23-10-2023
F-100 Super Sabre | |
---|---|
Норт Америкэн F-100 Супер Сейбр, ВВС США | |
Тип | истребитель-бомбардировщик |
Разработчик | Edgar Schmued |
Производитель | North American Aviation |
Первый полёт | 25 мая 1953 |
Начало эксплуатации | 27 сентября 1954 |
Конец эксплуатации | 1970 (USAF), 1979 (US ANG), 1982 (Турция) |
Основные эксплуатанты | ВВС США Франция Турция |
Годы производства | 1953-1959 |
Единиц произведено | 2294 |
Стоимость единицы | US$697029 (F-100D)[1] |
Базовая модель | F-86 Sabre |
Варианты | North American YF-107 |
Норт Америкен F-100 Супер Сейбр (англ. — North American F-100 Super Sabre) – одноместный, одномоторный сверхзвуковой истребитель, истребитель-перехватчик, истребитель-бомбардировщик, самолёт-разведчик. Первый в мире серийный сверхзвуковой истребитель.
Супер Сейбр стал одним из первых в мире сверхзвуковым военным самолётом и был в разработке компанией Норт Америкэн начиная с 1949 года. Он предназначался на замену своему знаменитому предшественнику F-86 Сейбр. Одним из основных технических условий в начале проекта было достижение самолётом скорости 1 Мах в горизонтальном полёте. В конструкции планера самолета впервые широко использованы титановые сплавы[2]. Работы над самолётом продвигались очень быстрыми темпами, и в мае 1953 года один из прототипов в своём первом полёте достиг ожидаемой скорости. 29 октября 1953 первый серийный F-100 установил новый мировой рекорд скорости в 1215 км/час. Хотя F-100 поступили в ВВС США в 1953 году, серия катастроф привела к тому, что поставки новой модели самолёта F-100A была задержана на целый год. За это время в конструкцию крыла и киля были внесены необходимые изменения, что позволило улучшить стабильность самолёта. После этого 200 истребителей F-100A поступили в войска.
Доработанные и оснащенные более мощными двигателями F-100C и F-100D истребители-бомбардировщики поступили на вооружение в 1956-57 годах. F-100C имел более мощный двигатель и оборудование для дозаправки в воздухе, что позволило значительно увеличить дальность полёта. Модель F-100D производилась в самых больших количествах по сравнению с другими версиями. Эти самолёты оснащались противолокационным оборудованием и специальными подвесками, позволявшими ему нести атомное вооружение. F-100 выпускался так же в варианте самолёта-разведчика и двухместного тренировочного самолёта.
В 1965-1971 годах F-100 широко применялись во Вьетнаме в качестве истребителя-бомбардировщика.
Супер Сейбры были списаны с боевого дежурства в 1972 году, однако некоторое количество самолётов оставалось на службе в Национальной Гвардии США вплоть до 1980 года. Самолёты этой марки поставлялись в Данию, Францию, Тайвань и Турцию. Именно Турция была последней страной списавшей F-100 в середине 80-х.
Приведённые ниже характеристики соответствуют модификации F-100D:
F-100 Super Sabre.