Григо́р Хлатеци́ (арм.Գրիգոր Խլաթեցի, также Цере́нц, Бзнунеци́арм.Ծերենց, Բզնունեցի1349 — 1425) — выдающийся армянский мыслитель, поэт, историк, музыкант, педагог и церковный деятель XIV—XV вв.[1][2].
Родился в «История превосходного и светозарного вардапета нашего Григора Хлатеци Церенца»[3] (1426).
Творчество
Григор Хлатеци учит своих учеников псалмам. Миниатюра из Евангелия 1419 г. Автор — Григор Хлатеци [5]
Григор Хлатеци оставил большое и разнообразное творческое наследие. Сохранились отредактированные им многочисленные сборники рукописей, в том числе и самый объёмный «Айсмавурк»[комм 1][6][7][8]. Написал 24 «Житий» армянских святых. Среди написанных Григором стихотворений особое место занимает 460-строчная[9] поэма «Воспоминания о бедствиях» (опубликована в 1897 году в Вагаршапате[10]). В ней автор рассказывает о бедствиях, постигших Армению из-за постоянных нашествий Тимуридов в 1386—1422 годах. Помимо литературной ценности, «Воспоминания» Григора имеют большое значение для изучения истории региона в этот период времени, поскольку Григор писал о событиях, очевидцем которых он был[11][12]. Хлатеци занимался также изучением музыки, собирал старые и редкие песни, которые позже вошли в составленный им сборник[3]. Славился искусным певцом[2]. Был и миниатюристом, многие свои работы дополнял картинами. Особую историческую ценность представляют его письма настоятелям разных армянских монастырей. Около двадцати таких писем Григора Хлатеци сохранились в сочинении Товмы Мецопеци[13][14]. Музыковедческое значение имеют его труды «Совет церквям» и «Восхваление псалмам»[4].
Сочинения
«Воспоминания о бедствиях» (арм.«Յիշատակարան աղէտից») — историческая поэма (1422 г.)
«Новые жития» (арм.«Նոր վկայաբանություն»)[15] — сборник кратких житий святых Армянской Апостольской церкви (1401 г.). Добавлен позже в «Айсмавурк». Опубликован в 1706 году в Константинополе.
«Духовные песни» (арм.«Հոգեւոր երգք»)[15] — церковные песни
«Избранный сборник» (арм.«Ճառընտիր») — сборник риторических речей[2]
Комментарии
↑Айсмавурк — сборник житий святых в армянской литературе. Известны четыре редкации «Айсмавурка» (Исраэл Хаченци, Киракос Гандзакеци, Григор Анаварзеци и Григор Хлатеци).
Примечания
Г.П. Хомизури, Армянская Апостольская Церковь: святые, мученики, видные священнослужители, богословы, христианские деятели культуры, Москва, 2002
↑ 123Agop Jack Hacikyan, Gabriel Basmajian, Edward S. Franchuk, Nourhan Ouzounian: The Heritage of Armenian Literature: From the sixth to the eighteenth century, Literary Collections, 2002, pp. 1108
↑ Գրիգոր Խլաթեցի, Ереван, 2002, стр. 235
↑ Գրիգոր Խլաթեցի, Ереван, 2005
↑Vrej Nersessian (2001), The Bible in the Armenian Tradition, Getty Publications, стр. 41
Армянский обряд том 3, стр. 356—374
↑М. Авдалбекян (1982), Сборники «Айсмавурк» и их историческое значение, Ереван
Հայսմավուրք, стр. 278
↑Хачикян Л. (1955), Памятные записи армянских рукописей XV в., часть 1, Ереван
Этимологический корневой словарь армянского языка. — 1973. — Т. 1. — С. 41.
ОЧЕРКИ ИСТОРИИ СЮНИКА IХ-ХVвв, Ереван, 1990]
Armenian Historical Sources of Tamerlane’s First Invasions of Georgia, Tbilisi
Григор Татеваци и основание школы Мецопаванка.Պատմա-բանասիրական հանդես, № 2 . стр. 146-154.
Письма Григора Хлатеци, Լրաբեր Հասարակական Գիտությունների, № 5 . стр. 83-88.
↑ 12H. G. O. Dwight, Catalogue of all works known to exist in the Armenian language, of a date earlier than the seventeenth century. Journal of the American Oriental Society, Vol. 3, 1853, p. 278