Чортен

28-06-2023

Строение ступы согласно буддийским канонам
Ступа в 5-м микрорайоне Элисты, Калмыкия
Субурганы Иволгинского дацана

Сту́па (санскр. स्तूप, stūpa IAST, «макушка, куча земли, камней», тиб. чойтэн, монг. суварга(н)) — в буддийской архитектуре, монументальное и культовое сооружение для хранения реликвий, имеющее куполовидную форму и не имеющее доступа внутрь. Исторически восходит к могильным курганам, сооружавшимся для погребения царей или вождей.

Содержание

История

Первые буддийские ступы в буддийском предании

Одна из известнейших сутр Палийского канона — Махапаринирвана-сутра (на пали: Махапариниббана сутта), посвященная последним дням жизни Будды, его смерти и событиям вскоре после его смерти, так описывает обстоятельства постройки первых буддийских ступ.

После смерти (махапаринирваны) Будды в Кусинаре, его тело было кремировано с царскими почестями. После этого, восемь различных сторон, представлявших разные области Индии, потребовали отдать им священный прах Будды, для воздвижения ступы:

  • Царь Магадхи Аджатасатту
  • Семейство Личчхави из Вайшали
  • Семейство Шакьев из Капилавасту (семейство, из которого происходил сам Будда)
  • Семейство Булы из Аллакана
  • Семейство Колии из Рамагама
  • Брахман Ведхадипа
  • Семейство Маллы Павские
  • Семейство Маллы из Кусинара — заявили остальным сторонам, что поскольку Будда скончался в их области, они не уступят «ни одной частицы из останков Благословенного».

Спор рассудил брахман Дона, предложив сторонам разделить прах Будды на восемь равных частей, с чем все согласились. По просьбе сторон, Дона произвёл указанное деление. Для построения собственной ступы, он попросил даровать ему сосуд, в котором был кремирован Будда, его просьбу удовлетворили. После этого, ещё одна сторона — Мории Пиппхаливанские — тоже попросили себе часть праха Будды, для постройки ступы. Получив ответ, что «не осталось более частиц святых останков Благословенного», они взяли себе золы из погребального костра.

Таким образом, согласно сутре, было воздвигнуто 10 первых ступ, из них 8 — священным останкам Будды, 1 — сосуду в котором кремирован Будда, и 1 — золе из погребального костра Будды.

Об этих первых ступах в текущее время мало что известно, в частности, из-за того, что среди остатков древних архитектурных сооружений Индии до сих пор не удалось определить что-либо относящееся к этим ступам.

Дальнейшая история

Название

Название ступа характерно только для Индии и Непала; в Шри-Ланке применяется название дагоба, в Мьянме — зеди и пато, в Таиланде — чеди и пранн, в Лаосе — тхат, в Тибете и Бутане — чортен, в Монголии — суварга; в России (Бурятия, Калмыкия, Тыва, Алтай) — субурган, в Китае и Вьетнаме — бао та, пагода и т. д.

Архитектура

Уже наиболее ранние ступы (Ступа №1 в Санчи, 3—2 вв. до н. э.) имели каноническую 3-частную структуру: ступенчатое основание, массивный основной объём, венчающую часть в виде многоярусного зонта. Встречаются ступы полусферические (Индия, Шри-Ланка), квадратные ступенчатые (Шри-Ланка, Таиланд), башнеобразные (Вьетнам, Китай), колоколообразные (Мьянма, Таиланд, Камбоджа, Индонезия), бутылеобразные (Монголия, Китай). Обычная техника сооружения ступы, — облицовка камнем, оштукатуренным кирпичом с заполнением грунтом, щебёнкой и т. п.; в декоре, ступы часто применяются раскраска и позолота.

В ступах тибетского типа на вершину ступы устанавливают соёмбо — символ огня, солнца и луны.

Разновидности ступ

Ступы двух видов[1]:

  • реликварные, которые также бывают двух видов:
    • шарирака — ступы, построенные над телесными останками,
    • парибходжика — те, где реликвиями служат предметы, которыми просветленные пользовались при жизни;
  • мемориальные (уддешика) ступы возводят в честь памятных событий.

Культовое значение

Согласно взглядам буддистов, ступы обладают магической силой добра, и помогают людям, их посещающим, внести гармонию в свою жизнь, и очистить себя от различных пороков и развить в себе добродетели.

Одной из религиозных буддийских практик является ритуальный обход ступы по кругу по направлению движения солнца. Эта практика считается возможностью получить более сильное, по сравнению с обычным посещением ступы, магическое воздействие ступы на себя и свою жизнь, и считается одним из видов совершения доброй кармы. При этом гораздо более ценным и полезным считается обход ступы в виде простираний на земле: cначала совершающий этот обряд ложится на землю, распростёршись на земле, а затем поднимается и становится ногами на то место, которого коснулось его лицо; затем опять ложится и т. д. — и дальше продвигается подобным образом.

При этом обход ступы (как обычным хождением, так и совершением простираний) обычно не ограничивается одним кругом вокруг неё — верующий может проходить / проползать много кругов в течение многих часов, в зависимости от того, насколько хватает сил и желания. Ламы, приезжающие к ступам, проходят 108 раз вокруг неё. Некоторые верующие совершают обход, с перерывами на отдых и сон, много дней.

Таким образом, ступы являются одним из мест паломничества буддистов, в частности, с целью совершения ритуальных обходов вокруг них.

Также религиозной заслугой (и доброй кармой) считается совершение пожертвований (подношений) на постройку и ремонт ступ. Иногда при постройке новой ступы, все нужные для этого деньги жертвует один человек. Очень богатые люди иногда строят большие ступы полностью на свои деньги. Некоторые люди среднего достатка строят на свои деньги небольшие ступы (от 1 до 5 метров) и жертвуют их буддийским храмам и монастырям.

Разрушение ступы считается деянием, подобным одному из т. н. «пяти грехов незамедлительного воздаяния», а именно пролитию крови Будды, и влечёт за собой неотвратимое перерождение в аду сразу после этой жизни.[2]

Ступы в России

На территории Бурятии построено большое множество комплексов ступ всех разновидностей. Большой комплекс ступ находится в Иволгинском дацане. Самой большой ступой в России на данный момент является копия непальской Бодхнатх — Джарун Хашор в Кижингинском районе Бурятии, построенная в конце 1990-х. Один из субурганов находится на острове Огой (озеро Байкал, пролив Малое море, напротив посёлка Курма).

В Калмыкии также находится большое количество ступ. Одна из них — ступа Просветления в Элисте — примечательна тем, что возведена ламой школы карма-кагью.

С [1]. Небольшой субурган расположен в Усть-Коксинском районе Республики Алтай, в Уймонской долине, на значительном удалении от автотрассы Усть-Кокса — Тюнгур в сторону Теректинского хребта, между сёлами Курунда и Теректа.

Вплоть до 2011 года единственными ступами, построенными не на территории традиционных буддийских республик России, были два субургана на горе Качканар в Свердловской области. Недостроенная московская ступа находится на правом берегу реки Лихоборки, недалеко от Комплекса Трех религий «Новый Иерусалим», в районе Алтуфьево. Летом 2011 года был освящён «Бадма Чортен» в Иркутске, на лето 2012 года запланировано начало строительства большой ступы под Санкт-Петербургом и открытие Ступы Просветления в поселке Морки (Республика Марий Эл).

Примечания

  1. Хижняк О. С. Восемь великих ступ // Первые Торчиновские чтения. Религиоведение и востоковедение: Матер. науч. конф. — СПб., 2004.
  2. см. Васубандху. Абхидхармакоша — Карма-нидеша, карики 106—107

Литература

  • Н. Александрова. Географическое пространство в картине мира буддиста-паломника // Человек и Природа в духовной культуре Востока. — М.: ИВ РАН: Крафт+, 2004, с. 48-78
  • Ступы: символы Просветления Тартанг Тулку // Буддизм России. −1999. № 31. — СПб

Ссылки

  • «Ступа» в БСЭ
  • «Ступа» в ЭСБЕ
  • Буддийская ступа на острове Огой
  • Уймонский субурган на «Живых дорогах Сибири»
  • История Каракольского субургана
  • Сайт о буддийских ступах со всего мира
  • Статья о ступах на сайте красноярского Дхарма-центра «Чакрасамвара»

Чортен.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47