Shenyang J-11

14-05-2023

J-11 в полете
Shenyang J-11
Назначение: истребитель 
Производитель: Shenyang Aircraft Corporation 
Характеристики
Экипаж: 1 чел
Макс. скорость у земли: 1350 км/ч
Макс. скорость на высоте: 2120 км/ч
Практический потолок: 17300 м
Размеры
Длина: 21,9 м
Высота: 6,4 м
Размах крыла: 14,7 м
Площадь крыла: 62 м²
Масса
Макс. взлётная: 34500 кг
Силовая установка
Двигатели: 2 ТРДДФ АЛ-31Ф 
Тяга (мощность): 7485 кгс 
Тяга форсажная: 12495 кгс 
Вооружение
Стрелково-пушечное вооружение: 1 30-мм пушка ГШ-30-1 
Кол-во точек подвески: 12 
Масса подвесных элементов: 8000 кг
Подвесные вооружения УР «воздух-воздух» Р-27, Р-73, Р-77 

Шэньян J-11 (кит. трад. 殲撃十一型, упр. 歼撃十一型, пиньинь: Jiān jī shí yī xíng, палл.: Цзянь цзи ши и син или 歼-11, Jiān-11, J-11, буквально Истребитель модель 11) — китайский многоцелевой истребитель, являющийся лицензионным[1] вариантом советского истребителя Су-27, производимый Шэньянской авиастроительной корпорацией (Shenyang Aircraft Corporation (SAC)).

Базовый вариант J-11, собираемый из российских комплектующих, идентичен Су-27СК.

Вариант J-11B использует планер Су-27СК, но оснащен китайской авионикой и системами вооружения. В будущем планируется оснастить J-11 китайским турбореактивным двигателем FWS-10A «Taihang».

Китайские СМИ опубликовали статью довольно сомнительного содержания, в которой сказано, что J-11B, собираемый из комплектующих китайского производства, якобы превосходит по тактико-техническим характеристикам новейший российский Су-35С [2]. Однако анализ и сопоставление характеристик самолётов в целом и их отдельных систем показывают, что J-11B ненамного превзошел оригинальный Су-27 и находится примерно на уровне Су-27М, то есть авиационных разработок конца 80-х — начала 90-х годов[3].

Содержание

История производства

В 1992 г. Китай стал первой страной за пределами бывшего Советского Союза, принявшей на вооружение истребители Су-27. В 1996 г. между «Компанией „Сухой“» и SAC заключили контракт о совместном производстве 200 Су-27СК под обозначением J-11 на сумму 2.5 млрд долл. США. По условиям контракта, сборка J-11 осуществлялась на заводе SAC из российских комплектующих. Возможно, было оговорено постепенное увеличение числа китайских комплектующих, чтобы постепенно SAC могла освоить самостоятельное производство.

Первый J-11 был собран в декабре 1998 г., однако серийное производство не начиналось до 2000 г. по техническим причинам. До 2003 г. в Китай было поставлено 95 комплектов самолетов, а от остальных 105 китайская сторона отказалась, в связи с тем, что базовый вариант J-11 (Су-27СК) перестал удовлетворять требованиями ВВС Китая.[4]

В числе причин отказа от дальнейшего производства назывались: отсутствие в контракте договоренности о передаче технологии китайской стороне, и, как следствие, зависимость от поставок комплектующих из России; несовместимость системы управления вооружения с китайскими управляемыми ракетами и необходимость в связи с этим закупать российские ракеты Р-27 и Р-73; преимущественное предназначение Су-27СК для завоевания превосходства в воздухе и невозможность применения управляемого оружия класса «воздух-земля».

«Компания „Сухой“» предлагала Китаю модернизированный вариант Су-27СКМ с возможностью поражения наземных целей, однако ВВС Китая отказались от него в пользу J-11B.

Сообщалось, что причиной отмены лицензионного производства J-11 является создание и готовность к производству нелицензионной копии. [5][нет в источнике 762 дня]

Конструкция

По конструкции является копией российского истребителя Су-27СК.

Эксплуатанты

Модификации

J-11B

В середине 2002 г. SAC объявила о намерении создать модернизированную многоцелевую версию J-11, способную нести управляемые ракеты класса «воздух-воздух» и «воздух-земля» и содержащую большее количество китайских комплектующих. Самолет получил обозначение J-11B. Как минимум три экземпляра J-11B были построены для испытаний с 2006 г.

Самолет использует планер J-11 (Су-27СК), но отличается следующими особенностями:

  • китайская многоцелевая РЛС управления оружием, способная отслеживать 6—8 целей и наводить ракеты на 4 из них одновременно;
  • китайская цифровая система управления полетом;
  • китайская копия российской оптико-электронной прицельной системы ОЭПС-27;
  • инерциальная навигационная система;
  • индикатор на лобовом стекле кабины и четыре жидкокристаллических многофункциональных дисплея

Самолет может нести китайские управляемые ракеты «воздух-воздух» малой дальности PL-8 и средней дальности PL-12, а также, как ожидается, управляемые ракеты «воздух-земля» YJ-91 (Х-31П) и KD-88, управляемые авиационные бомбы LT-2 и LS-6.

Во время 6-й авиационной выставки в Чжухае 31 октября — 5 ноября 2006 г. Китай впервые представил официальные данные по турбореактивному двигателю FWS-10A «Тайхань» собственной разработки. Двигатель был успешно испытан на самолете Су-27СК и, возможно, на J-11. Двигатель по устройству и характеристикам сходен с российским двигателем АЛ-31Ф. Не известно точно, устанавливается ли он на J-11B.

В 2007 г. появились сообщения о разработке двухместной модификации истребителя J-11BS. В апреле 2009 г. была опубликована его фотография, однако тактико-технические характеристики самолета не известны.[6]

Примечания

  1. ОАО "Компания «Сухой» — Новости — СМИ о компании — Архив
  2. «Сухой» не довольны: J-11B превзошел Су-35
  3. Сравнение китайского истребителя J-11B с российским Су-35
  4. Китай отказался от морально устаревших истребителей «Сухого». Архивировано из первоисточника 27 марта 2012. Проверено 12 августа 2010.
  5. Китай скопировал российский истребитель Су-27. Архивировано из первоисточника 27 марта 2012. Проверено 12 августа 2010.
  6. Опубликована первая фотография нового китайского истребителя. Архивировано из первоисточника 27 марта 2012. Проверено 12 августа 2010.

Источники

  • http://www.sinodefence.com/airforce/fighter/j11.asp
  • http://www.sukhoi.org/news/smi/arch/index.php?id=2203

Shenyang J-11.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47