14-09-2023
Большая Ордынка Москва |
|
Храм иконы Божьей Матери «Всех скорбящих радость», 1792, арх. В. И. Баженов, 1834—1836, арх. О. И. Бове |
|
Общая информация | |
---|---|
Страна |
Россия |
Город | |
Округ | |
Район |
Якиманка (чётная сторона) |
Протяжённость |
1,73 км |
Ближайшие станции метро |
Третьяковская (начало, середина) |
на OpenStreetMap | |
на Яндекс.Картах | |
Большая Ордынка на Викискладе | |
|
(O) Малый Ордынский переулок.
О возникновении названия улицы было высказано несколько версий (вела дорога в Орду, здесь останавливались ханские послы), но правильной Э. М. Мурзаев всё-таки объясняет название тем, что отсюда начиналась дорога на Орду. [1]
является та, что тут жили ордынцы — тяглые люди, главной обязанностью которых являлась перевозка и отправка собранной с русских княжеств дани в Орду. НоВ сентябре 1612 года во время Московской битвы на Большой Ордынке стоял Климентьевский острог (у церкви св. Климента), оборона которого стала одним из главных событий битвы.
Дом начала XVIII века с палатами XVI века.
Гимназия Косицына, XVIII—XIX век с палатами XVII века (в глубине двора по Черниговскому переулку); доходный дом И. Ф. Нейштадт (1913—1916, архитектор Капитолий Дулин).
Построен в 1906 году, архитектор — Владимир Шервуд.
памятник архитектуры (федеральный), здание конца XVIII века.
Здесь, в квартире № 13, жил писатель Виктор Ардов, собиравший у себя в гостях многих деятелей литературы и искусства: Борис Пастернак читал здесь главы из романа «Доктор Живаго»; приезжая в Москву в 1938—1966 годах, здесь подолгу жила и работала Анна Ахматова; здесь состоялась её единственная встреча с Мариной Цветаевой. В честь Ахматовой на доме имеется мемориальная доска, а во дворе — памятная стела (скульптор В. А. Суровцев, архитектор Н. Д. Земляновская)[2]. В квартире Ардова планируется открытие литературного музея[3].
памятник архитектуры (федеральный), здание XVIII—XIX веков с каменной оградой 1882 года. Территория усадьбы сформировалась в конце XVIII века при купце А. И. Долгове, на дочери которого был женат архитектор Василий Баженов. Его имя пытались связать с постройкой главного дома, однако архитектура здания не несёт характерных примет творчества Баженова. Трёхэтажный дом в стиле раннего классицизма был поставлен в глубине двора на сводчатом подклете палат рубежа XVII—XVIII веков. Дом получил свой нынешний ампирный облик в 1817—1822 годах, при восстановлении после пожара 1812 года.
После 1875 года в здании размещалась 3-я женская гимназия. Последним дореволюционным владельцем дома был Николай Иванович Жемочкин, торговавший кожей и приводными ремнями. С 1961 года здесь находится Институт Латинской Америки Академии наук.
Замоскворецкий узел связи, первая советская автоматическая телефонная станция Москвы (1928, архитектор В. Патек). Построена по типовому проекту, аналогичные — на Бакунинской улице и Арбате[4]
В здании находится музыкальный колледж эстрадного и джазового искусства.
Здание церкви с шатровой колокольней (1672).
памятник архитектуры (региональный), здание 1890 года, архитектор — Александр Никифоров.
Здание XVIII—XIX веков.
памятник архитектуры (федеральный), храм с колокольней построены в 1798—1842 (1791—1802[уточнить]) годах на средства купца И. И. Савина, авторство проекта приписывается Ивану Еготову.
Здание начала XIX века было перестроено в 1885 году архитектором Адольфом Кнабе, в 1909 году — архитектором Михаилом Бугровским, интерьеры (1909) — Фёдора Шехтеля, Ивана Кузнецова и Сергея Конёнкова. Главный дом усадьбы построен по красной линии улицы после пожара 1812 года на месте сгоревшей усадьбы. Изначально дом принадлежал Киреевским, затем особняк перешел к семье Морозовых. В 1884—1908 годах усадьбой владела сестра Саввы Морозова А. Т. Карпова[5].
памятник архитектуры (региональный), здание XIX — начала XX веков, архитекторы — Никита Лазарев и Владимир Чагин.
памятник архитектуры (федеральный), здание начала XIX века.
памятник архитектуры (вновь выявленный объект), здание 1870-х годов, архитектор — Александр Каминский. В здании находится педагогический колледж № 1 имени К. Д. Ушинского.
Построен в 1913 году, архитектор — Степан Езерский.
памятник архитектуры (вновь выявленный объект), здание 1811 года.
памятник архитектуры (вновь выявленный объект), дом 1821 года (перестроен в 1878 году) и флигель 1881 года постройки, архитектор — Пётр Виноградов.
памятник архитектуры (региональный), конец XVIII, середина XIX веков; 1879, архитектор — Николай Зубатов; 1870-е — 1910-е годы.
Здание начала XIX века.
Перестроено в 1914 году архитектором Николаем Спириным, филиал академического Малого театра.
памятник архитектуры (вновь выявленный объект), первая половина XIX века.
Здание XVIII—XIX веков.
Здание 1820-х годов.
Здание 1790-х годов.
Двухэтажная застройка XIX века.
памятник архитектуры (региональный), вторая половина XIX — начало XX века.
Одноэтажный дом XVIII—XIX веков.
Здание 1892 года, архитектор — Пётр Ушаков; посольство Бахрейна в Москве.
памятник архитектуры (федеральный), здание 1792 года, архитектор — Василий Баженов, перестроено в 1823—1836 годах по проекту Осипа Бове.
Воссоздан в 1996 году по облику здания середины XVIII — начала XIX веков.
Здание XIX века. В 2014 году строительная корпорация «Баркли» при поддержке Москомархитектуры и Архитектурного совета города Москвы провела конкурс на разработку архитектурной концепции жилого дома на этой территории. Его финалистами стали проекты, предусматривающие снос двух исторических зданий (второй — по адресу Ордынский тупик, д. 6 стр. 1) ради последующей застройки[6].
памятник архитектуры (вновь выявленный объект). Дом, переданный в 1871 году купцом Давыдом Ивановичем Хлудовым Московскому епархиальному ведомству. Здесь располагалось Московское епархиальное училище иконописи и ремёсел, а с 1885 года — Мариинское женское епархиальное училище.
По этому адресу находился дом, принадлежавший купцу И. А. Лямину. В 1909 году в память об отце он был пожертвован его дочерью, В. И. Дубровиной, городу, после чего здесь открылись Убежище для беспризорных детей и приют престарелых имени И. А. Лямина, рассчитанные на 60 детей и 25 женщин. В 1957 году на этом месте было построено административное здание (архитекторы —П. Зиновьев, Аркадий Лангман, Лазарь Чериковер, П. П. Зиновьев)[7], в настоящее время — офис корпорации «Росатом».
Здесь жил архитектор Александр Калмыков[8].
Здание 1900 года, архитектор — Фёдор Шехтель; здесь располагался Петрографический Институт.
памятник архитектуры (федеральный):
Здание 1861 года было перестроено в 1911 году архитектором Иваном Германом.
памятник архитектуры (вновь выявленный объект), здание 1851 года.
Построено в 1998—2005 годах, архитектор — Павел Андреев. Ранее на этом месте находился автобусный парк, сооружённый в 1926 году по проекту архитектора Михаила Приёмышева.
Одноэтажный дом начала XIX века был снесён в 2011 году для освобождения места под строительство с увеличением объёма[10].
Одноэтажный дом XIX века.
Деревянный жилой дом 1817 года постройки, представительство Чувашской Республики в Москве.
памятник архитектуры (региональный), деревянный дом 1817 года постройки. Снесён в нарушение законодательства в апреле-мае 2014 года ООО «Золотая орда» (заказчик) и ООО «Проектно-строительная компания „КИТОС“» (подрядчик)[11].
Здание 1908 года, архитектор — Александр Бирюков.
Здание занимает посольство Израиля в России.
памятник архитектуры (федеральный), здание 1766—1775 годов, архитектор — Карл Бланк, ограда с воротами — 1820-е, архитектор Фёдор Шестаков, богадельня — 1879—1880, архитектор Дмитрий Певницкий.
Здесь жила актриса и режиссёр Е. И. Страдомская[12].
Здание 1911 года, архитектор — Никита Лазарев; посольство Киргизии в Москве.
Перепланирован в 1896 году архитектором Фёдором Кольбе; посольство Кубы в Москве
Здание 1911 года, архитектор — Никита Лазарев. Здесь жили актёр и режиссёр Михаил Козаков[13], литературовед Владимир Глоцер[14].
Жилой дом XIX века; посольство Кении в России.
памятник архитектуры (вновь выявленный объект), 1827—1833 годы, 2-я половина XIX века; посольство Аргентины в Москве.
№ 45, 47
№ 27
№ 60
№ 67, 69
На Ордынке я остановил извозчика у ворот Марфо-Мариинской обители: там во дворе чернели кареты, видны были раскрытые двери небольшой освещенной церкви, из дверей горестно и умиленно неслось пение девичьего хора. Мне почему-то захотелось непременно войти туда. Дворник у ворот загородил мне дорогу, прося мягко, умоляюще:
— Нельзя, господин, нельзя! — Как нельзя? В церковь нельзя? — Можно, господин, конечно, можно, только прошу вас за ради Бога, не ходите, там сичас великая княгиня Ельзавет Фёдровна и великий князь Митрий Палыч … Я сунул ему рубль — он сокрушенно вздохнул и пропустил. Иван Бунин, «Чистый понедельник» (1944)
Сегодня, правда, похвастать было особо нечем… Заехал и на Большую Ордынку, это уж от служебного рвения. Поговорил с очкастым хозяином криволапого ублюдка, выслушал всю душераздирающую историю, закончившуюся сдержанными мужскими рыданиями. — Борис Акунин, «Пиковый валет»
Это было на стоянке, // Душу ветром пробирало, — // На Ордынке, на Полянке // Тихо музыка играла. — Юнна Мориц, «На стоянке». Вероятно, музыка доносилась из окон музыкального училища в доме № 27 — сейчас это Музыкальный колледж эстрадного и джазового искусства.
Где-то возле Ордынки или возле Таганки // Или где-то еще, заблудившись весной // На неверных ногах после выпитой банки // Витька Фомкин один добирался домой — Игорь Сукачёв, «Витька Фомкин»
Плывет в тоске необъяснимой // пчелиный хор сомнамбул, пьяниц. // В ночной столице фотоснимок // печально сделал иностранец, // и выезжает на Ордынку // такси с больными седоками // и мертвецы стоят в обнимку // с особняками. — Иосиф Бродский, «Рождественский романс»
Улица Большая Ордынка.