Еврейское население Европы до Второй мировой войны, по оценкам, насчитывало около 9 миллионов[10]. Примерно 6 миллионов евреев были убиты[11][12][13] в период Холокоста. Многие из оставшихся эмигрировали.
В настоящее время еврейское население Европы оценивается как примерно 2,4 миллиона человек (0,3 %)[14]. В это число входят:
Ашкеназы (примерно 1,4 миллиона, в основном во Франции, в Германии, России, Украине, Великобритании, Венгрии и Бельгии)
Сефарды (примерно 400 000; в основном во Франции, в Турции, Греции, Болгарии, а также в Боснии и Герцеговине)
Мизрахим, восточные евреи (примерно 300 000; в основном во Франции, в Испании, Грузии, Великобритании и Азербайджане)
Толчком к миграции евреев в Европу изначально послужили завоевания Александра Македонского. Созданная им монархия объединила Восток, где евреи жили ранее, и Запад — прежде всего Грецию и Македонию[7]. Еврейский эллинизм, центром которого была Александрия, присутствовал в Римской империи ещё до Первой Иудейской войны. Многие евреи жили в Греции (в том числе на острове Крит и на греческих островах в Эгейском море) ещё в начале третьего столетия до нашей эры. Первое письменное упоминание иудаизма в Греции датировано 300—250 годами до нашей эры на острове Родос[15]. Большинство еврейского населения в этот период жило на Востоке (в Иудее и Сирии), а также в Египте (Александрия была крупнейшим сосредоточением евреев: во времена Филона Александрийского евреи населяли два из пяти районов города). Александрийская сивилла уже около половины второго столетия до н. э. называла иудеев народом, «наполнившем собою все земли и все моря»[8]. Еврейская община существовала в Риме как минимум с первого века до нашей эры. (Возможно, еврейская община появилась там даже раньше, во втором веке до н. э., поскольку в 139 году до н. э. преторГней Корнелий Сципион Хиспан издал указ об изгнании всех евреев — не граждан Рима.)[16]
В период раннего средневековья еврейская культура процветала. В последние столетия существования Римской империи образ жизни евреев и христиан развивался в противоположных направлениях. Евреи стали жить автономными, децентрализованными общинами. Христианство стало иерархической системой, управлявшейся Папой Римским и Императором Рима[25].
После того как вестготы от более либерального арианства перешли к более строгому ортодоксальному христианству в правление Реккареда I, был выпущен указ об изгнании из страны всех евреев в 612 году н. э. и ещё один — в 642 году[26].
Между 800-ми и 1100-ми годами в христианской Европе было 1,5 миллиона евреев. Они не были частью феодальной системы, как крепостные или рыцари, поэтому были относительно свободны от угнетения.
Короли, принцы и епископы защищали евреев благодаря важным услугам, которые те оказывали в трёх областях: финансы, администрирование, медицина. Христианские исследователи Библии консультировались с раввинами-талмудистами. Всё это изменилось с реформированием и усилением Римско-католической церкви и ростом среднего класса — городских христиан. К 1300-м годам странствующие монахи устраивали на Пасху представления (мистерии) о страстях господних, в которых изображались евреи (в современных одеждах), убивающие Христа. Так людей приучали ненавидеть евреев и убивать их. Преследования евреев стали обычным делом. В конце концов, примерно в 1500 году, евреи нашли безопасное место в Польше и снова начали преуспевать[27].
Изгнания евреев в Европе между 1100 и 1600 гг. Чёрным написаны названия мест, откуда евреев изгоняли; красным – мест, куда они переселялись.
Историк Сало Барон полагает, что выживание еврейской нации обусловили восемь факторов:
Мессианская вера: вера в то, что в конце концов всё будет хорошо и к ним вернётся Земля Израильская.
Представление о Мире Грядущем очень детально разработано: евреи смирились со страданиями в этом мире, что помогало им противостоять соблазну перейти в другую веру.
Страданиям был придан смысл благодаря внушающей надежду трактовке истории и судьбы еврейского народа.
Догмат о мученичестве и о неизбежности преследований придавал общине сплочённость.
Повседневная жизнь евреев приносила им большое удовлетворение. Евреи жили среди евреев. На практике в течение жизни они сталкивались с открытым преследованием только в некоторые драматические моменты. По большей части дискриминация захватывала всех вместе, и к ней они притерпелись. Повседневной жизнью управляли многообразные ритуальные требования, из-за чего каждый еврей в течение всего дня постоянно сознавал Бога. «Он [рядовой еврей], как правило, считал этот всеохватывающий еврейский образ жизни настолько удовлетворительным, что был готов пожертвовать собой... ради сохранения его основ»[29]. Те заповеди, ради которых евреи жертвовали собой, такие как не поклоняться идолам, не есть свинину, практиковать обрезание, были теми, которым строже всего следовали[30].
Политика сегрегации и самоуправления, проводимая персидской империей и поздней Римской империей, усиливала организованность еврейской общины.
Талмуд стал чрезвычайно эффективной силой для поддержания еврейской этики, закона и культуры, судебной системы и социального обеспечения, всеобщего образования, регулирования семейной жизни и религиозной жизни от рождения до смерти.
Концентрация еврейских масс в «нижней части среднего класса»[31] со свойственными среднему классу добродетелями сексуальной сдержанности. Существовала небольшая дорожка между аскетизмом и распущенностью. Семья считалась фундаментом этики и этичной жизни.
Враждебность извне лишь помогла скрепить единство евреев, придать им внутреннюю силу и преданность своей вере.
↑Walter Laqueur (2006): The Changing Face of Antisemitism: From Ancient Times to the Present Day, Oxford University Press. ISBN 0-19-530429-2. p.46-48
Jewish Persecution - History of AntiSemitism - Lesser Known Highlights of Jewish International Relations In The Common Era (неопр.). simpletoremember.com. SimpleToRemember.com - Judaism Online. Дата обращения: 6 февраля 2015. Архивировано 5 февраля 2015 года.
ISBN 0806507039.
↑Барон, Сало Уиттмайер, «Социальная и религиозная история евреев», Том II «Древний мир», часть II, стр. 200 английского издания, Jewish Publication Society of America, 1952.
↑Dietrich Claude, in Walter Pohl (ed.) Strategies of Distinction: Construction of Ethnic Communities, 300-800 (Transformation of the Roman World, vol. 2), 1998 ISBN 90-04-10846-7
↑Cantor, Norman F.. The Last Knight: The Twilight of the Middle Ages and the Birth of the Modern Era. ISBN 0-7432-2688-7 Free Press 2004
↑Барон, Сало Уиттмайер, «Социальная и религиозная история евреев», Том II «Древний мир», часть II, стр. 215 английского издания, Jewish Publication Society of America, 1952.