Большой проспект (станция метро, Правобережная линия)

04-07-2023

«Горный институт»

Лахтинско-Правобережная линия
Петербургский метрополитен

Эскиз центрального зала станции. Вариант 2013 года
Район Василеостровский
Округ 7 муниципальный
Расположение Южная часть Васильевского острова
Предполагаемая дата открытия декабрь 2024 года[1]
Проектное название «Косая линия»[2],
«Большой проспект»
Тип пилонная
Глубина заложения, м 71 (уровень головки рельса)
64 (уровень свода)
Количество платформ 1
Тип платформы островная
Форма платформы прямая
Длина платформы, м 162
Станцию возводит АО «Метрострой Северной Столицы»
Переходы на станции  Горный институт
(планируется)
Выход к улицам 24-25 линии, Большой пр. В. О. и Косая линия
Соседние станции Театральная
 
Морской фасад
Гавань
Горный институт
Театральная
Спасская
Достоевская
Лиговский проспект
Площадь Александра Невского
Новочеркасская
Ладожская
Проспект Большевиков
Улица Дыбенко
Кудрово
ТЧ «Правобережное»

«Го́рный институ́т» — строящаяся станция Петербургского метрополитена. Будет располагаться за строящейся станцией «Театральная», в южной части Васильевского острова. На момент запуска станет конечной станцией Лахтинско-Правобережной (четвёртой) линии при продлении её на северо-запад. Будет введена в рамках пускового участка «Спасская» — «Горный институт», строительство которого ведётся с проектной документацией, не прошедшей Главгосэкспертизу[3].

Название

Название станции связано с её расположением вблизи Горного университета.

24 декабря 2013 года Топонимическая комиссия Санкт-Петербурга одобрила изменение проектного названия станции «Большой проспект» на «Горный институт»[4]. Эксперты пояснили, что вариант «Большой проспект» неудачен, поскольку в городе два основных Больших проспекта (второй — на Петроградской стороне), что может создавать путаницу; вариант «Косая линия» неудачен из-за ожидаемого повтора (станция «Косая линия» 4-й линии)[5]. Сам вуз периодически меняет названия, и сейчас юридическое лицо звучит так: «Санкт-Петербургский горный университет». При этом как памятник архитектуры основное здание продолжает называться Горным институтом[6]. 23 июня 2014 года постановлением правительства Санкт-Петербурга станция официально названа «Горный институт»[7].

В то же время неизвестно, когда будет построен второй выход ближе к Неве, то есть к зданию Горного института.

Вестибюли

Планируется, что станция будет иметь два вестибюля: первый появится в районе пересечения Большого проспекта и 24—25-й линий Васильевского острова, второй — недалеко от перекрёстка 23-й линии и Масляного канала[8].

Особенности строительства

Лахтинско-Правобережная линия петербургского метрополитена — глубокого заложения[9]. Традиционно сроки строительства линий такого типа составляют порядка пяти лет, при условии соблюдения порядка финансирования[10].

Инженерно-геологические условия строительства участка от станции «Спасская» стандартны для Санкт-Петербурга. Верхняя часть — это четвертичные отложения (слабые водонасыщенные грунты, на глубине 30—40 метров залегают твёрдые кембрийские и протерозойские глины). Трасса тоннеля проходит под главным руслом Невы, но никаких аномалий в зоне строительства не предвидится[10].

Глубина заложения перегонных тоннелей и подземного вестибюля строящейся станции составляет 70 метров. По конструктивному типу станция — пилонная. Для проходки тоннелей используются отечественные проходческие комплексы КТ-5,6-1[11].

Строительство

В сентябре 2014 года «Метрострой» начал подготовку стройплощадки под станцию[8]. В ноябре, был объявлен тендер на строительство станции[12], который не состоялся, так как не было подано ни одной заявки[13].

В феврале 2015 года был объявлен повторный тендер[14], который в апреле 2015 года выиграла компания «Метрострой»[15]. В июне был объявлен третий по счёту тендер, так как заказчик отменил итоги предыдущего (второго) тендера. Максимальная стоимость контракта снижена до 20,7 млрд рублей, срок окончания работ остался прежним — конец 2019 года[16]. В августе, компания «Метрострой» выиграла тендер и подписала контракт на строительство продолжения Правобережной линии от «Спасской» до «Большого проспекта». В рамках контракта будут построены подземные залы промежуточной станции «Театральная»[17][18]. По данным на сентябрь 2015 года, начать строительство наклонного хода станции планировалось в 2016 году[19].

3 февраля 2017 года комплекс КТ-5,6-1 начал проходку одного из перегонных тоннелей, который соединит станции «Спасская» и «Горный институт» через «Театральную»[20][21][22]. Строительство станции ведётся через шахтный комплекс № 572 в сквере напротив дома 74 по Большому проспекту. 14 декабря закончен первый перегонный тоннель от станции «Горный институт» до станции «Театральная». Встречный тоннель ещё в работе. С февраля по декабрь 2017 года в ходе работ тоннелепроходческий комплекс прошёл 2204 метра[23].

По состоянию на ноябрь 2018 года пройдены оба тоннеля между «Театральной» и «Горным институтом», идёт сооружение тупикового тоннеля за станцией «Горный институт», ведётся сборка тоннелепроходческого щита «Аврора» для строительства наклонного хода станции[24]. Таким образом, наметилось двухгодичное отставание от сроков строительства, в связи с чем открытие станции перенесли сначала на лето 2022 года, а затем до 2023 года[25]. 27 декабря две бригады проходчиков СМУ-13 объявили забастовку в забое до выплаты задолженности по зарплате[26].

В ночь на 11 января 2019 года, «Метрострой» завершил проходку участка перегонного тоннеля от станции «Горный институт» до шахты № 571: на этом участке поезда будут оборачиваться до тех пор, пока не будет построена следующая станция — «Гавань»[27].

15 января 2020 года начата проходка наклонного хода[28]. 26 мая проходка наклонного хода была завершена. 8 июня 2020 года на станции произошёл несчастный случай: опрокинулась строительная люлька с двумя рабочими. Один из них погиб, а второй с полученными травмами госпитализирован[29][30][31].

В апреле 2021 года завершена проходка тоннеля «Спасская» — «Театральная»: перегон к «Горному институту» полностью готов[32][33], в скором времени должно начаться строительство промежуточной станции «Театральная». В начале июня 2021 года рабочие приступили к обустройству станционных платформ[34].

В 2022 году начали работы по возведению внутренних перегородок подплатформенных помещений среднего станционного тоннеля (центрального зала). Также, продолжаются монолитные работы по возведению банкетки под будущее перекрытие центрального зала.[35] На октябрь 2022 года готовность станции составляет 64%, а также появился подрядчик на возведение подземного вестибюля.[36][37]

В марте 2023 года началось строительство подуличного вестибюля станции. Был вырыт под него котлован. Возведение вестибюля планируется завершить в 2024 году.

8 августа 2023, готовность станции метро «Горный институт» составляет более 70 процентов[38].

Переносы сроков

В 2011 году Правительство Санкт-Петербурга постановило, что ввод станции в эксплуатацию должен произойти в период до 2015 года в составе участка «Спасская» — «Большой проспект»[39]. В 2013 году объявили, что станцию откроют в 2018 году[40], не исключив при этом возможность успеть до начала ЧМ-2018[41]. В 2015 году открытие отложено на 2019 год. В 2017 году была сообщена уточнённая дата открытия — 30 ноября 2019 года[42]. В декабре 2018 года было объявлено о переносе завершения строительства на 2021 год[43]. В марте 2019 года Николай Батанов, вице-губернатор Санкт-Петербурга, подписал постановление, согласно которому сроки сдачи станции переносятся на 2022 год[25]. Однако в середине сентября 2020 года было подписано допсоглашение о продлении контракта на строительство. Согласно ему, работы по строительству станции должны быть завершены не позднее 25 июля 2023 года. В феврале 2021 года срок завершения работ был сдвинут на 15 декабря 2024 года[44]. Весной 2021 года было заявлено, что при запланированном выделении дополнительных средств в 2021—2023 годах станцию смогут сдать досрочно[источник не указан 891 день]. В сентябре 2021 года губернатор Александр Беглов в очередной раз пообещал ввести станцию в строй в 2024 году[45].

Перспективы

К 2028—2030 годам[46] планируется строительство пересадочного узла на проектируемую станцию «Горный институт-2» Кольцевой линии. Переход пассажиров между станциями будет осуществляться по мостикам над путями, для чего предусмотрен расширенный проём между пилонами[47]. Для этого на станции сделают задел. Ещё один задел в юго-восточном торце станции оставят под второй выход на поверхность ближе к Неве и ледоколу «Красин».

В 2030 году за станцией «Горный Институт» при продлении Лахтинско-Правобережной линии откроют станции «Гавань» и «Морской Фасад».

См. также

Примечания

  1. Станцию «Горный институт» откроют в декабре 2024 года. Телеканал Санкт-Петербург (12 августа 2023). Дата обращения: 13 августа 2023.
  2. оригинала 9 апреля 2016 года.
  3. Архивировано 15 ноября 2022 года.
  4. В Петербурге появятся «Каретная», «Туристская» и «Планерная» станции метро Фонтанка.ру. — 24 декабря 2013
  5. Восьми будущим станциям метро Петербурга дали названия Канонер. — 27 июня 2014
  6. Постановление Правительства РФ № 527 от 10.07.2001
  7. оригинала 14 июля 2014 года.
  8. ↑ «Метрострой» вышел на стройплощадку станции «Горный институт». Дата обращения: 11 марта 2015. Архивировано 3 апреля 2015 года.
  9. Архивировано 10 ноября 2022 года.
  10. ↑ Архивировано 8 июля 2023 года.
  11. Станция метро «Большой проспект» в Петербурге. Подземный эксперт. Дата обращения: 23 апреля 2018. Архивировано 23 апреля 2018 года.
  12. Объявлен конкурс на строительство перегона от «Спасской» до «Горного института». Дата обращения: 11 марта 2015. Архивировано 16 декабря 2014 года.
  13. На конкурс по строительству перегона метро от «Спасской» до «Горного института» за 21 млрд никто не заявился. Дата обращения: 15 декабря 2014. Архивировано 16 декабря 2014 года.
  14. Смольный сделал вторую попытку начать в текущем году строительство участка Лахтинско-Правобережной линии метро от станции «Спасская» до «Горного института». Дата обращения: 10 марта 2015. Архивировано 18 марта 2015 года.
  15. «Метрострой» победил в конкурсе на строительство станции «Горный институт». Дата обращения: 15 апреля 2015. Архивировано 15 апреля 2015 года.
  16. Конкурс на строительство станции «Горный институт» объявлен в третий раз. Дата обращения: 9 июля 2015. Архивировано 10 июля 2015 года.
  17. «Метрострой» опять единственный претендент на строительство станции «Большой проспект». Дата обращения: 27 августа 2015. Архивировано 29 августа 2015 года.
  18. «Метрострой» почти год спустя получил контракт на «Большой проспект». Дата обращения: 3 сентября 2015. Архивировано 5 сентября 2015 года.
  19. Наклонный ход станции «Горный институт» начнут строить в 2016 году. Дата обращения: 18 сентября 2015. Архивировано 4 марта 2016 года.
  20. «Метрострой» начал прокладку тоннеля от «Спасской» до «Большого проспекта». Дата обращения: 6 февраля 2017. Архивировано 6 февраля 2017 года.
  21. Начинается проходка тоннеля на Лахтинско-Правобережной линии метрополитена. Дата обращения: 3 февраля 2017. Архивировано 7 февраля 2017 года.
  22. «Метрострой» начинает проходку тоннеля на Лахтинско-Правобережной линии. Дата обращения: 9 февраля 2017. Архивировано 11 февраля 2017 года.
  23. «Метрострой» прокопал тоннель от «Большого проспекта» к «Театральной». Дата обращения: 14 декабря 2017. Архивировано 14 декабря 2017 года.
  24. Архивировано 14 ноября 2018 года.
  25. ↑ Архивировано 22 сентября 2020 года.
  26. Петербургский дневник. 27 декабря 2018.
  27. Архивировано 25 января 2019 года. Дата обращения: 25 января 2019.
  28. Архивировано 16 января 2020 года. Дата обращения: 16 января 2020.
  29. Архивировано 8 июня 2020 года.
  30. Архивировано 8 июня 2020 года.
  31. Архивировано 8 июня 2020 года.
  32. Архивировано 9 мая 2021 года.
  33. Архивировано 9 мая 2021 года.
  34. Архивировано 13 июня 2021 года.
  35. Ускорение темпов.
  36. Подземный вестибюль.
  37. Архивировано 26 ноября 2022 года.
  38. В Петербурге к концу 2024 года достроят станцию метро «Горный институт»
  39. Карточка документа Wayback Machine
  40. Информация Комитета по развитию транспортной инфраструктуры о ходе реализации строительства метро в Санкт-Петербурге (16 июля 2013). Дата обращения: 17 июля 2013. Архивировано 19 июля 2013 года.
  41. Станцию метро «Горный институт» могут открыть позже чемпионата мира по футболу 2018 года. Дата обращения: 11 марта 2015. Архивировано 6 декабря 2014 года.
  42. Власти Петербурга прокомментировали сообщения о возможном затоплении метро. Дата обращения: 17 ноября 2017. Архивировано 18 ноября 2017 года.
  43. Архивировано 21 декабря 2021 года.
  44. Архивировано 6 апреля 2021 года.
  45. Архивировано 28 сентября 2021 года.
  46. Архивировано 20 апреля 2018 года.
  47. Размышления о питерском метро. metro.vpeterburge.ru. Дата обращения: 26 января 2019. Архивировано 26 января 2019 года.

Ссылки

  • «Горный институт» на metro.vpeterburge.ru
  • «Горный институт» на rosmetrostroy.ru

Большой проспект (станция метро, Правобережная линия).

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47