Построение участников дуэльных гонок на Кубок Subaru, 26.08.2006
«Гонки на площади» (серия любительских автогонок в г. Павлодар) — 9 мая 1997 года в Павлодаре — областном центре Павлодарской области (Казахстан), в районе «Центральной площади» состоялись гонки среди автолюбителей по скоростному фигурному вождению.
Многие тогда думали, что являются участниками и зрителями обычной забавы на автомобильную тематику, посвященную празднику День Победы. Однако небольшие соревнования, сразу получившие в народе название «Гонки на площади», стали отправной точкой в развитии целого направления в автоспортивной истории как г.Павлодар[1], так и Республики Казахстан[2]:
Предыстория
В советское время в Павлодаре неоднократно проводились соревнования по автомногоборью, включавшие гонки по фигурному вождению. На главной площади города, которая в советское время называлась «площадь Ленина», а в 1990-х сменила название на «Центральная» — иногда давались старты и проходили финиши профессиональных автомобильных ралли, в рамках которых для зрителей устраивался спецучасток (СУ), фактически являвшийся минигонкой по фигурному вождению. С оглядкой на эти два направления и был создан некий симбиоз — автосоревнования для обычных автомобилистов, похожие на профессиональные, но с либеральными требованиями к технике, пилотам, упрощенными правилами — динамичные, носящие развлекательный характер, проходящие в формате яркого автомобильного шоу.
Формат
Первые же автошоу сразу выявили главные плюсы подобных мероприятий:
- Городские власти в день празднования «красных дат» не вкладывая дополнительные финансы получали яркий автопраздник, гарантированно собиравший многотысячную зрительскую аудиторию и имевший отличную медийную отдачу
- Сценарии городских мероприятий, проводимых в дни празднования «красных дат» часто не отличались оригинальностью и разнообразием — автомобильные шоу в этом случае становились настоящим подарком для организаторов всего праздничного действа. Выигрывали от этого и простые горожане, решившие сходить в выходной на торжество
- Автомобилисты, мечтающие стать автогонщиками, но не имеющие для этого достаточных финансовых возможностей, получали возможность почувствовать вкус настоящих гонок. А при наличии мастерства — продемонстрировать свои таланты многочисленным зрителям, прессе, спонсорам. Некоторые из участников стали со временем профессиональными пилотами [7] [8]
- Представители автогоночной тусовки имели возможность увидеть в деле молодые таланты и привлекать их в свои ряды
- Спонсоры автошоу получали хорошую отдачу при относительно небольших затратах
Хронология
- Место проведения: Автостоянка напротив кинотеатра «Аврора» (в 100 м от «Центральной площади»)
- Трасса: Образованные «фишками» классические элементы гонок по фигурному вождению
- Задача участников: Преодоление трассы на время
- Автомобили участников: Организаторами предоставлялись раллийные автомобили ВАЗ 2106 и ВАЗ 2108 (на выбор)
- Разработчик правил: Владимир Бородин
- Руководитель гонки: Владимир Бородин
- Победитель: Александр Куклин ВАЗ 2106
29 июня 1997 Авторалли 3-й категории «Ралли — 97»
- Место проведения: Старт и финиш осуществлялся на «Центральной площади» г.Павлодар, после чего спортсмены отправились на трассу, пролегавшую в основном вокруг города
- Трасса: Образованные «фишками» классические элементы гонок по фигурному вождению, городские улицы, загородные асфальтированные и грунтовые трассы
- Задача участников: Преодоление трассы на время (участки делились на два типа: с лимитом времени и без лимита времени)
- Автомобили участников: Личные
- Разработчик правил: Владимир Бородин
- Руководитель гонки: Владимир Бородин
- Победители: Сергей Шеломенцев — Сергей Акулов Nissan Bluebird
Призеры в классе до 1500 куб.см.
Место |
Пилот |
Штурман |
Автомобиль |
1 |
Юрий Брагин |
Николай Карпович |
ВАЗ 2106 1.5 |
2 |
Рахметолла Сарсембаев |
Дамир Апушев |
Nissan Sunny B14 1.5 |
3 |
Валерий Таштагубов |
Татьяна Таштагубова |
ВАЗ 2109 1.3 |
Призеры в классе более 1500 куб.см.
25 октября 1998 Дуэльные автогонки «Кубок Аиртон — 98»
- Место проведения: «Центральная площадь» г.Павлодар
- Трасса: Образованные «фишками» две параллельные дорожки с фигурами типа «змейка»
- Задача участников: Опережение соперника в очной дуэли
- Автомобили участников: Личные
- Разработчик правил: Михаил Афанасьев
- Руководитель гонки: Михаил Афанасьев
- Победитель: Димаш Копешев Subaru Legacy
Призеры
9 мая 1999 Дуэльные автогонки «Кубок НСК — 99»
- Место проведения: Ул. Дзержинского, напротив ЦУМа г.Павлодар (в 100 м от «Центральной площади»)
- Трасса: Образованные «фишками» две параллельные дорожки с фигурами типа «змейка»
- Задача участников: Опережение соперника в очной дуэли
- Автомобили участников: Личные
- Разработчик правил: Михаил Афанасьев
- Руководитель гонки: Михаил Афанасьев
- Победитель: Андрей Вирчик Ford Sierra
Призеры
18 сентября 1999 Дуэльные автогонки «Кубок STERN — 99»
- Место проведения: «Центральная площадь» г.Павлодар
- Трасса: Образованные «фишками» две параллельные дорожки с фигурами типа «змейка»
- Задача участников: Опережение соперника в очной дуэли
- Автомобили участников: Личные
- Разработчик правил: Михаил Афанасьев
- Руководитель гонки: Михаил Афанасьев
- Победитель: Дмитрий Майбах ВАЗ 2110
Призеры
8 мая 2000 1-й этап чемпионата г.Павлодар по дуэльным автогонкам-2000
- Место проведения: «Центральная площадь» г.Павлодар
- Трасса: 1-й тур: Образованные «фишками» классические элементы гонок по фигурному вождению. 2-й тур: Образованные «фишками» две параллельные дорожки с фигурами типа «змейка»
- Задача участников: 1-й тур: Преодоление трассы на время. 2-й тур: Опережение соперника в очной дуэли (участвовали 16 сильнейших по итогам 1-го тура)
- Автомобили участников: Личные
- Разработчик правил: Михаил Афанасьев
- Руководитель гонки: Михаил Афанасьев
- Победитель: Тастемир Рахимов Daewoo Tico
Призеры
23 сентября 2000 2-й этап чемпионата г.Павлодар по дуэльным автогонкам-2000
- Место проведения: «Центральная площадь» г.Павлодар
- Трасса: 1-й тур: Образованные «фишками» классические элементы гонок по фигурному вождению. 2-й тур: Образованные «фишками» две параллельные дорожки с фигурами типа «змейка»
- Задача участников: 1-й тур: Преодоление трассы на время. 2-й тур: Опережение соперника в очной дуэли (участвовали 16 сильнейших по итогам 1-го тура)
- Автомобили участников: Личные
- Разработчик правил: Михаил Афанасьев
- Руководитель гонки: Михаил Афанасьев
- Победитель: Тастемир Рахимов Daewoo Tico
Призеры
Итоги чемпионата г. Павлодара по дуэльным автогонкам среди автолюбителей 2000
Место |
Пилот |
1 |
Тастемир Рахимов |
2 |
Андрей Вирчик |
3 |
Валерий Коберский |
- Место проведения: «Центральная площадь» г.Павлодар
- Трасса: 1-й тур: Образованные «фишками» классические элементы гонок по фигурному вождению. 2-й тур: Образованные «фишками» две параллельные дорожки с фигурами типа «змейка»
- Задача участников: 1-й тур: Преодоление трассы на время. 2-й тур: Опережение соперника в очной дуэли (участвовали 16 сильнейших по итогам 1-го тура)
- Автомобили участников: Личные
- Разработчик правил: Михаил Афанасьев
- Руководитель гонки: Тастемир Рахимов
- Победитель: Дин Рахимов Daewoo Tico
Призеры
- Место проведения: «Центральная площадь» г.Павлодар
- Трасса: 1-й тур: Образованные «фишками» классические элементы гонок по фигурному вождению. 2-й тур: Образованные «фишками» две параллельные дорожки с фигурами типа «змейка»
- Задача участников: 1-й тур: Преодоление трассы на время. 2-й тур: Опережение соперника в очной дуэли (участвовали 16 сильнейших по итогам 1-го тура)
- Автомобили участников: Личные
- Разработчик правил: Михаил Афанасьев
- Руководитель гонки: Тастемир Рахимов
- Победитель: Валерий Коберский Toyota Corolla AE82
Призеры
Итоги чемпионата Павлодарской области по дуэльным автогонкам среди автолюбителей 2001
Место |
Пилот |
1 |
Андрей Вирчик |
2 |
Валерий Коберский |
3 |
Дин Рахимов |
29 июня 2002 Авторалли 3-й категории «Павлодар-2002»
- Место проведения: Старт и финиш осуществлялся на «Центральной площади» г.Павлодар, после чего спортсмены отправились на трассу, пролегавшую в основном вокруг города
- Трасса: Образованные «фишками» классические элементы гонок по фигурному вождению, городские улицы, загородные асфальтированные и грунтовые трассы
- Задача участников: Преодоление трассы на время (участки делились на два типа: с лимитом времени и без лимита времени)
- Автомобили участников: Личные
- Разработчик правил: Владимир Бородин
- Руководитель гонки: Михаил Афанасьев
- Победители: Андрей Вирчик — Денис Клачан ВАЗ 2108
Призеры
Место |
Пилот |
Штурман |
Автомобиль |
1 |
Андрей Вирчик |
Денис Клачан |
ВАЗ 2108 |
2 |
Кайрат Бирлянов |
Александр Кромм |
VW Scirocco II |
3 |
Евгений Аникьев |
Николай Кудош |
ВАЗ 21099 |
11 октября 2003 Авторалли 3-й категории «Павлодар-2003»
- Место проведения: Старт и финиш осуществлялся на «Центральной площади» г.Павлодар, после чего спортсмены отправились на трассу, пролегавшую в основном вокруг города
- Трасса: Образованные «фишками» классические элементы гонок по фигурному вождению, городские улицы, загородные асфальтированные и грунтовые трассы
- Задача участников: Преодоление трассы на время (участки делились на два типа: с лимитом времени и без лимита времени)
- Автомобили участников: Личные
- Разработчик правил: Владимир Бородин
- Руководитель гонки: Михаил Афанасьев
- Победители: Андрей Вирчик — Иван Кадыров ВАЗ 2108
Призеры
Место |
Пилот |
Штурман |
Автомобиль |
1 |
Андрей Вирчик |
Иван Кадыров |
ВАЗ 2108 |
2 |
Олег Ягодка |
Валентин Горст |
BMW 320 E30 |
3 |
Саукен Нагайбеков |
Олег Мастеров |
ВАЗ-2121 Нива |
17 сентября 2005 Гонки по фигурному вождению «Ford — 2005»
- Место проведения: «Центральная площадь» г.Павлодар
- Трасса: Образованные «фишками» классические элементы гонок по фигурному вождению
- Задача участников: Преодоление трассы за время наиболее близкое к «эталонному»
- Автомобиль участников: Ford Fiesta Mark V 1.4
- Разработчик правил: Михаил Афанасьев
- Руководитель гонки: Михаил Афанасьев
- Победитель: Давид Зарипов
Призеры, среди владельцев автомобилей Ford
Место |
Пилот |
Владелец автомобиля |
1 |
Давид Зарипов |
Ford Scorpio |
2 |
Тимофей Фредина |
Ford Sierra |
3 |
Игорь Лесков |
самодельный джип с агрегатами Ford |
Призеры, среди приглашенных гостей
Место |
Пилот |
1 |
Андрей Вирчик |
2 |
Валерий Коберский |
3 |
Максим Малягин |
- Место проведения: «Центральная площадь» г.Павлодар
- Трасса: Две параллельные прямые дорожки длиной 150 м
- Задача участников: Опережение соперника в очной дуэли
- Автомобили участников: Личные
- Разработчик правил: Михаил Афанасьев
- Руководитель гонки: Михаил Афанасьев
- Победитель: Нурман Манахбаев Subaru Legacy
Победители
- Место проведения: «Центральная площадь» г.Павлодар
- Трасса: Образованные «фишками» две параллельные дорожки с фигурами типа «змейка»
- Задача участников: Опережение соперника в очной дуэли
- Автомобили участников: Личные
- Разработчик правил: Михаил Афанасьев
- Руководитель гонки: Михаил Афанасьев
- Победитель: Андрей Вирчик Ford Fiesta Mark V
Призеры
- Место проведения: «Центральная площадь» г.Павлодар
- Трасса: Образованные «фишками» две параллельные дорожки с различными фигурами
- Задача участников: Опережение соперника в очной дуэли двигаясь по трассе как передним, так и задним ходом
- Автомобили участников: Личные
- Разработчик правил: Владимир Бородин
- Руководители гонки: Владимир Бородин и Михаил Афанасьев
- Победитель: Антон Домашних VW Golf III
Призеры
Фрагмент автогонок, 1.05.2007
- Место проведения: «Центральная площадь» г.Павлодар
- Трасса: Образованные «фишками» две параллельные дорожки с различными фигурами
- Задача участников: Опережение соперника в очной дуэли двигаясь по трассе как передним, так и задним ходом
- Автомобили участников: Личные
- Разработчик правил: Михаил Афанасьев
- Руководители гонки: Михаил Афанасьев
- Победитель: Андрей Вирчик Ford Fiesta Mark V
Призеры
- Место проведения: «Центральная площадь» г.Павлодар
- Трасса: Образованные «фишками» две параллельные дорожки с различными фигурами
- Задача участников: Опережение соперника в очной дуэли двигаясь по трассе как передним, так и задним ходом
- Автомобили участников: Личные
- Разработчик правил: Владимир Бородин
- Руководители гонки: Владимир Бородин и Михаил Афанасьев
- Победитель: Антон Домашних VW Polo
Призеры
1 мая 2008 Дуэльные автогонки «10 лет Казресурспром»
- Место проведения: «Центральная площадь» г.Павлодар
- Трасса: Образованные «фишками» две параллельные дорожки с различными фигурами
- Задача участников: Опережение соперника в очной дуэли двигаясь по трассе как передним, так и задним ходом
- Автомобили участников: Личные
- Разработчик правил: Михаил Афанасьев
- Руководители гонки: Михаил Афанасьев
- Победитель: Юрий Пируев VW Golf III
Призеры в личном зачете
Призеры в командном зачете
- Место проведения: «Центральная площадь» г.Павлодар
- Трасса: Образованные «фишками» две параллельные дорожки с различными фигурами
- Задача участников: Опережение соперника в очной дуэли двигаясь по трассе как передним, так и задним ходом
- Автомобили участников: Личные
- Разработчик правил: Владимир Бородин
- Руководители гонки: Владимир Бородин и Михаил Афанасьев
- Победитель: Андрей Вирчик Toyota Corolla AE86
Призеры
Рекорды
На трассе рекордсмен по количеству побед Андрей Вирчик
По числу побед пилотов
Место |
Пилот |
Число побед |
1 |
Андрей Вирчик |
8 |
2-3 |
Тастемир Рахимов, Антон Домашних |
2 |
По числу участий пилотов
Место |
Пилот |
Число стартов |
1 |
Андрей Вирчик |
16 |
2 |
Валерий Коберский |
9 |
3 |
Дин Рахимов |
7 |
По числу побед моделей авто
По виду соревнований
Место |
Вид гонок |
Число проведений |
1 |
Скоростное фигурное вождение |
15 |
2 |
Ралли 3-й категории |
3 |
3 |
Дрэг-рейсинг |
1 |
Интересные факты
- В первых всеказахстанских гонках по скоростному фигурному вождению — безоговорочно доминировали представители павлодарской автогоночной школы, представлявшие как г. Павлодар так и г. Алматы[5]
- Любительские автосоревнования помогли выявить массу быстрых пилотов, которые смогли реализоваться, некоторые из них со временем пришли в профессиональный автоспорт. Например Андрей Вирчик стал участвовать в чемпионатах Казахстана по автокроссу и зимним трековым гонкам [7] [8]
- Популярность «Гонок на площади» в Павлодаре в 2000-х отлично иллюстрирует небольшая цитата из статьи журналиста Игоря Коновалова: «поход всей семьей на автогоночное шоу, скажем в День города стал своеобразной традицией и правилом хорошего тона. А тем временем профессионализм участников рос. Автомобили стали готовить специально. Пилоты не брезговали тренировками, а спонсоры придавали азарту импульс дорогими призами»[1]
- Гонки по скоростному фигурному вождению позволяют проявлять себя быстрым пилотам на любой подходящей технике. Например в рамках павлодарских «Гонок на площади» проводилось 14 соревнований по скоростному маневрированию с участием разнообразных легковушек, в то же время ни на одной модели автомобиля не удалось победить более чем 3 раза, а всего победителями становились 8 различных моделей серийных машин. Есть целый ряд автомобилей подходящих для «фигурок», но все-таки решающее значение имеет мастерство пилота
- Единственным, кто имеет отношение ко всем 19 гонкам, является Михаил Афанасьев: в 1997 он был менеджером и пресс-секретарем оргкомитета, с 1998 по 2008 - главным инициатором и организатором гонок, за исключением 2001 года, в 2001-м гонки проходили по разработанным им правилам
- 31 мая 2008 в Алматы состоялось «АвтоМир Drift Party» — оно включало в себя: первые в Казахстане соревнования по дрифту, 1-й этап 1-го Чемпионата страны по скоростному фигурному вождению, выставку тюнинговых и экзотических автомобилей, конкурс на лучший автотюнинг, конкурс автомобильного звука.[12] Несколько казахстанских изданий, назвали «АвтоМир Drift Party» самым грандиозным автомобильным шоу такого рода, из когда-либо проводившихся в стране до того времени. Любопытно, что первоначальный сценарий мероприятия и расчет его калькуляции составлялся для руководства казахстанской версии журнала «АвтоМир» Михаилом Афанасьевым (на тот момент редактором издания) с оглядкой на павлодарское автошоу образца 18 сентября 1999, естественно с поправкой на 2008 и с учетом масштабов южной столицы Казахстана. А наиболее значимую роль непосредственно в организации автопраздника сыграл Владимир Бородин — вице-президент Федерации автомотоспорта Республики Казахстан. Тандем этих устроителей автошоу к 2008 был уже больше 10 лет знаком павлодарским любителям «Гонок на площади»
- Сейчас соревнования по скоростному фигурному вождению все чаще называют джимхана
Примечания
- ↑ О расцвете популярности «Гонок на площади» на сайте Федерации автоспорта Павлодарской области
- ↑ Статья о становлении скоростного фигурного вождения на сайте Фонда развития спорта Казахстана
- О зарождении Федерации автоспорта Павлодарской области на сайте организации
- Видеорепортаж с 1-й всеказахстанской гонки по скоростному фигурному вождению
- ↑ Официальный пресс-релиз по итогам Кубка Казахстана-2007 скоростному фигурному вождению
- Регламент Чемпионата Казахстана 2008 по скоростному фигурному вождению на сайте Федерации автомотоспорта Казахстана
- ↑ Интервью на портале proautosport.kz с Андреем Вирчиком — ставшим профессиональным пилотом
- ↑ Видеоинтервью А.Вирчика о постройке его первого авто для профессиональных автогонок
- ↑ Статья о «Гонке на площади», состоявшейся 01.05.2007 в российском журнале «Тюнинг автомобилей» № 7, 2007]
- Видеорепортаж павлодарской ТВ-программы «АвтоКурьер» о «Гонке на площади», состоявшейся 01.05.2007
- 3-й этап чемпионата Казахстана по скоростному фигурному вождению-2008 на сайте Федерации автомотоспорта Казахстана
- Официальный пресс-релиз автошоу «АвтоМир Drift Party» на сайте sportracing.kz
См. также
Ссылки
- Более подробный рассказ об истории «Гонок на площади» на сайте Федерации автоспорта Павлодарской области
- Видеоклип с этапов Кубка Казахстана по скоростному фигурному вождению-2007, включающий фрагменты с павлодарского этапа
- Видеосюжет об этапах Кубка Казахстана по скоростному фигурному вождению-2007, включающий фрагменты с павлодарского этапа
- Фигурное вождение на сайте Федерации автомотоспорта Казахстана
- Фигурное вождение на форуме сайта Федерации автомотоспорта Казахстана
- Видеоклип с фрагментами автошоу «АвтоМир Drift Party», к организации которого самое непосредственное отношение имели устроители павлодарских «Гонок на площади»