02-08-2023
Поколением реактивных истребителей называется совокупность типов, обладающих сходными боевыми возможностями. Как следствие, эти самолёты разрабатывались и эксплуатировались развитыми странами примерно в одно и то же время, при их создании применены сходные технические решения.
Как правило, термин применяется когда речь идет о советских или американских реактивных самолётах, но к какому-либо поколению можно отнести и истребители других стран. Ниже перечислены все пять поколений с их основными признаками.
Содержание |
То, что принято называть «поколениями» боевой техники отражает переломные изменения во взглядах военных теорий применения и эффективности использования систем вооружений, связанные с научно-техническим развитием, возникновением и развитием новых технологий, появлением принципиально новых возможностей. Не следует путать поколения с типами истребителей (перехватчики, бомбардировщики, истребители завоевания превосходства, барражирующие, фронтовые, многоцелевые, палубные и т.д.) или весовыми категориями (лёгкие, средние, тяжелые).
Реактивные истребители первого поколения концептуально не отличались от истребителей дореактивной эпохи. Единственным отличием стало применение реактивного двигателя вместо поршневого. Первыми реактивными истребителями, выпускавшимися серийно, стали немецкие Мессершмитт-262, Мессершмитт-163 и английский Глостер Метеор, все три приняты на вооружение примерно в одно время — в 1944 году.
Наращивание мощности реактивных двигателей и, как следствие, скорости и высотности истребителей, привело к появлению сверхзвуковых истребителей. К этому же времени относится и появление достаточно компактных радаров, радарных прицелов, а также управляемых ракет класса «воздух-воздух», что создало предпосылки для изменения тактических приёмов воздушного боя. Концепция истребителей второго поколения — увеличение скорости и дистанции боевого соприкосновения вплоть до полного отказа от ближнего маневренного воздушного боя. Так, на многих реактивных истребителях второго поколения изначально не предусматривалось пушечное вооружение. Считалось, что при наличии ракет класса «воздух-воздух» нет необходимости сближаться с противником на дистанцию пушечного огня.
Опыт воздушных боев в небе над Вьетнамом и на Ближнем Востоке показал, что полного отказа от маневренного воздушного боя не произошло, что привело к возвращению пушечного вооружения. Сохранение ближнего маневренного боя заставило конструкторов задуматься о расширении спектра боевых скоростей истребителей, что привело к созданию самолётов с изменяемой стреловидностью крыла, позволяющей самолётам эффективно маневрировать и вести бой от малых скоростей до скоростей, превышающих М=2 . Первым боевым самолётом с таким крылом стал американский тяжёлый истребитель-бомбардировщик F-111. Его применяли и в других машинах того же класса (англо-итало-немецком многоцелевом Panavia Tornado, советском Су-24), в истребителях (советском МиГ-23, американском F-14)[1]. Вместе с появлением самолётов с изменяемой стреловидностью крыла появились радары повышенной мощности и ракеты большей дальности. Эти самолёты стали считать третьим поколением истребителей, которое возникло во второй половине 60-х — первой половине 70-х годов XX века.
Одновременно с появлением самолётов с изменяемой геометрией крыла, в США и СССР начались работы по созданию концепции истребителей четвёртого поколения. Военные теоретики вместе с конструкторами разработали программу, собравшую опыт воздушных боев и, как результат, создали виртуальный облик концепции нового поколения истребителей. Появление мощных бортовых компьютеров и развитие компьютерного моделирования, позволило резко повысить динамические и маневренные характеристики истребителей. Концепция истребителей четвёртого поколения основывалась на положении, что преимуществом в бою будут обладать истребители с более высокими динамическими и маневренными характеристиками. Наилучших маневренных характеристик удалось добиться советским конструкторам на истребителях МиГ-29 и Су-27, маневренные характеристики которых могут сравниться с характеристиками небольших спортивных самолётов. На этих машинах были отработаны новые манёвры воздушного боя, на истребителе Су-27 впервые был выполнен манёвр «Кобра», при котором самолёт резко задирает нос, но при этом сохраняет прежнее направление полёта. Таким образом, самолёт выходит на углы атаки больше 90° градусов, Су-27 способен выходить на углы атаки до 120°. Затем, самолёт возвращается в нормальный режим полёта практически без потери высоты. На других модификациях МиГ-29 и Су-27 были выполнены и другие фигуры высшего пилотажа, многие из них до сих пор невыполнимы для зарубежных истребителей.
Проекты истребителей пятого поколения появились как в СССР, так и в США в 80-х годах XX века. Истребители пятого поколения должны иметь значительно более высокий боевой потенциал, чем истребители прошлых поколений, при их создании должны широко применяться технологии снижения заметности в различных диапазонах излучения. В основном, требования к истребителям пятого поколения у российских и американских конструкторов идентичны, основное отличие — отказ от сверхманевренности в пользу малозаметности со стороны америкацев. С одной стороны, сниженная заметность позволяет реализовать задуманную цель — «первым увидел — первым сбил», что делает отказ от сверхманевренности вполне оправданным, с другой стороны, постепенное исчезновение американской «монополии» на истребители пятого поколения указывает на важность сверхманевернности для истребителей пятого поколения, так как при встрече двух малозаметных истребителей (считая мощность их радиолокационных станций одинаковыми) тактика ведения боя будет возвращаться к прошлым поколениям.
В настоящее время идут поиски критериев для следующего, шестого поколения боевой авиации.
К нему относятся первые реактивные самолёты, созданные в 40-е — 50-е годы ΧΧ века. Для них характерны следующие признаки:
К первому поколению относятся следующие машины:
К середине 1960-х годов из-за появления и массового ввода в эксплуатацию сверхзвуковых истребителей первое поколение устаревает, но продолжает применяться и в первой половине 1970-х.
Основные причины, приведшие к смене поколений:
Ко второму поколению относятся машины, созданные в конце 1950-х — 1960-х годах, в конструкции была решена проблема основного оружия. Для них характерны следующие признаки:
Ко второму поколению относятся:
Четкая граница между вторым и третьим поколениями отсутствует. Смена поколений произошла скорее в ходе естественной эволюции технологий, чем из-за необходимости изменений. По этой причине классификация некоторых самолётов спорна.
При его создании делался акцент на увеличение дистанции ведения боя. Однако к принципиальным нововведениям можно отнести лишь изменяемую геометрию крыла и вертикальные взлет и посадку. Основные признаки:
К третьему поколению принято относить:
Причиной смены поколений стала возможность строить более энерговооружённые и манёвренные самолёты, которые и составили четвёртое поколение.
К моменту его возникновения СССР и США перешли на двухсоставную конфигурацию ВВС, что означало деление истребителей на лёгкие и тяжёлые. Отличительные особенности поколения:
Самолёты четвёртого поколения:
Так принято называть самолёты 4 поколения, модернизация или дальнейшее развитие которых приближает их характеристики и эффективность к истребителям пятого поколения:
Для этих самолётов характерны:
Разработки нового поколения реактивных истребителей велись с середины 70-х годов. Проекты таких самолётов имели как СССР/Россия, так и США, но, из-за распада СССР и тяжелой экономической ситуации в 90-е годы в России, только США смогли запустить в серию истребитель 5 поколения (F-22). Однако, из-за огромной стоимости каждой машины, производство F-22 было прекращено всего лишь через 8 лет после поднятия в воздух первой серийной машины, было построено 145 из 750 первоначально запланированных самолётов.
Основные характеристики самолётов пятого поколения:
Истребители пятого поколения:
Предполагается, что истребители следующего (шестого) поколения будут представлять собой автоматизированные беспилотные комплексы, не ограниченные в манёвренности и скорости «человеческим фактором», включённые в общую компьютерную систему управления боевыми действиями.
(ист. www.militaryparitet.com/perevodnie/data/ic_perevodnie/1749/, mil.news.sina.com.cn)
США планируют оснастить свои ВВС и ВМС истребителями нового поколения в 2030-2050 годах. С учетом бюджетных трудностей, министерство обороны США планирует отодвинуть срок принятия на вооружение новых истребителей до 2040 года.
Поколения реактивных истребителей.