды на выходе может достигать +90°С, что позволяет снизить затраты топлива на её повторное испарение.
Ходовая часть тендера состоит из двух двухосных тележек. Тележки имеют клёпанную раму, двухступенчатое рессорное подвешивание, а по конструкции однотипны с тележками тендеров паровозов серий Л и Су. Диаметр колёс поначалу составлял 900 мм, что при высоких осевых нагрузках часто приводило к выкрашиванию бандажей. В результате вскоре НКПС дал указание ремонтным заводам за счёт изменения конструкции тележек увеличить диаметр колёс до 1050 мм. Такие тендеры получили обозначение тип П13.
Тендер-конденсатор П11.