Су-27М

12-10-2023

Су-35
Су-35 пилотажной группы «Русские витязи»
Тип многоцелевой истребитель
Разработчик / ОКБ Сухого
Производитель / КнААПО
Главный конструктор М.П.Симонов
Первый полёт 28 июня 1988 года
Статус проект закрыт
Единиц произведено 16[1]
Базовая модель Су-27
Варианты Су-35БМ
Су-37
 Изображения на Викискладе
Если Вы ищете статью об обновленном истребителе Су-35 (заводской шифр Т-10БМ) — см. Су-35БМ.

Су-35 (Су-27М, заводской шифр Т-10М) (по кодификации НАТО: Flanker-E) — советский/российский многоцелевой высокоманевренный всепогодный истребитель поколения «4++». Основное боевое применение — многоцелевой истребитель большого радиуса действия.

Разработан в ОКБ Сухого как дальнейшее развитие Су-27. Генеральный конструктор Су-35 — Михаил Петрович Симонов. Первый полёт совершён 28 июня 1988 года (прототип Т-10М-1). Вылет первого серийного самолёта состоялся 1 апреля 1992 года.

В первой половине 1990-х годов было выпущено 12 прототипов, впоследствии программа была приостановлена в пользу разработки Су-37 (впоследствии и эта программа была свернута в связи с крушением опытного экземпляра).

В 2005 году принято решение о возобновлении разработки Су-35, обновлённый истребитель получил индекс Су-35БМ.

Содержание

Модификации

Модификации Су-35 (в порядке их появления):

  • Су-35 (первый полёт 28 июня 1988 года)
  • Су-37 (первый полёт 2 апреля 1996 года)
  • Су-35УБ (первый полёт 7 августа 2000 года)[2]
  • Су-35БМ (первый полёт 19 февраля 2008 года)

Экземпляры Су-35

Су-35

Т-10М-1 в экспозиции Центрального музея ВВС России, Монино
Т-10М-3 на авиашоу Фарнборо-1994
Су-37 (Т-10М-11) на авиашоу Фарнборо-1996
  • Т-10М-1 (б/н 701) — первый опытный экземпляр Су-35 (1988 год).[3] Создан на базе серийного Су-27. Первый полёт 28 июня 1988 года. Во второй половине 1990-х, после завершения испытаний, передан в экспозицию Центрального музея ВВС в Монино.
  • Т-10М-2 (б/н 702) — второй опытный экземпляр (1989 год). Создан на базе серийного Су-27.[3]
  • Т-10М-3 (б/н 703) — головной предсерийный образец.[3] Первый полёт 1 апреля 1992 года. Самолёт принял участие в международном авиасалоне в Фарнборо в 1992 году, в I Международном авиационно-космическом салоне МАКС-1993 в Жуковском. В июле 2003 года передан в состав АГВП «Русские витязи» и получил новый б/н 1.[2]
  • Т-10М-4 (б/н 704) — экземпляр для статических испытаний.[3]
  • Т-10М-5 (б/н 705) — опытный экземпляр. Создан на базе серийного Су-27.[3]
  • Т-10М-6 (б/н 706) — опытный экземпляр. Создан на базе серийного Су-27. В 1992 году на аэродроме Мачулищи (Белоруссия) был представлен министрам обороны стран СНГ.[3]
  • Т-10М-7 (б/н 707) — опытный экземпляр. Создан на базе серийного Су-27.[3]
  • Т-10М-8 (б/н 708) — предсерийный экземпляр.[3]
  • Т-10М-9 (б/н 709) — предсерийный экземпляр. Создан по образцу Т-10М-8.[3]
  • Т-10М-10 (б/н 710) — предсерийный экземпляр. Создан по образцу Т-10М-8.[3]
  • Т-10М-11 (б/н 711) — предсерийный экземпляр. Создан по образцу Т-10М-8. Произведён в 1993 году. Первоначально был подготовлен для участия в тендере ВВС ОАЭ. После тендера[4] самолёт стал летающей лабораторией по отработке двигателей с системой управления вектором тяги и получил новое название — Су-37. Самолёт принимал участие в международном авиасалоне в Фарнборо в 1996 году, в международном авиасалоне в Ле Бурже в 1997 году, в III Международном авиационно-космическом салоне МАКС-1997, а также в авиашоу в Кубинке, Тушино и т. д.[3] В 2001 на самолёт были установлены обычные двигатели АЛ-31Ф, модернизированная система управления и новая кабинная индикация.[2] 19 декабря 2002 года самолёт под управлением лётчика-испытателя Юрия Ващука потерпел аварию в 80 км от аэродрома Раменское.[5][6]
  • Т-10М-12 (б/н 712) — предсерийный экземпляр. Создан по образцу Т-10М-8.[3] В июле 2003 года передан в состав АГВП «Русские витязи» и получил новый б/н 2.[2]
  • 12-02 (б/н 86) — серийный самолёт. Построен в 1995 году, в 1996 передан в состав ГЛИЦ в Ахтубинске.[3] В июле 2003 года передан в состав АГВП «Русские витязи» и получил новый б/н 3.[2]
  • 12-03 (б/н 87) — серийный самолёт. Построен в 1995 году, в 1996 передан в состав ГЛИЦ в Ахтубинске.[3] В июле 2003 года передан в состав АГВП «Русские витязи» и получил новый б/н 4.[2]
  • 12-04 (б/н 88) — серийный самолёт. Построен в 1995 году, в 1996 передан в состав ГЛИЦ в Ахтубинске.[3] В июле 2003 года передан в состав АГВП «Русские витязи» и получил новый б/н 5.[2]

Су-35УБ

Прототип истребителя Су-35УБ (б/н 801)
  • Т-10УБМ (б/н 801) — двухместный вариант Су-35. Создан на базе серийного Су-30МКК[2]

По идее конструкторов, самолет вобрал в себя самое лучшее, что было достигнуто на Су-30МК и Су-37. И это произошло — по проекту Су-35УБ отличался от Су-30МКК двигателями, наличием ПГО и более совершенной бортовой РЛС, а от Су-30МКИ — двигателями и килями увеличенной высоты, толщины и площади (как на Су-35 и Су-30МКК), что позволяло увеличить дальность полета по сравнению с Су-30МКИ. Установка более совершенного оборудования, в частности, бортовой РЛС Н011М, позволит применять на Су-35УБ всю номенклатуру серийных и перспективных ракет и бомб классов «воздух-воздух» и «воздух-поверхность».

Самолёт имеет 12 точек подвески вооружения, оснащён системой дозаправки топливом в воздухе и самой современной авионикой.

Интересно, что впервые на КнААПО проектирование Су-35УБ и выпуск рабочих чертежей велись со значительным использованием компьютерных технологий. Первый полет опытного самолета состоялся в 2000 году. Ожидается, что после проведения первого цикла заводских лётных испытаний новую опытную машину продемонстрируют на одном из международных авиасалонов в 2001 году.

1 ноября 2000 года южнокорейские летчики завершили в подмосковном Жуковском летные испытания многоцелевого истребителя Су-35. Всестороннюю оценку Су-35 проводила группа из 5 южнокорейских летчиков, совершивших в течение месяца 18 полетов на двухместном учебно-боевом истребителе Су-35УБ. Вместе с ними в воздух поднимались летчики-испытатели «ОКБ Сухого» Игорь Вотинцев, Вячеслав Аверьянов и Игорь Соловьев. В ходе испытаний сравнивались заявленные АНПК «Сухой» ЛТХ самолета с его реальными пилотажными возможностями.

Этот самолет был показан в российском кинофильме «Зеркальные войны. Отражение первое» — в съемках использовался самолет Су-35УБ, № 801.

Су-35БМ

Су-35С — обновленная версия Су-35

Т-10БМ — обновлённый Су-35. В отличие от более ранних Су-35, у Су-35БМ отсутствует переднее горизонтальное оперение и усилен планер, а также полностью заменена авионика самолета. На прототипы и серийные самолеты устанавливаются новые двигатели «Изделие 117С» поколения 4++, позволяющие самолету развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа. Двигатели оснащены управляемым вектором тяги, что, по словам Михаила Погосяна, несмотря на отсутствие переднего горизонтального оперения, должно приблизить маневренные возможности машины к уровню Су-37. Первый полёт 19 февраля 2008 года, серийное производство началось в 2010 году, до 2015 года заказано 48 самолетов[7].

Современное состояние и перспективы

Рассматривали возможность покупки:

  • Бразилия — Су-35 был включен в число участников тендера на поставку 36 истребителей,[11] однако не вошёл в «короткий список» (в него попали F/A-18, Rafale и JAS 39 Gripen) и выбыл из тендера.[12]

Тактико-технические характеристики

Су-35, вид сверху

Технические характеристики

Лётные характеристики

  • Максимальная скорость:
    • на высоте: 2400 км/ч
    • у земли: 1400 км/ч (1,17 М)
  • Крейсерская скорость: 800—950 км/ч (0,75—0,9 М)
  • Дальность полета:
    • без дозаправки: 3400 км
    • с одной дозаправкой: 6300 км
    • боевой радиус: 1600 км
  • Практический потолок: 18000 м
  • Скороподъёмность: >280 м/с[13]
  • Максимальная эксплуатационная перегрузка: +9 g
  • Нагрузка на крыло:
    • при нормальной взлётной массе: 414 кг/м²
    • при максимальной взлётной массе: 548 кг/м²
  • Тяговооружённость:
    • при нормальной взлётной массе: 0,97
    • при максимальной взлётной массе: 0,74

Вооружение

  • Пушечное: 1 × 30-мм авиационная пушка ГШ-30-1, 150 патронов
  • Боевая нагрузка: 8000 кг
  • Точки подвески: 12
    • Подвесные вооружения: возможна подвеска 8 УРВВ - Р-27РЭ, Р-27ТЭ, Р-77), а также малой дальности и ближнего боя (Р-73, Р-73М, Р-60М)и 6 УРВП С-25ЛД, Х-29, Х-59М, Х-31А и П, а также бомб - КАБ-500Кр, ФАБ-500, -250, ОФАБ-100 и НАР С-8, С-13, С-25.

Примечания

  1. Включая один экземпляр Су-35УБ.
  2. Андрей Фомин. Су-35. В шаге от пятого поколения (PDF-файл, 2,6 МБ)
  3. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 А. Фомин. Су-27. История истребителя.
  4. В тендере (традиционно для ОАЭ) победили французские производители.
  5. В Подмосковье разбился самолет Су-35
  6. КБ «Сухой» создает «Терминатора» с искусственным интеллектом
  7. Премьерный полет прошел успешно
  8. Парк «сушек» расширяется Авиапорт.ру
  9. МАКС собрал $10 млрд  (рус.). ООО "Инфокс-Интерактив" 2009 г. (23 авг ‘09 17:34). — На международном авиакакосмическом салоне МАКС-2009 заключены соглашения по меньшей мере на $10 млрд.. Архивировано из первоисточника 30 августа 2011. Проверено 23 августа 2009.
  10. Общая стоимость планируемых к подписанию с Ливией контрактов на поставку российских вооружений может составить от 2,3 до 3 млрд дол — «Джейнс»  (рус.) (21.04.2008 // 10:23). Архивировано из первоисточника 30 августа 2011. Проверено 13 мая 2009.
  11. Бразилия объявила новый тендер на поставку истребителей
  12. Истребитель Су-35 выбыл из бразильского тендера
  13. КНААПО - Продукция - Боевая авиация - Су-35

См. также

Литература

Ссылки

  • Описание Су-35 на сайте Авиационная Энциклопедия «Уголок неба»
  • Су-27М. Опытные самолёты и их освоение
  • Номенклатура самолётов ОКБ Сухого. От Су-27 до наших дней
  • Паника в Австралии: "Сухой бьет Локхида, как пингвина"
  • Локхид Мартин делает ответный ход - "пингвины" F-35 лучше "Сухого" по крайней мере на 400 процентов

Видео

  • RuTube.ru: ОАО "КНААПО" - Су-35

Су-27М.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47