Халафская культура

13-05-2023

Халафская культура и Хассуна

Халафская культура — неолитическая археологическая культура 5 тыс. до н. э. в Северной Месопотамии (Ирак, северная Сирия, юго-восточная Турция). Названа по поселению Тель-Халаф (араб. تل حلف‎‎) в северной Сирии, возле турецкой границы. Не менее известен археологический памятник Невалы-Чори.

Содержание

История

Халафская культура происходила из восточных районов Анатолии, а в 6 тыс. до н. э. распространилась по территории современных Сирии и Ирака[1].

Культура существовала в 5050-4300 гг. до н. э. (по старой некалиброванной хронологии) или в 5600-4500 гг. до н. э. (по новой калиброванной хронологии).

Халафская культура исчезла или была уничтожена около 4400-4300 гг. до н. э. в результате вторжения с юга предков шумеров. В северной Месопотамии она была сменена убайдской культурой[1].

Хронология халафской культуры реконструируется по богатым находкам керамики в местности Арпахия в Ираке, где в неолите находился местный центр производства керамики:

  • древний Халаф: 5600-5300 гг. до н. э.
  • средний Халаф: 5300-4800 гг. до н. э.
  • поздний Халаф: 4800-4500 гг. до н. э.

Экономика

Небольшие поселения халафской культуры располагались у рек, были плотно застроены однокомнатными сырцовыми домами в виде толосов с примыкающими прямоугольными хозяйственными постройками, иногда с печами, очагами (в том числе для обжига керамики). Основой хозяйства были земледелие и скотоводство. Земледелие основывалось на природных осадках, ирригация не использовалась. Выращивали эммер (сорт пшеницы), ячмень и лён. Держали коров, овец и коз. Найдены каменные зернотёрки, ступки, серпы, обгоревшие зёрна разных видов пшеницы, ячменя, кости домашних животных (коровы, овцы, козы, собаки и др.). Многочисленны орудия из кости.

Халафская керамика

Керамика халафской культуры находилась в различных районах северной Месопотамии и во многих районах Анатолии. Это свидетельствует о том, что она широко использовалась в этом регионе. Керамика разнообразных форм украшена геометрической или сюжетной (изображения животных) росписью, коричневым по розоватому или желтоватому фону. Изготавливалась также неокрашенная и полированная керамика. Обнаружены антропоморфные и зооморфные глиняные фигурки, отдельные медные предметы (в том числе печать). Но медь не использовалась для изготовления орудий.

Религия

Считается, что население Тель-Халафа первоначально состояло из пришельцев с севера, возможно, из Хаджилара и Чатал-Гуюка. Так что религиозный комплекс халафской культуры не сильно от них отличается. Погребения — трупоположения в катакомбах и ямах, трупосожжения. Мертвых хоронили вместе с дарами, среди которых были глиняные женские фигурки. Дикий бык почитался как символ мужского плодородия. Изображения быков, букрании (украшения из бычьих и козлиных черепов) имели культовое значение и, вероятно, были связаны с богом грозы, занимавшим важное значение во всех древних религиях Ближнего Востока. Не было найдено мужских глиняных фигурок, хотя изображений богини-матери было очень много. Она типично изображалась присевшей, в сопровождении голубей, с преувеличенной грудью.

История исследования

Халафская культура названа по арамейскому названию первого раскопанного археологического объекта, Тель-Халаф (ныне в Сирии, на границе с Турцией), «холм бывшего города». Он был открыт в 1899 году немецким дипломатом Максом фон Оппенгеймом, исследовавшим местность для проведения Багдадской железной дороги. Он вернулся, чтобы продолжить раскопки в частном порядке в 1910 и 1913 году, а также в 1929 году при поддержке французской колониальной администрации Сирии. Несмотря на частный характер, его раскопки были проведены на высоком научном уровне. Значительная их часть стала его частной собственностью и выставлялась им в Берлине, где в 1943 году стала жертвой бомбовых ударов. Осколки коллекции были сохранены в Пергамском музее, и в начале 2000-х годов прошли реставрацию, за которой последовал ряд выставок. В 2006 году начались сирийско-германские раскопки в Тель-Халаф.

Примечания

  1. ↑ DEBUT DU NEOLITHIQUE

Ссылки

  • Халафская культура
  • Чем халаф отличался от хассуны?

Литература

  • Массон В. М. Средняя Азия и Древний Восток. — М. — Л., 1964.
  • Мерперт Н. Я., Мунчаев Р. М. Раннеземледельческие поселения Северной Месопотамии // Советская археология. — 1971. — № 3.
  • Oppenheim M. F. Tell Halaf, Bd 1-4, В., 1943-62
  • Mallowan M. E., Rose J. C. The excavations at Tall Arpachiyah. — L., 1935.
  • Müller-Karpe, Hermann Handbuch der Vorgeschichte, vol. 2. — С. 59 ff.


Хронологическая таблица неолита Ближнего Востока
Марио Ливерани, Antico Oriente: storia, società, economia, Laterza, Roma-Bari, 2009, ISBN 978-88-420-9041-0, p. 84.
6000 Хабур Джебель-Синджар,
Ассирия
Средний Тигр Нижняя
Месопотамия
Хузистан Анатолия Сирия
5600   Умм-Дабагия     Мухаммад-Джафар Чатал-Гююк
(6300-5500)
 
Амук A
5200
Старший Халаф

Хассуна
Старшая Самарра
(5600-5400)

Средняя Самарра
(5400-5000)

Поздняя Самарра
(5000-4800)
 
Сузиана A
Хаджилар

Мерсин 24-22
 

Амук B
4800
Средний Халаф
Поздняя Хассуна

Тепе-Гавра 20
Эриду
(= Убайд 1)
Эриду 19-15

Тепе-Сабз
Хаджилар

Мерсин 22-20

Амук C
4500 Поздний Халаф Тепе-Гавра 19-18   Хаджи-Мухаммад
(= Убайд 2)

Эриду 14-12
Хазине, en:Darreh Khazineh

Сузиана B
Джан-Хасан

Мерсин 19-17

Амук D

См. также: Доисторический Ближний Восток

Халафская культура.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47