Гибридный режим

14-04-2023

Гибри́дный режи́м — смешанный тип политического режима, возникающий на основе авторитарного вследствие незавершённого демократического перехода[1]. Гибридные режимы сочетают в себе автократические черты с демократическими, то есть в них одновременно могут проводиться политические репрессии и легальная политическая борьба. Термин «гибридный режим» обязан своим существованием полиморфному взгляду на политические режимы, противостоящему дихотомии автократии или демократии[2]. Гибридные режимы характерны для ресурсных стран (петрогосударств). Такие режимы устойчивы и живучи[3].

Западные исследователи, анализирующие гибридные режимы, обращают внимание в основном на декоративность демократических институтов (выборы не ведут к смене власти, разные СМИ вещают одно и то же, «оппозиция» в парламенте голосует так же, как и правящая партия и т. д.), из чего делается вывод о том, что в основе гибридных режимов лежит авторитаризм, однако гибридные режимы также имитируют диктатуру, имея при этом относительно более низкий (точечный) уровень насилия[3].

История

Третья волна демократизации привела к появлению гибридных режимов, которые не являются ни полностью демократическими, ни полностью авторитарными. Ни концепции нелиберальной демократии, ни концепции электорального авторитаризма не описывают эти гибридные режимы в полной мере[4].

С конца холодной войны подобные режимы стали самыми часто встречающимися среди недемократических[5]. Окончанием процесса трансформации авторитарных режимов, когда происходит либерализация, появляются ограниченные тем или иным образом выборы, всегда предполагалась полноценная либеральная демократия, в то время как на практике в основном данный процесс замирал «на полпути»[6].

В отношении режимов, которые ранее называли «переходными» в 1980-х годах стал использоваться термин «гибридный режим», который укрепился потому что, по словам Томаса Карозерса[en], «Большинство „переходных стран“ не являются ни полностью диктаторскими, ни стремящимися к демократии, а по большому счёту их нельзя назвать и переходными. Они находятся в политически стабильной „Серой зоне“, перемены в которой могут не происходить десятилетиями»[1]. Таким образом, он заявил, что необходимо рассматривать гибридные режимы без предположения что они в конечном счёте станут демократиями. Эти гибридные режимы называли полуавториторизмом или электоральным авторитаризмом[6].

Одним из первых понятие «гибридный режим» использовал при анализе кадаровской Венгрии социолог Элемер Ханкиш[en][7].

Признаки

Признаки гибридного режима по Г. О’Доннелу, Ф. Шмиттеру, Л. Даймонду (исследовал отличия от полиархии[8]), Т. Карозерсу[en][1]:

  1. Наличие внешних атрибутов демократии (выборы, многопартийность, легальная оппозиция);
  2. Низкая степень представленности интересов граждан в процессе принятия политических решений (недееспособность объединений граждан, к примеру профсоюзов, или их подконтрольность государству);
  3. Низкий уровень политического участия населения;
  4. Декларативность политических прав и свобод (формально есть, фактически затруднённая реализация);
  5. Низкий уровень доверия граждан политическим институтам.

Странами с гибридными режимами в 2019 году считались Венесуэла, Египет, Турция, Индонезия, Тунис, Малайзия, Танзания, Уганда, Мексика, Сербия, Россия[9], Иран, Казахстан, Азербайджан и Белоруссия[10].

Типология

Существует масса различных терминов, описывающих конкретные виды гибридных режимов[1]:

Электоральный авторитаризм

Про электоральный авторитаризм или так называемые гибридные режимы писали разные авторы ([6].

Электоральный авторитаризм означает, что демократические институты являются имитационными и из-за многочисленных систематических нарушений либерально-демократических норм по факту придерживаются авторитарных методов[5].

Электоральный авторитаризм бывает конкурентный и гегемонический, причём последний не обязательно означает нарушения на выборах[6].

А. Шедлер (Schedler) называет электоральный авторитаризм новой формой авторитарного режима, а не гибридным режимом или несовершенной (нелиберальной) демократией[6]. Электоральный авторитаризм может рассматриваться не только как гибрид демократии и авторитаризма, но и как самостоятельная форма правления, которая не является ни действительно демократической, ни полностью автократической, а имеет свои собственные механизмы легитимации и функционирования[12].

При этом чисто авторитарный режим не нуждается в выборах как источнике легитимности[13] при этом назначаемые по желанию правителя безальтернативные выборы не являются достаточным условием для того, чтобы считать проводящий их режим гибридным.

Проблемная демократия

Полноценные (либеральные) демократии строятся на таких ключевых вещах, как всеобщее избирательное право, свободные и справедливые выборы, проводимые на регулярной основе, более чем одна правящая политическая партия, многочисленные независимые СМИ, поддержка прав человека и беспрепятственный со стороны элит или внешних влиятельных фигур процесс принятия решений избирателями[14]. Отсутствие какого-либо ключевого элемента демократии позволяет классифицировать режим как проблемную демократию, самым распространённым видом проблемных демократий является нелиберальная демократия, термин предложен Фаридом Закарией[15] и схож с делегативной демократией, однако отличается от неё отсутствием конституционализма и публичной конкуренции[8].

История исследований

Исследователями проведён сравнительный анализ политических режимов во всем мире ([16].

Подробно исследовались также «гибридные режимы» (Magaloni 2006), чтобы выиграть выборы и оставаться у власти[16].

[17].

См. также

Примечания

  1. ↑ Подлесный Д. В. — Политология: Учебное пособие ХГУ НУА, 2016; стр.62-65/164
  2. ↑ Архивировано 29 июля 2019 года.
  3. ↑ Архивировано 30 июля 2019 года.
  4. Matthijs Bogaards. 2009. «How to Classify Hybrid Regimes? Defective Democracy and Electoral Authoritarianism.» Democratization, 16 (2): 399—423.;
  5. 1 2 Andreas Schedler. ed., 2006. Electoral Authoritarianism: The Dynamics of Unfree Competition, Boulder, CO: Lynne Rienner;
  6. ↑ Wayback Machine; World Politics; Vol. 64, No. 1 (January 2012), pp. 161—198 (38 pages)
  7. Лилия Шевцова — Россия: десять вопросов о самом важном, Московский центр Карнеги, 1997; стр.21/79
  8. ↑ Архивировано 2 сентября 2019 года.
  9. Архивировано 6 января 2018 года.
  10. Розов, 2018.
  11. Барбара Геддес[en] — Why Parties and Elections in Authoritarian Regimes?; Department of Political Science; UCLA; Los Angeles, California 90095-1472; Geddes@ucla.edu; March 2006
  12. Wayback Machine.
  13. Гудков Л. Природа «путинизма» // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. 2009. № 3. С. 13.
  14. 10.1080/13510340902777800.
  15. The Rise of Illiberal Democracy (англ.) // Foreign Affairs : журнал. — 1997. — December (vol. 76, no. 6). — P. 22–43. Архивировано 19 апреля 2009 года.
  16. ↑ Jeniffer Gandhi Political Institutions under Dictatorship (Cambridge UP, 2008)
  17. Розов, 2018, с. 38—39.

Литература

  • Andreas Schedler — «The Politics of Uncertainty» (Oxford UP, 2013);
  • Guy Hermet, Richard Rose, and Alain Rouquie (eds.). 1978. Elections without Choice. New York: Wiley.
  • Beatriz Magaloni. 2010. «The Game of Electoral Fraud and the Ousting of Authoritarian Rule.» American Journal of Political Science, 54 (3): 751-65.
  • Динамика гибридных режимов и устойчивость/хрупкость неототалитаризма // Полития : журнал. — 2018. — Т. 88, № 1. —
  Словари и энциклопедии
  • Большая российская (научно-образовательный портал)

Гибридный режим.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47