31-07-2023
Двигателестроение России — отрасль российского машиностроения, одна из наиболее высокотехнологичных отраслей российской промышленности.
Россия является крупным производителем двигателей внутреннего сгорания, газотурбинных, ракетных и электродвигателей. Выпускается широкий спектр двигателей для основных отраслей: производства колесной и гусеничной техники, авиастроения, судостроения, железнодорожной промышленности, энергетики, ракетно-космической техники, оборонной промышленности.
Крупнейшей российской компанией в области двигателестроения является «Объединённая двигателестроительная корпорация» (ОДК), которая консолидирует более 80 % активов в сфере российского газотурбинного двигателестроения. Корпорация Роскосмос контролирует активы в области ракетного двигателестроения. Активы в области изготовления двигателей внутреннего сгорания и электродвигателей не имеют выраженной консолидации и контролируются множеством частных компаний.
В 2008 году был создан государственный двигателестроительный холдинг «Объединённая двигателестроительная корпорация» (ОДК).
В 2012 году в Ярославской области был открыт новый производственный комплекс по выпуску двигателей семейства ЯМЗ-530[1].
Начиная с 2014 года осуществляется курс на импортозамещение двигателей, производимых в западных странах и Украине[2]. В частности, «ОДК» разворачивает выпуск вертолётных и судовых двигателей. В последние годы также расширяется импорт двигателей из Китая[3].
В 2014 году компания «Климов» осуществила запуск в Санкт-Петербурге нового производственного комплекса по серийному выпуску вертолётных двигателей[4][5].
4 сентября 2015 года в Калужской области состоялся запуск нового завода автоконцерна Volkswagen по выпуску автомобильных двигателей[6].
В апреле 2017 года в Рыбинске (Ярославская область) состоялся запуск нового сборочно-испытательного комплекса корабельных газотурбинных агрегатов[7].
Этот раздел не завершён. |
В России существует крупная двигателестроительная промышленность, снабжающая двигателями внутреннего сгорания автомобильную промышленность России. Часть заводов унаследована от СССР, часть построена после его распада. Постсоветские заводы, построенные с нуля, являются локализацией производства иностранных компаний.
Название | Расположение | Год запуска | Владелец | Деятельность | Мощность | Закрыт (Остановлен) |
Примечание |
---|---|---|---|---|---|---|---|
ЯМЗ | Ярославль | 1916 | Группа ГАЗ | Дизеля | - | ||
УДМЗ | Екатеринбург | 1941 | Группа Синара | Дизеля | ? | - | |
УМЗ | Ульяновск | 1944 | Группа ГАЗ | Двигатели | ? | - | |
ВМТЗ | Владимир | 1945 | - | Дизеля | ? | 2018 | |
АМЗ | Барнаул | 1955 | Тракторные заводы | Дизеля | ? | - | |
ЗМЗ | Нижегородская область | 1959 | Соллерс | Двигатели | 251 тыс. (2007) | - | |
ВАЗ | Самарская область | 1970 | ФГУП «НАМИ» Ростех |
Двигатели КПП |
1 млн двигателей (проект, 2016) | - | |
ТМЗ | Ярославская область | 1973 | ? | Дизеля КПП |
? | - | |
КамАЗ | Татарстан | 1974 | Ростех | Дизеля | 100 тыс. (проект, 1993) | - | |
Cummins | Татарстан | 2006 | Cummins+КамАЗ | Дизеля | 35 тыс. (проект) | (2022) | |
Volkswagen | Калуга | 2015 | Volkswagen | Двигатели | 161 тыс. (2018) | (2022) | |
Ford Sollers | Татарстан | 2015 | Соллерс+Ford | Двигатели | 100 тыс. (проект) | (2019) | |
Mazda | Владивосток | 2018 | Соллерс+Mazda | Двигатели | 50 тыс. (проект) | (2022) | |
Hyundai | Санкт-Петербург | 2021 | Hyundai | Двигатели | 240 тыс. (проект) | (2022) |
В России развито производство судовых энергетических установок на основе дизельных двигателей большой размерности. Диапазон агрегатных мощностей от 11 до 1748 кВт покрывается 29 типоразмерами дизелей 96 модификаций, из которых нашли наибольшее распространение российские двигатели 6-12 Ч(Н) 15/18, 6-8 ЧН 18/22, 12 ЧНСП 18/20; 2-4 Ч 10,5/13; 6 Ч(Н) 12/14; 6 ЧН 24/36 и 6 ЧРН 36/45.[9][10]
На военных кораблях и подводных лодках российской постройки широко применяются главные дизеля семейства Д49 Коломенского завода[11] и дизеля завода «Звезда».
Также выпуск судовых дизелей в различных мощностных диапазонах могут осуществлять:
Завод «Русский дизель» не пережил экономические трудности распада СССР и был ликвидирован; преемником его линейки дизелей стал Кингисеппский машиностроительный завод. Также ликвидирован Хабаровский дизелестроительный завод «Дальдизель».
Предприятия:
Танковое двигателестроение (производство двигателей для БТТ) и пр.
Двигатели внутреннего сгорания получили распространение в лёгкой и сверхлёгкой авиации в силу относительной дешевизны в сравнении с газотурбинными двигателями.
По состоянию на 2015 год, в России отсутствовало производство поршневых авиационных двигателей[13].
Существует ряд направлений развития отрасли поршневых авиадвигателей, например, локализация двигателя RED A03, создание авиационной версии двигателя от автомобилей Aurus (проекта «Кортеж»)[14][15] (АПД-500, разработки ЦИАМ; испытан осенью 2021 года[16]);
двигатели компании «Агат» — авиационными поршневыми двигателями малой мощности занимается компания «Агат»[где?] и Центральный институт авиационного моторостроения (ЦИАМ) (так, они создали для беспилотника «Орион» двигатель АПД-110/120 мощностью 120 л. с.[17]).
2020-е: создание и подготовка к производству, в рамках импортозамещения, ряда новых двигателей, как самолётных (ТВ7-117СТ-01/02, ПД-14, ПД-8), так и вертолётных (ВК-650В, ВК-1600В)[18]
Предприятия:
Газотурбинные авиадвигатели в турбовальном (в приводом на воздушный винт) и турбореактивном вариантах являются основой современной авиации за исключением легких и сверхлегких машин. Россия владеет полным спектром технологий разработки и производства современных авиадвигателей.
Крупные двигателестроительные компании:
К концу 2010-х был создан турбовальный двигатель ТВ7-117, разновидности которого будут применяться в качестве силовой установки самолётов и вертолётов (напр, будет устанавливаться на возобновлённом Ил-114).
В 2019 году авиастроительная корпорация «Иркут» получила два первых перспективных отечественных двигателя ПД-14 (это первый разработанный и созданный промышленностью двигатель для гражданской авиации со времён СССР); также начато серийное производство двигателя «первого этапа» для истребителя нового поколения Су-57.
В России существует разветвленная сеть газопроводов, оснащенных большим количеством газоперекачивающих агрегатов. Как правило их приводят в действие газовые турбины, аналогичные по мощностям авиационным турбореактивным двигателям.
Ряд скоростных военных кораблей выпускается с применением газотурбинных силовых установок. Исторически со времен СССР их делали на предприятии Зоря — Машпроект, располагавшемся на территории Украинской ССР. До 2014 года Россия закупала их у Украины. Однако санкции в связи с украинскими событиями 2014 года остановили поставки, ряд заложенных на стапелях кораблей оказались без силовых установок. Россия была вынуждена создать собственное производство корабельных газотурбинных силовых установок на основе ОДК-Сатурн (город Рыбинск). На 2018 год создана линейка морских газотурбинных двигателей мощностью от 7 до 27 тыс. л. с., которая в краткосрочной и среднесрочной перспективе закрывает потребности флота в газотурбинных двигателях для всех эксплуатирующихся, строящихся и перспективных кораблей различных классов[25].
В СССР энергетическое турбостроение было развито слабо: малыми сериями выпускались турбины низкой мощности, турбины высокой мощности выпускались штучно. В Российской Федерации до 2014 года особых усилий к освоению технологий мощных энергетических газовых турбин не предпринимали, известна лишь многолетняя эпопея с попыткой довести до ума ГТД-110.
В 2014 году против России вводятся секторальные технологические санкции, затрагивающие область энергетики. В частности, в 2017 году получил известность скандал вокруг поставки энергетических турбин «Сименс» в Крым.
В 2015 году Правительство РФ принимает Постановление № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации», в котором говорится, что локализация по энергетическим турбинам и их комплектующим с 2021 года должна составить не менее 90 %[26][27][28][29]. Российскому производителю должны принадлежать права на технологию, включая методики, ноу-хау и патенты, права на конструкторскую и техническую документацию, которая должна храниться в России; также, в России должно находиться испытательное оборудование для узлов горячего тракта, должен быть локализован сервисный центр. В противном случае производитель не сможет участвовать в поставке турбин на ТЭС в рамах государственной программы модернизации теплоэнергетики РФ суммарной мощностью 41 ГВт.
На 2020 год предприятие «Сименс технологии газовых турбин» в Санкт-Петербурге, выпускающее турбины Siemens в России с 2015 года, достигло локализации 60 %[29]. Предполагаемая локализация совместного предприятия Интер РАО и General Electric в Рыбинске («Русские Газовые Турбины», работает с 2014 года) — 55 %[30][31].
В 2018 году для обеспечения энергобезопасности и энергонезависимости страны правительством РФ было принято решение о воссоздании отечественного производства газовых турбин.
Турбины ГТД-110М производства НПО «Сатурн» в 2019 году приступили к опытно-промышленной эксплуатации, а в январе 2023 года запущены в серийное производство.
Газовые турбины ГТЭ-65 и ГТЭ-170 разрабатываются петербургским АО «Силовые машины»[32]; газовая турбина большой мощности ГТЭ-170.1 первой в России получила статус инновационного энергетического оборудования. Планируется, что первые образцы ГТЭ-170 будут запущены в опытно-промышленную эксплуатацию в 2022—2023 гг., а ГТЭ-65 — с 2024 г.[33]
В России производятся паровые турбины для тепловой и атомной энергетики, а также атомных судовых энергоустановок.
Ракетное двигателестроение (производство двигателей для ракетной техники) России — крупная отрасль российского двигателестроения. Россия является крупным производителем двигателей для ракет космического, стратегического и тактического назначения.
Основным потребителем продукции отрасли является российское ракетостроение, значительная часть двигателей отправляется на экспорт[34][35].
Компании-производители ракетных двигателей:
К середине 2019 года в России будет создан холдинг космического двигателестроения; главная цель создания организации — снижение издержек при разработке новых ракетных двигателей[36]. Планируемый (реализация в 2019—2027 гг.) Воронежский центр ракетного двигателестроения (ВЦРД) на базе КБХА[37].
В России работает ряд заводов производства электродвигателей[38]; некоторые из них объединены в рамках концернов Русэлпром и Росэнергомаш.
В 2017 году в России произведено 1,7 млн электродвигателей[41].
АТД1000 — первый отечественный асинхронный тяговый двигатель; разработан к 2022 г. компаниями «Тяговые компоненты» (входит в «Синару») и «Русские электрические двигатели» (РЭД, входит в «Транснефть»)[42].
Импорт электродвигателей достиг 880 млн долларов; основные поставщики: Китай, Италия и Германия.
Экспорт электродвигателей достиг 193 млн долларов; основные покупатели Белоруссия и Казахстан.
Двигателестроение России.