Hs-129

06-09-2023

Hs 129
Хеншель Hs 129 B-1
Тип штурмовик
Разработчик Henschel
Производитель Henschel - завод в Шенефельде
Главный конструктор Фридрих Николаус
Первый полёт 25 мая 1939
Начало эксплуатации апрель 1942
Конец эксплуатации 1945
Основные эксплуатанты Люфтваффе
ВВС Венгрии
ВВС Румынии
Годы производства июнь 1940 - сентябрь 1944
Единиц произведено 878
 Изображения на Викискладе

Хеншель Hs 129 (нем. Henschel Hs 129) — немецкий одноместный двухмоторный специализированный штурмовик времён Второй мировой войны. Главный конструктор самолета — Фридрих Николаус Fr. Nicolaus. В люфтваффе штурмовик имел прозвище Консервный нож (нем. Büchsenöffner). Использовался в основном на Восточном фронте с 1942 года по 1945 год. Всего было выпущено 865 самолётов.

Содержание

История создания

Описание конструкции

Hs 129 — одноместный цельнометаллический[1][2] двухмоторный свободнонесущий низкоплан с гладкой дюралюминиевой обшивкой и убираемым трёхопорым шасси. Живучесть штурмовика обеспечивалась бронированием кабины пилота и некоторых уязвимых агрегатов, использованием двух двигателей воздушного охлаждения и протектированием топливной системы. Элероны, закрылки, рули направления и высоты имели полотняную обшивку.

Фюзеляж

Фюзеляж самолёта был цельнометаллическим полумонококом трапециевидного сечения (близко треугольному). Конструктивно состоял из трёх частей: бронированной кабины пилота, центральной и хвостовой частей. Центральная часть фюзеляжа конструктивно включала в себя центроплан с мотогондолами.

Носовая часть

Кабина пилота сварная из стальных броневых листов. Передняя и задняя стенки, днище были изготовлены из бронеплит толщиной 12 мм[1][3], боковые стенки — из 6-мм брони. Вся броня катаная гомогенная, в виде плоских бронелистов. Плоские броневые боковые стенки и нижняя броневая плита были закрыты дюралюминиевыми обтекателями, прикреплёнными к коробке винтами. Козырёк кабины состоял из стальных полос толщиной 6 мм, в них монтировалось 75-мм лобовое бронестекло линейной кривизны. Бронезащита пилота выполнялась наиболее сильной со стороны передней полусферы и рассчитывалась на действие 12,7-мм бронебойной пули Б-32 зенитного пулемета ДШК с дистанции 200 м[4]. Пилота от ударов о лобовое стекло предохраняли кожаные валики, так как расстояние от стекла до головы пилота было всего 30 см. Сдвижная часть фонаря состояла из дюралюминиевых полос с плексигласовым остеклением. В боковых окнах были форточки, на левую для определения углов снижения наносились специальные линейки жёлтого цвета под углами 10, 20 и 30 градусов к продольной оси самолёта.

Из-за маленьких размеров кабины на приборной доске были установлены только пилотажно-навигационные приборы, приборы контроля двигателей были размещены на внутренних сторонах мотогондол. Также из кабины был вынесен коллиматорный прицел Реви 12/С, который размещался перед лобовым стеклом в бронированном кожухе. Самолёты модификации B-3 с 75-мм пушкой имели телескопический прицел ZFR-3.

Кресло пилота крепилось к задней стенке бронекабины трубчатой рамой. Сиденье регулировалось по высоте и имело четыре точки крепления привязных ремней пилота. Самолёт имел необычно короткую ручку управления полётом.

Кабина имела обогрев от бензинового нагревателя, размещённого в носу вне бронекабины. В некоторых самолётах на козырьке крепились зеркала для обзора заднего вида.

Общая масса передней части фюзеляжа составляла 469 кг. Носовая часть фюзеляжа обеспечивала хороший обзор вперёд-вниз, необходимый при выполнении штурмовых задач.

Центральная часть

Центральная чать фюзеляжа имела полумонококовую конструкцию и крепилась к носовой части на болтах. Силовой набор центральной секции фюзеляжа состоял из двух стальных лонжеронов трубчатого сечения, внутри которых проходилили стволы пушек, четырёх шпангоутов и десяти стрингеров. Секция имела дюралюминиевую обшивку. Между шпангоутами № 1 и № 2 располагался масляный бак гидросистемы. Между 1 и 3 шпангоутами, непосредственно за бронеспинкой сидения, находился протектированный фибровый 200 л топливный бак. Бак обтянут лосиной кожей и обклеен двумя слоями резины, твердой и мягкой. Бак с боков защищён 6 мм броневыми листами, за ним между шпангоутами № 3 и № 4 располагался аккумулятор. В нижней части центральной секции размещались пушки, агрегаты пневматической перезарядки пулемётов и патронные ящики.[5]

Общая масса центральной секции фюзеляжа с центропланом без двигателей и шасси была 1063 кг, с двигателями и шассии — 2666 кг.

Хвостовая часть

Хвостовая часть съёмная, также крепилась к центральной части болтами. Силовой набор секции состоял из 10 шпангоутов и 24 стрингеров. Хвостовая часть обшита дюралюминием. Между шпангоутами № 3 и № 4 была расположена УКВ радиостанция, к шпангоуту № 6 был прикреплён дистанционный компас, к № 9 крепился амортизатор хвостового колеса, также в хвостовой части находились аптечка и аварийный комплект.

Вся клёпка фюзеляжа и крыла выполнена впотай, кроме дюралюминиевых обтекателей в носовой части.

Крыло

Крыло состояло из центроплана, конструктивно соединённого с центральной секцией фюзеляжа и двух отъёмных консолей. В плане крыло имело трапециевидную форму. Обшивка крыла — листовой дюралюминий толщиной 0,6 мм.

Центроплан имел полумонококовую конструкцию с усиленным носком. Силовой набор центральной секции крыла состоял из двух лонжеронов, четырёх нервюр и двух промежуточных нервюр. В центроплане были размещены пулемёты с боекомплектом и два протектированных незащищённых бронёй топливных бака по 205 л в каждой внутренней секции. В левой внутренней секции крыла также был размещён комплект выживания: пистолет-пулемёт MP-40, каска и противогаз.

Каждая консоль имела по два лонжерона и шесть нервюр. Консоль крепилась к центроплану с помощью четырёх узлов, расположенных на лонжеронах. На левой была расположена трубка Пито.

Механизация крыла состояла из щелевых элеронов с триммерами и посадочных закрылков. Элероны имели металлический каркас и полотняную обшивку. Закрылки имели комбинированную обшивку: металлическую сверху и полотняную снизу. Элероны и закрылки имели гидравлический привод.

Масса каждой консоли составляла 122 кг.

Хвостовое оперение

Хвостовое оперение металлическое полумонокоовой конструкции.

Горизонтальное оперение состоит из двух половин. Силовой набор состоит из центрального лонжерона, вспомогательного переднего лонжерона и трёх нервюр в каждой половине. Рули высоты состоят из двух взаимозаменяемых половин. Силовой набор вертикального оперения также имеет однолонжеронную конструкцию с вспомогательным передним лонжероном и три нервюры.

Рули высоты и руль направления имеют металлический каркас и полотняную обшивку. Все рули имеют весовую и аэродинамическую компенсацию и оснащены триммерами с электроприводом.

Шасси

Шасси трёхопорное с неубираемым хвостовым колесом. Основные стойки одноколёсные, убирались в мотогондолы и прикрывались створками. В убранном положении колёса выступали наружу, что облегчало аварийную посадку. Управление уборкой и выпуском шасси осуществлялось от основной гидросистемы, для аварийного выпуска самолёт имел гидравлическую помпу с ручным приводом. Все колёса были оснащены гидропневматическими амортизаторами.

Масса основной стойки шасси составляла 125 кг, хвостовой опоры 18 кг. Ширина колеи 4,12 м, размер основных колёс 770х270 мм.

Самолёт имел гидравлические тормоза фирмы Аргус.

Силовая установка

На самолётах модификации Hs-129A были установлены двухрядные 12-цилиндровые V-образные двигатели воздушного охлаждения Аргус As-410A-1, имеющие взлётную мощность 465 л.с. при 3100 об./мин. Моторы были оснащены деревянными двухлопастными пропеллерами фирмы Аргус, диаметром 2,62 м.

На самолётах Hs-129B устанавливали двухрядные радиальные 14-цилиндровые двигатели воздушного охлаждения французского производства «Gnome-Rһone» 14M 04/05. Вал двигателя 14M 04 вращался против часовой стрелки и устанавливался в левую мотогондолу, 14M 05 — по часовой стрелке и был установлен в правую мотогондолу. Взлётная мощность двигателей — 700 л.с. при 3030 об./мин., номинальная у земли — 570 л.с., на высоте 4025 м — 600 л.с. Сухая масса снаряжённого двигателя составляла 589 кг.

Двигатели были оснащены трёхлопастными металлическими пропеллерами Ратье-1527/1528 диаметром 2,6 м. Шаг установки лопастей менялся вручную или автоматически в диапазоне от 26 до 50 градусов. Механизм поворота лопастей имел электрический привод и позволял устанавливать винты во флюгерное положение. Один винт имел массу 94 кг.

Нижний капот двигателя был изготовлен из 5-мм стальной гомогенной брони, сзади-снизу двигатель защищала стальная полукруглая бронепластина толщиной 5 мм.

Маслосистема двигателя состояла из двух баков ёмкостью 35 л (Hs-129B-1) или 41 л (Hs-129B-2) каждый. Масляные баки были размещены в консолях между лонжеронами с внешней стороны мотогондол. Маслорадиаторы были размещены у заднего лонжерона с внешней стороны каждой мотогондолы. Створки маслорадиаторов управлялись автоматически от гидросистемы. Туннель маслорадиатора и створка были изготовлены из 6 мм гомогенной брони.

Топливная система состояла из трёх протектированных баков общей ёмкостью 610 л, размещенных в фюзеляже и центроплане крыла. Самолёт использовал бензин с октановым числом не менее 87. В фюзеляжном баке был установлен электрический насос для перекачивания бензина.

Протектированные, но не имеющие брони топливные и масляные баки были уязвимыми местами самолёта.[6]

Для запуска двигателя использовался электроинерционный стартёр. С внешней стороны мотогондол были смонтированы ручка стартёра, кран управления подачей бензина, горловина для заливки пускового топлива и шприц.

Электроборудование

Электросистема самолёта напряжением 24 В состояла из двух электрогенераторов мощностью 1500 Вт каждый, установленных в мотогондолах, и аккумулятора ёмкостью 7,5 А·ч, размещённого в верхней центральной секции фюзеляжа за топливным баком. Электросеть самолёта двухпроводная, экранированная. Провода были протянуты в желобах.

На самолётах устанавливались приёмопередающие радиостанции FuG-16 или FuG-25, в зависимости от года выпуска. Изменение рабочей частоты радиостанции было возможно только на земле. На самолёты позднего выпуска устанавливали радиополукомпасы, имеющие рамочную круглую антенну.

Кислородное оборудование в самолёте отсутствовало.

Вооружение

Стандартное вооружение штурмовика Hs 129 серий В-1 и В-2 состояло из двух 7,92-мм пулемётов Рейнметалл Борзиг MG 17 с боекомплектом 1000 патронов на ствол, двух 20-мм пушек Маузер MG 151/20 с ленточным питанием и боекомплектом 500 патронов на ствол[7], и подвесной 30-мм пушечной установки Rustsatz МК 103 с боекомплектом 80 снарядов.
Самолёты модификации B-3 несли подвесную 75-мм пушку.

Управление стрельбой и перезарядкой пушек электрическое, управление стрельбой пулемётов электрическое, перезарядка электропневматическая. Управление стрельбой допускало ведение огня в различных комбинациях. Расход патронов контролировался пилотом с помощью четырёх счётчиков.

На самолёте был установлен электрический бомбосбрасыватель и механический бомбовой прицел перед стеклом лётчика.

Состояли на вооружении

  • Венгрия: В 1943 году ВВС Венгрии получили 4 штурмовика для ознакомления. После катастрофы одного самолёта, остальные были приписаны к эскадрилье ночной истребительной авиации и боевых вылетов не совершали.
  • Румыния: ВВС Румынии получили первые 40 самолётов в мае 1943 года. Румынские штурмовики не были оборудованы подвесными пушками, поэтому действовали в качестве лёгких бомбардировщиков. С августа 1944 года оставшиеся самолёты совершали боевые вылеты против бывших союзников. Всего Румыния получила 62 штурмовика Hs 129.

Боевое применение

На фронтах советско-германской войны штурмовик Hs 129 впервые принял участие в боевых действиях 1942 года на полуострове Крым и в составе румынской армии, воюющей в СССР. Ограниченно использовался в операциях в Северной Африке в 1943 году. Далее — в боевых действиях на Курской дуге. К середине 1944 года, с усилением советской противовоздушной обороны и истребительной авиации, стало очевидным, что характеристики Hs 129 не отвечают сложившейся на фронтах войны тактической обстановке; потери лётного состава достигали 20 процентов[8].

Тактико-технические характеристики

ТТХ Hs.129 различных модификаций
Характеристика Hs.129A-0[9] Hs.129B-0[10] Hs.129B-1[10] Hs.129B-2[1] Hs.129B-3[11]
Технические характеристики
Экипаж 1 пилот
Длина, м 9,85 9,75
Размах крыла, м 14,2
Высота, м 3,25
Площадь крыла, м² 28,4 28,9
Масса пустого, кг 3 260 3 675 3 661 3 810 4 063
Масса снаряжённого, кг 4 310 3 839 4 057 4 197 н/д
Максимальная взлётная масса,
кг
н/д 5 000 5 250 5 230
Объём топливных баков, л 610
Двигатель Аргус
As 410A-1
Гном-Рон
14M 04/05
Мощность, л.с. 2× 465 л.с. 2× 700 л.с. (522 кВт)
Воздушный винт двухлопастной
2,62 м
трёхлопастной диаметром 2,6 м
Лётные характеристики
Максимальная скорость, км/ч 385 355 н/д 320—350 400
Крейсерская скорость, км/ч н/д 265 265
Практическая дальность, км 650 750 560 680 780
Практический потолок, м н/д 7 500 9 000
Скороподъёмность, м/c 5,2 н/д 5,8 (8,25[10]) 8000 м за 37 мин.
Нагрузка на крыло, кг/м² н/д 181 н/д
Вооружение
Встроенное 2× 7,9 мм MG-17
по 1000 патр.
2× 20 мм MG FF
2× 7,9 мм MG-17
по 1000 патр.
2× 20 мм MG-151/20
по 250 патр.
2× 7,9 мм MG-17
Подвесное 2× 50 кг бомбы 2× 50 кг бомбы и
4× 50 кг бомбы или
4× 7,9 мм MG-17
по 1000 патр. или
1× 30 мм MK-101
с 30 патр.
аналогично B-1 или
1× 30 мм MK-103
с 100 патр. или

1× 37 мм BK-3.7 с 12 патр.
(без пулемётов MG-17)

1× 75 мм BK-7.5
с 12 патр.

Литература

  • Хеншель Hs 129. Истребитель советских танков // Война в воздухе № 17.
  • Штурмовик Hs 129. Особенности модификаций. Детали конструкции. // Война в воздухе № 151.
  • Немецкие самолёты. Под редакцией инженер-полковника П. В. Рудинцева. Государственное издательство оборонной промышленности, Москва, 1944 г.
  • Хеншель Hs.129 У. Грин «Крылья люфтваффе (Боевые самолёты Третьего рейха)»; © Перевод Андрея Фирсова, 1993 — изд. ОНТИ ЦАГИ (Москва), 1994-96.
  • Richard Smith. The Henschel Hs.129 (Aircraft in Profile No.69). Leatherhead, Surrey, UK: Profile Publications Ltd., 196
  • Колов С. «Характеристики плохие, полёты — опасные». Немецкий штурмовик Hs 129 (рус.) // 0130-2701.

Ссылки

  • Hs-129 на airwar.ru

Примечания

  1. ↑ «Уголок неба.»
  2. Немецкие самолёты. Под редакцией инженер-полковника П. В. Рудинцева. Государственное издательство оборонной промышленности, Москва, 1944 г. стр. 147
  3. Немецкие самолёты. Под редакцией инженер-полковника П. В. Рудинцева. Государственное издательство оборонной промышленности, Москва, 1944 г. стр. 151
  4. Гребенников Р. В. Исследование бронирования германского самолета Hs-129. ВИАМ, 1945, с. 4.
  5. Хеншель Hs 129. Истребитель советских танков
  6. Немецкие самолёты. Под редакцией инженер-полковника П. В. Рудинцева. Государственное издательство оборонной промышленности, Москва, 1944 г. стр. 153
  7. Владимиров М. А. Самолеты Германии. Военное Изд-во НКО, 1944
  8. Richard Smith. The Henschel Hs129 (Aircraft in Profile No.69). Leatherhead, Surrey, UK: Profile Publications Ltd., 1966
  9. Журнал «Авиафан». Винница, 1995 г.
  10. ↑ Hs.129 на www.airpages.ru
  11. Kens Karlheinz (1969): Die Flugzeuge des Zweiten Weltkriegs 1939—1945. Wilhelm Heyne Verlag, München.

Hs-129.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47