17-10-2023
«Гавриил» | ||
---|---|---|
|
||
«Гавриил» в апреле 1918 года | ||
Основная информация | ||
Тип | Эскадренный миноносец | |
Государство флага | Россия РСФСР |
|
Верфь | Русско-Балтийский завод, Ревель | |
Строительство начато | 28 ноября 1913 года | |
Спущен на воду | 5 января 1915 года | |
Введён в эксплуатацию | 8 декабря 1916 года | |
Современный статус | Затонул, подорвавшись на минах 21 октября 1919 года | |
Параметры | ||
Водоизмещение | 1260 т | |
Длина | 98 м | |
Ширина | 9,34 м | |
Осадка | 3,9 м | |
Технические данные | ||
Силовая установка | 2 паровые турбины, 4 котла | |
Мощность | 31 500 л. с. (23,2 МВт) | |
Винты | 2 | |
Скорость | 34 узла (63 км/ч) | |
Дальность плавания | 360/1680 морских миль (34/21 уз.) | |
Экипаж | 150 человек | |
Вооружение | ||
Артиллерийское вооружение | 4 × 102-мм/60, 1 × 76,2-мм, 2 × 7,62-мм пулемёта |
|
Торпедно-минное вооружение | 3 трёхтрубных 457-мм торпедных аппарата, 80 мин заграждения |
«Гавриил» — эскадренный миноносец Русского императорского флота из серии «новиков», головной корабль из 5 эсминцев типа «Гавриил».
Содержание |
С 15 по 19 сентября 1916 года механизмы и устройства корабля испытывались при стоянке у стенки завода. Через неделю «Гавриил» поставлен в док Гельсингфорса, где комиссия осмотрела его подводную часть. В доке обшивка кормы укреплена добавочными листами. 11 октября на переходе в Ревель испытывались главные машины на скорости хода 21 уз. Вследствие штормовой погоды для испытаний на полном ходу корабль отошел от стенки только 22 октября, но при выходе из гавани под управлением заводского командира миноносец коснулся грунта рулем и винтами. Для исправления снова поставлен в Гельсингфорсский док.
3 ноября состоялся выход в море, но из-за сильного нагрева колец упорного подшипника правой турбины проверка на полном ходу опять не выполнена.
После приведения в исправное состояние упорного подшипника 15 ноября «Гавриил» вышел в море. Механизмы работали удовлетворительно, но было обнаружено попадание воды с верхнего дна котельных отделений в нефтяные цистерны, а оттуда к действующим форсункам котлов
Десять дней устранялись неисправности. Полный ход был зачтен только 25 ноября 1916 года. После ревизии и контрольной проверки комиссия подписала акт о приемке «Гавриила».— Отчет Постоянной комиссии за 1916 г.
Во время осенней битвы за Петроград в 1919 году командование Красного Балтийского флота приняло решение активизировать действия флота, для оказания помощи обороняющимся частям Красной армии. Но было решено, ввиду общего топливного кризиса, ограничиться постановкой минных заграждений в восточной части Копорского залива, чтобы помешать возможной десантной операции наступающих войск Северо-Западной армии. Для постановки были назначены четыре эсминца — «Гавриил», «Свобода», «Константин» и «Азард»[1].
Эсминцы снялись с якоря Большого Кронштадта в 2 часа ночи 21 октября и вышли в море. Однако, войдя в Копорский залив, они попали в густое минное поле, поставленное противником. В 5 часов 48 минут 21 октября около параллели мыса Долгий Нос взорвался «Гавриил» (шедший первым), за ним последовательно взорвались «Константин» и «Свобода». Только «Азарду», шедшему последним, удалось, дав задний ход и умело маневрируя, выйти из границ минного поля и вернуться в Кронштадт. Всего на трёх кораблях погибло 485 человек. [2] С «Гавриила» спаслось только 19 человек, со «Свободы» — 6, которые на шлюпках утром 21 октября приплыли к советскому берегу. Тела членов экипажей, которые вынесло на советский берег, были похоронены в братской могиле на форту Краснофлотском[1].
Позднее полученные материалы говорили о том, что комсостав всех 4-х эсминцев имел тайный план о сдаче кораблей англичам и заранее известил противника о планах похода. Предполагалось, что по прибытию в Копорский залив эсминцы будут окружены английским флотом и принуждены сдаться. Только незнание фактической минной обстановки командованием Красного Балтийского флота и вызванный этим подрыв кораблей предотвратил этот план[1].
Это заготовка статьи об эскадренном миноносце. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Эскадренные миноносцы типа «Новик» | ||
---|---|---|
|
«Новик» («Яков Свердлов») |
|
Эскадренные миноносцы типа «Новик» 1-й серии | ||
«Дерзкий» |
||
«Счастливый» |
«Счастливый» • «Быстрый» («Фрунзе») • «Пылкий» • «Громкий» • «Поспешный» |
|
«Орфей» |
||
Эскадренные миноносцы типа «Новик» 2-й серии | ||
«Лейтенант Ильин» |
«Капитан Изыльметьев» («Ленин») • «Лейтенант Ильин» («Войков») • «Капитан Белли» («Карл Либкнехт») • «Капитан Керн» («Валериан Куйбышев») • «Капитан Кингсберген» • Лейтенант Дубасов 1 • Капитан Конон Зотов 1 • Капитан Кроун 1 |
|
«Гавриил» |
«Гавриил» • «Константин» • «Владимир» • Михаил 1 • Сокол 1 • Мечеслав 1 |
|
«Изяслав» |
«Изяслав» («Карл Маркс») • «Автроил» • «Прямислав» («Калинин») • Брячислав1 • Фёдор Стратилат 1 |
|
«Гогланд» |
Гогланд 1 • Гренгам 1 • Кульм 1 • Патрас 1 • Стирсудден 2 • Смоленск 2 • Хиос 2 • Тенедос 2 • Рымник 2 |
|
Эскадренные миноносцы типа «Новик» 3-й серии | ||
«Фидониси» (1-я «Ушаковская» серия) |
«Фидониси» • «Керчь» • «Гаджибей» • «Калиакрия» («Дзержинский») • Цериго 1 • «Занте» («Незаможник») • «Корфу» («Железняков») • «Левкас» («Шаумян») |
|
серия |
Тенедос 2 • Хиос 2 • Родос 2 • Самос 2 и др.3 |
|
1 Заложен, но недостроен; 2 Заказ аннулирован; 3 Ещё 8 эсминцам типа не успели присвоить названия. |
Миноносцы России по типам | ||
---|---|---|
Миноносцы (1877—1903) | ||
Миноносцы, переклассифицированные в эсминцы (1900—1907) |
||
Минные крейсера, переклассифицированные в эсминцы (1904—1906) |
||
«Новики» (1914—1925 гг.) |
«Новик» • «Дерзкий» • «Счастливый» • «Орфей» • «Лейтенант Ильин» • «Гавриил» • «Изяслав» • «Гогланд» • «Фидониси» |
|
Эскадренные миноносцы СССР (1925—1957 гг.) |
||
Эскадренные миноносцы СССР и России после 1957 г. |
||
Большие противолодочные корабли |
проект 57-А • проект 61 • проект 1134 • проект 1134-А • проект 1134-Б • проект 1135 • проект 1155 • проект 1151.1 • |
|
Нереализованные проекты | ||
См. также: {{Лидеры эсминцев ВМФ СССР}} • {{Минные крейсеры Российского Императорского флота}} |
Гавриил (эсминец).