Трейнсёрфинг

19-05-2023

Файл:TrainSurfersRussia.jpg
Трейнсёрферы на движущемся электропоезде ЭР2Р. Платформа Серп и Молот, Москва, 2010 год.

Трейнсёрфинг (от англ. train surfing; также наружная езда, зацепинг) — способ передвижения, практикующийся в основном молодёжью — проезд на автосцепных устройствах, поручнях и подножках, на тормозных площадках и в открытых кузовах (у товарных вагонов), на межвагонных буферах и розетках или на крышах поездов, «зацепляясь» руками за наружную арматуру вагона. Люди, практикующие данный способ проезда, именуются «трейнсёрферами» или «зацеперами». Проезд снаружи грузовых поездов как правило обозначается собственным термином — трейнхоп, а практикующие его — «трейнхопперами».

Трейнсёрфинг обычно рассматривается практикующими его пассажирами либо как экстремальное развлечение, либо как свободный способ езды при поездке на поезде куда-либо, обладающий по сравнению с ездой в вагоне рядом преимуществ:

  • получение удовольствия от скорости и процесса езды;
  • расширенный обзор окружающей местности в сравнении с видом из окна вагона;
  • возможность проехать с относительным комфортом при переполненности вагона или сильной жаре;
  • возможность сэкономить на оплате проезда;
  • возможность успеть запрыгнуть на отъезжающий поезд или спрыгнуть с него на ходу до полной остановки.


Содержание

История

Демобилизация немецкой армии в 1918 г. Не поместившиеся в поезд солдаты залезают на крышу.
Переполненный трамвайный поезд серии МП в Петербурге, 1933 год
Беженцы на крыше поезда в Индии, 1947 год

Явление проезда на транспортных средствах снаружи существовало до появления первых железных дорог. На ряде первых железных дорог проезд на крышах, подножках и в вагонах открытого типа был обычным явлением. Со временем, по мере увеличения размеров и скоростей поездов, для повышения безопасности пассажиров практически все пассажирские вагоны стали выпускаться полностью крытыми. При этом проезд снаружи пассажирских поездов как правило применялся только в целях безбилетного проезда. В 19 веке сам по себе проезд вне салона поезда во многих странах не считался нарушением, однако таковым являлся безбилетный проезд.

Во время первой и второй мировых войн трейнсёрфинг на железной дороге часто использовался как вынужденная мера при транспортировке солдат. Поскольку вагонов зачастую не хватало для быстрого переброса войск, не поместившиеся внутрь солдаты нередко ездили на крышах поездов. Также достаточно высокого уровня развития трейнсёрфинг достиг в США 30-х годах, когда в результате финансового кризиса и обеднения населения появилась субкультура бродяг, которые, чтобы не платить за билет, путешествовали по стране на товарных поездах.

С начала 20 века в эпоху появления и развития трамвайных линий в городах Европы, по мере роста населения трамваи в час пик стали ходить переполненными. Это привело к тому, что ряд пассажиров, не сумевших влезть в салон, стали практиковать наружную езду на сцепках, подножках и поручнях около дверей вагонов, а иногда также забирались на крышу. Явление массовой езды на трамваях вне салона постепенно убавилось только в начале второй половины 20 века в связи с выпуском на линии новых трамваев и принятием мер со стороны транспортных предприятий и милиции по повышению безопасности пассажироперевозок, поэтому со временем снаружи трамваев продолжали кататься в основном лишь дети и подростки.

Начиная со второй половины 20 века уровень распространённости трейнсёрфинга во многих странах Европы значительно снизился, тем не менее он продолжал использоваться путешественниками как бесплатный и свободный способ передвижения на товарном или пассажирском поезде дальнего следования. Например известно, что в начале 50-х годов во время учёбы в институте будущий президент России Борис Ельцин осуществил двухмесячную поездку по стране, передвигаясь на крышах и подножках вагонов, в ходе которой попал в неприятную историю, играя в «буру» с уголовниками, которые также ехали на крыше поезда.[1]. В то же время в странах Юго-Восточной Азии и Африки из-за небольшого количества поездов при большой плотности населения наружная езда на различных видах транспорта, в том числе и железнодорожном, получила массовое развитие.

Хотя как способ свободного путешествия, либо вынужденного проезда при переполненности вагона зацепинг существовал и ранее, как массовое «хобби» он начал зарождаться лишь в середине второй половины 20 века. Впервые как молодёжное увлечение он появился в ЮАР среди подростков из неблагополучных семей, когда железнодорожные пути перестали охраняться.[2]. В 1990-е годы в европейских странах началось развитие трейнсёрфинга как молодёжного хобби, в особенности на поездах пригородного и местного сообщения. Наибольшую популярность он приобрёл среди подростков, живущих недалеко от железной дороги, в качестве своего рода «боевого крещения» или демонстрации «мужества» перед сверстниками. В Германии, где он получил название «S-Bahn-Surfen» (так как там чаще всего практикуется на поездах городских железных дорог (S-Bahn)), трейнсёрфинг долгое время был моден до начала 2000-х, т.к. проезд снаружи пассажирского поезда не являлся противозаконным при наличии билета. Позднее в 2005 году известность и популярность трейнсёрфинга в Германии на некоторое время снова повысилась после случая, когда один из немецких зацеперов осуществил проезд на задней кабине скоростного поезда ICE3, используя вакуумную присоску и карабин для крепления к лобовому стеклу хвостового вагона.

В России развитию этого явления на пригородных поездах способствовала произошедшая в конце 1980-х ликвидация проводников, ездивших в задних кабинах электро и дизель-поездов, из состава поездной бригады, а также повышение цен на проезд и нестабильная ситуация в стране в эпоху 90-х. Во второй половине 2000-х в России на Московской и Октябрьской железных дорогах возникла проблема нехватки рейсов и переполненности пригородных электропоездов. Ситуация усугубилась в 2007 году после начала массовых отмен электричек на ряде направлений, а также закупки электропоездов ЭД4М с новой конструкцией окон, при которых салон практически не вентилировался. Это привело к тому, что в летнее время в час пик участились случаи держания автоматических дверей для проветривания тамбура и повышения количества пассажиров, которые при сильной заполненности электропоезда или невозможности войти внутрь осуществляли проезд на хвостовых кабинах и в межвагоньях. Не в последнюю очередь развитию этого явления способствовало и появление в Интернете групп зацеперов в социальных сетях и распространение видео.

В конце 2000-х — начале 2010-х годов зацепинг в России достиг высокого уровня развития из-за массовых отмен электричек и проведения зацеперами организованных мероприятий по массовому проезду снаружи поездов[3], а освещение этих событий и связанных с зацепингом несчастных случаев в СМИ привело к широкой известности данного явления. Кроме того, с 2010 года в России участились случаи зацепинга в метрополитене, а начиная с 2011 года стали осуществляться поездки на скоростных поездах «Сапсан».[4]

Современное состояние

В Индии трейнсёрфинг является широкораспространённым способом проезда.

Трейнсёрфинг имеет массовое распространение в некоторых странах Южной и Юго-Восточной Азии и Африки, где подобный способ передвижения нередко может являться вынужденной мерой из-за крайнего переполнения поездов.[5] В последнее время железнодорожные компании в этих странах пытаются принять меры к понижению степени данного явления. На некоторых железных дорогах езда снаружи поезда имеет легальный статус и даже иногда используется в качестве аттракциона для туристов.[6] В большинстве других стран, где трейнсёрфинг запрещён правилами пользования, он имеет разный уровень развития и существует на уровне экстремального молодёжного хобби или способа бесплатного путешествия, однако практически везде имеет место проезд на товарных поездах. В Японии, несмотря на сильную переполненность поездов метро и пригородных электричек, зацепинг как таковой практически отсутствует.

В Европе трейнсёрфинг наибольшее развитие получил в России в Московской и Ленинградской области и на Украине в Киевской области, в особенности на пригородных поездах. В Москве и Московской области, по оценкам экспертов, число зацеперов состаляет примерно 20 тысяч человек, при этом наиболее популярными направлениями являются Ярославское и Горьковское.[7] Также достаточно высокое распространение в этих странах имеет езда на грузовых поездах, которая в некоторых отдалённых регионах России является едва ли не единственным способом передвижения местного населения. Определённого уровеня развития зацепинг также достиг в Московском метрополитене.

Многие трейнсёрферы по всему миру общаются между собой с помощью социальных сетей и собираются небольшими группами для осуществления совместных поездок. Характерно для большинства зацеперов и то, что они снимают свои поездки на видео, которое потом выкладывают в Интернет. Кроме того, российскими трейнсёрферами периодически устраиваются массовые мероприятия по катанию снаружи поездов хорошо организованными группами, организуемые заранее с помощью Интернета. Некоторые из них также имеют цель привлечь внимание общественности и носят форму протеста (такая акция, например, имела место в июле 2010 года на Горьковском направлении МЖД, где трейнсёрферы протестовали против отмены пригородных электричек в связи с пуском высокоскоростных поездов «Сапсан» между Москвой и Нижним Новгородом[8]).

Разновидности

Трейнсёрфинг наиболее распространён на пригородных электропоездах. Также существуют более экстремальные (и соответственно более опасные для жизни) виды трейнсёрфинга, требующие большей подготовки со стороны практикующего его пассажира. Так, зацепинг на поезде метрополитена (именуемый также как метро-сёрфинг) считается более опасным из-за близкого габарита тоннелей и отсутствия освещения, особенно опасным является проезд на крыше метропоезда.[9] При езде на грузовых поездах (трейнхопе) следует учитывать резкие рывки вагонов при разгоне, торможении и прохождении подъёмов и спусков, которые на пассажирских поездах практически отсутствуют, а при проезде на поезде дальнего следования или скоростном поезде основными факторами опасности является большая скорость и продолжительность поездки, а также отсутствие присущих пригородным поездам конструкций для залезания и поездки. Существуют и менее опасные разновидности трейнсёрфинга, например проезд снаружи узкоколейного поезда или на задней сцепке трамвая.

Кроме того, трейнсёрфинг подразделяется на несколько основных разновидностей в зависимости от места проезда:

  • Бэкрайдинг, бэксайд зацепинг - проезд на заднем торце хвостового вагона. Широко распространен на электропоездах и трамваях, считается одним из наиболее безопасных видов зацепинга, т.к. в случае падения зацепер не попадает под колёса и у него остаются шансы получить минимальные травмы и выжить.
  • Фронтрайдинг, фронт зацепинг - проезд на переднем торце головного вагона и локомотива. Считается более опасным, чем проезд сзади, поскольку во время поездки зацепер подвергается воздействию встречного ветра и рискует погибнуть в случае падения под колёса или столкновения поезда с препятствием. Кроме того, при таком проезде трейнсёрфер как правило вынужден ехать в «мёртвой» зоне, чтобы не оказаться замеченным со стороны машиниста, что нередко предполагает езду в неудобном положении.
  • Сайдрайдинг - проезд сбоку на дверях, зеркалах или окнах вагона. Данный способ проезда считается довольно опасным из-за наличия габаритных сближений (светофоров, высоких платформ), поэтому как правило используется только при залезании или слезании при небольшой скорости, либо на проверенных перегонах, на которых отсутствуют сильные габаритные сближения.
  • Битвинвагонрайдинг, межвагон зацепинг - проезд между вагонами на буферах, розетках и лестницах, либо сверху на межвагонном суфле или гармошке. Из-за возможности попасть под колёса в случае срыва и сложности залезания и слезания с низкой платформы или с насыпи считается более опасным, чем проезд сзади. Имеет широкое распространение на всех типах пассажирских поездов из-за незаметности проезжающего в межвагонье зацепера со стороны полиции и работников железной дороги.
  • Руфрайдинг - проезд на крыше. Считается одним из самых опасных видов трейнсёрфинга из-за наличия контактной сети и электрооборудования на крыше вагона либо низких препятствий над крышей, а также определённой сложности и опасности процесса залезания или спуска с крыши на ряде поездов.
  • Андервагонрайдинг - проезд под вагоном, как правило на вагонных тележках. Также считается одним из наиболее опасных способов из-за сложности найти удобное положение и вероятности зацепиться за вращающуюся ось колёсной пары.

Кроме того, в некоторых случаях трейнсёрферы не осуществляют проезд непосредственно на самом поезде, а лишь используют его для тяги, держась руками или пристегнувшись карабином, и при этом скользят по снегу или рельсам на подошвах обуви, едут по покрытому плотным слоем снега пути на санках или сноубордах или по платформе на роликах или скейтбордах. Такой вид зацепинга гораздо опаснее проезда непосредственно на самом поезде, поскольку существует большая вероятность потери равновесия или натыкания трейнсёрфера на препятствия с последующим падением на большой скорости.

Опасности и несчастные случаи

Проезд снаружи поезда является более опасным, нежели проезд в вагоне. Это связано как с отсутствием элементов пассивной безопасности вагона, так и с тем, что со стороны осуществляющего проезд снаружи пассажира требуется постоянный контроль окружающей обстановки, наличие некоторой физической подготовки, реакции и собранности, а также некоторое понимание устройства подвижного состава и предвидение возможных опасностей. По мнению убеждённых зацеперов, данный способ проезда при соблюдении определённых правил предосторожности является безопасным[10], тем не менее нередки случаи гибели или увечья трейнсёрферов при катании снаружи поезда. Чаще всего травмируются дети ввиду отсутствия у них должного уровня подготовки и понимания всех опасностей и особенностей устройства подвижного состава. Кроме того, среди трейнсёрферов нередко встречаются любители риска и острых ощущений, которые в целях получения адреналина или съёмки трюков на камеру пренебрегают осторожностью при поездке, что зачастую приводит к несчастным случаям.

Наиболее частыми причинами несчастных случаев являются:

  • Потеря равновесия и падение с поезда во время движения. Как правило это происходит в результате проезда в нетрезвом виде или плохом самочувствии с последующим отпусканием рук, пренебрежения правилом трёх опор при перемещении по поезду, проезда на ненадёжных конструкциях, проделывания трюков во время движения, проезда на поезде при отсутствии позволяющих держаться руками конструкций, обрыва конструкций поезда из-за ржавчины и усталости металла. В зимнее время к соскальзыванию с поезда также может привести обледенение поручней и подножек. Кроме того, при проезде на крыше скоростного поезда человек может упасть из-за сильного ветра при отсутствии возможности закрепиться.
  • Поражение электрическим током при проезде на электрифицированных линиях в результате касания или слишком близкого приближения к контактной сети, токоприёмнику, тормозным резисторам и высоковольтным шинам на крыше электроподвижного состава.
  • Столкновение с препятствиями по ходу движения (например, платформами, светофорными столбами, мостами, порталами тоннелей) при проезде за габаритом подвижного состава сбоку или на крыше.
  • Падение на рельсовый путь под колёса в результате неудачного запрыгивания или схода на ходу на боковую подножку, спереди или между вагонами. Например, несчастные случаи такого рода нередко происходят при запрыгивании на ходу на подножки товарных вагонов.
  • Падение и травмирование тела в результате спрыгивания на большой скорости на ходу.

В Германии только в 2008 году число погибших во время трейнсёрфинга достигло 40 человек[11]. В России, по данным Главного управления МВД на транспорте, в 2011 году погибло более 100 трейнсёрферов [12]

Критика

Трейнсёрфинг регулярно подвергается критике как со стороны представителей железной дороги и правоохранительных органов, так и со стороны ряда любителей железных дорог. Так, некоторые из них обращают внимание на то, что данное явление всегда было широко распространено среди подростков из неблагополучных семей и молодых хулиганов, а его развитие в последнее время связано с вниманием к зацепингу со стороны средств массовой информации. [13] Также значительная часть работников железной дороги негативно относится к зацепингу по причине того, что в случае серьёзного инцидента с участием трейнсёрфера движение может задержаться, а машинисты получают психологическую травму и могут быть подвергнуты лишению премии или другим санкциям со стороны руководства депо. Затем, существует точка зрения о том, что люди проезжающие снаружи поездов своим видом агитируют на совершение подобных действий детей, не имеющих должной подготовки и знаний для осуществления безопасного проезда и легкомысленно относящихся к зацепингу, что приводит к большому количеству инцидентов с их участием. Существует также точка зрения, что многими зацеперами опасность данного действия не осознаётся в полной мере и заметно принижается. Кроме того, некоторые железнодорожные любители - фотографы неодобрительно относятся к зацеперам, поскольку последние своим видом мешают фотографировать поезда, загораживая их и портя композицую кадра при съёмке.

Стоит обратить внимание на то, что сообщество зацеперов и часть сообщества железнодорожных любителей в последнее время находятся в крайне напряжённых отношениях, нередки взаимные оскорбления и угрозы. Отчасти это вызвано тем, что железнодорожные любители иногда оказывают правоохранительным органам посильную помощь, сообщая о готовящихся акциях трейнсёрферов.

Наказание и меры противодействия

На большинстве железных дорог мира трейнсёрфинг является нарушением правил проезда пассажиров и административного законодательства.

В России трейнсёрфинг на железных дорогах общего пользования наказывается штрафом в размере 100 рублей (статья 11.17 пункт 1 статья 12.29 пункт 1 КоАП РФ). В данный момент предлагается законопроект о повышении штрафа за нарушение статьи 11.17 со 100 до 1000 рублей.[14] РЖД же выступило с инициативой ужесточить меры наказания в ещё большей степени, предложив увеличить штрафы за данное нарушение до 5000 рублей или применять административный арест.[15]

В метрополитенах РФ трейнсёрфинг напрямую не запрещён правилами пользования, однако он обычно расценивается как самовольное проникновение посторонних лиц в производственные помещения (в данном случае — в тоннель), что в свою очередь является нарушением и обычно предусматривает наложение штрафа в размере от 100 до 1000 рублей. Самые крупные штрафы за подобные нарушения на территории России действуют в метрополитене Санкт-Петербурга, где согласно новой системе штрафов, трейнсёрферы могут быть оштрафованы на сумму от 500 до 3000 рублей.[16]

В европейских странах штрафы за проезд на поезде снаружи могут быть значительно выше. Например в Германии в соответствии с местным законодательством о железнодорожном транспорте (§ 28 пункт 1 нарушение № 9), лица занимающиеся трейнсёрфингом, могут наказываться штрафом до 50 000 Евро.

Наиболее распространённой мерой борьбы с трейнсёрферами является проведение полицией рейдов и профилактических бесед, а также развешивание железнодорожниками плакатов, предупреждающих об опасности. Как правило, основной целью таких рейдов являются несовершеннолетние подростки.

В Индонезии для борьбы с трейнсёрферами применяются более радикальные меры. Например, для борьбы с ездой на крышах вагоны опрыскиваются краской или маслом, а на некоторых неэлектрифицированных линиях устанавливаются специальные опоры с подвешенными на них бетонными шарами, которые при столкновении с человеком на скорости могут нанести серьёзный вред здоровью или привести к смерти.[17]

Ссылки

  • «Dicing with death on SA trains» (статья BBC News о трейнсёрфинге в ЮАР)
  • Сайт кампании против трейнсёрфинга (Дания)

Примечания

  1. Необычные случаи из жизни Ельцина
  2. Обыкновенное безумие
  3. В РЖД умоляют пассажиров не ездить верхом на электричках
  4. Молодые люди хотели проехать на Сапсане, привязав себя между вагонами»; РИА Новости, 29 марта 2011
  5. Нас действительно много?»; photoshtab.ru
  6. На крыше поезда до горы Нос Дьявола и обратно
  7. Подмосковные зацеперы предпочитают электрички Ярославского и Горьковского направлений
  8. У москвичей появился новый вид спорта – зацепинг»; Metro News, 14 февраля 2011
  9. Смертельный "зацепинг"», Вести-Москва, 14 февраля 2011
  10. Московские электрички отправляются в путь с живым "прицепом"»; РИА Новости, 30 августа 2010
  11. 40 Jugendliche starben 2008 beim S-Bahn-Surfen»; Stuttgarter Nachrichten, 19 мая 2010
  12. Почти 150 детей погибли в РФ в 2011 г. и около 50 с начала 2012 г., катаясь на крышах поездов»; Газета Стрела
  13. Лев Мощевитин против «зацепинга»: «Только настоящее хобби спасает людей от глупостей»
  14. Минтранс предлагает ужесточить санкции за нарушение правил поведения граждан в самолётах, поездах и на борту кораблей
  15. Для зацеперов могут ввести административный арест до 15 суток
  16. Подписан закон о новых больших штрафах для пассажиров метро
  17. Indonesia concrete balls combat train surfing

Трейнсёрфинг.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47