Слово «воскресать» является производным от церковнославянскогокрѣсъ — «оживление, здоровье»[1] или, по другим источникам, «солнечный поворот» (резкое изменение течения времени)[2]. Так же существует версия связи с русским словом «кресать» (огонь), которая, тем не менее, оспаривается некоторыми современными лингвистами.[3]. Последняя версия, тем не менее, находит логическое подтверджение в учении ранних христиан, Оригена и Иоанна Златоуста, которые считали, «что небесные светила суть души людей, облеченные в светлые одежды»[4].
Главк — прорицатель Полиид заметил, что убитая змея ожила от травы, положенной на неё другой змеёй, и при помощи этой же травы воскресил Главка.
Пелоп — будучи мальчиком, Пелоп был предложен в пищу небожителям, собравшимся на пир у Тантала, но боги поняли обман и воскресили Пелопа, причём съеденная Деметрой, пребывавшей в рассеянности из-за пропавшей дочери Персефоны, лопатка была заменена вставкой из слоновой кости.
Асклепий — стал столь великим врачом, что научился воскрешать мёртвых, и люди на Земле перестали умирать. Бог смерти Танатос, лишившись добычи, пожаловался Зевсу на Асклепия, нарушавшего мировой порядок. Зевс согласился, что, если люди станут бессмертными, они перестанут отличаться от богов. Своей молнией громовержец поразил Асклепия, но великий врач не попал в царство мёртвых, а стал богом врачевания.
Есть легенда об Эмпедокле из Агригента как о чудотворце необычайной силы, который смог воскресить женщину, находившуюся до этого целый месяц без дыхания.
Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мёртвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут. Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе. И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий. Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения.
Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но всё то воскресить в последний день. Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день.
апостол Андрей Первозванный в городе Амасеев воскресил мальчика, умершего от лихорадки. В Никомидии святой воскресил юношу, которого загрызли собаки. В Фессалониках апостол воскресил мальчика, который умер от удушения; воскресил воина, напавшего на святого и упавшего замертво; воскресил сына проконсула Вирина, удавленного леопардом, которого натравили на апостола; также воскресил мальчика, умершего от укуса змеи. В городе Патры святой воскресил жену проконсула Лисбия, несмотря на преследования ею ученицы Андрея Трофимы. Также в городе Патры апостол Андрей воскресил 40 человек, выброшенных волной с корабля и утонувших во время бури. В городе Синоп апостол воскресил мужчину, найденного в яме убитым[6][7]. В городе Ацкури по молитве апостола Андрея воскрес умерший[8].
в Эфесе апостол Иоанн со своим учеником Прохором работали в бане. Однажды там умер некий юноша по имени Домн. Отец юноши, Диоскорид, узнав об этом, умер от скорби. Хозяйка бани обвинила Иоанна в смерти юноши и грозилась убить его. Помолившись, апостол Иоанн воскресил юношу, а затем его отца.
во время праздника в честь богини Артемиды, апостол Иоанн обвинил язычников в идолопоклонничестве, за что толпа забросала его камнями. По молитве Иоанна тотчас настала невыносимая жара, вследствие чего умерло до 200 человек. Оставшиеся в живых умоляли Иоанна о милости, и апостол воскресил всех умерших, в результате чего все воскресшие приняли крещение.
в Риме апостол Иоанн был осуждён на изгнание и отправлен на остров Патмос. На судне находились царские вельможи, сын одного из них, играя, упал в море и утонул. Вельможи стали просить Иоанна о помощи, но он отказал им, узнав, что они чтят языческих богов. Но утром, из жалости, Иоанн помолился Богу, и волна выбросила юношу на корабль.
на острове Патмос жил волхв Кинопс, который общался с нечистыми духами. Местные жители почитали Кинопса, как бога. Когда апостол Иоанн стал проповедовать Христа, жители острова призвали волхва Кинопса отомстить Иоанну. Апостол разоблачил бесовство Кинопса, и по молитве Иоанна морская волна поглотила волхва. Народ, поклонявшийся Кинопсу, трое суток ждал его у моря, изнемогая от голода и жажды, а трое детей умерло. Апостол Иоанн, помолившись, исцелил больных и воскресил умерших.
через три года апостол Иоанн направился проповедовать в другой город острова, где исцелял больных, а также воскресил сына жреца, умершего в бане.
апостол Филипп, проповедуя в Галилее, воскресил младенца, которого несла на руках безутешная мать. Проповедуя Евангелие в Греции, он воскресил одного умершего. Проповедуя Христа в Иераполе Сирийском, апостол Филипп вызвал сильный гнев в народе, угрожавшем даже побить его камнями, и по требованию толпы воскресил мёртвого, которого несли на носилках в продвигавшемся мимо погребальном шествии[10][11].
апостол Фома, проповедуя в Индии, воскресил сына языческого жреца, чтобы доказать свою непричастность к его убийству.[12]
Иуда Искариот (не является святым), по описанию Иоанна Златоуста, совершал знамения, изгонял бесов, воскрешал мёртвых, очищал прокажённых, однако лишился царства небесного. Знамения не могли спасти его, потому что он был разбойник, вор и предатель Господа[13].
Евдокия Илиопольская (ок. 152—170) воскресила язычника Филострата, сына императора Аврелиана, жену военачальника Диодора[18][19].
Ирина Македонская воскресила своего отца, насмерть затоптанного конём; в городе Мигдония воскресила умершего юношу; после казни в Месемврии сама воскресла из мёртвых; в Эфесе по своей воле легла в гробницу, но на четвёртый день пещеру нашли пустой[20].
Иулиан Египетский (313) по требованию правителя Маркиана воскресил умершего, которого несли мимо в погребальном шествии[30].
Парфений Ламсакийский, епископ (318), воскресил возничего, погибшего под колёсами повозки, запряжённой волами[31].
Николай Чудотворец по пути на корабле в Палестину, через Александрию, воскресил матроса, который упал с мачты на палубу и разбился насмерть[32]. По одной из легенд святитель Николай воскресил троих детей, убитых и заточённых в бочку[33][34].
Спиридон Тримифунтский оживил свою умершую дочь Ирину, чтобы она рассказала, где спрятала драгоценности, переданные ей на хранение одной знатной дамой, после чего душа Ирины снова покинула тело; в Антиохии воскресил грудного ребёнка язычницы, а затем и саму мать, упавшую замертво от потрясения увиденным чудом[35][36].
Даниил Таронский, чудотворец (ок. 362) был известен совершаемыми чудесами, он ходил по воде, исцелял больных, воскрешал мёртвых[39][40].
Макарий Великий воскресил мёртвого, чтобы убедить еретика, отрицающего возможность воскрешения. Святой мог так взывать к умершим, что те вслух говорили сведения, необходимые для помощи другим людям[41][42][43][44][45].
Донат Еврийский (ок. 387) воскресил мёртвого, чтобы он подтвердил возврат им долга кредитору, который требовал его повторно от вдовы умершего[46][47].
Леонтий Ростовский (ок.1073-1077) воскресил набросившихся на него с оружием и павших замертво язычников[85].
Станислав Щепановский в городе Петровин воскресил умершего три года назад дворянина, чтобы он подтвердил, что его усадьба была продана святому Станиславу на законных основаниях[86][87][88].
Варлаам Хутынский (1192) воскресил сына окрестного жителя, который умер, когда отец нёс его к святому для исцеления. Известны случаи воскрешения умерших после смерти святого и обретения мощей (XV)[89][90].
Марк Печерский (Пещерник, Гробокопатель, XI—XII) воскрешал покойников на несколько часов, пока не готова могила, заставлял их поворачиваться или вставать из могилы, чтобы исправить недостатки своей работы[91][92][93].
Александр Куштский (1439), во время набега татар на Вологодские земли, осенил крестом пятерых татарских воинов, явившихся в его монастырь, и они упали замертво, после чего святой воскресил их.[104].
По одной из легенд, царица Елена организовала поиски Креста, на котором был распят Иисус Христос; было найдено три креста, возле одного из них произошло воскрешение умершего[117][118][119].
В храме «Живоносный источник», воздвигнутом в 457 году к западу от Константинополя и посвящённом Пресвятой Богородице (ныне — монастырь Балыклы, Стамбул), совершалось множество чудесных исцелений, а также воскрешение паломника, который умер по пути к целебному источнику и ожил после трёхкратного омовения водой из источника[120][121].
Почаевская икона Божией Матери прославилась многими чудесами, в том числе воскрешением умершего сына помещика Ивана Жабокрицкого в 1664 году, воскрешением умершего в Почаеве ребенка в 1710 году[127][128][129].
Особой известностью на территории современной Чувашии пользовалась икона Божией Матери Тихвинской Цивильского Троицкого собора, с которой связывалось 25 чудес, в том числе воскресение младенца Иоанна в 1700 году, воскресение младенца Василия в 1701 году, воскресение удушенного младенца в 1707 году[130].
В изданном в 1742 году в Познани богословском сочинении «Криница ласк духовных Девы Марии с гор Юровичских» приведено множество чудесных спасений, связанных с Юровичской иконой Божией Матери: это воскрешение в 1686 году во время траурной процессии сына юровичского прихожанина Пригородского, воскрешение погибшего в 1724 году при пожаре сына мозырского земского писаря Теофила Ленкевича, спасение в 1730 году утонувшего юровичского жителя Рутковского[131].
Свидетельство о вере в возможное воскресение в китайских народной религии зафиксировано в документе, найденном в захоронении Фанматань (кит.放馬灘). Он описывает вмешательство чиновника в должности сымин (кит.司命) в дело о самоубийстве простолюдина в период ок. 300 г. до н. э. Следствием разбирательства становится возвращение последнего к жизни.
Воскресение из мёртвых описывается также в «Лесянь чжуань» (кит.列仙傳), где описывается чудесное возвращение к жизни даосского подвижника по имени Гу Чунь (кит.谷春).
В подобных описаниях (но не в «Лесянь чжуань») упоминается понятие ши цзе (кит.尸解), которое современные ученые трактуют как «очищение/освобождение от бренного тела». Аналогичным ему является 形解 син цзе «очищение формы» (Ши цзи). Ван Чун (кит.王充) (27—104) анализирует это понятие, выражая скепсис по поводу преображения тела «практикующего». В его трактовке, этот процесс аналогичен линьке цикады или змеи; в случае же достижения «бессмертия» (кит.仙) (en:Xian (Taoism)) состояние оставленного тела неотличимо от смерти.[135]
В философии
В русской философии
Николай Фёдорович Фёдоров, которого Л.Н.Толстой и Достоевский называли гениальным русским мыслителем[136], мечтал воскресить людей. Он не желал примириться с гибелью хотя бы одного человека. С помощью научных центров он намеревался собирать рассеянные молекулы и атомы, чтобы «сложить их в тела отцов».
Под термином «воскресение» может скрываться не только оживление после «биологической смерти», но также и другие виды оживления, а именно: оживление после клинической смерти, оживление после летаргического сна, выход из комы, оживление после потери сознания. В прежние века из-за недостаточного развития медицинских знаний под «воскресением из мёртвых» мог пониматься любой из вышеописанных случаев. В частности, «воскресение Евтиха» могло быть просто потерей сознания от падения с третьего этажа и последующим приходом в себя.
Однако, и в наши дни известны случаи, когда человек, чья смерть была констатирована врачом, впоследствии самопроизвольно или после каких-либо внешних воздействий приходил в сознание (см., например, здесь). В большинстве случаев подобные примеры не находят уверенного научного объяснения; материалистически настроенные комментаторы склонны объяснять их ошибочной констатацией смерти.
Вторая симфония Густава Малера (1860-1911), впервые исполненная в 1895, носит название "Воскресение" (Auferstehung). Текстуальная часть симфонии (IV, "Urlicht") выражает идею тяги к воскресению: "Человек лежит в величайшей нужде. Человек лежит в величайшем страдании. Как бы хотел я быть на небесах" (Der Mensch liegt in größter Not, Der Mensch liegt in größter Pein, Je lieber möcht' ich im Himmel sein). Текст взят композитором из сборника немецких народных песен Волшебный рог мальчика.
↑Этимологический словарь русского языка / Под ред. Н.М.Шанского. — М.: Издательство МГУ, 1968. — Т. I. Вып. 3. — С. 171. — 284 с.
Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам. — СПб., 1893. — Т. 1. — С. (столбец) 1355.
Полный церковно-славянский словарь. — 1900. — С. 273–274. — 1120 с.), которая, однако, современными лингвистами не подтверждается (Историко-этимологический словарь современного русского языка. — М.: Русский язык, 1999. — Т. 1. — С. 169. — 624 с. — ISBN 5–200–02685–7).
Откровение в грозе и буре. — Издание редакции журнала «Былое», типо-литография «Энергия».).
свт. Димитрий Ростовский. Жития святых. Житие, подвиги и страдание святого славного и всехвального верховного апостола Петра
Житие и страдание святых мучеников Иулиана и Василиссы и других с ними
Житие святого отца нашего Парфения, епископа Лампсакийского
Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского с дополнениями из пролога. Житие святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мирликийского
Николай Чудотворец. Краткое жизнеописание
Демре. Храм Св. Николая Чудотворца
Житие святого отца нашего Спиридона Тримифунтского
А. В. Бугаевский. Святитель Спиридон, епископ Тримифунтский
Феодорит Кирский. Церковная история
Блаж.Ѳеодоритъ Кирскій. Исторія Боголюбцевъ или повѣствованіе о святыхъ подвижникахъ
Житие и мученичество святого священномученика Даниила Чудотворца, хорепископа Таронского
Фавстос Бузанд. История Армении
Письмо, писанное епископом Палладием правителю Лавсу
Жизнь преподобного Макария Египетского
День Преподобного Макария Великого, Египетского
Преподобный Макарий Египетский. «Духовные Беседы». Перевод с греческого. Репринтное издание. 1904 г. Изд. Свято-Троицкая Сергиева Лавра 1994 г.
Руфин, пресвитер Аквилейский. Жизнь пустынных отцев
Яков Кротов. Словарь святых
Православный церковный календарь. Святитель Донат
Григорий Турский. История франков
Сульпиций Север. Диалоги. Диалог II
Святой Мартин Турский
Георгий Федотов. Святой Мартин Турский — подвижник аскезы
Сульпиций Север. Житие святого Мартина епископа и исповедника
Православный календарь. Святитель Амвросий, епископ Медиоланский
Память преподобного Палладия Пустынника
Игумен Марк (Лозинский). Отечник проповедника
Память преподобного Патермуфия
Руфин. Жизнь пустынных отцов
Страдание святого мученика Иакинфа
Житие святого отца нашего Епифания, архиепископа Кипрского
Память преподобного отца нашего Сисоя Великого
Пётр ИвАнов. Тайна святых
Древний Патерик или Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов
Житие преподобного отца нашего Дия
Преподобный Дий Константинопольский
Ненний. История бриттов
Протоиерей Александр Шабанов. Святой Патрик, епископ и просветитель Ирландии
Библиотека сайта XIII век. ГИМН ФИАККА
Ольга Брилева. Парад Святого Патрика бывает раз в году
Житие преподобного Маркиана
Житие преподобного отца нашего Маркелла, игумена «обители неусыпающих»
Память преподобного Иакова Отшельника
Отечник, составленный Игнатием Брянчаниновым
Скитский патерик (о стяжании евангельских добродетелей — сказания об изречениях и делах святых и блаженных отцов христовой церкви)
Энциклопедия «Католическая Россия». Франциска римская, святая
Энциклопедия «Католическая Россия». Исайя Бонер, блаженный
Энциклопедия «Католическая Россия». Иоанн Гонзалес, св.
Энциклопедия «Католическая Россия». Игнатий из Laconi ОМКап., св.
Святая блаженная КСЕНИЯ ПЕТЕРБУРГСКАЯ
Энциклопедия «Католическая Россия». Иоанн (Джованни) Боско, святой
Дон Боско и потусторонний мир
Победа над последним врагом. Случаи воскресения из мёртвых
Пророк, воскресивший мёртвого
Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн. Одоление смуты
Житие старца Аристоклия, афонского подвижника и московского чудотворца
Крест в небе над Почаевской лаврой
Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня
Сказание о воздвижении честного и животворящего Креста Господня
Г. А. Баскова «Крест — хранитель всея вселенныя…»
Празднование иконе Божией Матери «Живоносный источник»
«Источник еси воистинну воды живыя, Владычице»
Празднование Пречистой Богородице в честь явления Её пречестной и чудотворной иконы, нарицаемой Толгской
В. И. Вахрина. Толгская икона Пресвятой Богородицы с лицевым сказанием о явлении и чудесах из собрания Ростовского музея
Васильева А. В. Толгская икона Божией Матери
Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
Жировицкая обитель
Свято-Успенская Почаевская Лавра. История Лавры
Почаевская икона
Пресвятая Богородица — стена и ограждение всех верных
Особо чтимые чудотворные иконы и колокола церквей
Юровичская святыня
Песчанская чудотворная икона Божией Матери
Матвей Славко. «Во времена нашествия иноверных наша Свободительнице…»
Александр Ольшанский. Все люди — братья?!
↑Donald Harper, "Resurrection in Warring States Popular Religion, " Taoist Resources 5 (1994): 13-28.
Николай Федоров: легко ли воскрешать покойников в массовом порядке?
Ссылки
М . С . Иванов Воскресение мёртвых // Православная энциклопедия. Том IX. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2005. — С. 423-437. — 752 с. — 39000 экз. — ISBN 5-89572-015-3
Воскресение мёртвых. Ответы на вопросы. Твоя Библия.
Протоиерей Георгий Флоровский. Воскресение мёртвых.
Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Книга 4 (Глава XXVII).