28-06-2023
Геноцид в Руанде 1994 года (руанда Itsembabwoko ry'u Rwanda ry'1994) — действия временного правительства (пришедшего к власти в результате военного переворота 6-7 апреля и состоящего из представителей этнического большинства страны — народности хуту), управляемой временным правительством армии и отрядов ополчения «интерахамве» и «импузамугамби» против представителей этнического меньшинства страны — народности тутси, и против хуту, придерживавшихся умеренных политических взглядов, направленные на полное уничтожение и тех, и других; а также, возможно, ответные действия военно-политической организации Руандийский патриотический фронт (РПФ), направленные на уничтожение хуту, организовывавших и непосредственно исполнявших убийства тутси. Число убитых за 100 дней составило по разным данным от 500 000 до 1 030 000 человек, из них примерно 10 % составили хуту. Со стороны тутси убийства осуществлялись РПФ и, вероятно, военизированными формированиями тутси.
Скорость убийств в Руанде в пять раз превышала скорость убийств в немецких лагерях смерти в годы Второй мировой войны. Конец убийствам тутси положило наступление Руандийского патриотического фронта тутси.
Хуту и тутси — этно-социальные группы, населяющие Руанду, Уганду, Бурунди и некоторые другие страны. Коренной народ региона — народность тва, в настоящее время — абсолютное этническое меньшинство (около 1,5 % населения); хуту, занимавшие более высокую ступень социально-экономического развития и занимавшиеся земледелием, появились здесь в начале II тысячелетия н. э.; скотоводы тутси, пришедшие с севера в XVI веке, распространили свою власть на хуту и тва, создав своё государство. Тутси составили правящую верхушку, наиболее зажиточную часть населения, обладавшую одновременно аристократической знатностью. На тот момент существовали антропологические и языковые различия. Однако существовала возможность вертикальной социальной мобильности: обедневший человек терял знатность и переходил в «разряд» хуту, а разбогатевший человек, какому бы народу он ни принадлежал, считался тутси. Со временем оба преобладающие по численности народа — хуту (около 85 % населения) и тутси (ок. 14 %) — стали использовать один и тот же язык (киньяруанда); антропологические различия благодаря вертикальным социальным перемещениям стирались. Таким образом, этниконы («хуту» и «тутси») стали ассоциироваться с социальным положением в обществе. Такая ситуация имела место к концу XIX века. В 1884—1885 годах Брюссельская конференция постановила передать земли Руанды под протекторат Германии. В 1899 году правители тутси признали власть немецкого кайзера, сохранив за собой некоторую автономию. В 1915 году бельгийские войска вторглись на территорию Руанды с территории Бельгийского Конго и полностью её захватили. В 1918 году по решению Лиги Наций Руанда стала протекторатом Бельгии. Колониальная администрация — германская, а затем бельгийская — привлекала к управлению тутси, благодаря их аристократическому положению, а также потому, что благодаря зажиточности тутси легче было получить европейское образование. В 1950-х годах тутси стали ратовать за независимость страны; тогда же колониальная администрация стала делать ставку на хуту, либо считая, что на них проще распространять влияние, либо желая передать власть в стране этническому большинству.
С ноября 1959 года начались трения и столкновения между тутси и хуту. При попустительстве бельгийской администрации хуту сжигали дома тутси, в ответ королевский двор организовал ударные группы, действовавшие против наиболее активных оппонентов-хуту. Бельгийское руководство в своих интересах организовало, начиная с 1959 года, демонтаж традиционной системы управления. Первых трёх вождей-тутси сместили в середине 1959 года по обвинению в разжигании насилия. В результате дальнейших перемещений в администрации страны, а именно, замены чиновников-тутси на представителей хуту, начались массовые беспорядки, сопровождаемые насилием с применением оружия, в результате чего беженцами стали тысячи тутси. В 1962 году страна официально получила независимость под властью хуту; в результате референдума король Кигели V был смещён и отправился в Уганду.
5 июля 1973 года произошёл путч, в результате которого к власти пришёл министр обороны генерал-майор Жювеналь Хабиаримана, хуту по национальности. Правящая партия Пармехуту была отстранена от власти. Хабиаримана создал собственную партию — Национальное революционное движение за развитие (НРДР).
К концу 1980-х годов около 480 тысяч руандийцев находились на положении беженцев, в основном в Бурунди, Уганде, Заире и Танзании. Весьма активной была община тутси в Уганде, где как политическое и военное движение к концу 1980-х годов был сформирован Руандийский патриотический фронт (РПФ). Главной целью РПФ было объявлено реформирование системы государственного управления в Руанде, в том числе раздел политической власти. Многие из членов РПФ служили в Армии национального сопротивления президента Уганды Йовери Мусевени. Среди членов РПФ были также хуту.
В октябре 1990 года РПФ вторгся в Руанду с территории Уганды, имея в своём составе несколько сотен членов, но вскоре разросшись до 7000 человек (а к 1994 году — до 14000 человек). Эти события совпали по времени с экономическими трудностями, с которыми столкнулось правительство президента Жювеналя Хабиариманы. В то же время для того, чтобы не прекращалась помощь извне, под давлением международных финансовых организаций руководство страны вынуждено было пойти на UNOMUR), позже, в октябре 1993, вошедшая в состав военной — UNAMIR). Во главе МООНПР был назначен бригадный генерал Ромео Даллер из Канады. Обстановка в стране в августе 1993 года — марте 1994 года была напряжённой. Продолжались убийства по политическим мотивам, переходное коалиционное правительство так и не было создано, ряд СМИ (радио РТМЛ и «Руанда», газета «Кангура») нагнетали атмосферу ненависти и недоверия.
Участники ополчения — интерахамве и импузамугамби — использовали различное оружие, в том числе огнестрельное, которое им раздавали солдаты армии. Но в основном они в качестве оружия использовали мачете, топоры, дубины, палки, железные прутья. Иногда убийцы сначала отрезали своим жертвам пальцы, кисти, стопы, руки, ноги, и только после этого отрубали голову или разбивали череп. Свидетели рассказывали, что часто жертвы просили своих палачей и предлагали им деньги за то, чтобы их застрелили, а не зарубили мачете. В случае затруднений на помощь ополченцам приходили солдаты армии, имеющие более тяжёлое оружие: взрывали запертые двери, забрасывали помещения гранатами. Зачастую и после убийств над телами жертв совершали издевательства — разрубали их на куски и т. д. Убийства были крайне жестоки. Нападающие выжигали огнём места, где могли спрятаться их жертвы: дома с труднодоступными помещениями, церкви, леса, перелески и т. п.
По оценкам, во время геноцида было изнасиловано около 250 тысяч женщин. Насилию подвергались, в том числе, и девочки; унижающего человеческое достоинство обращения не избежала даже убитая премьер-министр А. Увилингийимана, причём уже после смерти. Многие избежавшие смерти женщины теперь больны заболеваниями, передающимися половым путем, в том числе СПИДом[3]. Одна из выживших женщин говорит о случившемся с ней: «Я не пойду на гачачу (общинный суд), потому что мне слишком трудно давать показания. Да я и не знаю, кто именно убил моего мужа, и кто меня изнасиловал… У меня семеро детей, но лишь двое из них ходят в школу, потому что мы бедные. У меня СПИД, и я не знаю, кто позаботится о них, когда я умру».
Специальный докладчик Комиссии по правам человека ООН Рене Деньи-Сеги в своём третьем докладе о положении в области прав человека в Руанде от 14 ноября 1994 года пишет:
Различные расследования позволили обнаружить несколько мест массовых захоронений по всей стране. Два или три таких места можно найти в каждой коммуне. <…> Что касается жителей Ньярубуйе и окрестностей, то их вообще не удостоили погребения. Тела некоторых из них лежат во дворе и аллеях прихода, тела других сложены штабелями в учебных помещениях приходской школы и в церкви, не считая трупов, обнаруженных в соседней деревне, причём у некоторых из убитых руки были связаны за спиной перед казнью. Обнаруживаются также скелеты людей различного возраста: женщин, мужчин, стариков и даже грудных детей. Картина невыносима для органов чувств — зрения, обоняния и осязания.
Свидетельство журналиста Фергала Кина, посетившего Руанду сразу после окончания активных боевых действий, из его книги «Season of Blood: A Rwandan Journey» (New York, 1995):
Начнём с реки. <…> Я оборачиваюсь и вижу первые два трупа, проплывающие мимо, то скрываясь в воде, то показываясь вновь. Потом ещё три. Они показываются из травы и листьев (которые несёт река) и снова скрываются. Их несёт к водопаду. Один прибивает к берегу, и я замечаю, что это женщина, изрубленная, с отрубленными частями тела. Но не пролом в её голове и не рубленные раны на спине и руках пугают меня и оскорбляют мои чувства — больше всего меня шокирует её обнажённость. <…> «Не волнуйся, ничего удивительного, — говорит шофёр-руандиец. — Они сотнями приплывали». Река Кагера течёт с руандийских нагорий вниз через всю страну и потом через границу в Танзанию, потом в Уганду, и впадает <…> в озеро Виктория. Поэтому река стала идеальным местом для сокрытия следов геноцида. Людей просто выстраивали для казни на берегу и потом сталкивали в поток. Другой метод убийства — заставить людей прыгать в быстрое течение. <…> Бандиты интерахамве заметили, что этот метод особенно эффективен для убийства маленьких детей. <…> Но и другие реки и озёра страны — почти все — стали свалками мёртвых. <…> Когда они, наконец, доплывали до озера Виктория, угандийские рыбаки выходили на своих лодках подбирать их, чтобы достойно похоронить. <…> В части страны близ границы с Танзанией не осталось ничего. Там не было ни людей, ни скота, ни кошек, ни собак. Бандиты прошлись по этим холмам, круша всё на своём пути. <…> Фрэнк, водитель-руандиец, рассказал о бойне в местечке Ньярубуйе, недалеко от танзанийской границы. Примерно 3000 тутси пытались найти убежище в приходской церкви и рядом с ней. <…> Мы подъезжаем ближе, <…> над дверью — белая мраморная статуя Христа, под ней, на ступенях — тело мужчины со связанными ногами… Пройдя через ворота, я должен обогнуть тела нескольких человек, среди них — обезглавленный ребёнок и ещё три трупа. <…> Вижу сотни разлагающихся трупов с лужами зловонной воды вокруг… <…>
Считается доказанным тот факт, что масштаб геноцида стал возможен благодаря вещанию «Радио и телевидения тысячи холмов» (фр. Radio Television des Milles Collines, сокр. RTML) и изданию таких газет, как «Кангура». Радиоведущий Жорж Руджу в 2000 году был приговорён к 12 годам тюрьмы за подстрекательство к массовым убийствам[4]. После крушения самолёта президента, радио возложило вину на бельгийский миротворческий контингент. 7 апреля в эфире прозвучали прямые указания населению убивать тутси[5]. Примечательно, что в новостных сообщениях журналисты сознательно вместо слова «тутси» говорили слово «inyenzi» (тараканы)[6]. После наступления повстанцев, Радио перебазировалось в Заир. Однако его основатель и директор Фердинанд Нахимана был арестован и осуждён на пожизненное заключение[7].
Среди публикаций газеты «Кангура» особую известность получил манифест «Десять заповедей хуту», разжигавший вражду между тутси и хуту. Редактор газеты Хассан Нгезе также был приговорён к пожизненному заключению.
Члены РПФ в ходе своего наступления в течение апреля-июля 1994 года, а также позже, совершали убийства без суда и следствия. В августе и сентябре 1994 года из реки Кагера вылавливали множество трупов, до 5 в день. Многие трупы были связаны по рукам и ногам. Военнослужащие РПФ оставили после своего наступления новые могилы с массовыми захоронениями, добавившиеся к тем, что оставили после себя ополченцы и руандийские военные. Многие повстанцы РПФ мстили за своих родственников, убитых за то, что их близкие служат в РПФ, и аналогичным образом истребляли семьи солдат правительственной армии и подозреваемых в членстве в интерахамве и импузамугамби. Официальные лица РПФ, пришедшего к власти в начале июля 1994 года в результате успешных для него боевых действий, все выдвинутые против него обвинения в массовых убийствах без суда и следствия отрицали, одновременно обвиняя участников французской операции «Бирюза» в искусственной дестабилизации обстановки. При этом, несмотря на то, что считается доказанным, что РПФ повинен в некоторых преступлениях против человечности, также доказано, что члены народности тутси не совершали актов геноцида по отношению к народности хуту.
По официальным данным правительства Руанды, число погибших составило 937 тысяч человек, по другим данным, принятым ООН — 800 тысяч. В целом диапазон оценок количества жертв геноцида колеблется от 500 до 1030 тысяч человек. Мигрировало несколько миллионов человек внутри страны и множество людей бежало за границы, спасаясь от гибели. В лагерях беженцев возникли антисанитарные условия, свирепствовала эпидемия холеры, не хватало медикаментов и продуктов питания. Для соседних с Руандой государств руандийские события апреля-июля 1994 года вылились в огромное число прибывших беженцев. Например, в заирский город Гома, собственное население которого составляло 300 тысяч человек, прибыло 1200 тысяч руандийцев. Вспыхнула эпидемия холеры, затем появилась дизентерия. В результате там погибло от 20 до 50 тысяч человек. После геноцида Руанда столкнулась с разнообразными проблемами. Например, такой, как незаконное занятие земель и имущества. По возвращении в Руанду беженцы-тутси занимали дома и имущество, покинутые их бывшими хозяевами-хуту. Когда старые хозяева, также находившиеся в бегстве, возвращались, то вспыхивали конфликты. По причине того, что законные владельцы имущества являлись хуту, они выдавались военным как участники геноцида либо подвергались жестокому обращению и даже казням без суда и следствия. Проблема осложнялась тем, что многие из вновь прибывших репатриантов являлись эмигрантами 1960-70-х годов. Кроме того, серьёзной проблемой стали массовые аресты подозреваемых в геноциде и истекающие из этого трудности. Аресты производились совершенно произвольно, тюрьмы были переполнены, заключённые содержались в тяжелейших условиях тесноты и нехватки пищи. Проблема голода стала важной проблемой для страны в целом. Урожай был неубранным, а большие территории страны запустели. К тому же, на юге Руанды случилась засуха. В лагерях для перемещённых лиц были случаи голодной смерти. Ещё одной серьёзной проблемой стало отсутствие санитарной безопасности. Оно связано с огромным количеством трупов, брошенных на открытом воздухе, а также сброшенных в водоёмы. Это привело к возникновению эпидемий, в частности, эпидемии холеры. Кроме того, бедствием стала эпидемия СПИДа, и ранее являвшаяся серьёзной проблемой в Руанде.
В Заир (ныне Конго) бежали сотни тысяч представителей народа хуту, опасавшиеся расправ со стороны РПФ, среди которых были и военнослужащие FAR (Вооружённые Силы Руанды) и участники ополчения хуту — интерахамве и импузамугамби. Эти вооруженные формирования не были разгромлены Руандийским патриотическим фронтом, и продолжили борьбу, пытаясь вернуть себе власть в Руанде. Гражданская война шла до 1998 года, затронув, в основном, северо-западные районы страны и часть территорий восточного Заира. Кроме того, непосредственным следствием геноцида явились первая (1996—1997 годов) и вторая (1998—2002 годов) Конголезские войны, итурийский конфликт (с 1999 года), конфликт в Киву (2004—2009 годов).
В ноябре 1994 года в Танзании начал работу Международный трибунал по Руанде. Он судил организаторов и вдохновителей массового уничтожения граждан Руанды весной 1994 года, среди которых в основном были бывшие чиновники правящего режима.
18 декабря 2008 года трибунал приговорил бывшего полковника руандийской армии Теонесте Багосору к пожизненному заключению за геноцид, военные преступления и преступления против человечности. Было установлено, что после того, как 6 апреля 1994 года в авиакатастрофе погиб президент Хабиаримана, Багосора полностью захватил контроль над политической и военной ситуацией в стране, следовательно несёт ответственность за произошедшие затем события[8]. Также Багосора был признан организатором ополчения «Интерахамве»[9].
Роль международного трибунала оценивается в Руанде неоднозначно, поскольку судебные разбирательства в нём очень продолжительны, а подсудимые не могут быть наказаны смертной казнью. Для судов над лицами, не попавшими в сферу юрисдикции трибунала, рассматривающего дела только самых главных организаторов геноцида, в стране создана система местных судов, вынесшая не менее 100 смертных приговоров[10].
Начиная с 2004 года отмечается ежегодный Международный день памяти о геноциде в Руанде.
После геноцида 1994 года в Руанде и этнических чисток на Балканах и в Косово в 1995 и 1999 годах международное сообщество приступило к серьёзному обсуждению вопроса об эффективных мерах в тех случаях, когда права человека граждан грубо и систематически нарушаются. Суть этого вопроса заключалась в следующем: обладают ли государства безусловным суверенитетом во внутренних делах, и имеет ли международное сообщество право на военное вмешательство в какой-либо стране в гуманитарных целях.
Именно в 1990-е годы, когда происходили события в Руанде обсуждения права на «гуманитарную интервенцию» переросли в концепцию «ответственности по защите». В своём «Докладе тысячелетия» за 2000 год бывший тогда Генеральным секретарём Кофи Аннан, отмечая неспособность Совета Безопасности прибегнуть к решительным действиям в Руанде и Косово, обратился к государствам-членам с настойчивым призывом: «Если гуманитарная интервенция действительно является неприемлемым ударом по суверенитету, то как нам следует реагировать на такую ситуацию, как в Руанде, как реагировать на грубые и систематические нарушения прав человека, которые противоречат всем заповедям человеческого бытия?».
Жесткой и обоснованной критике со стороны общественных, правозащитных организаций подверглась пассивная и по своей сути наблюдательная позиция Организации Объединенных Наций в вопросе установления мира в Руанде, предотвращения массового уничтожения людей по этническому признаку. Так, действия Совета безопасности ООН сводились к обсуждению вопроса о введении войск непосредственно с момента начала резни, однако члены совета никак не могли прийти к единогласному решению. Каждый день в ООН поступали новые сообщения о гибели десятков тысяч людей, зверских массовых убийствах, смертях от голода и холеры, но решение о введении войск не принималось. Кроме того, в последующем действия ООН в большей части были сведены к оказанию гуманитарной помощи местному населению региона.
В Кино:
В литературе:
В музыке:
Гражданская война в Руанде.