24 часа Дайтоны

18-10-2023

Daytona International Speedway с воздуха

Rolex 24 at Daytona (также известная по своему историческому наименованию 24 Часа Дайтоны) — 24-часовая гонка на выносливость, проводимая ежегодно на Daytona International Speedway в Дайтона-Бич, штат Флорида. Она проходит на 3,56-мильной (5728 м) комбинированной дорожной трассе, включающей участки три-овала NASCAR и дорожный участок в инфилде. Со своего основания она проводится в последний уикенд января или первый уикенд февраля, как часть Недели Скорости и является первой из главных автомобильных гонок сезона в США.

Гонка за годы своего существования сменила несколько имен. С 1991 года Rolex Watch Co. стала титульным спонсором гонки, сменив Sunbank (ныне SunTrust), который в свою очередь сменил Pepsi в 1984. Победители во всех классах получают стальные часы Rolex Cosmograph.

В 2006 гонка прошла на неделю раньше в январе, во избежание пересечения с СуперБоулом, который, в свою очередь, переместился несколько лет назад на неделю вперёд. Таким образом, два события обменялись датами.

Содержание

Начало

Схема трассы, по которой проходит гонка

В 1962 году, через несколько лет после сооружения трека, была проведена 3-часовая гонка спортивных автомобилей, Daytona Continental, бывшая частью чемпионата мира спортивных автомобилей. Первую гонку выиграл Дэн Герни на Лотус 19 с 2,7л Coventry Climax. Многочисленные частные Porsche 718 принимали участие, но эти 1600-кубовые машины были слишком слабы для относительно коротких и быстрых гонок, несмотря на победы в заковыристой Тарга Флорио и тяжёлых 12 часах Себринга.

В 1964 году гонка была удлинена до 2000 км (1220 миль), что было двойной дистанцией классических 1000 км гонок на Нюрбургринге, Спа и Монце. Дистанция составляла примерно половину того, что проходили в 24 часах Ле Мана и примерно соответствовала дистанции 12 часов Себринга, что проходят там же во Флориде, несколькими неделями позже. Начиная с 1966 года, гонка в Дайтоне стала проводиться в течение 24 часов, как в Ле Мане.

История 24-х часов

Также как и в 24 часах Спа (проводится с 1924 года) и 24 часах Нюрбургринга (с 1970 года) цель мероприятия — определить команду гонщиков, которые смогут проехать дальше всех за определённый промежуток времени, в отличие от большинства гонок, где нужно проехать заданную дистанцию за минимальное время.

В отличие от ЛеМана, гонка в Дайтоне проводится на полностью закрытой трассе в пределах овала, без использования городских улиц. Используется большая часть крутого бенкинга, который прерывается шиканой на задней прямой и быстрой секцией инфилда, включающей две шпильки. Также в отличие от ЛеМана гонка проводится зимой, когда ночи особенно длинны. Освещение установлено по периметру трека, для обеспечения возможности гонок в ночное время (и наилучшего телепокрытия), хотя инфилд освещён все ещё не так хорошо, как сам овал. Однако общее освещение даёт около 20 %, что схоже с освещением ЛеМана, где ярко освещён лишь пит-лейн, а остальная часть имеет неплохое освещение схожее с уличным.

Для получения классификации автомобиль должен пересечь линию финиша по истечении 24 часов своим ходом, что приводило к драматическим ситуациям, когда повреждённый автомобиль часами ждал в боксах или на обочине недалеко от финиша, затем запускал двигатель и ползком пересекал линию финиша в последний раз просто чтобы финишировать по истечении 24-х часов и получить классификацию, что лучше дисквалификации с формулировкой DNF (Did Not Finish). В ходе первой гонки 1962 Daytona Continental (тогда ещё 3 часа), Лотус Герни лидировал по пройденной дистанции, когда его двигатель сдох и он припарковался на вершине бенкинга перед финишной линией. Когда закончились три часа, Герни провёл машину ещё несколько футов через финиш то ли на стартере, то ли гравитацией, то ли их сочетанием (до сих пор спорят об этом), не только зафиксировав позицию, но и фактически выиграв гонку.

После проигрыша Форду в 1966 году и в Дайтоне и на ЛеМане, Феррари привели к финишу парадным строем три машины в 1967. Чтобы отпраздновать победу над соперником на его домашней гонке, Феррари назвал один из дорожных автомобилей с V12 Феррари Дайтона.

В 1968 году Порше повторили свою тройную победу. После того как Герард Миттер потерпел аварию из-за разрыва покрышки на овале, его напарник Роль Штоммелен присоединился к экипажу Вика Элфорда и Йохена Ниирпаша. Когда автомобиль Джо Зифферта и Ханса Херманна, долго лидировавших, опустился на второе место из-за технических проблем, оба пилота присоединилсь к новым лидерам. Таким образом, Порше привела на высшую ступень подиума 5 из 8 своих гонщиков, да ещё Джо Шлессер и Джо Бузетта на третьем месте, и лишь Миттер выбыл.

В 1972 году из-за энергетического кризиса гонка была сокращена до 6 часов, а в 1974 году отменена целиком.

В 1982 году, после постоянного нахождения в составе чемпионата мира спортивных автомобилей, гонка вышла из серии, которая стремясь снизить затраты решила гоняться только в Европе и на более коротких гонках. Сама гонка стала частью IMSA GT. В 70-х команды увеличили свои экипажи до 3 пилотов. А сейчас выступают нередко и 4 и 5 пять гонщиков, когда машины становятся «такси» для менее удачливых членов команды. Победители 1997 привели на подиум сразу 7 гонщиков.

Grand American & Daytona Prototypes

После проблем с правами с IMSA в 90-х, гонка в Дайтоне вошла в состав серии ГрандАм (GrandAm), соперника Американской Серии Ле-Ман, которая, как гласит её имя, использует тот же регламент, что и Серия Ле-Ман, а также 24 часа Ле-Мана, хотя сам ЛеМан не входит в календарь АЛМС. А серия GrandAm, наоборот имеет тесные связи с NASCAR и акцентируется на контроле расходов и плотности состязаний.

Новый регламент, призванный сделать гонки более дешёвым, был введён в 2002 году. Регламент прототипов исходил из гонки в Дайтоне, и требовал использования менее дорогих материалов и технологий, более простой аэродинамики с целью уменьшения затрат на разработку и доводку автомобиля.

Шасси производятся специализированными фирмами, вроде Riley, Doran, Fabcar и Crawford, по заказам команд, а двигатели известны под марками производителей, вроде Pontiac, Lexus и Porsche. В отличие от других серий машины именуются по формуле Двигатель-Шасси (например «Lexus-Riley»), так как производители шасси малоизвестны и не производят дорожных машин, подобно другим производителям гоночных шасси. Изменения 2007 позволяют производство только специализированного шасси для одной модели, для поощрения появления прототипов именуемых гоночными версиями дорожных машин.

GT в Дайтоне

Класс Gran Turismo в Дайтоне ближе к дорожным машинам, чем где-либо ещё, приближаясь к классу GT3. К примеру используется более стандартная кубковая версия 996, взамен гоночных версий RS/RSR. Из недавних участников Дайтоны встречаются также BMW M3, Corvette, Mazda RX-8 и Pontiac GTO.R.

С целью уменьшения расходов, регламент GT теперь позволяет использовать навесные панели, схожие с серийными (новая Mazda, к примеру, или Infiniti G35). Эти правила чем-то напоминают старые спецификации GTO, но с большими ограничениями. Допущение каркасно-панельной конструкции автомобилей позволяет уменьшить затраты — особенно после аварий, когда команды могут восстановить автомобиль к следующей гонке меньшей ценой, или модифицировать его, но за исключением случаев, когда автомобиль списывается или в конце сезона.

Гонка 2006

В гонке 2006 команды, имеющие традиционные связи с Порше (как Brumos Racing, которая с 70-х традиционно нумерует свои Порше номерами 58 и 59), предприняли попытку «Реконкисты» Дайтоны. Заводские гонщики Порше были распределены между командами, комплектующимися двигателями Порше, и немец Лукас Лур взял поул на Crawford-Porsche № 23 от Alex Job Racing. В гонке автомобиль, ведомый также Майком Роккенфеллером и Патриком Лонгом, некоторое время лидировал, но потерял лидерство во время ремонта рулевого управления и финишировал лишь 3 м впереди Fabcar-Porsche № 58 Red Bull Brumos с ещё одним заводским гонщиком Порше Сашей Маасеном. Пара Riley-Lexus пришла 1 м и 2 м, а звёздный состав Target Chip Ganassi’s в составе Скотта Диксона, Дэна Уэлдона и Кейси Мирза одержал победу.

В класс GT, как обычно, было множество Порше, а их быстрейшим гонщиком стал Вольф Хенцлер. Опытная команда The Racer’s Group выставила Pontiac GTO.R который не только взял поул в GT, но также лидировал на ранней стадии гонки, сражаясь с новейшими 997, и финишировал 10 м, впереди 21 прототипа. Победил же № 36 от TPC Racing Porsche, управляемая Рэнди Побстом, Майклом Левитасом, Яном Басом и Спенсером Пампелли, чья машина прошла на 3 круга больше и пришла 9й в общем зачёте. Вторым лучшим «не-Порше» стал ещё один GTO.R от TRG, пришедший 26 м в общем зачёте и 13 м в классе.

Участие именитых гонщиков

Поскольку Rolex 24 проводится зимой, в межсезонье остальных серий, то много высококлассных пилотов могут и хотят принять в ней участие, если позволяют спонсорские соглашения. Маркетинговая машина гонки преподносит это как вызов чемпионов, а администрация стремится обеспечить высококлассные гонки и наличие звёзд на трассе. Недавно отошедшая от дел звезда NASCAR Расти Уоллес выступил совместно со звездой IRL Даникой Патрик в 2006, тогда как Тони Стюарт в 2004 заслужил репутацию «checker or wrecker» (дойди или сойди) после его доблестного выступления на плохо управляемом автомобиле, на котором он даже лидировал, но сошёл за 20 минут до конца, когда задняя подвеска развалилась окончательно и он отправился в стену. Победители Indy 500 Бадди Райс и Дэн Уэлдон также появлялись на этой гонке, а победа Уэлдона в 2006 стала первой победой действующего победителя Инди500. Ранее на Rolex 24 появлялись также Дэйлы Эрнхардты старший и младший (в том числе вдвоём в 2001 — памятный момент в истории) — они возродили традиции звёздного пилотского формата, потом были Джимми Джонсон, Грег Биффл, Пол Трейси, Себастьен Бурдэ, Курт Буш, Кайл Петти и другие звезды буквально из каждого вида автомотоспорта.

Гонщики вроде бы рады такому «звездопаду», но присутствие этих кольцевиков и формулистов раздражает поклонников спорт-каров, которые хотели бы видеть чистые гонки спорткаров. Многие обозреватели, с другой стороны, считают, что присутствие звёзд приносит пользу. Они говорят, что присутствие топ-пилотов других серий делает гонки более насыщенными и соревновательными. Например, именно звезды подарили наиболее впечатляющие моменты в 2006.

В 2007 на стартовом поле отметились Джефф Гордон, выступавший за Wayne Taylor Racing на № 10 SunTrust Pontiac, победитель Инди500 Хелио Кастроневеш действующий победитель Инди500 и чемпион IRL Сэм Хорниш, выступавшие за Michael Shank Racing Lexus, а также Бобби Лабонте, Джимми Джонсон, чемпион КАРТ 1996 Джимми Вассер, Хуан-Пабло Монтойя и Кайл Петти.

Джимми Джонсон анонсирован также на 2008 Rolex 24, в составе победителей Gainsco Racing #99, которая будет перекрашена в цвета Lowe’s на эту гонку.

Статистика

Наиболее часто побеждали в Дайтоне Порше (20 побед как машина и двигатель), Спорткары базировались на моделях 911, 935 и 996. Среди остальных победителей.

Победители

Год Дата Пилоты Команда Машина Дистанция Чемпионат
3 часовая гонка
1962 11 Февраля Дэн Герни Frank Arciero Lotus 19B-Coventry Climax 502.791 km World Sportscar Championship
1963 17 февраля Pedro Rodríguez North American Racing Team Ferrari 250 GTO 494.551 km World Sportscar Championship
2000 км гонка
1964 16 февраля Pedro Rodríguez
Phil Hill
North American Racing Team Ferrari 250 GTO - World Sportscar Championship
1965 28 февраля Ken Miles
Lloyd Ruby
Shelby-American Inc. Ford GT40 Mk.II - World Sportscar Championship
24часовая гонка
1966 5 февраля
6 февраля
Ken Miles
Lloyd Ruby
Shelby-American Inc. Ford GT40 Mk. II 4157.222 km World Sportscar Championship
1967 4 февраля
5 февраля
Lorenzo Bandini
Крис Эймон
SpA Ferrari SEFAC Ferrari 330 P4 4083.646 km World Sportscar Championship
1968 3 февраля
4 февраля
Vic Elford
Jochen Neerpasch
Рольф Штоммелен
Jo Siffert
Hans Herrmann
Porsche System Engineering Porsche 907LH 4126.567 km Мировой чемпионат спортивных машин
1969 1 февраля
2 февраля
Mark Donohue
Chuck Parsons
Roger Penske Sunoco Racing Lola T70 Mk.3B-Chevrolet 3838.382 km Мировой чемпионат спортивных машин
1970 31 января
1 февраля
Pedro Rodríguez
Leo Kinnunen
Brian Redman
J.W. Engineering Porsche 917K 4439.279 km‡ Мировой чемпионат спортивных машин
1971 30 января
31 января
Pedro Rodríguez
Jackie Oliver
J.W. Automotive Engineering Porsche 917K 4218.542 km Мировой чемпионат спортивных машин
6часовая гонка
1972 5 февраля
6 февраля
Марио Андретти
Джеки Икс
SpA Ferrari SEFAC Ferrari 312PB 1189.531 km Мировой чемпионат спортивных машин
24часовая гонка
1973 3 февраля
4 февраля
Питер Грегн
Харли Хайвуд
Brumos Porsche Porsche Carrera RSR 4108.172 km Мировой чемпионат спортивных машин
1974 Отменена в виду энергетического кризиса
1975 1 февраля
2 февраля
Питер Грегг
Харли Хайвуд
Brumos Porsche Porsche Carrera RSR 4194.015 km Мировой чемпионат спортивных машин
IMSA GT Championship
1976 31 января
1 февраля
Peter Gregg
Брайан Редман
Джон Фицпатрик
BMW of North America BMW 3.0 CSL 3368.035 km IMSA GT Championship
1977 5 февраля
6 февраля
Харли Хайвуд
Джон Грейвс
Dave Helmick
Ecurie Escargot Porsche Carrera RSR 4208.499 km World Championship of Makes
IMSA GT Championship
1978 4 февраля
5 февраля
Питер Грегг
Рольф Штоммелен
Тони Хеземанс
Brumos Porsche Porsche 935/77 4202.319 km World Championship of Makes
IMSA GT Championship
1979 3 февраля
4 февраля
Hurley Haywood
Ted Field
Danny Ongais
Interscope Racing Porsche 935/79 4227.039 km World Sportscar Championship
IMSA GT Championship
1980 2 февраля
3 февраля
Рольф Штоммелен
Вулкерт Мерл
Рейнхолд Йост
L&M Joest Racing Porsche 935J 4418.615 km Мировой чемпионат спортивных машин
IMSA GT Championship
1981 31 января
1 января
Бобби Рейхал
Брайан Редман
Боб Гаррестон
Garretson Racing/Style Auto Porsche 935 K3 4375.355 km Мировой чемпионат спортивных машин
IMSA GT Championship
1982 30 января
31 января
John Paul Sr.
Джон Пол-младший
Рольф Штоммелен
JLP Racing Porsche 935 JLP-3 4443.334 km IMSA GT Championship
1983 5 февраля
6 февраля
А.Фойт
Престон Хенн
Bob Wollek
Клод Баллот-Лена
Henn’s Swap Shop Racing Porsche 935L 3819.167 km IMSA GT Championship
1984 4 февраля
5 февраля
Sarel van der Merwe
Тони Мартин
Грэхэм Даксбери
Kreepy Krauly Racing March 83G-Porsche 3986.023 km IMSA GT Championship
1985 2 февраля
3 февраля
A.J. Foyt
Боб Уоллэк
Al Unser Sr.
Тьерри Бутсен
Henn’s Swap Shop Racing Porsche 962C 4027.673 km IMSA GT Championship
1986 1 февраля
2 февраля
Ал Холберт
Дерек Белл
Эл Анзер-мл.
Löwenbräu Holbert Racing Porsche 962C 4079.236 km IMSA GT Championship
1987 31 января
1 февраля
Ал Холберт
Дерек Белл
Чип Робинсон
Эл Анзер-мл.
Löwenbräu Holbert Racing Porsche 962C 4314.136 km IMSA GT Championship
1988 30 января
31 января
Рауль Бойзел
Мартин Брандл
Джон Нильсен
Ян Ламмерс
Castrol Jaguar Racing (TWR) Jaguar XJR-9 4170.905 km IMSA GT Championship
1989 4 февраля
5 февраля
Джон Андретти
Дерек Белл
Боб Уоллек
Miller/BFGoodrich Busby Racing Porsche 962C 3557.873 km IMSA GT Championship
1990 3 февраля
4 февраля
Дэви Джонс
Ян Ламмерс
Энди Уоллес
Castrol Jaguar Racing (TWR) Jaguar XJR-12D 4359.970 km IMSA GT Championship
1991 2 февраля
3 февраля
Харли Хайвуд
«John Winter»
Франк Джелински
Анри Пескароло
Боб Уоллэк
Joest Racing Porsche 962C 4119.341 km IMSA GT Championship
1992 1 февраля
2 февраля
Масахиро Хасеми
Кадзуёси Хосино
Тосио Судзуки
Nissan Motorsports Intl. Nissan R91CP 4365.700 km IMSA GT Championship
1993 30 января
31 января
P. J. Jones
Mark Dismore
Rocky Moran
All American Racers Eagle MkIII-Toyota 3999.027 km IMSA GT Championship
1994 5 февраля
6 февраля
Пол Гентилоззи
Скотт Прюетт
Butch Leitzinger
Стив Миллен
Cunningham Racing Nissan 300ZX 4050.090 km IMSA GT Championship
1995 4 февраля
5 февраля
Jürgen Lässig
Кристоф Бушу
Джованни Лаваджи
Марко Вернер
Kremer Racing Kremer K8 Spyder-Porsche 3953.192 km IMSA GT Championship
1996 3 февраля
4 февраля
Уэйн Тейлор
Скотт Шарп
Jim Pace
Doyle Racing Riley & Scott MkIII-Oldsmobile 3993.298 km IMSA GT Championship
1997 1 февраля
2 февраля
Rob Dyson
James Weaver
Butch Leitzinger
Andy Wallace
John Paul Jr.
Elliott Forbes-Robinson
John Schneider
Dyson Racing Riley & Scott MkIII-Ford 3953.192 km IMSA GT Championship
1998 31 января
1 февраля
Мауро Бальди
Ари Линдик
Gianpiero Moretti
Didier Theys
Doran-Moretti Racing Ferrari 333 SP 4073.507 km U.S. Road Racing Championship
1999 30 января
31 января
Elliott Forbes-Robinson
Butch Leitzinger
Andy Wallace
Dyson Racing Team Inc. Riley & Scott MkIII-Ford 4056.319 km U.S. Road Racing Championship
2000 5 февраля
6 февраля
Olivier Beretta
Dominique Dupuy
Карл Вендлингер
Viper Team Oreca Dodge Viper GTS-R 4142.258 km Rolex Sports Car Series
2001 3 февраля
4 февраля
Ron Fellows
Chris Kneifel
Franck Fréon
Johnny O'Connell
Corvette Racing Chevrolet Corvette C5-R 3758.398 km Rolex Sports Car Series
2002 2 февраля
3 февраля
Didier Theys
Fredy Lienhard
Max Papis
Mauro Baldi
Doran Lista Racing Dallara SP1-Judd 4102.153 km Rolex Sports Car Series
2003 1 февраля
2 февраля
Kevin Buckler
Michael Schrom
Timo Bernhard
Йорг Бергмайстер
The Racer's Group Porsche 911 GT3-RS 3981.839 km Rolex Sports Car Series
2004 31 января
1 февраля
Кристиан Фиттипальди
Terry Borcheller
Forest Barber
Andy Pilgrim
Bell Motorsports Doran JE4-Pontiac 3013.98 km Rolex Sports Car Series
2005 5 февраля
6 февраля
Max Angelelli
Wayne Taylor
Эммануэль Коллар
SunTrust Racing Riley MkXI-Pontiac 4068.300 km Rolex Sports Car Series
2006 28 января
29 января
Скотт Диксон
Дэн Уэлдон
Кейси Мирз
Target Ganassi Racing Riley MkXI-Lexus 4205.82 km Rolex Sports Car Series
2007 27 января
28 января
Хуан Пабло Монтойя
Сальвадор Дюран
Скотт Пруэтт
Telmex Ganassi Racing Riley MkXI-Lexus 3826.972 km Rolex Sports Car Series
2008 26 января
27 января
Хуан Пабло Монтойя
Дарио Франкитти
Скотт Пруэтт
Мемо Рохас
Telmex Ganassi Racing Riley MkXI-Lexus 3981.839 km Rolex Sports Car Series
2009 24 января
25 января
Дэвид Донохью
Антонио Гарсия
Дарен Лоу
Бадди Райс
Brumos Racing Riley MkXI-Porsche 4211.009 km Rolex Sports Car Series
2010 30 января
31 января
Жоао Барбоса
Терри Борчеллер
Райан Дальциэль
Майк Рокенфеллер
Action Express Racing Riley MkXI-Porsche 4326.15 km Rolex Sports Car Series

24 часа Дайтоны.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47